1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в бухгалтерском учете» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» и относится к циклу профессиональных дисциплин (Б3).
Учебная дисциплина «Информационные технологии в бухгалтерском учете» предназначена для профессиональной компьютерной подготовки.
Целью курса «Информационные технологии в бухгалтерском учете» является предоставление сведений о применении компьютерных и информационных технологий в бухгалтерском учете.
|
-
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать о применении информационных технологий в бухгалтерском учете, получить теоретические знания и практические навыки по работе с базами данных, системами статистического анализа данных. Знать структуру и назначение пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету, баз данных, электронных таблиц.
|
Студент должен уметь работать с системами бухгалтерского учета.
|
Студент должен иметь представление о программных средствах бухгалтерского учета.
|
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
-
способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);
-
способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7);
-
способностью решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования (ПК-9);
-
способностью применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии (ПК-10);
-
способностью приобретать и использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ПК-11).
|
-
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
|
Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
Экономика. Основы информатики. Микроэкономика. Языки и методы программирования. Финансовый менеджмент. Бухгалтерский учет.
|
Базы данных. Анализ хозяйственной деятельности. Финансовый учет. Национальное счетоводство. Математические методы управления запасами.
|
-
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
|
М
|
Показательный (изложение материала с приемами показа)
|
П
|
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
|
Д
|
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
|
Э
|
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
|
ПБ
|
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
|
И
|
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
|
ПГ
|
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
-
Аудиторные занятия (лабораторные) – очная форма обучения
Неделя
|
Кол. час
|
в том числе в интерактивной форме, час.
|
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
|
Методы
|
Реализуемые компетенции
|
|
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
1-8
|
8
|
8
|
Модуль 1 «Технология функционирования информационных систем бухгалтерского учета»
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
1-2
|
2
|
2
|
Тема «Технологии организации ведения бухгалтерского учета с использованием информационных систем»:
Организация системы счетов бухгалтерского учета. Компьютерный план счетов бухгалтерского и налогового учета. Модели организации аналитического учета в бухгалтерских ИС. Организация связи синтетических и аналитических счетов.
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
3-6
|
4
|
4
|
Тема «Документирование хозяйственных операций и формирование информационной базы учета в бухгалтерских информационных системах»:
Схемы документооборота, реализуемые в бухгалтерских ИС. Требования к ИС бухгалтерского учета при работе с первичными документами.
Организация массива бухгалтерских записей о хозяйственных операциях. Компьютерный журнал учета хозяйственных операций и формы его организации в бухгалтерских ИС. Способы формирования бухгалтерских записей о хозяйственных операциях. Автоматическое формирование бухгалтерских записей на основе регламентных бухгалтерских расчетов.
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
7-8
|
2
|
2
|
Тема «Технологии обобщения учетных данных и формирования отчетов в бухгалтерских информационных системах»:
Обобщение учетных данных в течение отчетного периода. Формирование отчетов в бухгалтерских ИС. Виды и характеристика стандартных отчетов по синтетическому и аналитическому учету в ИС бухгалтерского учета, особенности их формирования и представления. Анализ отчетных форм. Специализированные отчеты и особенности их формирования. Генераторы отчетов и их использование для формирования бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Описание алгоритмов формирования показателей отчетов. Технология составления регламентированной отчетности. Формирование нерегламентированных отчетов.
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
9-18
|
10
|
10
|
Модуль 2 «Технология конфигурирования информационных систем бухгалтерского учета»
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
9-12
|
4
|
4
|
Тема «Концепция конфигурирования бухгалтерских информационных систем»:
Понятие процесса конфигурирования ИС бухгалтерского учета на примере ИС «1С: Предприятие 8.0». Свойства конфигурирования и администрирования системы. Понятие дерева объектов конфигурации. Характеристика объектов конфигурации.
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
13-18
|
6
|
6
|
Тема «Технология создания объектов конфигурации информационной системы»:
Технология создания, удаления объектов конфигурации. Работа с основными объектами конфигурации. Константы. Справочники, их структура, иерархические справочники, подчиненные справочники, экранные формы, приемы программирования. Документы и журналы документов. Структура документа. Экранные формы, макеты документа, модуль документа, приемы программирования. Создание отчетов как инструмента получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы.
|
ПГ
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
-
Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя
|
Кол. час
|
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
|
Реализуемые компетенции
|
|
|
Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
|
|
7-8
|
8
|
Информационная система бухгалтерского учета в управлении экономическим объектом
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10
|
11-12
|
8
|
Подходы к классификации современных бухгалтерских информационных систем
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10
|
13-14
|
8
|
Классификация и кодирование бухгалтерской информации
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10
|
1-18
|
18
|
Усвоение текущего учебного материала
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
1-18
|
12
|
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
|
ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11
|
-
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
|
Наименование основных форм
|
Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения
|
Часы
|
-
|
Компьютерные симуляции
|
Все лабораторные работы выполняются в компьютерных классах университета
|
6
|
-
|
Деловые и ролевые игры
|
Составление баланса предприятия
|
4
|
-
|
Разбор конкретных ситуаций
|
Проектирование бухгалтерских баз данных выполняется на конкретных примерах.
|
4
|
-
|
Психологические и иные тренинги
|
Коучинг, мотивация, настройка на успех
|
4
|
-
Средства обучения
-
Информационно-методические
№
|
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
|
Основная литература:
|
1.
|
Бухгалтерский учет: Основы теории, тесты, задачи [Текст] : учеб. пособие / ред. Н. Н. Хахонова. - М. ; Ростов н/Д : Дашков и К : Наука-Пресс, 2009. - 472 с.
|
50
|
2.
|
1C: Предприятие 8.0 [Текст] : универс. самоучитель : [практ. пособие] / Э. В. Бойко. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008. - 227 с.
|
10
|
3.
|
1C: Предприятие. Шаг за шагом [Текст] : практ. пособие / А. Е. Арсентьева. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008. - 202 с.
|
11
|
4.
|
1C: Предприятие 7.7. Торговля + Склад и 8.0 Управление торговлей [Текст] : практ. курс менеджера : [учеб. пособие] / под ред. Е. П. Фигурнова. - 2-е изд. - М. : Эксмо : Наука-Пресс,
2008. - 208 с.
|
50
|
5.
|
Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Федорова. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2006. - 304 с.
|
50
|
Дополнительная литература:
|
1.
|
Бухгалтерский учет [Текст] : практикум : учеб. пособие / Ю. Н. Самохвалова. - 4-е изд., доп. и испр. - М. : ФОРУМ, 2009. - 240 с.
|
3
|
2.
|
1C: Предприятие 8.0. Зарплата и управление персоналом. Секреты работы [Текст] / Н. А. Рязанцева, Д. Н. Рязанцев. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007. - 416 с.
|
5
|
3.
|
Бухгалтерский учет : 100 экзаменационных ответов [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Стефанова, И. Ю. Ткаченко. - Ростов н/Д, 2010. - (Экспресс-справочник для студентов вузов).
|
100
|
4.
|
Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика [Текст] : [учеб. для магистров всех экон. спец.] / под ред. Я. В. Соколова, Т. О. Терентьевой. - М. : Экономика, 2009. - 438
|
150
|
5.
|
Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 717 с.
|
100
|
6.
|
Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. / под ред. проф. Ю. А. Бабаева. - М. : Проспект, 2006. - 392 с.
|
1
|
7.
|
Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. для вузов / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 858 с.
|
300
|
8.
|
Бухгалтерский учет : 100 экзаменационных ответов [Текст] : экспресс-справ. для студентов вузов / С. Н. Стефанова, И. Ю. Ткаченко. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 384 с.
|
5
|
9.
|
Бухгалтерский учет для неучетных специальностей [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Ладутько, П. Е. Борисевский, Е. Н. Ладутько ; под общ. ред. Н. И. Ладутько. - Минск : Книж. Дом, 2005. - 576 с.
|
5
|
10.
|
Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. / под ред. проф. Н. Н. Хахоновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 380 с. -
|
1
|
11.
|
Бухгалтерский учет [Текст] : учеб. / В. Я. Кожинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2006. - 815 с.
|
1
|
12.
|
Бухгалтерский учет. Методология формирования бухгалтерских моделей [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Кожинов. - М. : Экзамен, 2006. - 320 с.
|
15
|
13.
|
Бухгалтерский учет и анализ при банкротстве [Текст] : учеб.-метод. разраб. / Г. В. Пучкова, Е. М. Евстафьева ; Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ", Учетно-экон. фак. - Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ
"РИНХ", 2006. - 20 с.
|
10
|
-
Материально-технические
№ ауд.
|
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
|
Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
|
Компьютерные классы
|
Компьютер, локальная сеть
|
Назначение опытное, обучающее. Применяется для создания баз бухгалтерского учета
|
Телевизионные аудитории
|
Компьютер, телевизионная или проекционная техника
|
Назначение обучающее. Применяется для демонстрации презентаций, обучающих видеороликов
|
-
Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№
|
Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
|
1.
|
Вопросы для подготовки к зачету:
-
Как и какие элементы учетной политики учитываются в информационных системах б/у?
-
Назовите характерные свойства плана счетов, отдельных счетов.
-
Назовите основные справочники для организации аналитического учета в информационных системах б/у.
-
Как строится обозначение счета в информационных системах б/у?
-
Что такое классификация? Что является объектом классификации в информационных системах б/у? Назовите особенности иерархической и фасетной классификации.
-
Что такое кодирование? Какие методы кодирования используются в информационных системах б/у? Понятие помехозащищенного кода. Каковы особенности работы со справочниками в информационных системах б/у?
-
Назовите основные Общероссийские классификаторы (виды и назначение), используемые в информационных системах б/у. Приведите примеры локальных классификаторов. Какие требования выдвигаются к ним?
-
Приведите названия учетных регистров. Какие особенности учетных регистров в неавтоматизированном и автоматизированном бухгалтерском учете?
-
Дайте общую характеристику системы первичных учетных документов. Какие требования предъявляются к унифицированным документам? Как реализуются эти требования в информационных системах б/у?
-
Как в информационных системах б/у отражаются учетные операции? В чем специфика автоматизации учета с помощью бухгалтерских проводок, типовых операций, типовых форм документов?
-
Назовите основные информационные технологии информационных систем б/у. Что определяет их выбор?
-
Приведите принятую классификацию информационных системах б/у и используемых программных средств.
-
Дайте общую характеристику и назовите особенности классов программных продуктов:
- Ведение журнала хозяйственных операций и составление бухгалтерских отчетов.
- Инструментальные системы информационных систем б/у.
- Интегрированная бухгалтерия.
- Комплексный бухгалтерский учет.
- Бухгалтерские системы в составе корпоративных информационных систем.
- Правовые и информационно-справочные системы и БД.
-
Какие конфигурации программного продукта 1С:Предириятие вам известны?
-
Каково назначение основных режимов 1С:Предприятие: конфигуратор, отладчик, предприятие, монитор пользователей?
-
В чем специфика управленческого и финансового учета в 1С:Предприятие?
-
Что такое «реальное время» применительно к первичному документу?
-
Какие виды регистров использует управленческий учет?
-
Назовите основные виды объектов метаданных в типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры, их свойства.
-
Как реализуются методы обработки объектов?
-
Какие вы знаете инструментальные средства 1С:Предприятие для их создания?
-
В чем заключается настройка типовой конфигурации в условиях конкретной информационной системаы б/у? Приведите примеры настройки типовой конфигурации.
-
Назовите категории пользователей программы 1С:Предприятие типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры.
-
Чем представлен пользовательский интерфейс 1С:Предприятие; каков порядок его создания и настройки?
-
Как осуществляется создание страховой копии БД, перенос БД на другой компьютер?
-
Назовите основные работы, выполняемые в режиме «1С:Предприятие — предприятие ».
-
Что такое учетный период, период бухгалтерских итогов, точка актуальности?
-
Назовите типовые комплексы задач 1С:Предприятие типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры, регламент и последовательность их выполнения.
-
Каково назначение и связь журнала документов, журнала операций, журнала проводок? Назовите реквизиты проводки и правила их ввода.
-
Что такое типовая хозяйственная операция, каков порядок их формирования? Как осуществляется поиск и редактирование записей в журналах?
-
Как начать автоматизированный бухгалтерский и управленческий учет в 1С: Предприятие?
-
Каков порядок заполнения констант, общесистемных справочников, настройки элементов учетной политики, ввода вступительного баланса и начальных остатков?
-
Назовите основные информационные технологии кадрового учета? Как осуществляется формирование кадровых документов, каков порядок корректировки кадровых документов?
-
Какие методы и системы оплаты труда поддерживаются в 1С:Предприятие? Охарактеризуйте общую схему документооборота, состав видов расчетов зарплаты, порядка начислений и удержаний, виды первичных учетных, расчетно-платежных и отчетных документов по заработной плате.
-
Как осуществляется поиск и исправление ошибок в расчете зарплаты? Какими способами перечисляются удержания и налоги по заработной плате?
-
Какова трактовка понятий «товар», «контрагент», «склад» в типовой конфигурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры 1С: Предприятие?
-
Назовите информационные технологии учета движения товаров, определите взаимосвязь типовых форм документов для различных схем расчетов.
-
Каковы особенности отражения движения товаров в управленческом и бухгалтерском учете?
-
Как контролируется состояние складских запасов и состояние расчетов с контрагентами? Как формируются книги покупок и продаж?
-
Назовите основные справочники, используемые для учета движения основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА). Какие методы расчета амортизации ОС и НМА доступны в 1С:Предприятие?
-
Назовите типовые формы документов и информационные технологии для поддержки «жизненного цикла» ОС и НМА, их переоценки и инвентаризации. Назовите виды отчетов по движению ОС и НМА и условия их применения.
-
Какая нормативно-справочная информация обеспечивает учет движения материалов? Определите порядок отражения в учете операций движения материальных ценностей.
-
Определите информационные технологии для учета движения материалов, переоценки и инвентаризации материалов. Назовите виды отчетов по материалам.
-
Назовите хозяйственные операции и информационные технологии учета денежных средств и расчетов (касса и банк, подотчетные лица), отражаемые в 1С:Предприятие. Назовите типовые формы входных и выходных документов для этих операций.
-
Как осуществляется закрытие учетного периода? Назовите регламентированные виды обработок и формирование обязательных форм отчетов.
-
Как контролируется состояние синтетических и аналитических бухгалтерских счетов?
-
Какие внешние бухгалтерские и статистические отчеты создаются в 1С:Предприятие
|
2.
|
Вопросы для текущего контроля:
Модуль 1 «Технология функционирования информационных систем бухгалтерского учета»
-
Организация системы счетов бухгалтерского учета.
-
Компьютерный план счетов бухгалтерского и налогового учета.
-
Модели организации аналитического учета в бухгалтерских ИС.
-
Организация связи синтетических и аналитических счетов.
-
Схемы документооборота, реализуемые в бухгалтерских ИС. Требования к ИС бухгалтерского учета при работе с первичными документами.
-
Организация массива бухгалтерских записей о хозяйственных операциях.
-
Компьютерный журнал учета хозяйственных операций и формы его организации в бухгалтерских ИС. Способы формирования бухгалтерских записей о хозяйственных операциях.
-
Автоматическое формирование бухгалтерских записей на основе регламентных бухгалтерских расчетов.
-
Обобщение учетных данных в течение отчетного периода. Формирование отчетов в бухгалтерских ИС.
-
Виды и характеристика стандартных отчетов по синтетическому и аналитическому учету в ИС бухгалтерского учета, особенности их формирования и представления.
-
Анализ отчетных форм.
-
Специализированные отчеты и особенности их формирования.
-
Генераторы отчетов и их использование для формирования бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
-
Описание алгоритмов формирования показателей отчетов.
-
Технология составления регламентированной отчетности.
-
Формирование нерегламентированных отчетов.
Модуль 2 «Технология конфигурирования информационных систем бухгалтерского учета»
-
Понятие процесса конфигурирования ИС бухгалтерского учета на примере ИС «1С: Предприятие 8.0». Свойства конфигурирования и администрирования системы.
-
Понятие дерева объектов конфигурации. Характеристика объектов конфигурации.
-
Технология создания, удаления объектов конфигурации.
-
Работа с основными объектами конфигурации.
-
Константы.
-
Справочники, их структура, иерархические справочники, подчиненные справочники, экранные формы, приемы программирования.
-
Документы и журналы документов.
-
Структура документа.
-
Экранные формы, макеты документа, модуль документа, приемы программирования.
-
Создание отчетов как инструмента получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы.
|
-
Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
|
Следующие записи относятся к п.п.
|
Автор
|
Зав. кафедрой
|
|
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________
|