Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в бухгалтерском учете» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» иотносится к циклу профессиональных дисциплин




Скачать 203.61 Kb.
Дата 19.09.2016
Размер 203.61 Kb.






1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)


Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в бухгалтерском учете» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» и относится к циклу профессиональных дисциплин (Б3).

Учебная дисциплина «Информационные технологии в бухгалтерском учете» предназначена для профессиональной компьютерной подготовки.



Целью курса «Информационные технологии в бухгалтерском учете» является предоставление сведений о применении компьютерных и информационных технологий в бухгалтерском учете.





    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать о применении информационных технологий в бухгалтерском учете, получить теоретические знания и практические навыки по работе с базами данных, системами статистического анализа данных. Знать структуру и назначение пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету, баз данных, электронных таблиц.


Студент должен уметь работать с системами бухгалтерского учета.

Студент должен иметь представление о программных средствах бухгалтерского учета.

У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):

  • способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);

  • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7);

  • способностью решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования (ПК-9);

  • способностью применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии (ПК-10);

  • способностью приобретать и использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ПК-11).




    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Экономика. Основы информатики. Микроэкономика. Языки и методы программирования. Финансовый менеджмент. Бухгалтерский учет.

Базы данных. Анализ хозяйственной деятельности. Финансовый учет. Национальное счетоводство. Математические методы управления запасами.




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лабораторные) – очная форма обучения

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Лабораторные занятия







1-8

8

8

Модуль 1 «Технология функционирования информационных систем бухгалтерского учета»

ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

1-2

2

2

Тема «Технологии организации ведения бухгалтерского учета с использованием информационных систем»:

Организация системы счетов бухгалтерского учета. Компьютерный план счетов бухгалтерского и налогового учета. Модели организации аналитического учета в бухгалтерских ИС. Организация связи синтетических и аналитических счетов.



ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

3-6

4

4

Тема «Документирование хозяйственных операций и формирование информационной базы учета в бухгалтерских информационных системах»:

Схемы документооборота, реализуемые в бухгалтерских ИС. Требования к ИС бухгалтерского учета при работе с первичными документами.

Организация массива бухгалтерских записей о хозяйственных операциях. Компьютерный журнал учета хозяйственных операций и формы его организации в бухгалтерских ИС. Способы формирования бухгалтерских записей о хозяйственных операциях. Автоматическое формирование бухгалтерских записей на основе регламентных бухгалтерских расчетов.


ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

7-8

2

2

Тема «Технологии обобщения учетных данных и формирования отчетов в бухгалтерских информационных системах»:

Обобщение учетных данных в течение отчетного периода. Формирование отчетов в бухгалтерских ИС. Виды и характеристика стандартных отчетов по синтетическому и аналитическому учету в ИС бухгалтерского учета, особенности их формирования и представления. Анализ отчетных форм. Специализированные отчеты и особенности их формирования. Генераторы отчетов и их использование для формирования бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Описание алгоритмов формирования показателей отчетов. Технология составления регламентированной отчетности. Формирование нерегламентированных отчетов.



ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

9-18

10

10

Модуль 2 «Технология конфигурирования информационных систем бухгалтерского учета»

ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

9-12

4

4

Тема «Концепция конфигурирования бухгалтерских информационных систем»:

Понятие процесса конфигурирования ИС бухгалтерского учета на примере ИС «1С: Предприятие 8.0». Свойства конфигурирования и администрирования системы. Понятие дерева объектов конфигурации. Характеристика объектов конфигурации.



ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

13-18

6

6

Тема «Технология создания объектов конфигурации информационной системы»:

Технология создания, удаления объектов конфигурации. Работа с основными объектами конфигурации. Константы. Справочники, их структура, иерархические справочники, подчиненные справочники, экранные формы, приемы программирования. Документы и журналы документов. Структура документа. Экранные формы, макеты документа, модуль документа, приемы программирования. Создание отчетов как инструмента получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы.



ПГ

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11




    1. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Реализуемые компетенции







Самостоятельное изучение отдельных тем курса:




7-8

8

Информационная система бухгалтерского учета в управлении экономическим объектом

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10

11-12

8

Подходы к классификации современных бухгалтерских информационных систем

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10

13-14

8

Классификация и кодирование бухгалтерской информации

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10

1-18

18

Усвоение текущего учебного материала

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11

1-18

12

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11




    1. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).



Наименование основных форм

Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения

Часы



Компьютерные симуляции

Все лабораторные работы выполняются в компьютерных классах университета

6



Деловые и ролевые игры

Составление баланса предприятия

4



Разбор конкретных ситуаций

Проектирование бухгалтерских баз данных выполняется на конкретных примерах.

4



Психологические и иные тренинги

Коучинг, мотивация, настройка на успех

4




  1. Средства обучения

    1. Информационно-методические



Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке

Основная литература:

1.

Бухгалтерский учет: Основы теории, тесты, задачи [Текст] : учеб. пособие / ред. Н. Н. Хахонова. - М. ; Ростов н/Д : Дашков и К : Наука-Пресс, 2009. - 472 с.

50

2.

1C: Предприятие 8.0 [Текст] : универс. самоучитель : [практ. пособие] / Э. В. Бойко. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008. - 227 с.

10

3.

1C: Предприятие. Шаг за шагом [Текст] : практ. пособие / А. Е. Арсентьева. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008. - 202 с.

11

4.

1C: Предприятие 7.7. Торговля + Склад и 8.0 Управление торговлей [Текст] : практ. курс менеджера : [учеб. пособие] / под ред. Е. П. Фигурнова. - 2-е изд. - М. : Эксмо : Наука-Пресс,
2008. - 208 с.

50

5.

Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Федорова. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2006. - 304 с.

50

Дополнительная литература:

1.

Бухгалтерский учет [Текст] : практикум : учеб. пособие / Ю. Н. Самохвалова. - 4-е изд., доп. и испр. - М. : ФОРУМ, 2009. - 240 с.

3

2.

1C: Предприятие 8.0. Зарплата и управление персоналом. Секреты работы [Текст] / Н. А. Рязанцева, Д. Н. Рязанцев. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007. - 416 с.

5

3.

Бухгалтерский учет : 100 экзаменационных ответов [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Стефанова, И. Ю. Ткаченко. - Ростов н/Д, 2010. - (Экспресс-справочник для студентов вузов).

100

4.

Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика [Текст] : [учеб. для магистров всех экон. спец.] / под ред. Я. В. Соколова, Т. О. Терентьевой. - М. : Экономика, 2009. - 438

150

5.

Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 717 с.

100

6.

Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. / под ред. проф. Ю. А. Бабаева. - М. : Проспект, 2006. - 392 с.

1

7.

Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. для вузов / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 858 с.

300

8.

Бухгалтерский учет : 100 экзаменационных ответов [Текст] : экспресс-справ. для студентов вузов / С. Н. Стефанова, И. Ю. Ткаченко. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 384 с.

5

9.

Бухгалтерский учет для неучетных специальностей [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Ладутько, П. Е. Борисевский, Е. Н. Ладутько ; под общ. ред. Н. И. Ладутько. - Минск : Книж. Дом, 2005. - 576 с.

5

10.

Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. / под ред. проф. Н. Н. Хахоновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 380 с. -

1

11.

Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. / В. Я. Кожинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2006. - 815 с.

1

12.

Бухгалтерский учет. Методология формирования бухгалтерских моделей [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Кожинов. - М. : Экзамен, 2006. - 320 с.

15

13.

Бухгалтерский учет и анализ при банкротстве [Текст] : учеб.-метод. разраб. / Г. В. Пучкова, Е. М. Евстафьева ; Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ", Учетно-экон. фак. - Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ
"РИНХ", 2006. - 20 с.

10




    1. Материально-технические

№ ауд.

Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия

Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.

Компьютерные классы

Компьютер, локальная сеть

Назначение опытное, обучающее. Применяется для создания баз бухгалтерского учета

Телевизионные аудитории

Компьютер, телевизионная или проекционная техника

Назначение обучающее. Применяется для демонстрации презентаций, обучающих видеороликов




  1. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов



Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену

1.

Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Как и какие элементы учетной политики учитываются в информационных системах б/у?

  2. Назовите характерные свойства плана счетов, отдельных счетов.

  3. Назовите основные справочники для организации аналитического учета в информационных системах б/у.

  4. Как строится обозначение счета в информационных системах б/у?

  5. Что такое классификация? Что является объектом классификации в информационных системах б/у? Назовите особенности иерархической и фасетной классификации.

  6. Что такое кодирование? Какие методы кодирования используются в информационных системах б/у? Понятие помехозащищенного кода. Каковы особенности работы со справочниками в информационных системах б/у?

  7. Назовите основные Общероссийские классификаторы (виды и назначение), используемые в информационных системах б/у. Приведите примеры локальных классификаторов. Какие требования выдвигаются к ним?

  8. Приведите названия учетных регистров. Какие особенности учетных регистров в неавтоматизированном и автоматизированном бухгалтерском учете?

  9. Дайте общую характеристику системы первичных учетных документов. Какие требования предъявляются к унифицированным документам? Как реализуются эти требования в информационных системах б/у?

  10. Как в информационных системах б/у отражаются учетные операции? В чем специфика автоматизации учета с помощью бухгалтерских проводок, типовых операций, типовых форм документов?

  11. Назовите основные информационные технологии информационных систем б/у. Что определяет их выбор?

  12. Приведите принятую классификацию информационных системах б/у и используемых программных средств.

  13. Дайте общую характеристику и назовите особенности классов программных продуктов:
    - Ведение журнала хозяйственных операций и составление бухгалтерских отчетов.
    -  Инструментальные системы информационных систем б/у.
    -  Интегрированная бухгалтерия.
    - Комплексный бухгалтерский учет.
    -  Бухгалтерские системы в составе корпоративных информационных систем.
    -  Правовые и информационно-справочные системы и БД.

  14. Какие конфигурации программного продукта 1С:Предириятие вам известны?

  15. Каково назначение основных режимов 1С:Предприятие: конфигуратор, отладчик, предприятие, монитор пользователей?

  16. В чем специфика управленческого и финансового учета в 1С:Предприятие?

  17. Что такое «реальное время» применительно к первичному документу?

  18. Какие виды регистров использует управленческий учет?

  19. Назовите основные виды объектов метаданных в типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры, их свойства.

  20. Как реализуются методы обработки объектов?

  21. Какие вы знаете инструментальные средства 1С:Предприятие для их создания?

  22. В чем заключается настройка типовой конфигурации в условиях конкретной информационной системаы б/у? Приведите примеры настройки типовой конфигурации.

  23. Назовите категории пользователей программы 1С:Предприятие типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры.

  24. Чем представлен пользовательский интерфейс 1С:Предприятие; каков порядок его создания и настройки?

  25. Как осуществляется создание страховой копии БД, перенос БД на другой компьютер?

  26. Назовите основные работы, выполняемые в режиме «1С:Предприятие — предприятие ».

  27. Что такое учетный период, период бухгалтерских итогов, точка актуальности?

  28. Назовите типовые комплексы задач 1С:Предприятие типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры, регламент и последовательность их выполнения.

  29. Каково назначение и связь журнала документов, журнала операций, журнала проводок? Назовите реквизиты проводки и правила их ввода.

  30. Что такое типовая хозяйственная операция, каков порядок их формирования? Как осуществляется поиск и редактирование записей в журналах?

  31. Как начать автоматизированный бухгалтерский и управленческий учет в 1С: Предприятие?

  32. Каков порядок заполнения констант, общесистемных справочников, настройки элементов учетной политики, ввода вступительного баланса и начальных остатков?

  33. Назовите основные информационные технологии кадрового учета? Как осуществляется формирование кадровых документов, каков порядок корректировки кадровых документов?

  34. Какие методы и системы оплаты труда поддерживаются в 1С:Предприятие? Охарактеризуйте общую схему документооборота, состав видов расчетов зарплаты, порядка начислений и удержаний, виды первичных учетных, расчетно-платежных и отчетных документов по заработной плате.

  35. Как осуществляется поиск и исправление ошибок в расчете зарплаты? Какими способами перечисляются удержания и налоги по заработной плате?

  36. Какова трактовка понятий «товар», «контрагент», «склад» в типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры 1С: Предприятие?

  37. Назовите информационные технологии учета движения товаров, определите взаимосвязь типовых форм документов для различных схем расчетов.

  38. Каковы особенности отражения движения товаров в управленческом и бухгалтерском учете?

  39. Как контролируется состояние складских запасов и состояние расчетов с контрагентами? Как формируются книги покупок и продаж?

  40. Назовите основные справочники, используемые для учета движения основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА). Какие методы расчета амортизации ОС и НМА доступны в 1С:Предприятие?

  41. Назовите типовые формы документов и информационные технологии для поддержки «жизненного цикла» ОС и НМА, их переоценки и инвентаризации. Назовите виды отчетов по движению ОС и НМА и условия их применения.

  42. Какая нормативно-справочная информация обеспечивает учет движения материалов? Определите порядок отражения в учете операций движения материальных ценностей.

  43. Определите информационные технологии для учета движения материалов, переоценки и инвентаризации материалов. Назовите виды отчетов по материалам.

  44. Назовите хозяйственные операции и информационные технологии учета денежных средств и расчетов (касса и банк, подотчетные лица), отражаемые в 1С:Предприятие. Назовите типовые формы входных и выходных документов для этих операций.

  45. Как осуществляется закрытие учетного периода? Назовите регламентированные виды обработок и формирование обязательных форм отчетов.

  46. Как контролируется состояние синтетических и аналитических бухгалтерских счетов?

  47. Какие внешние бухгалтерские и статистические отчеты создаются в 1С:Предприятие

2.

Вопросы для текущего контроля:
Модуль 1 «Технология функционирования информационных систем бухгалтерского учета»

  1. Организация системы счетов бухгалтерского учета.

  2. Компьютерный план счетов бухгалтерского и налогового учета.

  3. Модели организации аналитического учета в бухгалтерских ИС.

  4. Организация связи синтетических и аналитических счетов.

  5. Схемы документооборота, реализуемые в бухгалтерских ИС. Требования к ИС бухгалтерского учета при работе с первичными документами.

  6. Организация массива бухгалтерских записей о хозяйственных операциях.

  7. Компьютерный журнал учета хозяйственных операций и формы его организации в бухгалтерских ИС. Способы формирования бухгалтерских записей о хозяйственных операциях.

  8. Автоматическое формирование бухгалтерских записей на основе регламентных бухгалтерских расчетов.

  9. Обобщение учетных данных в течение отчетного периода. Формирование отчетов в бухгалтерских ИС.

  10. Виды и характеристика стандартных отчетов по синтетическому и аналитическому учету в ИС бухгалтерского учета, особенности их формирования и представления.

  11. Анализ отчетных форм.

  12. Специализированные отчеты и особенности их формирования.

  13. Генераторы отчетов и их использование для формирования бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

  14. Описание алгоритмов формирования показателей отчетов.

  15. Технология составления регламентированной отчетности.

  16. Формирование нерегламентированных отчетов.

Модуль 2 «Технология конфигурирования информационных систем бухгалтерского учета»

  1. Понятие процесса конфигурирования ИС бухгалтерского учета на примере ИС «1С: Предприятие 8.0». Свойства конфигурирования и администрирования системы.

  2. Понятие дерева объектов конфигурации. Характеристика объектов конфигурации.

  3. Технология создания, удаления объектов конфигурации.

  4. Работа с основными объектами конфигурации.

  5. Константы.

  6. Справочники, их структура, иерархические справочники, подчиненные справочники, экранные формы, приемы программирования.

  7. Документы и журналы документов.

  8. Структура документа.

  9. Экранные формы, макеты документа, модуль документа, приемы программирования.

  10. Создание отчетов как инструмента получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы.




  1. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______




Следующие записи относятся к п.п.

Автор

Зав. кафедрой





Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница