Программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних




Скачать 447.43 Kb.
страница 1/3
Дата 09.10.2016
Размер 447.43 Kb.
  1   2   3
Содержание

  1. Содержание 1

  2. Паспорт программы 2

  3. Пояснительная записка 4

  4. Цель и задачи программы 8

  5. Участники программы 8

  6. Этапы реализации программы 8

7. Сроки действия программы 9

8. Содержание деятельности 9

8.1 Принципы реализации программы 11

9. Механизм реализации программы экологической

Направленности «ЭКОС». 11

9.1 План – сетка I смены 15

9.3 Система самоуправления лагеря 19

9.4 Кружковая работа 20

9.5 Система контроля за реализацией программы 20

10. Условия реализации программы 22

10.1 Кадровое обеспечение 22

10.2 Нормативно – правовая база 23

10.3 Научно – методическое обеспечение 24

10.4 Мотивационное обеспечение 24

10.4 Материально – техническое обеспечение 24

11. Факторы риска 25

12. Ожидаемые результаты 26

12.1 Критерии эффективности реализации программы 27

13. Мониторинг воспитательного процесса 27

14. Диагностическое обеспечение 28

15. Список литературы 29

16. Приложения 30-41



2. Паспорт программы:

Номинация, по которой предоставляется программа

Профильная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних

Полное название программы

Профильная краткосрочна экологическая программа «ЭКОС» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Крепыш»

Адресат проектной деятельности

Дети и подростки от 6,5 до 16 лет, в том числе из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи), несовершеннолетние дети «группы особого внимания», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

I смена – 50 детей



Сроки реализации программы

I смена 03.06.2015 – 24.06.2015

Длительность смены 15 дней




Цель программы

Создание условий для отдыха и оздоровления учащихся школы, организация воспитательного процесса в области экологического образования в летний период.


Задачи

1.Формирование и развитие экологической культуры обучающихся.

2.Выявление физических и творческих способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве и других видах игровой деятельности.

3.Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой.

4.Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья

6.Утверждение в сознании школьников нравственных и культурных ценностей



Краткое содержание программы

Летний лагерь – это не только отдых. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном.

Экологическая программа «Экос» лагеря дневного пребывания «Крепыш» в наибольшей степени призвана:

- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной для одних воспитанников на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями, а для других на их закрепление,

- содействовать всем участникам воспитательно-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.




Ожидаемый результат

В ходе реализации данной программы ожидается:

- Укрепление здоровья отдыхающих: 100% охват детей спортивными и оздоровительными мероприятиями; нулевой показатель заболеваемости в период организации смены

- Формирование экологической культуры детей.

- Формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни;

- Формирование творческого потенциала личности ребенка;

- Формирование навыков позитивного общения;




Название организации

Авторы программы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тушнолобовская средняя общеобразовательная школа

Автор: Модифицированна заместителем директора по ВР

МАОУ Тушнолобовская СОШ

Оленьковой Н.А.



Почтовый адрес учреждения, телефон

627532 Тюменская обл., Абатский р-н, с.Тушнолобово,

ул. Южная, д. 23, тел. (34556) 27-2-84




ФИО руководителя учреждения

Оленьков Виктор Васильевич, директор школы

ФИО автора программы

Модифицирована Оленьковой Натальей Александровной, заместителем директора по ВР

Автор: Кислова Е.И., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ сердюжья





Финансовое обеспечение программы

Средства областного бюджета, софинансирование родителей



3. Пояснительная записка.
Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ!

Во всей Вселенной похожей нету!

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица – с небом, как ветер с лугом,

Как парус – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить.

Организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул. Летний период является наиболее благоприятным для охвата системой оздоровительных мероприятий наибольшего количества детей, с использованием доступной и эффективной массовой формы укрепления здоровья – уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы; наличие и доступность учебной экологической тропы может быть использовано как фактор экологического воспитания и образования детей. Это может быть достигнуто через многообразие экскурсионных объектов экологической тропы, их эстетической и познавательной деятельности. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой для здоровья.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.

Однако, несмотря на серьезность ситуации, в массовом сознании и поведении по-прежнему сохраняется эколого-правовой нигилизм – неуважение экологических и эколого-правовых норм, нарушение или невыполнение их.

Экологическая программа лагеря дневного пребывания «Крепыш» в наибольшей степени призвана:

- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной для одних воспитанников на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями, а для других на их закрепление,

- содействовать всем участникам воспитательно-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Анализ работы лагеря.

Как показала практика лагеря дневного пребывания – лагерь – это сфера активного отдыха и общения с природой, разнообразная общественно-значимая досуговая деятельность, смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.


Охват детей летним отдыхом достаточно высок и составляет:

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

80 детей 85(76%) 75 (45%) 80 (56%)

или 75% всех

учащихся школы.

Спад охвата детей летним отдыхом в лагере дневного пребывания объясняется тем, что с 2014 г. введена родительская плата за питание детей. Социальный паспорт летнего лагеря дневного пребывания показывает, что большая часть детей (65 %) - это дети из социально незащищенных семей.

Ежегодно подводится анализ работы лагеря.

Деятельность лагеря организовывается и проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими нормам. В лагере имеются все нормативные документы по организации его работы.

За период действия лагеря дневного пребывания не было случаев травматизма детей, не было зарегистрировано случаев заболевания детей.

В 2014 году основной целью лагеря дневного пребывания ставилось создание условий для отдыха и оздоровления учащихся школы, организация воспитательного процесса в области экологического образования в летний период. Для достижения поставленной цели были запланированы и проведены мероприятия, направленные на повышение экологической и природоохранной грамотности детей: КВН «Знатоки природы», выставка рисунков «Люблю тебя мой край», экскурсия на речку , благоустройство территории «Война сорнякам», конкурсы рисунков, венков, поделок, причёсок, экологических костюмов. Дети с интересом и увлечением принимают в них участие. Ежегодно проводится экопатруль. Во время патруля дети чистят от мусора улицы села и берег реки. Затем составляют фотоотчет, где показывают, как выглядели улицы и берег до патруля и как - после. Экопатрули воспитывают в детях чувство любви к родному краю. Дети ценят красоту природы и понимают, что нужно содержать ее в порядке.

Ежедневно проводились мероприятия спортивного характера, где дети с удовольствием принимали участие, что способствует их физическому развитию и умению общаться.

По анализу анкет детям младшего возраста нравятся мероприятия с игровым сюжетом, дети среднего и старшего возраста отдают предпочтение мероприятиям

с элементами соревнования, викторинам. В мероприятиях были задействованы все дети, поскольку данная тема заинтересовала каждого. Все задания были построены с учетом возраста старших и младших детей.

Внутри лагеря ежедневно проводились общелагерные мероприятия, на которых дети стремились заработать бонусы.

Нам удалось создать условия для успешной организации детского отдыха через развитие познавательного интереса посредством интеллектуальных игр и викторин. Ребята развивали творческие способности через оформительскую работу, участие в концертах, конкурсах рисунков, актёрского мастерства, инсценировку сказок и песен. Развитие способностей, наклонностей, интересов детей реализовывалось также через работу кружков по интересам: спортивный «Азбука здоровья» и кукольный театр «Малыш».

В соответствии с логикой и тематикой работы летнего лагеря дневного пребывания «Крепыш» мы координировали совместную деятельность с различными структурами села и района. Проводились экскурсии в краеведческий музей с.Абатское, в Тушнолобовскую сельскую библиотеку, в Тушнолобовский СДК, в школьный исторический музей и музей Тушнолобовского совета ветеранов, на речку - всё это помогало познавать детям богатство и разнообразие окружающего мира.

На последней неделе была проведена диагностика детей с целью выявления степени удовлетворённости работой лагеря.



Результаты анкеты.

Вопросы 2012 г. 2013 г. 2014 г.


Общее количество 80 85 75

воспитанников

В лагерь иду я 80% 85% 85%

с радостью


В лагере у меня хорошее

настроение 76% 83% 85%

В лагере я всегда свободно

могу высказать мнение 80% 85% 92%


Лагерь мне помогает подготовиться

к самостоятельной жизни 71% 72% 76%


Я буду скучать по школьному лагерю 80% 85% 92%
Анализ результатов показал, что в целом степень удовлетворенности работой лагеря высока. У детей остались положительные впечатления от пребывания в лагере дневного пребывания.

Детские пришкольные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Летний лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Один из основных принципов нашего лагеря – уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», - гласит восточная мудрость. Экологическое здоровье окружающей природы благотворно влияет на здоровье человека. Сохранять и оберегать нашу природу нужно учить с детских лет. Прививать навыки культурного поведения на природе.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок, его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – это время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования работы лагеря. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.

Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

Актуальность программы заключается в том, что обеспечивает отдых детей и подростков от 6 до 18 лет, создает при этом условия для творческой самореализации личности и развития склонностей к позитивному преобразованию мира. Данная программа способствует воспитанию социальной лояльности, гражданских и патриотических качеств личности, что чрезвычайно актуально для нашего времени.

Наличие у школы пришкольного участка, школьного сада и близкое расположение реки привели к возможности создания лагеря экологической направленности. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Работает лагерь с дневным пребыванием детей в 1 смену на базе МАОУ Тушнолобовская СОШ. В нем отдыхают дети и подростки от 6 до 16 лет, в том числе из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи), несовершеннолетние дети «группы особого внимания», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Над реализацией программы экологической направленности лагеря дневного пребывания «Крепыш» работает педагогический коллектив школы.

Программа лагеря разработана с учетом законодательных нормативно – правовых документов.

4. Цель и задачи программы

Целью пришкольного лагеря является - Создание условий для отдыха и оздоровления учащихся школы, организация воспитательного процесса в области экологического образования в летний период.

Задачи:

1.Формирование и развитие экологической культуры обучающихся.

2.Выявление физических и творческих способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве и других видах игровой деятельности.

3.Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой.

4.Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья

6.Утверждение в сознании школьников нравственных и культурных ценностей
5. Участники программы

Дети и подростки от 6 до 16 лет, в том числе из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи), несовершеннолетние дети «группы особого внимания», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Педагогический коллектив.

I смена – 50 детей, 6 педагогов
6. Этапы реализации программы

Реализация программы осуществляется в 4 этапа:



I этап. Подготовительный – апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:



  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  • сбор заявлений от родителей о зачислении детей в лагерь дневного пребывания

II этап. Организационный – июнь-июль

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня, в начале смены.

Основной деятельностью этого этапа является:


  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Экос»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь- июль

Основной деятельностью этого этапа является:



  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа кружков.

IV этап. Аналитический – август

Основной идеей этого этапа является:



  • Подведение итогов реализации программы

  • Анализ реализации программы, корректировка

  • Итоги диагностик.

  1. Сроки действия программы

I смена 03.06.2015 г. – 29.06.2015 г.

Длительность смены 18 дней


  1. Содержание деятельности

Создание условий для сохранения и укрепление здоровья школьников, а также работа по формированию духовно-нравственных качеств, по экологическому, патриотическому и гражданскому воспитанию является одним из основных направлений деятельности лагеря. Педагогический коллектив  организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, посещение  культурно-развлекательных  учреждений, ролевые и творческие игры, акции, мониторинговую деятельность. Реализация программы проходит на основе организации коммуникативных, творческих развивающих и подвижных игр, организации коллективных творческих  дел, выполнения заданий по рефлексии лагерных дел.

Программа включает в себя 6 направлений:

 Образовательная деятельность в рамках лагеря «Крепыш» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России (района, села), изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

  Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение музеев.Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.



Патриотическое воспитание направлено на осознание ребенком себя гражданином своей страны, своего Отечества и села, принимая их интересы.

Мероприятия этого направления: тематическая игровая программа «Народный календарь», конкурс рисунков, конкурс на лучшую театральную постановку народной сказки, посвященные Дню Независимости России. Также конкурс рисунков «Подвиг героя», посвященный дате начала Великой Отечественной войны, митинг «Никто не забыт, ничто не забыто», волонтерская помощь ветеранам ВОВ и труда.



Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке.

Экологическая деятельность включает проведение мероприятий, посвященных Дню экологии, творческих конкурсов рисунков, плакатов, стихов, фотографий по экологической тематике, работу экопатруля, исследовательские работы в области экологии, работа экологического кружка.
8.1 Принципы реализации программы

Принцип гуманизации: признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница