Рабочая программа дисциплины история международных отношений 1900-1991 гг. Направление подготовки




Скачать 0.8 Mb.
страница 1/5
Дата 13.09.2016
Размер 0.8 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского



Институт истории и международных отношений


«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УМР,

профессор_______Е. Г. Елина
"_____"__________________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История международных отношений 1900-1991 гг.

Направление подготовки



031900 – Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная
Саратов

2014


1. Цели освоения дисциплины

Курс «История международных отношений 1900-1991» преследует цель ознакомить студентов с основными событиями мировой истории девяти десятилетий ХХ в., оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений. Центральное место при его изучении занимают основные тенденции развития систем международных отношений, внешняя политика ведущих мировых держав в развитии и взаимосвязи.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История международных отношений 1900-1991» относится к базовой части профессионального цикла. Изучение данной учебной дисциплины предполагает формирование у студентов профессиональных навыков и умений, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах, важнейших направлениях и событиях международных отношений в объёме, необходимом выпускникам для работы по специальности после окончания учебного заведения.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК–4);

умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК–9);

навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК–10);

умение по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК–11);

готовность работать рядовым исполнителем проекта (ПК–12);

готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста (ПК–13);

умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК–14);

навыки работы с аудиторией, в том числе зарубежной (ПК–15);

умение вести учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК–17);

знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПКД-2);

ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПКД-5);

знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира (ПДК–6);

понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК–8);

знание и понимание содержания программных документов по проблемам внешней политики РФ (ПДК-11).
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
знать


  • понятийный аппарат курса;

  • основные принципы, законы и тенденции формирования и развития системы международных отношений;

  • социально-экономические и общественно-политические процессы оказывавшие влияние на внешнеполитическую деятельность акторов международных отношений;

  • основные события международных отношений изучаемого периода;

  • значимые факты, события и биографии исторических личностей из истории международной политики;

уметь

  • анализировать и интерпретировать основные события по истории международных отношений;

  • сравнивать и сопоставлять исторические факты, делать аргументированные выводы;

владеть

  • навыками работы с информацией из различных исторических источников и литературы;

  • базовыми теоретическими, политическими знаниями, основами всеобщей и отечественной истории, их влиянии на международные отношения;


4. Структура и содержание дисциплины «История международных отношений 1900-1991»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц или 432 часа.


4.1. Структура преподавания дисциплины




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практическая

работа

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Раздел 1

3






















Тема 1 Введение в дисциплину

3

1

3

2




1

Блиц-опрос




Тема 2 Формирование блоковой системы в конце XIX - начале XX века

3

2-5

16

8

4

4

Устный опрос




Тема 3 Международные отношения во время Первой мировой войны.

3

6-8

14

6

4

4

Устный опрос




Тема 4 Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

3

9-11

12

6

3

3

Устный опрос




Тема 5 Версальская система международных отношений в 1920-е гг.

3

12-14

12

6

3

3

Устный опрос




Тема 6 Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е годы.

3

15-18

15

8

4

3

Устный опрос




Итого 3 семестр







72

36

18

18







Промежуточная аттестация




Зачет

2.

Раздел 2

4






















Тема 7 Международные отношения в годы Второй мировой войны.

4

1-4

24

12

4

8

Устный опрос




Тема 8 Создание основ Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений

4

5-6

12

6

2

4

Устный опрос




Тема 9 Международные отношения во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.

4

7-9

18

9

3

6

Устный опрос




Тема 10 Смягчение напряжения в международных отношениях в середине 1950-х гг.

4

10-12

18

9

3

6

Устный опрос




Тема 11 Региональные аспекты "холодной войны" во второй половине 50-х - начале 60-х гг.

4

13-15

18

9

3

6

Устный опрос




Тема 12 Проблемы ядерной безопасности в международных отношениях в конце 1950-х - 1960-х гг.

4

16-18

18

9

3

6

Устный опрос




Итого 4 семестр







108

54

18

36







Промежуточная аттестация




Экзамен (36)

Курсовая работа

3.

Раздел 3

5






















Тема 13 Нарастание региональной конфликтности в 1960-е гг.

5

1-2

21

4

4

13

Устный опрос




Тема 14 Разрядка международной напряженности в конце 60-х - первой половине 70-х гг.

5

3-5

32

6

6

20

Устный опрос




Тема 15 Региональные аспекты «холодной войны» в первой половине 1970-х гг.

5

6-8

32

6

6

20

Устный опрос




Тема 16 Международные отношения во второй половине 70-х гг. - инерция разрядки и сползание к новому витку "холодной войны"

5

9-11

32

6

6

20

Устный опрос




Тема 17 Региональные аспекты международных отношений

во второй половине 70-х гг. - начале 80-х гг.

5

12-13

20

4

4

12

Устный опрос




Тема 18 "Новая холодная война" в первой половине 1980-х гг.

5

14-15

20

4

4

12

Устный опрос




Тема 19 Окончание "холодной войны", конструирование новой системы международных отношений

5

16-18

32

6

6

20

Устный опрос




Итого 5 семестр







189

36

36

117







Промежуточная аттестация




Экзамен (27)



4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Введение в дисциплину

Предмет и задачи курса. Источники для изучения международных отношений.

Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская системы международных отношений. Важнейшие явления в международных отношениях в ХХ в.: «мировая война», «холодная война», «биполярный мир» и др.
2. Формирование блоковой системы в конце XIX - начале XX века.

Распад “Союза трех императоров”. Русско-французский союз. Франко-английские и русско-английские противоречия. “Большая игра”. Рост англо-германских, германо-русских и австро-русских противоречий. Начало гонки вооружений. Гаагская конференция 1899 г.

Конфликты в колониях: Фашодский инцидент. Англо-бурская война 1899-1902 гг. Марокканские кризисы. Внешняя политика США на рубеже веков.

Международные отношения на Дальнем Востоке, экспансия великих держав в Китае. Японо-китайская война. Англо-японский союз (1902). Русско-японская война 1904-1905 гг.

Борьба Германии за «место под солнцем». Франко-итальянское соглашение 1902 г. о нейтралитете Италии в случае нападения Германии на Францию. Франко-английское соглашение 1904 г. («Антанта»). Англо-русское соглашение 1907 г. и его значение.

Боснийский кризис (1908–1909 гг.). Строительство Багдадской железной дороги. Итало-турецкая война 1911-1912 гг. Россия и Балканские войны 1912–1913 гг. Балканы – «пороховой погреб Европы».


3. Международные отношения во время Первой мировой войны.

Причины и характер войны. Соотношение сил и планы сторон. Убийство в Сараево. Начало войны. Нападение Германии на Францию и Бельгию. Ход военных действий в 1914 г. на территории Восточной Пруссии, Галиции, Польши. Вступление в войну Турции.

Боевые действия в 1915 г. Горлицкий прорыв. «Великое отступление» русской армии. Переход к позиционной войне на Восточном фронте. Вступление в войну Италии и Болгарии. Образование Четверного союза.

Планы сторон на 1916 г. «Верденская мясорубка». Брусиловский прорыв. Наступление на р. Сомме. Вступление в войну Румынии. Ютландское морское сражение.

Соглашения держав Антанты относительно послевоенного передела мира, заключенные в ходе войны соглашения Сайкс-Пико (1916) о Константинополе и проливах (1917) и др. Действия Японии на Дальнем Востоке в отношении Германии и Китая.

Нарастание экономического и политического кризиса в России. Свержение монархии. Нота Милюкова. Вступление в войну США. Объявление войны Германии рядом американских и азиатских государств.

Выход из войны России: Декрет о мире, сепаратный мир с Германией. “14 пунктов” В.Вильсона. Осеннее наступление Антанты 1918 г. Салоникское, Мудросское и Вилла-Джусти перемирия с союзниками Германии. Компьенское перемирие и окончание Первой мировой войны.
4. Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Начало работы Парижской мирной конференции: состав ее участников и порядок выработки решений. Расхождения в подходах трех великих держав-победительниц Великобритании, Франции, США к проблемам мирного урегулирования. Создание Лиги Наций.

Дипломатическая борьба союзников по германскому вопросу. Версальский мирный договор. Подготовка и основные положения мирных договоров с союзниками Германии Австрией (Сен-Жерменский договор), Венгрией (Трианонский), Болгарией (Нейисский), Турцией (Севрский). Территориальные преобразования в Европе. Создание новых государств. Принцип этнического размежевания и специфика его применения победителями при территориально-государственном переустройстве Европы.

Приход к власти в США республиканской партии и возвращение страны к политике изоляционизма: отказ ратифицировать Версальский мирный договор и войти в Лигу Наций. Внутренняя неустойчивость Версальской системы МО в условиях враждебности к ней Германии и России и неучастия США в ее поддержании.

Становление Вашингтонской системы МО в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Усиление Японии на Дальнем Востоке в годы Первой мировой войны. Позиции держав Антанты в отношении революционного Китая и Дальневосточной Республики.

Нарастание японо-американских противоречий и гонка военно-морских вооружений на Тихом океане. Вашингтонская конференция (1921-1922) и ее решения. Распад англо-японского союза. Закрепление нового регионального баланса сил: Договоры четырех, пяти и девяти держав. Недоговоренности и уязвимые места Вашингтонской системы.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница