Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности»




Скачать 444.61 Kb.
страница 1/3
Дата 29.09.2016
Размер 444.61 Kb.
  1   2   3
Рассмотрено на заседании ЦМО Согласовано с методическим советом Утверждено приказом

Учителей ГМО преподавателей ОБЖ МБОУ СОШ № 7 От 01.09.2015 пр. № 108-14/О

Протокол № 4 от 23.05.2015 Протокол № 1 от 30.08.2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Апатиты Мурманской области

Общеобразовательная рабочая программа по ОБЖ

Уровень образования: основное общее образование, 8 классы

Нормативный срок освоения:1 год

Разработчики рабочей программы: учитель Кривошеев А. В.

Год составления рабочей программы: 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

8 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

         Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»  для 8 класса разработана на основе  Примерной программы основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Федерального базисного учебного плана 2004 года.



Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

        Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2011-2012 учебный год;

        Конституция Российской Федерации

        Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

        Закон Российской Федерации «О безопасности»

        Федеральный закон «О пожарной безопасности»

        Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»

        Федеральный закон «О гражданской обороне»

Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

 

Направленность рабочей программы - обеспечение безопасного пребывания в чрезвычайных ситуациях  техногенного характера.

 

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи и основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.



 

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:



 

· освоение знаний:

-  об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

-  о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

-  о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвы-

чайных ситуаций;

-  об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-   о здоровом образе жизни;

-   об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружаю-

щей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и

общественной ценности;

· овладение умениями:

-   предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;

-   использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

-   оказывать первую медицинскую помощь.

 

          Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:



       формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

       выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им;

       формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

 

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:



       учет основных закономерностей развития теории безопасности;

       интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

       направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

       непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

       постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

       обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

 

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:



 Урок, сочетающий урок с объяснением;

 Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

 Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

 Лекция с элементами беседы;

 Работа с документами;

 Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

 Раскрытие содержания иллюстраций.

 

       Межпредметные связи: география, биология, химия.



Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для 8 класса основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

       использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

       выделение характерных причинно-следственных связей;

       творческое решение учебных и практических задач;

       сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

       использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

       самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

 _  соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

_  использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

                     Место предмета в базисном учебном плане



Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом основного общего образования изучается в 8 классе из расчета 1 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, в т.ч. на проведение практических работ – 11 часов.  Используется классно-урочная система.

 

                  Учебно-тематическое планирование.



 

Наименование раздела, темы.

Кол-во часов

Из них-практическихзанятий.

Раздел1.«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»

       14

         3

        1.1Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

        2

 

        1.2Правила обеспечения безопасности дорожного движения.

        2

          1

        1.3Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

        2

          1

        1.4Правила безопасного поведения на воде.

        1

         1                      

        1.5Правила безопасного поведения в быту.

        1

 

        1.6Правила поведения на природе.

          -

 

        1.7Нарушение экологического равновесия в местах проживания.

          3

 

        1.8Правила безопасного поведения вкриминогенных ситуациях.

          3

 

Раздел2. Оказание первой медицинской помощи.

          4

          4

Раздел3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

          17

          4

         3.1Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения.

          -

 

        3.2Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.

         13

          2

       3.3Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

          4

          2

Итого:

          35

          11

 

                               Содержание учебного материала

 

Раздел1. Обеспечение безопасности в личной жизни (14ч) .

 

1.1  Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2ч).

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. 

 

   1.2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (2ч).   

         Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Правила для роллинга. Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий.                   

 

 1.3.  Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (2ч).



         Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения.

 1.4.   Правила безопасного поведения на воде (1ч).

         Правила безопасного поведения на воде. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

 

 1.5.  Правила безопасного поведения в быту (1ч).        

         Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.



  1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания (3ч).

Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность. 

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

     Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

 1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3ч).

 

          Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.



 

 

Раздел 2.   Оказание первой медицинской помощи (4ч).

         

         Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

 

Раздел 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (17 ч.)

 

3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения  (17 ч.)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.


ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс


п/п


Наименование раздела программы

Тема урока



Количество часов

Тип

урока

Элементы

содержания



Требования

к уровню

подготовки

обучающихся



Вид контроля.

Измерители



Элементы

дополнительного

содержания

Домашнее


задание

Дата

проведения



план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

(14 ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

1

Урок изуче-ния и первич-ного закрепле-ния но-вых знаний

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления.

Движение – естественная потребность

организма.

Физическая культура и закаливание.

Личная гигиена


Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

Рабочая тетрадь, с.44







2

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

1

Комбинированный

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей.

Алкоголь и его влияние на здоровье



Знать о вредных привычках и их профилак-

тике.



Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового

Решение ситуационных задач




Подгото-вить сообще-ние по одному из вопросов плана урока в рабочей тетради







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12
















подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки



образа жизни
















3




Правила обеспечения безопасности дорожного

движения


1

Комбинированный

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге


Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах

Индивидуаль-ный опрос, работа по карточкам

ПДД
Ответствен-

ность за нарушение правил дорожного движения.

Государствен-ная инспекция безопасности дорожного движения. Роллинг. Правила для роллинга. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма


Учебник,
§ 3; № 3–7 в тетради на

печатной основе









4

Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

1

Комбинированный

Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.

Уметь использовать приобретенные знания в

Решение ситуационных задач

ПДД

Дополнительные виды транспорта. Сельскохозяйственный транспорт. Железнодорож-



Учебник,

§ 15; № 37 в тетради на

печатной основе








Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



















повседневной жизни для

соблюдения правил поведения в общественном транспорте






ный переезд,

железнодорожный транспорт












5




Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме

1

Комбинированный

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания



Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Уметь владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище

Решение ситуационных задач




Учебник,

§ 2; № 2


в тетради на печатной основе







6

Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте

1

Комбинированный

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае

Знать правила безопасного поведения при пожаре на транспорте


Решение ситуационных задач




Составить

памятку для пассажира «Поведение при пожаре








  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница