Рабочая программа шахматного кружка «белая ладья»




Скачать 116.95 Kb.
Дата 19.09.2016
Размер 116.95 Kb.


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Заместитель директора по ВР Директор школы

Руководитель ШМО _________________ М.А. Кабанова ____________Э.В.Николаев

_____________ /______________/ «____»_____________2015 г.

«___»____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ШАХМАТНОГО КРУЖКА

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

5-11 классов


на 2015-2016 учебный год


Составил:

учитель физической культуры

Николаев Эдуард Владимирович

высшая квалификационная категория

Хорошово 2015г.


Пояснительная записка

 

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.



Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.



Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:



  • Обучающие:

    • познакомить с историей шахмат,

    • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

  • Воспитывающие:

    • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,


    • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

    • научить уважать соперника,

  • Развивающие:

    • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

    • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 17 часов занятий в течение года – по 0,5 часа в неделю

В кружке занимаются дети младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.

В группе совершенствования третьего года обучения занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

Дата проведения

1.

Организационное занятие.

0,5ч







0,5ч

01.09

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

0,5ч







0,5ч

01.09

3.

Правила игры.

0,5ч







0,5ч

08.09

4.

Первоначальные понятия.

0,5ч



0,5ч



08.09

15.09


22.09

5.

Тактика игры.









22.09

29.09


06.10

13.10


6.

Стратегия игры.

0,5ч





3,5ч

13.10

20.10


27.10

10.11


7.

Эндшпиль.

0,5ч

0,5ч

1,5ч

2,5ч

17.11

24.11


01.12

8.

Дебют.

0,5ч







0,5ч

01.12

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.











08.12


10.

Сеансы одновременной игры.











15.12


11.

Соревнования.




1,5ч




1,5ч

22.12

29.12


12.

Итоговое занятие.

0,5ч







0,5ч

29.12

Всего:





4

17ч



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Для реализации программы используются следующие средства:

Комплекты шахматных фигур с досками – 4 шт.

Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

Часы шахматные – 1 шт.

Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:



  • Шахматные турниры.

  • Доклады.

  • Сеансы одновременной игры.

  • Конкурсы по решению шахматных задач.

  • Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

  • вопросы по теории и истории шахмат,

  • игру с руководителем кружка,

  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
Требования к уровню подготовки учащихся (воспитанников)

К концу первого года обучения дети должны знать:

1. Шахматные термины

2. Белое и чёрное поле

3. Горизонталь

4. Вертикаль

5. Центр


6. Партнёры

7. Начальное положение

8. «Белые», «чёрные»

9. Ход. Взятие

10. Длинная и короткая рокировка

11. Шах, мат, пат, «ничья»

12. Названия шахматных фигур: ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

1. Ориентироваться на шахматной доске.

2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.

3. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.

4. Правильно расставлять фигуры перед игрой.

5. Различать вертикаль, горизонталь и диагональ.

6.Рокировать.

7. Объявлять шах.

8. Ставить мат.

9. Решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:



  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,

  • знает правила игры и турнирного поведения,

  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,

  • умеет записывать партии,

  • с удовольствием играет в шахматы,

  • видит и осознает свои ошибки,

  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

  3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994

  4. Журнал «64» - М., 1983-2004

  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980

  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

  2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981

  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992

  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997

  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983

  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница