МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского
Институт истории и международных отношений
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УМР,
профессор_______Е. Г. Елина
"_____"__________________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История международных отношений 1900-1991 гг.
Направление подготовки
031900 – Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Саратов
2014
1. Цели освоения дисциплины
Курс «История международных отношений 1900-1991» преследует цель ознакомить студентов с основными событиями мировой истории девяти десятилетий ХХ в., оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений. Центральное место при его изучении занимают основные тенденции развития систем международных отношений, внешняя политика ведущих мировых держав в развитии и взаимосвязи.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История международных отношений 1900-1991» относится к базовой части профессионального цикла. Изучение данной учебной дисциплины предполагает формирование у студентов профессиональных навыков и умений, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах, важнейших направлениях и событиях международных отношений в объёме, необходимом выпускникам для работы по специальности после окончания учебного заведения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК–4);
умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК–9);
навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК–10);
умение по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК–11);
готовность работать рядовым исполнителем проекта (ПК–12);
готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста (ПК–13);
умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК–14);
навыки работы с аудиторией, в том числе зарубежной (ПК–15);
умение вести учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК–17);
знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПКД-2);
ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПКД-5);
знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира (ПДК–6);
понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК–8);
знание и понимание содержания программных документов по проблемам внешней политики РФ (ПДК-11).
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
знать
-
понятийный аппарат курса;
-
основные принципы, законы и тенденции формирования и развития системы международных отношений;
-
социально-экономические и общественно-политические процессы оказывавшие влияние на внешнеполитическую деятельность акторов международных отношений;
-
основные события международных отношений изучаемого периода;
-
значимые факты, события и биографии исторических личностей из истории международной политики;
уметь
-
анализировать и интерпретировать основные события по истории международных отношений;
-
сравнивать и сопоставлять исторические факты, делать аргументированные выводы;
владеть
-
навыками работы с информацией из различных исторических источников и литературы;
-
базовыми теоретическими, политическими знаниями, основами всеобщей и отечественной истории, их влиянии на международные отношения;
4. Структура и содержание дисциплины «История международных отношений 1900-1991»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц или 432 часа.
4.1. Структура преподавания дисциплины
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего часов
|
Лекции
|
Практическая
работа
|
Самостоятельная работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Раздел 1
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 Введение в дисциплину
|
3
|
1
|
3
|
2
|
|
1
|
Блиц-опрос
|
|
Тема 2 Формирование блоковой системы в конце XIX - начале XX века
|
3
|
2-5
|
16
|
8
|
4
|
4
|
Устный опрос
|
|
Тема 3 Международные отношения во время Первой мировой войны.
|
3
|
6-8
|
14
|
6
|
4
|
4
|
Устный опрос
|
|
Тема 4 Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений
|
3
|
9-11
|
12
|
6
|
3
|
3
|
Устный опрос
|
|
Тема 5 Версальская система международных отношений в 1920-е гг.
|
3
|
12-14
|
12
|
6
|
3
|
3
|
Устный опрос
|
|
Тема 6 Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е годы.
|
3
|
15-18
|
15
|
8
|
4
|
3
|
Устный опрос
|
|
Итого 3 семестр
|
|
|
72
|
36
|
18
|
18
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
Зачет
|
2.
|
Раздел 2
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 7 Международные отношения в годы Второй мировой войны.
|
4
|
1-4
|
24
|
12
|
4
|
8
|
Устный опрос
|
|
Тема 8 Создание основ Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений
|
4
|
5-6
|
12
|
6
|
2
|
4
|
Устный опрос
|
|
Тема 9 Международные отношения во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.
|
4
|
7-9
|
18
|
9
|
3
|
6
|
Устный опрос
|
|
Тема 10 Смягчение напряжения в международных отношениях в середине 1950-х гг.
|
4
|
10-12
|
18
|
9
|
3
|
6
|
Устный опрос
|
|
Тема 11 Региональные аспекты "холодной войны" во второй половине 50-х - начале 60-х гг.
|
4
|
13-15
|
18
|
9
|
3
|
6
|
Устный опрос
|
|
Тема 12 Проблемы ядерной безопасности в международных отношениях в конце 1950-х - 1960-х гг.
|
4
|
16-18
|
18
|
9
|
3
|
6
|
Устный опрос
|
|
Итого 4 семестр
|
|
|
108
|
54
|
18
|
36
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
Экзамен (36)
Курсовая работа
|
3.
|
Раздел 3
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 13 Нарастание региональной конфликтности в 1960-е гг.
|
5
|
1-2
|
21
|
4
|
4
|
13
|
Устный опрос
|
|
Тема 14 Разрядка международной напряженности в конце 60-х - первой половине 70-х гг.
|
5
|
3-5
|
32
|
6
|
6
|
20
|
Устный опрос
|
|
Тема 15 Региональные аспекты «холодной войны» в первой половине 1970-х гг.
|
5
|
6-8
|
32
|
6
|
6
|
20
|
Устный опрос
|
|
Тема 16 Международные отношения во второй половине 70-х гг. - инерция разрядки и сползание к новому витку "холодной войны"
|
5
|
9-11
|
32
|
6
|
6
|
20
|
Устный опрос
|
|
Тема 17 Региональные аспекты международных отношений
во второй половине 70-х гг. - начале 80-х гг.
|
5
|
12-13
|
20
|
4
|
4
|
12
|
Устный опрос
|
|
Тема 18 "Новая холодная война" в первой половине 1980-х гг.
|
5
|
14-15
|
20
|
4
|
4
|
12
|
Устный опрос
|
|
Тема 19 Окончание "холодной войны", конструирование новой системы международных отношений
|
5
|
16-18
|
32
|
6
|
6
|
20
|
Устный опрос
|
|
Итого 5 семестр
|
|
|
189
|
36
|
36
|
117
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
Экзамен (27)
|
4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Введение в дисциплину
Предмет и задачи курса. Источники для изучения международных отношений.
Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская системы международных отношений. Важнейшие явления в международных отношениях в ХХ в.: «мировая война», «холодная война», «биполярный мир» и др.
2. Формирование блоковой системы в конце XIX - начале XX века.
Распад “Союза трех императоров”. Русско-французский союз. Франко-английские и русско-английские противоречия. “Большая игра”. Рост англо-германских, германо-русских и австро-русских противоречий. Начало гонки вооружений. Гаагская конференция 1899 г.
Конфликты в колониях: Фашодский инцидент. Англо-бурская война 1899-1902 гг. Марокканские кризисы. Внешняя политика США на рубеже веков.
Международные отношения на Дальнем Востоке, экспансия великих держав в Китае. Японо-китайская война. Англо-японский союз (1902). Русско-японская война 1904-1905 гг.
Борьба Германии за «место под солнцем». Франко-итальянское соглашение 1902 г. о нейтралитете Италии в случае нападения Германии на Францию. Франко-английское соглашение 1904 г. («Антанта»). Англо-русское соглашение 1907 г. и его значение.
Боснийский кризис (1908–1909 гг.). Строительство Багдадской железной дороги. Итало-турецкая война 1911-1912 гг. Россия и Балканские войны 1912–1913 гг. Балканы – «пороховой погреб Европы».
3. Международные отношения во время Первой мировой войны.
Причины и характер войны. Соотношение сил и планы сторон. Убийство в Сараево. Начало войны. Нападение Германии на Францию и Бельгию. Ход военных действий в 1914 г. на территории Восточной Пруссии, Галиции, Польши. Вступление в войну Турции.
Боевые действия в 1915 г. Горлицкий прорыв. «Великое отступление» русской армии. Переход к позиционной войне на Восточном фронте. Вступление в войну Италии и Болгарии. Образование Четверного союза.
Планы сторон на 1916 г. «Верденская мясорубка». Брусиловский прорыв. Наступление на р. Сомме. Вступление в войну Румынии. Ютландское морское сражение.
Соглашения держав Антанты относительно послевоенного передела мира, заключенные в ходе войны соглашения Сайкс-Пико (1916) о Константинополе и проливах (1917) и др. Действия Японии на Дальнем Востоке в отношении Германии и Китая.
Нарастание экономического и политического кризиса в России. Свержение монархии. Нота Милюкова. Вступление в войну США. Объявление войны Германии рядом американских и азиатских государств.
Выход из войны России: Декрет о мире, сепаратный мир с Германией. “14 пунктов” В.Вильсона. Осеннее наступление Антанты 1918 г. Салоникское, Мудросское и Вилла-Джусти перемирия с союзниками Германии. Компьенское перемирие и окончание Первой мировой войны.
4. Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Начало работы Парижской мирной конференции: состав ее участников и порядок выработки решений. Расхождения в подходах трех великих держав-победительниц Великобритании, Франции, США к проблемам мирного урегулирования. Создание Лиги Наций.
Дипломатическая борьба союзников по германскому вопросу. Версальский мирный договор. Подготовка и основные положения мирных договоров с союзниками Германии Австрией (Сен-Жерменский договор), Венгрией (Трианонский), Болгарией (Нейисский), Турцией (Севрский). Территориальные преобразования в Европе. Создание новых государств. Принцип этнического размежевания и специфика его применения победителями при территориально-государственном переустройстве Европы.
Приход к власти в США республиканской партии и возвращение страны к политике изоляционизма: отказ ратифицировать Версальский мирный договор и войти в Лигу Наций. Внутренняя неустойчивость Версальской системы МО в условиях враждебности к ней Германии и России и неучастия США в ее поддержании.
Становление Вашингтонской системы МО в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Усиление Японии на Дальнем Востоке в годы Первой мировой войны. Позиции держав Антанты в отношении революционного Китая и Дальневосточной Республики.
Нарастание японо-американских противоречий и гонка военно-морских вооружений на Тихом океане. Вашингтонская конференция (1921-1922) и ее решения. Распад англо-японского союза. Закрепление нового регионального баланса сил: Договоры четырех, пяти и девяти держав. Недоговоренности и уязвимые места Вашингтонской системы.
|