Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Алабинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
УТВЕРЖДАЮ
|
Директор МАОУ Алабинской
|
средней общеобразовательной школы с
|
углубленным изучением отдельных предметов
|
_____________________ Л.В. Сергеева
|
«______»____________________2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире художественной литературы»
ФГОС
7 КЛАСС
Составитель: Бекренева Анастасия Сергеевна
учитель русского языка и литературы
2015 год
Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной читательской работы учащихся. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем изменение характера чтения; преобладание «делового» чтения над «свободным»; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в среднем звене школы. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы была создана рабочая программа «В мире художественной литературы» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся 7-х классов с художественной литературой, обеспечивать литературное развитие школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения
Задачи программы:
-
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
-
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
-
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
-
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
-
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
-
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
-
работать с различными типами текстов;
-
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность;
-
научность;
-
сознательность и активность;
-
наглядность;
-
доступность;
-
связь теории с практикой;
-
индивидуальный подход к учащимся.
Возраст детей.
Программа рассчитана на учащихся 13-15 лет при одногодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение 1 учебного года (2015-2016 учебный год).
Формы и режим занятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных часа за учебный год, по 1 часу в неделю.
Целевая установка данной программы – личностно-ориентированная, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся. Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов учащегося, расширение его информированности. Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.
Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
Обучение литературной деятельности в рамках дополнительного образования дает возможность использовать различные формы деятельности.
Формы проведения занятий:
-
эвристическая беседа;
-
индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность (сообщения, доклады);
-
выразительное чтение;
-
самостоятельная творческая работа;
-
обсуждение проблемных вопросов;
-
мини-концерты;
-
словесное иллюстрирование и др.
Данные формы работы способствуют установлению взаимопонимания между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.
Основные методы и технологии:
-
технология разноуровневого обучения;
-
развивающее обучение;
-
технология обучения в сотрудничестве;
-
коммуникативная технология.
Планируемые результаты
-
Личностные результаты:
-
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-
воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;
-
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
-
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
-
значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-
совершенствование духовно-нравственных качеств личности
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
-
установление поля читательских ассоциаций, отбор произведения для чтения.
-
Метапредметные результаты:
-
регулятивные:
-
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
-
самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных, умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
познавательные:
-
умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;
-
понимание литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
-
коммуникативные
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью.
-
Предметные результаты:
-
понимание ключевых проблем изученных произведений русской и зарубежной литературы;
-
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
-
собственная интерпретация изученных литературных произведений;
-
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
-
воспитание квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;
-
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.
Методическое обеспечение
курса внеурочной деятельности.
Учебно – методические комплекты комплекса.
|
Учителя
|
Ученика
|
Информационное обеспечение
|
Используемая литература.
Интернет-ресурсы.
CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
|
Алгоритмы деятельности
|
Творческие мастерские (индивидуальные, коллективные) выразительное чтение, самостоятельная творческая работа, творческие мастерские, конкурсы, мини-концерты, словесное рисование.
|
Алгоритм подготовки и проведения исследований, представление презентаций, публичные выступления, творческие мастерские.
|
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов деятельности.
№ п/п
|
Дата проведения
|
Тема
|
Основные виды
деятельности
|
По плану
|
По факту
|
Раздел 1.
Поэтическая копилка (13 ч.)
|
1.
|
А-2.09
Б-4.09
|
|
Вводный урок. Для чего нужна литература?
|
Беседа.
|
2-6.
|
А-9.09/16.09/ 23.09/30.09/
14.10
Б-11.09/ 18.09/ 25.09/ 2.10/ 16.10
|
|
Осень, зима, весна и лето в лирике русских поэтов. Е. Баратынский, Н. Языков, Ф. Тютчев, А. Кольцов, А. Майков, И. Бунин, И. Шмелев.
|
Мини-концерт, творческая мастерская, беседа.
|
7-8.
|
А-21.10/28.10
Б-23.10/30.10
|
|
Мы о Родине поём (героические страницы родины твоей). Поэты-патриоты.
|
Исследование, комментированное чтение, беседа.
|
9.
|
А-11.11
Б-6.11
|
|
Любовь в лирике русских поэтов.
|
Прослушивание музыкальных произведений, комментированное чтение.
|
10.
|
А-25.11
Б-13.11
|
|
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».
|
Комментированное чтение, беседа, творческая мастерская.
|
11-12.
|
А-2.12/9.12
Б-27.11/4.12
|
|
Подготовка к литературному вечеру. Литературный вечер «Лирика Эдуарда Асадова».
|
Мини-концерт.
|
13.
|
А-16.12
Б-11.12
|
|
Публичный отчет на тему «Мой любимый поэт».
|
Исследование, творческая мастерская.
|
|
Раздел 2.
По страницам любимых книг (12 ч.)
|
|
14.
|
А-23.12
Б-18.12
|
|
Г. Белых, Л. Пантелеев. «Республика Шкид» (главы).
|
Просмотр фрагмента фильма, эвристическая беседа.
|
15.
|
А-13.01
Б-25.12
|
|
Фантастический мир А.Р. Беляева. «Голова профессора Доуэля» (главы).
|
Эвристическая беседа, чтение и обсуждение.
|
16.
|
А-20.01
Б-15.01
|
|
Гордость научной фантастики Р. Брэдбери. Рассказ «И грянул гром».
|
Эвристическая беседа, чтение и обсуждение.
|
17.
|
А-27.01
Б-22.01
|
|
По страницам рассказов Э. По.
|
Беседа, отзыв о прочитанном.
|
18.
|
А-3.02
Б-29.01
|
|
Шерлок Холмс - знаменитый герой рассказов Артура Конан Дойла.
|
Комментированное чтение, прослушивание музыкальных композиций.
|
19.
|
А-10.02
Б-5.02
|
|
Г. Мало. «Без семьи».
|
Комментированное чтение, беседа.
|
20.
|
А-17.02
Б-12.02
|
|
Сказы П.П. Бажова («Золотой волос», «Земляная кошка», «Голубая змейка», «Про Великого Полоза»).
|
Эвристическая беседа, творческая мастерская.
|
21.
|
А-2.03
Б-19.02
|
|
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
|
Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, эвристическая беседа.
|
22.
|
А-9.03
Б-4.03
|
|
К. Булычёв. «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений».
|
Просмотр фрагмента фильма, эвристическая беседа.
|
23.
|
А-16.03
Б-11.03
|
|
А.П. Чехов. «Ванька».
|
Эвристическая беседа, чтение и обсуждение.
|
24.
|
А-23.03
Б-18.03
|
|
Публичный отчет. Читательская конференция «Сказки народов мира».
|
Исследование, мини-конкурс рецензий.
|
Раздел 3.
«Как мы становимся взрослыми» (5 ч.)
|
25.
|
А-30.03
Б-25.03
|
|
Л.А. Кассиль. Повесть «Кондуит и Швамбрания» (главы).
|
Комментированное чтение,
отзыв о прочитанном.
|
26.
|
А-6.04
Б-1.04
|
|
Марк Твен. «Приключения Оливера Твиста» (главы).
|
Слово учителя, выразительное чтение.
|
27.
|
А-20.04
Б-8.04
|
|
Д. Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме».
|
Просмотр фрагмента фильма, беседа.
|
28.
|
А-27.04
Б-22.04
|
|
Сказки О. Уайльда.
|
Комментированное чтение, эвристическая беседа.
|
29.
|
А-4.05
Б-29.04
|
|
Публичный отчет. Творческая мастерская «Дети разных эпох в литературе».
|
Мини-конкурс рисунков, фотоальбомов и презентаций.
|
Раздел 4.
Из современной литературы (5 ч.)
|
30.
|
А-11.05
Б-6.05
|
|
Д. Сэлинджер. Знакомство с романом «Над пропастью во ржи».
|
Эвристическая беседа, комментированное чтение.
|
31.
|
А-18.05
Б-13.05
|
|
К. Нёстлингер. «Само собой и вообще».
|
Комментированное чтение, эвристическая беседа, отзыв о прочитанном.
|
32.
|
А-25.05
Б-20.05
|
|
Е. Мурашова. «Класс коррекции».
|
Комментированное чтение, обучение
выразительному чтению, беседа.
|
33.
|
А-1.06
Б-27.05
|
|
Творческая мастерская «Кто такой настоящий писатель?»
|
Конкурс эссе.
|
34.
|
А-1.06
Б-3.06
|
|
Моя проектная работа. Публичный творческий отчет.
|
Защита читательских дневников.
|
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
-
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
-
Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2012.
-
Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
-
Зарубежная литература. 5 – 11 классы: нестандартные уроки с использованием новых технологий /авт. – сост. Н. М. Божко.
-
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.
-
Литературные гостиные/ В.О. Зюба. - Волгоград, 2002.
-
Развитие речи. 5 – 9 классы: инновационная технология обучения / авт. – сост. О. А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2014.
-
Русский язык. Литература. 5 – 11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф. Стрелкова. – Волгоград : Учитель, 2013.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.: пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
Согласовано
на заседании кафедры филологии
руководитель кафедры филологии
__________________________ Т.В. Копыльцова
Протокол от «____» __________________2015 г. №___
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________В.Ф. Хлебникова
«____» __________________2015 г.
|