Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире художественной литературы»




Скачать 193.51 Kb.
Дата 15.09.2016
Размер 193.51 Kb.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Алабинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов





УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Алабинской

средней общеобразовательной школы с

углубленным изучением отдельных предметов

_____________________ Л.В. Сергеева

«______»____________________2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире художественной литературы»

ФГОС 

7 КЛАСС

Составитель: Бекренева Анастасия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

2015 год


Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной читательской работы учащихся. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем изменение характера чтения; преобладание «делового» чтения над «свободным»; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в среднем звене школы. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Для решения данной проблемы была создана рабочая программа «В мире художественной литературы» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся 7-х классов с художественной литературой, обеспечивать литературное развитие школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения
Задачи программы:


  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:


  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.


Возраст детей.

Программа рассчитана на учащихся 13-15 лет при одногодичном цикле обучения.


Сроки реализации программы.

Программа реализуется в течение 1 учебного года (2015-2016 учебный год).


Формы и режим занятий.

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных часа за учебный год, по 1 часу в неделю.


Целевая установка данной программы – личностно-ориентированная, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся. Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов учащегося, расширение его информированности. Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

Обучение литературной деятельности в рамках дополнительного образования дает возможность использовать различные формы деятельности.
Формы проведения занятий:


  • эвристическая беседа;

  • индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность (сообщения, доклады);

  • выразительное чтение;

  • самостоятельная творческая работа;

  • обсуждение проблемных вопросов;

  • мини-концерты;

  • словесное иллюстрирование и др.

Данные формы работы способствуют установлению взаимопонимания между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.



Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.


Планируемые результаты


  1. Личностные результаты: 

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

  • установление поля читательских ассоциаций, отбор произведения для чтения.




  1. Метапредметные результаты:




  1. регулятивные:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных, умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;




  1. познавательные:

  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;

  • понимание литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;




  1. коммуникативные

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью.




  1. Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русской и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

  • воспитание квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.

Методическое обеспечение

курса внеурочной деятельности.

Учебно – методические комплекты комплекса.


Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Используемая литература.

Интернет-ресурсы.

CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.


Алгоритмы деятельности

Творческие мастерские (индивидуальные, коллективные) выразительное чтение, самостоятельная творческая работа, творческие мастерские, конкурсы, мини-концерты, словесное рисование.


Алгоритм подготовки и проведения исследований, представление презентаций, публичные выступления, творческие мастерские.


Календарно-тематическое планирование

с определением основных видов деятельности.


п/п

Дата проведения

Тема

Основные виды

деятельности

По плану

По факту

Раздел 1.

Поэтическая копилка (13 ч.)

1.

А-2.09

Б-4.09





Вводный урок. Для чего нужна литература?


Беседа.

2-6.

А-9.09/16.09/ 23.09/30.09/

14.10


Б-11.09/ 18.09/ 25.09/ 2.10/ 16.10




Осень, зима, весна и лето в лирике русских поэтов. Е. Баратынский, Н. Языков, Ф. Тютчев, А. Кольцов, А. Майков, И. Бунин, И. Шмелев.


Мини-концерт, творческая мастерская, беседа.

7-8.

А-21.10/28.10

Б-23.10/30.10






Мы о Родине поём (героические страницы родины твоей). Поэты-патриоты.


Исследование, комментированное чтение, беседа.

9.

А-11.11

Б-6.11





Любовь в лирике русских поэтов.


Прослушивание музыкальных произведений, комментированное чтение.

10.

А-25.11

Б-13.11





Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».


Комментированное чтение, беседа, творческая мастерская.

11-12.

А-2.12/9.12

Б-27.11/4.12






Подготовка к литературному вечеру. Литературный вечер «Лирика Эдуарда Асадова».


Мини-концерт.

13.

А-16.12

Б-11.12





Публичный отчет на тему «Мой любимый поэт».


Исследование, творческая мастерская.




Раздел 2.

По страницам любимых книг (12 ч.)




14.

А-23.12

Б-18.12





Г. Белых, Л. Пантелеев. «Республика Шкид» (главы).


Просмотр фрагмента фильма, эвристическая беседа.

15.

А-13.01

Б-25.12





Фантастический мир А.Р. Беляева. «Голова профессора Доуэля» (главы).


Эвристическая беседа, чтение и обсуждение.

16.

А-20.01

Б-15.01





Гордость научной фантастики Р. Брэдбери. Рассказ «И грянул гром».


Эвристическая беседа, чтение и обсуждение.

17.

А-27.01

Б-22.01





По страницам рассказов Э. По.


Беседа, отзыв о прочитанном.

18.

А-3.02

Б-29.01





Шерлок Холмс - знаменитый герой рассказов Артура Конан Дойла.

Комментированное чтение, прослушивание музыкальных композиций.

19.

А-10.02

Б-5.02





Г. Мало. «Без семьи».


Комментированное чтение, беседа.

20.

А-17.02

Б-12.02





Сказы П.П. Бажова («Золотой волос», «Земляная кошка», «Голубая змейка», «Про Великого Полоза»).


Эвристическая беседа, творческая мастерская.

21.

А-2.03

Б-19.02





В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».



Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, эвристическая беседа.

22.

А-9.03

Б-4.03





К. Булычёв. «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений».


Просмотр фрагмента фильма, эвристическая беседа.

23.

А-16.03

Б-11.03





А.П. Чехов. «Ванька».


Эвристическая беседа, чтение и обсуждение.

24.

А-23.03

Б-18.03





Публичный отчет. Читательская конференция «Сказки народов мира».


Исследование, мини-конкурс рецензий.

Раздел 3.

«Как мы становимся взрослыми» (5 ч.)

25.

А-30.03

Б-25.03





Л.А. Кассиль. Повесть «Кондуит и Швамбрания» (главы).


Комментированное чтение,

отзыв о прочитанном.



26.

А-6.04

Б-1.04





Марк Твен. «Приключения Оливера Твиста» (главы).

Слово учителя, выразительное чтение.

27.

А-20.04

Б-8.04





Д. Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме».


Просмотр фрагмента фильма, беседа.

28.

А-27.04

Б-22.04





Сказки О. Уайльда.

Комментированное чтение, эвристическая беседа.

29.

А-4.05

Б-29.04





Публичный отчет. Творческая мастерская «Дети разных эпох в литературе».

Мини-конкурс рисунков, фотоальбомов и презентаций.

Раздел 4.

Из современной литературы (5 ч.)

30.

А-11.05

Б-6.05





Д. Сэлинджер. Знакомство с романом «Над пропастью во ржи».


Эвристическая беседа, комментированное чтение.

31.

А-18.05

Б-13.05





К. Нёстлингер. «Само собой и вообще».

Комментированное чтение, эвристическая беседа, отзыв о прочитанном.

32.

А-25.05

Б-20.05





Е. Мурашова. «Класс коррекции».


Комментированное чтение, обучение

выразительному чтению, беседа.



33.

А-1.06

Б-27.05





Творческая мастерская «Кто такой настоящий писатель?»


Конкурс эссе.

34.

А-1.06

Б-3.06





Моя проектная работа. Публичный творческий отчет.


Защита читательских дневников.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

  3. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2012.

  4. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Зарубежная литература. 5 – 11 классы: нестандартные уроки с использованием новых технологий /авт. – сост. Н. М. Божко.

  6. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.

  7. Литературные гостиные/ В.О. Зюба. - Волгоград, 2002.

  8. Развитие речи. 5 – 9 классы: инновационная технология обучения / авт. – сост. О. А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2014.

  9. Русский язык. Литература. 5 – 11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф. Стрелкова. – Волгоград : Учитель, 2013.

  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.: пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

Согласовано

на заседании кафедры филологии

руководитель кафедры филологии

__________________________ Т.В. Копыльцова

Протокол от «____» __________________2015 г. №___


Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________________________В.Ф. Хлебникова

«____» __________________2015 г.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница