Программа учебной дисциплины
«История»
Количество часов на дисциплину: 108
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36
Количество часов на самостоятельную работу: 45
Контроль (экзамен): 27
Семестр: 1
Трудоемкость: 3 к.е.
Организационно-методический раздел
Цели дисциплины формирование у студентов:
-
научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, этапах в истории России, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в мировой и европейской цивилизации;
-
навыков получения, анализа и обобщения исторической информации, умения выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
-
высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культурного многообразия мира, активной жизненной позиции в личностном и социальном планах;
Основными задачами изучения дисциплины являются:
-
изучение студентами истории возникновения и развития российского государства, эволюции политической системы, экономического и социального развития страны, международных отношений, в овладении навыками анализа событий и явлений отечественной истории, в усвоении знаний историографического и источниковедческого характера.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «История России» включен в структуру цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы. Взаимосвязь дисциплины с другими составляющими ООП проходят по линии компетенций, относящихся к характеристике профессиональной деятельности бакалавра.
Цели освоения дисциплины «История России», вытекающие из ее содержания, способствуют формированию ряда общекультурных компетенций. Отражая специфику дисциплины, они не только пополняют их перечень, но и взаимодействуют с другими дисциплинами цикла.
С циклом общих математических и естественнонаучных дисциплин линиями пересечения являются такие компетенции, как
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из разных источников;
- способность понимать ценности и значение информации в развитии современного информационного общества.
С циклом профессиональных дисциплин «История России» связана, прежде всего, через компетенцию «способность выстраивать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования».
Пререквизиты: школьные курсы истории и обществознания. Они, как минимум, должны давать выпускникам средних учебных заведений знание основных событий, прежде всего, отечественной истории, понимание их взаимосвязи, закладывать основы работы с исторической информацией, ориентировать на выработку собственных позиций при ее осмыслении.
Корреквизиты: философия, политология, экономика, социология, культурология.
Результаты освоения дисциплины
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
1. Универсальные (общекультурные)
-
владение культурой мышления, способность к обобщению, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
-
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; роль и место своей страны в истории человечества (ОК-3)
-
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-4)
-
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6)
-
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
2. Профессиональные
-
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор (ПК-9)
В результате освоения дисциплины студент должен
-
Знать:
-
теоретические основы исторического познания, методы исторической науки, ее социальные функции;
-
движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в истории;
-
понятийно-терминологический аппарат исторической науки;
-
основные вехи становления и развития исторической науки;
-
дискуссионные проблемы истории России;
-
основные этапы, ключевые события истории России, их хронологию;
-
системы ценностей и важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие;
-
имена выдающихся деятелей России, их вклад в развитие страны;
-
место и роль России в контексте технического прогресса и развития общества, вклад российской науки в мировую;
-
Уметь:
-
устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего;
-
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, соотносить их с отдельными событиями;
-
выявлять культурное многообразие мира и толерантно его воспринимать;
-
использовать ключевые понятия, методы исторической науки при анализе процессов, явлений, событий прошлого и современных социально значимых проблем;
-
анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
-
находить в историческом прошлом ориентиры для своего интеллектуального, культурного, нравственного самосовершенствования;
-
находить историческую информацию в печатных и электронных источниках, перерабатывать и воспроизводить ее в устной и письменной речи.
-
Владеть:
-
навыками научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории, в том числе и в публичных выступлениях;
-
способами оценивания исторического опыта;
-
навыками составления библиографии, историографического анализа, анализа исторических источников;
-
навыками рефлексии, адекватного оценивания результатов своей деятельности.
Текущая аттестация качества усвоения знаний:
Наименование курса
|
Уровень образования
|
Статус курса в рабочем плане
|
Количество кредитов
|
История
|
Бакалавриат
|
Б1.Б1
|
3
|
Смежные дисциплины по учебному плану
|
Отечественная история (школьный курс)
Организация самостоятельной работы
|
Тема или задание текущей аттестации
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Минимальное количество баллов
|
Максимальное количество баллов
|
Обязательные виды самостоятельной работы
|
Конспектирование тем дисциплины
|
|
Внеауд.
|
4
|
12
|
Решение практических задач по дисциплине
|
|
Внеауд.
|
6
|
18
|
Подготовка тестового материала по дисциплине
|
|
Внеауд.
|
6
|
18
|
Выполнение расчётно- графической работы
|
|
Внеауд.
|
14
|
42
|
Итого минимум:
|
|
|
30
|
90
|
Дополнительные виды самостоятельной работы
|
Освоение информационных ресурсов по дисциплине
|
|
Внеауд.
|
5
|
10
|
Или:
|
Эссе по теме дисциплины
|
|
Внеауд.
|
5
|
10
|
|
|
|
|
|
Итого максимум:
|
35
|
100
|
|