Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания»




Скачать 0.5 Mb.
страница 1/3
Дата 01.10.2016
Размер 0.5 Mb.
  1   2   3
Пояснительная записка 6 класс.

Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.


Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

В процессе учебы будут решаться следующие задачи:


• Познакомить учащихся с понятием «общество», «природа». «коллектив», «личность».
• Почувствовать себя частью общества и его будущим
• Научит выявлять отличительные черты характера.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
• Привить любовь к Родине.
• Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.

Учебно-тематический план

Введение

1 час

Глава 1. Общество – большой «дом» человечества

16 часов

Глава 2. Общество, в котором мы живём

17 часов

Содержание рабочей программы

Введение (1 час)

Глава 1. Общество – большой «дом» человечества (16 часов)

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Сообщество. Страна – географическое понятие, государство – политическое, а общество – социальное понятие. Общественные отношения. Большие социальные группы. Коллективные нормы. Устойчивость и изменчивость.
Тема 2. Сферы общественной жизни.

Экономическая, политическая, социальная и духовная сферы. Взаимосвязь четырёх сфер жизни общества.


Тема 3. Экономическая сфера общества.

Что такое экономика? Потребности. Материальное благо. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Экономическая деятельность. Виды экономической деятельности. Отношения распределения. Рынок. Предложение. Спрос. Деньги – всеобщее средство обмена.


Тема 4. Труд и образ жизни людей.

Труд. Физический труд. Умственный труд. Работа. «Работодатель» и «работник». Трудовой договор. Квалификация. Профессия. Разнообразный мир профессий. Образ жизни. Досуг.

Тема 5. Политическая сфера и государственная власть.

Что такое политика? Внутренняя политика. Внешняя политика. Государственная власть. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательные, исполнительные и судебные органы. Государственная власть и общественная жизнь. Политическая жизнь. Выборы. Голосование.


Тема 6. Какие бывают государства?

Споры о происхождении государства. Признаки государства: единая территория, суверенитет, аппарат управления, налоги, наличие законов и гражданство. Государственные символы: флаг, гимн и герб. Государственный язык. Денежная единица. Демократические и недемократические государства. Монархия и республика.


Тема 7. Социальная сфера общества.

Социальная сфера общества. Социальные группы. Малая социальная группа. Большая социальная группа. Социальные общности. Этносы: племя, народность и нация. Язык.


Тема 8. Социальные различия в обществе.

Биологические различия. Социальные различия. Социальное неравенство. Классы. Социальные слои. Высший класс, средний и низший класс. Бедность. Крайняя бедность – это нищета. Как решается проблема социального неравенства.


Тема 9. Духовная сфера общества.

Духовная сфера. Духовные ценности. Что такое культура? Материальная культура. Духовная (нематериальная) культура. К духовной культуре относятся искусство, наука, образование и религия. Нравы.


Тема 10. Духовные богатства общества и культурное наследие.

Что составляет духовное богатство общества? Культурные ценности. Культурное наследие. Сохранение культурного наследия. Росохранкультура. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Всемирное наследие. ЮНЕСКО. Создание, распространение, усвоение духовного богатства общества. Библиотеки. Музеи.


Тема 11. Основные типы обществ.

Какие бывают общества? Почему общества разные? Социология. Антропология. Общество охотников и собирателей. Родовая община. Общество огородничества. Общество земледельцев и скотоводов. Доиндустриальное или аграрное общество. Индустриальное общество. Предприниматель и наёмный рабочий. Постиндустриальное или информационное общество.


Тема 12. Общественный прогресс.

Общественный прогресс. Общественный регресс. Пути общественного прогресса – реформаторский и революционный. Глобальная (неолитическая) революция. Промышленная революция XVIII – XIX веков. Реформы в современной России. Влияние технического прогресса на общество.



Глава 2. Общество, в котором мы живём (17 часов)
Тема 13. Мир как единое целое.

Всегда ли мир был единым? Современный мир как единое целое. Мировое сообщество. Организация Объединённых Наций (ООН). Средства массовой информации (СМИ). Глобализация. Толерантность. Ускорение морового общественного развития. Численность населения Земли и единство мира.


Тема 14. Современное общество.

Состав современного общества. Мегаполисы. Современное производство. Нанотехнологии. Нанороботы. Современные средства связи и коммуникации. Информационная революция. Социальные сети.


Тема 15. Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы человечества и их особенности. Загрязнение окружающей среды и нехватка природных ресурсов. Демография. Демографические проблемы и противоречия между богатыми и бедными странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Терроризм. Международный терроризм.


Тема 16. Как спасти природу.

Природа. Взаимодействие человеческого общества и природы. Экология. Экологический кризис. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Биосфера. Спасение природы. Красная книга. Всемирный союз охраны природы. «Гринпис». Всемирный фонд дикой природы. Всероссийское общество охраны природы. А что можете сделать вы?


Тема 17. Российское общество в начале XXI века.

Россия как часть морового сообщества. Ускоренное развитие российского общества. Социальный прогресс. Россия в начале XXI века. Изменения в политической, социальной, экономической и духовной сферах.


Тема 18. Ресурсы экономического развития нашей страны.

Ресурсы. Экономические ресурсы. Земля. Труд. Капитал. Управление. Природные и людские ресурсы России. Лесные, водные, рыбные ресурсы современной России. Полезные ископаемые. Ограниченность ресурсов. Потеря ресурсов. Какие задачи стоят перед отечественной экономикой?


Тема 19. Конституция – Основной закон государства.

Право. Нормативно правовые акты. Что такое Конституция? История Конституции нашей страны. 12 декабря – День российской Конституции. Референдум. Преамбула.


Тема 20. Основы конституционного строя российской Федерации.

Что такое конституционный строй? Гуманизм. Основы конституционного строя. Источником власти в России является многонациональный народ. Референдум и свободные выборы. Наша страна является демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления. Россия – светское государство. Идеологическое и политическое многообразие.


Тема 21. Государственное устройство России.

Государственная власть в России. Принцип разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти. Президент РФ – глава государства. Государственный Совет. Администрация Президента. Совет Безопасности. Федеральное Собрание РФ. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Правительство Российской Федерации. Конституционный суд РФ. Верховный суд РФ. Высший Арбитражный суд РФ. Правоохранительные органы.


Тема 22. Что значит быть гражданином России.

Кто такие граждане и что такое патриотизм. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Кто является гражданином Российской Федерации? Закон «О гражданстве Российской Федерации». Достойный гражданин своего Отечества. Паспорт гражданина РФ.


Тема 23. Духовные ценности российского народа.

Общечеловеческие ценности. Духовные ценности российского народа. Семья – одна из главных ценностей общества.


Тема 24. Культурные достижения народов России.

ЮНЕСКО. Как сохранить культурные достижения? Консервация. Реставрация. Экскурсия. Музей. Национальный парк. Государственная поддержка культурных достижений России. Краеведение.


Тема 25. Россия в современном мире.

Место России среди других государств мира. Россия дала миру гениальных художников, композиторов и музыкантов, учёных и инженеров, космонавтов и изобретателей, географов и путешественников, архитекторов и философов, писателей и поэтов. Россияне – лауреаты Нобелевской премии. Что помогает усилению авторитета нашей страны в мире. Мы – Великая Держава. Россия как часть мирового сообщества.


В том числе: Контрольные работы (4 часа) и Повторно-обобщающий урок (1 час)

Пояснительная записка 7 класс
Рабочая программа учебного предмета по обществознанию для 7-х классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы Кравченко А.И., Хромовой И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006

Используемый учебно-методический комплект:



  1. Кравченко А.И., Е.А. Певцова Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2011.

  2. Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. (К учебнику Кравченко А.И.). – М.: «Русское слово», 2012

  3. Обществознание. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. Автор-составитель Н.С.Кочетов – Волгоград, «Учитель», 2011

Данный учебно-методический комплект соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2012-2013 учебный год.

Уровень усвоения учебного предмета – базовый.

Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознания» в 7 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».
В 7 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста. Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

– психологический портрет личности;

– самооценку подростка;

– образ жизни подростка;

– взаимоотношение подростка с законом;

– социальную и жилую среду подростка.
Курс «Обществознание» для 7 класса включает в себя следующие главы:

Введение 1 час

Раздел I. Личность подростка 10 часов

Раздел II. Подросток в социальной среде 7 часов

Раздел III. Подросток и закон 5 часов

Раздел IV. Образ жизни подростка 6 часов

Раздел V. Подросток и его жилая среда 5 часов

Преподавание ведётся 1 час в неделю - 34 ч. в год.


В 7 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
При изучении курса используются разнообразные методы и формы обучения: учащиеся выполняют творческие и практические работы, в том числе исследовательского характера. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, проверочные работы, контрольные работы. Они составлены с учетом разной учебной подготовки учащихся. Примерно 20% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

Содержание учебного предмета.

Введение (1 час)

Раздел I. Личность подростка (10 часов)

 Тема 1. Переходный возраст. Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью. Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинэйджеры; юность.

 Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста. Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная – к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста. Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.

 Тема 3. Быть взрослым. Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Основное понятие темы: взрослый.

 Тема 4. Физические изменения подростков. Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

 Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер. Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

 Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства. Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.  Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

  Тема 7. Самооценка подростка. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

 Тема 8. Выдающаяся личность. Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.

Одаренные дети. Умственная одаренность – биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.

Роль поощрения одаренности в ее развитии. Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

 Тема 9. Лидер и его качества. Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.

Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения. Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

 

Раздел II. Подросток в социальной среде (7 часов)

 Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.



Основное понятие темы: социальная среда.

 Тема 11. Подросток в группе

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.

Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.



Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

 

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

Взаимопонимания в межличностных отношениях.



Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

 Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.

Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

 Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».



Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

 

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально- политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.



Основное понятие темы: молодежь.

 Раздел III. Подросток и закон (5 часов)

 Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.

Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.



Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

 Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.



Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

 

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

 

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница