Редакция, подготовленная с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения




Скачать 205.57 Kb.
Дата 08.10.2016
Размер 205.57 Kb.


ПРОЕКТ

Редакция, подготовленная с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения

Для рассмотрения до заседания МВК


Стратегия развития информационного общества

в России




1. Информационное общество - новый этап развития человечества
1.1. Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития – информационному обществу.

Отличительными чертами информационного общества являются:

существенное увеличение в валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг), и формирование на этой основе экономики знаний;

ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор повышения производительности труда;

участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний;

существенное повышение качества жизни населения, охраны здоровья, образования, расширение использования информационно-коммуникационных технологий при осуществлении профессиональной деятельности;

глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

1.2. Наряду с расширением созидательных возможностей личности и общества интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий создает новые возможности для реализации угроз национальной безопасности, связанных с нарушением установленных режимов использования информационных и коммуникационных систем, ущемлением конституционных прав граждан, использованием возможностей современных информационных технологий для осуществления враждебных, а также террористических и других преступных действий.


2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В РОССИИ
2.1. В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного развития информационного общества:

быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;

информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества;

развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий;

в общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации развития информационного общества;

принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства.

2.2. В то же время уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира.

Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.

Сохраняется зависимость российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий вследствие невысокой конкурентоспособности продукции отечественной микроэлектронной промышленности, российского телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники и программных продуктов.

Система образования и науки не обеспечивает качественное воспроизводство трудовых ресурсов, необходимое для повышения конкурентоспособности страны.

Медленно выполняются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия.

Слабо используется потенциал информационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации развития информационного общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества, науки и образования.



3. назначение и политико-правовая основа СТРАТЕГИИ

3.1. Стратегия развития информационного общества в России (далее – Стратегия) является политическим документом, отражающим позицию общества и государства в отношении целей и принципов развития информационного общества, а также наиболее важных мероприятий по использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий, науки и образования, национальной культуры и демократии.

3.2. Стратегия предназначена для использования при подготовке и уточнении концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели, принципы и направления деятельности государственных органов и негосударственных организаций по решению проблем интенсификации развития информационного общества в России.

3.3. Политико-правовой основой Стратегии являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2000 – 2005 гг.), общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации, и прежде всего нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие направления экономического и социально-политического развития страны на ближайшие годы и последующую перспективу.

При подготовке Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, а также Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий, Тунисского обязательства и других документов, принятых на первом и втором этапах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003 – 2005 гг., г.Женева, г.Тунис).

4. цели и принципы Развития

информационного общества в России,

ЗАДАЧИ государства

4.1. Целями развития информационного общества в России являются:

4.1.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, социального статуса молодежи, формирование экономики знаний.

4.1.2. Укрепление государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей в осуществлении доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям.

4.1.3. Создание условий для развития науки, повышение качества образования и здравоохранения.

4.1.4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

4.1.5. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества государственных услуг.

4.1.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

4.2. Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

опережающее развитие информационной инфраструктуры общества;

создание благоприятной среды для сохранения национальных культурных ценностей;

обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий;

укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации;

содействие развитию глобального информационного общества;

международное сотрудничество.

4.3. Для достижения целей развития информационного общества в России государство решает следующие задачи:

определяет систему основных мероприятий по развитию информационного общества и создает условия для взаимодействия государственных органов и негосударственных организаций по их выполнению;

укрепляет государственные гарантии конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также других прав и свобод;

совершенствует механизмы правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий;

создает благоприятные условия для развития науки и образования, отраслей экономики, связанных с созданием информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, государственных информационных ресурсов и оказанием информационных услуг, а также условия для стимулирования развития инновационной экономики, формирования отечественной индустрии программных средств;

совершенствует государственное управление и местное самоуправление на основе применения информационно-коммуникационных технологий;

создает условия для ликвидации неравенства в осуществлении доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и субъектов Российской Федерации;

реализует меры, направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационных системах;

использует потенциал информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры для обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и охраны правопорядка.



5. Основные МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ развития информационного общества в России

5.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, социального статуса молодежи, формирование экономики знаний предполагают осуществление следующих мероприятий:

повышение качества подготовки специалистов в области использования современных информационных технологий для осуществления профессиональной деятельности;

стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества;

совершенствование системы определения и поддержки приоритетных направлений развития отечественных информационно-коммуникационных технологий и способов их инвестиционной поддержки;

создание условий для развития индустрии отечественной микроэлектронной промышленности, производства телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, программных продуктов в интересах отечественных и зарубежных потребителей;

совершенствование налоговой и таможенной политики для стимулирования производства информационно-коммуникационных технологий, в том числе двойного назначения, оказания информационных услуг, а также повышения экономической привлекательности инвестиций во внедрение в общественное производство результатов исследований по приоритетным направлениям развития науки;

создание условий для повышения экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданных за счет бюджетных средств;

создание единого информационного пространства государственных органов на базе информационных и коммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

развитие системы общественного и государственного контроля эффективности использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в приоритетных направлениях развития науки;

совершенствование системы привлечения внебюджетных средств для проведения научных исследований по приоритетным направлениям, стимулирование развития инновационной инфраструктуры;

развитие транзитных коммуникационных магистралей через территорию Российской Федерации;

создание условий для укрепления взаимодействия коллективов, проводящих исследования по приоритетным направлениям развития науки, с международным научным сообществом, расширения обмена научной информацией;

развитие мер государственного и общественного поощрения граждан, добивающихся высоких результатов в области науки и образования, в том числе путем расширения практики учреждения специальных премий и грантов, увеличения количества премий Правительства Российской Федерации в области науки, культуры и искусства;

создание и развитие на основе информационно-коммуникационных технологий комплексной системы формирования и экспертизы проектов консолидированного бюджета, оценки параметров его исполнения.

5.2. Укрепление государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей в осуществлении доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям предполагают осуществление следующих мероприятий:

создание условий для осуществления доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

развитие системы предоставления государственных услуг в осуществлении доступа к государственным информационным ресурсам;

расширение участия общественных организаций в укреплении гарантий соблюдения свободы убеждений, выражения мнений и идей;

развитие систем навигации в области открытых российских и зарубежных информационных ресурсов;

стимулирование формирования и расширения доступа к открытым государственным информационным ресурсам и другой общедоступной информации;

развитие системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема национальных телерадиопрограмм, в том числе в приграничных районах;

содействие укреплению экономической независимости средств массовой информации и расширению возможностей граждан по их учреждению, развитие отечественной технологической базы электронных средств массовой информации;

расширение практики предоставления государственных субсидий для создания печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в интересах удовлетворения социально значимых потребностей общества;

повышение доступности для групп населения со средними и низкими доходами услуг связи, открытых государственных информационных ресурсов, продукции средств массовой информации;

расширение государственной поддержки создания и распространения информационной продукции на различных языках народов России, а также продукции для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями;

развитие региональных сетей связи, и прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке;

распространение компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности.

5.3. Создание условий для развития науки, повышение качества образования и здравоохранения предполагают осуществление следующих мероприятий:

сохранение и развитие системы классического университетского образования;

совершенствование системы контроля качества образования, расширение доступа к образованию на территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, к повышению квалификации российских граждан в учебных и научных учреждениях зарубежных стран;

развитие систем профессионального образования и подготовки кадров, в том числе преподавателей, в области разработки и использования современных информационных технологий, поощрения хозяйствующих субъектов, реализующих самостоятельные программы переобучения и повышения квалификации кадров, совершенствование методов и технологий дистанционного обучения;

расширение использования информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности труда преподавателей и качества образования, повышения качества здравоохранения;

развитие информационной инфраструктуры системы науки, образования и здравоохранения, расширение доступа граждан к зарубежным научным и образовательным информационным ресурсам.

5.4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации, предполагают осуществление следующих мероприятий:

обеспечение государственной поддержки проектов, направленных на создание и размещение в системе «Интернет» открытых информационных ресурсов, отражающих культурные ценности народов и народностей России, использование информационно-коммуникационных технологий для их сохранения и обеспечения доступа к ним граждан;

развитие механизмов использования информационно-коммуникационных технологий для организации межконфессионального диалога основных религий, представленных на территории Российской Федерации, а также общественной поддержки этой деятельности;

сохранение и развитие единого информационного пространства в области национальной культуры, расширение доступа граждан к объектам культурного наследия.

5.5. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества государственных услуг предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

совершенствование информационной инфраструктуры системы государственного управления и местного самоуправления;

развитие системы оказания публичных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий, внедрения «безбумажных» технологий;

создание условий для эффективного использования юридически значимых электронных документов;

расширение системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, а также библиотечным фондам;

развитие и расширение возможностей использования государственной системы правовой информации.

5.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

осуществление проектов, направленных на противодействие распространению информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандирующей социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, и иной информации, распространение которой запрещено законом, а также совершенствование правоприменительной практики в этой области;

развитие системы информирования российской и зарубежной общественности по социально значимым проблемам экономического и социально-политического развития, поддержания конструктивного диалога между государством, бизнесом и гражданским обществом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий для решения этой задачи;

обеспечение, на основе объединения усилий государственных и негосударственных организаций, безопасности функционирования информационных и коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры России, повышения защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, а также информационных и коммуникационных систем, используемых средствами массовой информации для информирования населения;

обеспечение безопасности функционирования российских информационных и коммуникационных систем в составе глобальной информационной инфраструктуры;

формирование системы международной информационной безопасности;

создание условий для развития современных информационных технологий защиты информации, аппаратных и программных средств их реализации;

создание правовых и иных условий для применения информационно-коммуникационных и иных наукоемких технологий двойного назначения при решении задач обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и правопорядка;

совершенствование национальной системы противодействия преступности, использующей возможности информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба интересам граждан, общества и государства, подготовки и осуществления террористических актов и иных преступных деяний;

совершенствование системы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационной безопасности, организации государственного заказа на научные исследования и опытно-конструкторские работы, использования их результатов, формирования и реализации единой технической политики;

развитие системы подготовки специалистов по вопросам обеспечения информационной безопасности;

совершенствование систем защиты сведений, составляющих государственную тайну, обеспечения безопасности других сведений ограниченного доступа, накапливаемых и создаваемых в государственных органах, органах местного самоуправления и образуемых ими организациях;

совершенствование правоприменительной практики в области противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности;

совершенствование системы определения перспективных направлений использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, охраны правопорядка, финансирования деятельности по их реализации.

5.7. Эффективная реализация основных мероприятий по развитию информационного общества в России предполагает создание и совершенствование систем мониторинга и статистического наблюдения индикаторов развития информационного общества в России как составной части индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов.

6. Международное сотрудничество

в области развития информационного общества

Важной составляющей деятельности по развитию информационного общества в России является международное сотрудничество, направленное на создание условий для ускорения формирования постиндустриальных тенденций в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни российского общества, реализацию положений Окинавской хартии и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003 - 2005 гг., г.Женева, г.Тунис).

Основными мероприятиями, осуществляемыми Россией в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества, являются:

участие России в определении путей решения вопросов формирования глобального информационного общества, в выработке международных норм и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы управления использованием Интернета, разработка системы показателей развития информационного общества на глобальном и национальном уровнях;

участие в международном информационном обмене по вопросам развития информационного общества, распространение объективной информации о социально значимых событиях российской и международной жизни, культурном разнообразии и самобытности народов России;

содействие развитию информационного обмена между государственными органами и негосударственными организациями России и зарубежных стран;

создание экономических условий для продвижения российских информационных продуктов и услуг на рынки зарубежных стран;

содействие привлечению инвестиций международных финансовых организаций и зарубежных компаний в производство отечественных информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование взаимодействия национальных правоохранительных органов в области выявления, пресечения и ликвидации последствий использования потенциала глобальных информационно-коммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

содействие защите прав российских правообладателей за рубежом;

продолжение международного переговорного процесса в целях определения возможных совместных мер по устранению существующих и потенциальных угроз международной информационной безопасности военно-политического, террористического или иного преступного характера и содействия формированию соответствующих международных механизмов, в том числе правовых.

7. реализация стратегии развития

информационного общества в России

7.1. Реализация Стратегии развития информационного общества в России предполагает разработку при участии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных представителей российского бизнеса, научных организаций и организаций гражданского общества соответствующего плана выполнения предусмотренных Стратегией мероприятий и должна осуществляться в рамках федеральных, региональных, ведомственных среднесрочных и долгосрочных программ, исполняемых на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для выполнения конкретных проектов.

Оценка степени и эффективности выполнения предусмотренных Стратегией мероприятий, а также предложения по уточнению хода реализации Стратегии включаются в ежегодный национальный доклад о развитии информационного общества в России.

7.2. В результате реализации Стратегии к 2015 году Россия должна добиться существенного прогресса в диверсификации экономики России, укреплении государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информации, повышении эффективности государственного управления и системы обеспечения безопасности национальных интересов в информационной сфере и достигнуть следующих значений контрольных показателей развития информационного общества:


7.2.1. По повышению устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, социального статуса молодежи, формированию экономики знаний.


  • Доля добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме валового внутреннего продукта - не менее 12%;

  • Доля продукции на базе информационно-коммуникационных технологий в структуре национального экспорта – не менее 8%;

  • Объем поступлений от экспорта технологий в валовом внутреннем продукте - не менее 0,4%.

7.2.2. По укреплению государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, созданию равных возможностей в осуществлении доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям.


  • Доступ к открытым государственным информационным ресурсам, размещаемым в системе «Интернет», – 100% населенных пунктов;

  • Число точек общественного доступа к системе «Интернет» – не менее 4 на 10 тыс. населения;

  • Доступ к телефонной связи - 100% населенных пунктов.



7.2.3. По созданию условий для развития науки, повышению качества образования и здравоохранения.

  • Доля преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии в учебной работе, – не менее 50% в средних школах и 90% в вузах;

  • Доля преподавателей высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) в общем числе преподавателей вузов – не менее 60%;

  • Доля врачей, использующих информационно-коммуникационные технологии для осуществления профессиональной деятельности, - не менее 40%;

  • Доля образовательных учреждений, предоставляющих услуги по получению образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий, - не менее 30%;

  • Доля субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения которых предоставляют услуги по получению образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий, - не менее 40%;

  • Доля субъектов Российской Федерации, медицинские учреждения которых предоставляют медицинские услуги на основе использования информационно-коммуникационных технологий, - не менее 20%.

7.2.4. По сохранению и развитию культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации России.


  • Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек – не менее 30%;

  • Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов музеев - не менее 50%;

  • Доля электронных архивных описей от общего числа архивных описей - не менее 15%.

7.2.5. По повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества государственных услуг.


  • Реализация государственными органами базовых услуг населению, состав которых определяется законодательством, с использованием информационно-коммуникационных технологий (базовые услуги электронного правительства) – 100%.

  • Доля государственных органов, использующих информационные технологии в процессе выполнения возложенных функций, – 100%.


7.2.6. По противодействию угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

  • Обеспеченность рынка труда специалистами по информационной безопасности – 97%;

  • Выполнение требований по обеспечению безопасности информационно-коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России, – 100%.


Достижение определенных Стратегией контрольных показателей развития информационного общества позволит России войти в число стран, лидирующих в области развития информационного общества, а также существенно укрепить ее информационную безопасность.

____________________






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница