Руководящие принципы создания доступной информации




Скачать 455.04 Kb.
страница 1/3
Дата 09.09.2016
Размер 455.04 Kb.
  1   2   3
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИКТ ДЛЯ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ОБУЧЕНИИ (ICT4IAL)

Европейское агентство по вопросам инклюзивного образования и образования лиц с особыми потребностями, 2015 г.

© 2015 г., European Agency for Special Needs and Inclusive Education. Руководящие принципы создания доступной информации. ИКТ для доступности информации в обучении (ICT4IAL). Данный труд представляет собой открытый образовательный ресурс под международной лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0. Копия данной лицензии размещена по адресу http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/. Ее также можно получить, направив письмо по адресу: Creative Commons, PO Box 1866, Mountain View, CA 94042, USA.

Редактор: Марчелла Тернер-Кмучал, Европейское агентство по вопросам инклюзивного образования и образования лиц с особыми потребностями.

Данный проект финансируется при поддержке Европейского союза. Настоящая публикация отражает взгляды автора. Комиссия не несет ответственности за любое использование содержащейся в данной публикации информации.

Проект «ИКТ для доступности информации в обучении» является многодисциплинарной сетью следующих европейских и международных партнеров, представляющих преподавательское сообщество и сообщество в сфере ИКТ:


DAISY Consortium

European Agency for Special Needs and Inclusive Education

European Schoolnet

Global Initiative for Inclusive ICTs

International Association of Universities

United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

Партнеры по проекту «ИКТ для доступности информации в обучении» хотели бы поблагодарить всех, кто внес вклад в данный проект, в особенности консалтинговую группу партнеров, экспертов, принимавших участие в семинаре по разработке руководящих принципов, и тех, кто представил к ним комментарии. Полный список содержится в разделе Выражение признательности на сайте ICT4IAL.СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Вступление И обоснование «Руководящих принципов» 5

Что подразумевается под термином «доступная информация»? 6

Для кого предназначены данные «Руководящие принципы»? 7

Какую поддержку можно получить благодаря «Руководящим принципам»? 8

Первый этап: обеспечение доступности различных видов информации 11

Раздел 1: как сделать ваш текст доступным 11

1.1 Как сделать вашу текстовую информацию доступной 11

1.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности текстовой информации 12

Раздел 2: как сделать доступными изображения 14

2.1 Как сделать доступной визуальную информацию 14

2.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности визуальной информации 14

Раздел 3: обеспечение доступности аудио материалов 15

3.1 Как обеспечить доступность аудио информации 15

3.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности аудиоинформации 15

Раздел 4: как сделать доступными видеоматериалы 17

4.1 Как сделать видеоинформацию доступной 17

4.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности видеоинформации 17

Второй этап: обеспечение доступности доставки средств информации 18

Раздел 1: обеспечение доступности электронной документации 18

1.1 Как обеспечить доступность электронных документов 18

1.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности электронных документов 19

Раздел 2: как сделать доступными ресурсы онлайн 21

2.1 Как сделать доступными ресурсы онлайн 21

2.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности онлайн-ресурсов 22

Раздел 3: как обеспечить доступность печатных материалов 24

3.1 Как обеспечить доступность печатных материалов 24

3.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности печатных материалов 24

Применение руководящих принципов к различным средствам информации и особым форматам 25

Слайды и презентации 25

Этап 1: 25

Этап 2: 26

Онлайновые и электронные средства обучения 27

Этап 1: 27

Этап 2: 27

Документы PDF 29

Этап 1: 29

Этап 2: 29

Словарь 30

Основные термины 30



Введение

«Руководящие принципы создания доступной информации» представляют собой открытый образовательный ресурс (ООР), направленный на создание доступной информации в целом и для обучения в частности. Данные руководящие принципы не ставят своей целью представление всей имеющейся информации по доступности или охват всех аспектов этой области, они направлены на обобщение и предоставление ссылок на существующие ресурсы, которые могут оказаться полезными для лиц, не являющихся экспертами в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Целью разработки настоящих принципов является поддержка работы специалистов и организаций, действующих в сфере образования, по предоставлению доступной информации всем учащимся, которым информация необходима в более доступной форме и которые смогут ей воспользоваться. Процедуры создания доступной информации носят всеобщий характер. Таким образом, данные руководящие принципы предназначены для всех лиц и организаций, стремящихся создавать информацию, доступ к которой обеспечивается в различных форматах.

Основания для разработки таких руководящих принципов ясным образом упоминаются в европейской и международной политике, подчеркивающей, что доступ к информации является правом человека. Сайт ICT4IAL содержит краткое изложение этой ключевой политики.

В данных руководящих принципах содержатся:



  • общее вступление, описание основных терминов, целевой аудитории и охвата руководящих принципов;

  • этапы обеспечения доступности информации и средств информации, включая рекомендации и соответствующие источники;

  • примеры проверки аспектов доступности для конкретных форматов;

  • подробный словарь, содержащий определения соответствующих терминов.

«Руководящие принципы» содержат два взаимосвязанных этапа действий. Использование руководящих принципов в рамках первого этапа для обеспечения доступности разных видов информации облегчает осуществление второго этапа, поскольку доступная информация может использоваться в различных средствах информации.

«Руководящие принципы» разъясняют, какие действия необходимо предпринять, и предоставляют ресурсы, содержащие более подробную информацию.

«Руководящие принципы» разрабатывались как ООР и могут адаптироваться к различным условиям и этапам технологического развития. Они также будут расширяться по мере наработки опыта в их применении.

Во всех разделах «Руководящих принципов» содержатся ссылки на объяснение основных терминов в словаре или на внешние ресурсы.

Данные «Руководящие принципы» были разработаны в рамках проекта ИКТ для доступности информации в обучении (ICT4IAL), финансирование которого осуществлялось Программой обучения на протяжении всей жизни Европейской Комиссии.

Вступление И обоснование «Руководящих принципов»

В нашу эпоху технологических инноваций каждый человек может потенциально стать автором используемой при обучении информации, но не все обязательно являются специалистами в области обеспечения доступности информации. Тем не менее каждый должен понимать, что в зависимости от способа презентации информация может оказаться недоступной различным пользователям.

В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):



  • свыше миллиарда человек, или около 15% мирового населения, страдают от той или иной формы инвалидности;

  • от 110 до 190 миллионов взрослых сталкиваются со значительными трудностями функционирования;

  • уровень инвалидности растет в связи со старением населения и ростом хронических заболеваний, среди прочих причин (ВОЗ, 2014 г.).

Около 15% мирового населения не может получить доступ к информации, если ее не сделать доступной.

В рамках «Руководящих принципов» термин «учащиеся с инвалидностью и/или особыми потребностями» используется в отношении потенциальной целевой группы людей, которые могут воспользоваться предоставлением информации в более доступной форме. Данная формулировка соответствует как терминологии Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов – КПИ (2006 г.), так и соглашениям, достигнутым с партнерами по проекту ICT4IAL, поскольку термин «особые потребности» охватывает более широкий круг учащихся с дополнительными потребностями, чем тех, кто имеет инвалидность в соответствии с определением КПИ.

Сегодня многие люди имеют технологические возможности создания информации и обмена ею. Кроме того, существуют многочисленные ресурсы, позволяющие этим авторам узнать, как создавать такие документы, которые будут доступны для всех желающих. Это не требует от каждого автора стать экспертом в области доступности информации для лиц, страдающих от любых форм инвалидности и/или обладающих особыми потребностями, но означает, что все авторы должны стремиться обеспечить минимальные стандарты доступности информации, с тем чтобы ей могли воспользоваться все пользователи.

Крайне важно предоставлять информацию в целом – и информацию для обучения в частности – таким образом, чтобы она была доступной для всех пользователей. Предоставление недоступной информации создает дополнительные препятствия для учащихся с инвалидностью и/или особыми потребностями. Недоступная информация не поддерживает людей оптимальным образом и лишает их возможности воспользоваться обменом знаниями и участия в нем.

С учетом вышесказанного в рамках проекта «ИКТ для доступности информации в обучении» был разработан ряд руководящих принципов в поддержку создания доступных материалов.

Будучи открытым образовательным ресурсом (ООР), обеспечивающим свободное использование и адаптацию, данные «Руководящие принципы» направлены на предоставление авторам простых и практических указаний по созданию доступной информации, которой можно обмениваться через доступные средства информации. Данные «Руководящие принципы» могут применяться ко всем видам информации, но принесут особенную пользу учащимся с инвалидностью и/или особыми потребностями применительно к информации для обучения.

Тем не менее доступность информации важна не только для учащихся с инвалидностью и/или особыми потребностями, но способна принести пользу всем учащимся. Таким образом, данные «Руководящие принципы» предлагают инклюзивный подход и не сосредотачиваются только на инвалидах.

Что подразумевается под термином «доступная информация»?

В рамках «Руководящих принципов» термин «доступность» понимается в соответствии с определением, данным в статье 9 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов:

… надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими людьми к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах (Организация Объединенных Наций, 2006 г., стр. 8).

Это широкая концепция, охватывающая многие связанные с непосредственным окружением и физические факторы. «Руководящие принципы» сосредотачивают свое внимание на одном аспекте этого определения – доступности информации.

В рамках «Руководящих принципов» термин «информация» понимается как передаваемые сообщения или данные по определенному вопросу. Более конкретным образом данные «Руководящие принципы» направлены на обмен сообщениями для информирования учащихся и создания знаний в условиях обучения.

В рамках «Руководящих принципов» рассматриваются такие разные виды информации, как текст, изображение, аудио- и видеоматериалы. Эти виды информации могут доставляться или ими можно обмениваться посредством различных средств информации, таких как электронные документы, ресурсы онлайн, видео- и печатные материалы.

Средства информации обычно одновременно содержат разные виды информации.

В отношении средств информации «Руководящие принципы» оценивают то, каким образом информация конвертируется или «упаковывается» в определенный формат с использованием, например, текстовых редакторов, и доставляется или предоставляется пользователю.

В сфере образования это применяется к следующим типам материала, не ограничиваясь ими:



  • учебные материалы,

  • содержание учебных курсов,

  • описание учебных курсов,

  • информация по регистрации и системы регистрации,

  • исследовательские материалы,

  • сайты университетов и библиотек,

  • каталоги и репозитории,

  • программное обеспечение для электронного обучения и учебные платформы.

Термин «доступная информация» понимается как информация, предоставляемая в таких форматах, которые позволяют каждому пользователю и учащемуся получить доступ к содержанию «на равной с другими лицами основе» (КПИ). В идеале доступная информация – это информация, которая:

  • позволяет всем пользователям и учащимся легко ориентироваться в содержании и

  • может четко восприниматься и пониматься посредством различных каналов восприятия, таких как глаза и/или уши и/или пальцы.

Доступность – это не то же самое, что удобство в использовании. Доступность касается предоставления инвалидам и/или лицам с особыми потребностями доступа на равной со всеми другими людьми основе. Удобство в использовании касается обеспечения эффективного, экономного и удовлетворительного опыта пользователя.

Полная 100%-ная доступность информации для каждого пользователя или учащегося является труднодостижимым идеалом. Тем не менее технология позволяет нам создавать информацию и обмениваться ею адаптируемым пользователем образом, что означает, что пользователи могут менять контент в соответствии со своими потребностями.

В данном ресурсе используются связанные с доступностью дополнительные термины. Определение всех соответствующих терминов содержится в словаре.

Для кого предназначены данные «Руководящие принципы»?

Данные «Руководящие принципы» предназначены для отдельных лиц или организаций, создающих, публикующих, распространяющих и/или использующих информацию в обучающей среде. К ним относятся, не ограничиваясь ими, такие поставщики информации, как:


  • школьный персонал,

  • библиотекари,

  • университетский персонал,

  • специалисты по коммуникации,

  • издатели,

  • группы поддержки и неправительственные организации.

Важно отметить, что, хотя отдельный автор или поставщик информации может принять много мер по улучшению доступности, предоставление доступной информации в целом и в целях обучения в частности может потребовать участия более широкого круга заинтересованных сторон, например:

  • лиц, принимающих решения в школах и университетах, которые поддерживают принципы учета доступности и имеют согласованную политику в данной области;

  • специалистов по компьютерам и экспертов в области информационных технологий (ИТ), отвечающих за создание доступных интернет-платформ, инструментов, сайтов и репозиториев, позволяющих обмениваться доступной информацией.

Данные «Руководящие принципы» сосредоточены на предоставлении не обладающим экспертными знаниями практическим работникам возможности создавать доступную информацию в их области деятельности. Рекомендации для организаций по поддержке предоставления доступной информации на организационном уровне были разработаны в рамках проекта Предоставление доступной информации в целях обучения на протяжении всей жизни.

Какую поддержку можно получить благодаря «Руководящим принципам»?

Данные «Руководящие принципы» не привязаны к какому-либо контенту и контексту, но содержат ряд конкретных примеров их применения в разных ситуациях обучения.

Данные «Руководящие принципы» рассматривают различные уровни обеспечения доступности информации, начиная с простых инструкций и кончая инструкциями для специалистов, и включают некоторые вопросы для экспертов по ИКТ и доступности. В распоряжении среднего пользователя ИТ есть много возможностей обеспечить некоторую степень доступности. Однако создание таких материалов, как электронные книги и интерактивные учебные материалы, требует более сложного программного обеспечения, нежели то, к которому может иметь доступ средний пользователь. Данные «Руководящие принципы» сосредоточены на шагах, которые может предпринять каждый разработчик для обеспечения максимальной доступности производимых им учебных материалов.

Данные «Руководящие принципы» можно получить в виде отдельного документа, а также в форме ООР, поддерживающего поиск по различным видам информации и средств информации. Как ООР «Руководящие принципы» могут адаптироваться пользователями к их контексту, к ним также можно представлять комментарии и вносить вклад в их развитие.

Данные «Руководящие принципы» основаны на ряде предпосылок:



  • Основные этапы обеспечения доступности информации имеют всеобщий характер. Поэтому «Руководящие принципы» применяются к информации в целом и к информации в целях обучения в частности.

  • «Руководящие принципы» содержат инклюзивный подход и не касаются конкретных видов инвалидности или особых образовательных потребностей.

  • Задачи в области доступности содержания в значительной степени варьируются в зависимости от структурной сложности содержания. Например, типичный бестселлер структурно является менее сложным, чем образовательный/научный материал.

  • Доступность обучающих материалов представляет собой особую трудность, например, обеспечение взаимодействия между обучающимся и содержанием, заполнение или использование формуляров, для устранения которой технология пока не предлагает простых решений для лиц, не являющихся экспертами в области ИКТ.

  • В некоторых случаях недостаточно просто обеспечить доступность информации. Многим инвалидам и/или лицам с особыми потребностями также необходим доступ к вспомогательным технологиям. Использование вспомогательных устройств не дублирует предоставления доступной информации, а дополняет его.

  • Провайдерам информации в целом и информации для обучения в частности не нужно быть специалистами в области доступности для обеспечения базового уровня доступности информации.

  • «Руководящие принципы» не включают всех этапов подготовки доступной информации и не заменяют собой существующие ресурсы. Они представляют собой тщательно подготовленную и апробированную отправную точку для создания доступной информации и содержат ссылки на более подробные ресурсы, включая описания, пособия, рекомендации или стандарты.

  • «Руководящие принципы» – это не статичный ресурс, они предназначены для адаптации к различным контекстам и технологическому развитию и будут совершенствоваться по мере использования (например, адаптация может быть проведена в отношении текстов, которые читаются справа налево).

  • «Руководящие принципы» могут оказать поддержку в создании нового доступного контента или в проверке на доступность существующих материалов.

  • В настоящее время технология находится на переходном этапе в том, что касается создания, распространения и чтения доступной информации. Программное обеспечение позволяет пользователям создавать большую часть материала в доступном формате. Тем не менее в отношении новых приложений, таких как электронные книги, игры и мобильные приложения, не всегда существует предназначенное для среднего пользователя программное обеспечение по их созданию. Таким образом, в настоящее время возможности среднего пользователя по созданию контента с учетом доступности ограничены.

  • Учитывая ограничения в подготовке доступной информации с помощью обычного программного обеспечения, некоторые этапы ее создания можно отдать на субподряд третьим сторонам, таким как специалисты по ИТ или интернет-программисты. Данные «Руководящие принципы» могут помочь в разработке требований для таких тендеров.

Данные «Руководящие принципы» строятся на двух этапах действий.

Первый этап описывает, как создавать доступную информацию посредством текстов, изображений и звуковых файлов.

На втором этапе рассматривается вопрос о том, как сделать доступными средства коммуникации – например, электронные документы, источники информации онлайн или печатные материалы.

Эти два этапа опираются друг на друга. Использование «Руководящих принципов» на первом этапе для обеспечения доступности различных видов информации облегчает работу в рамках второго этапа, поскольку уже доступная информация может использоваться в разных средствах коммуникации.

Данные «Руководящие принципы» содержат рекомендации о том, как обеспечить доступность разных видов информации на каждом этапе. Каждая рекомендация сопровождается списком ресурсов для поддержки данной деятельности. Представленные в нижеследующих разделах ресурсы разбиты по следующим категориям:


  • «легкий уровень»: действия, которые возможно осуществить на основе общих знаний обычного программного обеспечения;

  • «продвинутый уровень»: действия, которые возможно осуществить на основе глубоких знаний обычного программного обеспечения;

  • «профессиональный уровень»: действия, которые возможно осуществить на основе профессионального знания программного обеспечения и общего знания программирования.

Если не указано иное, содержащиеся в «Руководящих принципах» ссылки даны на ресурсы на английском языке. Использование «Руководящих принципов» и ресурсов и применение рекомендаций позволит сделать информацию для обучения более доступной.

Первый этап: обеспечение доступности различных видов информации

Раздел 1: как сделать ваш текст доступным

Один из самых важных аспектов обеспечения доступности текста заключается в его структуризации и возможности перемещаться по тексту (удобство перемещения).

Под структурой текста обычно понимается правильная последовательность абзацев, позволяющая пользователю следовать за содержанием и облегчающая процесс чтения. Однако при рассмотрении доступности текста понятие структуры имеет слегка другое значение: речь здесь идет о возможности удобно перемещаться по тексту. Заголовки и подзаголовки каждой главы включаются в содержание, как в данном документе. В экзаменационном документе это может касаться отдельных вопросов. Каждому важному элементу – например, заголовок главы, таблица, рисунок, экзаменационный вопрос – придаются некоторые атрибуты и ярлыки.

Заданность такой структуры укрепляет доступность документа по двум параметрам. Во-первых, она позволяет любому пользователю, в том числе лицам, использующим вспомогательные технологии, перемещаться по документу. Во-вторых, она позволяет различным пользователям переводить документ в разные форматы более простым образом.

Структурирование текстовой информации (текста) имеет важнейшее значение для обеспечения его доступности для всех пользователей. Текстовая информация структурируется путем логического наименования ее различных элементов, например, последовательное использование заголовков, субтитров и таблиц. Правильно структурированный документ легко конвертировать в нужный пользователю формат. Например, хорошо структурированный текстовый документ можно читать вслух с помощью экранных дикторов или других вспомогательных технологий, сохраняя содержащийся в тексте логичный порядок.

Чем сложнее визуальный дизайн (таблицы, сноски, вставки, эмблемы и т.д.), тем важнее указать логичный порядок чтения в структуре.

Применительно к очень сложным текстам важно учитывать целевую аудиторию и структурировать их соответствующим образом. Во многих случаях самый упрощенный вариант текста может оказаться наиболее полезным для максимально широкого круга пользователей.

Особенно большие трудности возникают с обеспечением доступности интерактивных функций текстовых учебных материалов.



1.1 Как сделать вашу текстовую информацию доступной

  • Используйте наиболее простые формулировки, соответствующие стилю вашего документа.

  • Используйте шрифт с минимальным размером 12 пунктов.

  • Используйте рубленые шрифты, такие как Arial, Helvetica или Verdana.

  • Для текстов, предназначенных для публикации онлайн, используйте шрифты Verdana, Tahoma и Trebuchet MS, которые специально разработаны для чтения на экране.

  • Разрешите пользователю менять шрифт и его размер в текстах онлайн.

  • Используйте выровненный текст вместо текстовых блоков (выравнивание по левому и правому полю).

  • Укажите полное название при первом использовании сокращений.

  • Задайте структуру текста путем использования разных стилей для заголовков и основного текста. Заголовки должны располагаться в логической последовательности.

  • Используйте заголовки только для задания структуры, а не для выделения содержания.

  • Используйте текстовые маркеры и нумерацию для оформления перечислений и списков.

  • Укажите в метаданных документа его основной исходный язык. Отметьте в тексте употребление другого языка.

  • Определите и укажите ключевые слова вашего текста.

  • Включите по возможности краткое описание содержания главы.

  • Обеспечьте возможность навигации внутри онлайновых текстов с помощью клавиатуры или клавиатурных команд.

  • Убедитесь, что использование цвета и жирного шрифта и курсива не является единственным способом передачи содержания.

  • Убедитесь, что сочетание цвета текста и фона обеспечивает хороший контраст.

  • Убедитесь, что текст и графики легко понять при чтении в черно-белом варианте. Убедитесь, что вся передаваемая цветом информация также доступна в черно-белом варианте. Для выделения различного содержания используйте не только цвет.

  • Включите нетекстовые эквиваленты вашего текста (напр., рисунки, видео и аудиозаписи). Это может быть полезно для некоторых пользователей, особенно неграмотных людей или лиц, испытывающих трудности при чтении.

  • Сноски и ссылки, имеющие особенно важное значение для дополнения/разъяснения информации, содержащейся в основной части текста, следует пронумеровать, а нумерация должна быть конкретным образом привязана к этим основным элементам.

  • Перечислите заголовки строчек и колонок таблиц данных и кратко опишите их содержание.

  • Убедитесь, что дизайн позволяет читать в том направлении, которое связано с содержанием (слева направо или справа налево в зависимости от языка).

  • Убедитесь, что каждая ссылка и элемент имеют уникальный и хорошо описанный ярлык.

  • Укажите наименования для полей формуляров.

1.2 Дополнительные ресурсы для обеспечения доступности текстовой информации

Простые инструкции

  • Видеокурсы Load2Learn: создание структурированных документов и доступных документов в переносимом формате (PDF) в Microsoft Word

  • Книги для всех – Доступный текст: руководство по передовой практике: Пособие для учителя по созданию доступных учебных материалов

  • Пособие по дизайну для инклюзивного обучения – введение: пособие для помощи учителям, разработчикам контента и сайтов и другим лицам в создании адаптируемых и индивидуализированных обучающих ресурсов

  • Проект по созданию доступных цифровых документов: доступность в текстовых редакторах, таблицах, презентациях, файлах PDF и приложениях для электронных книг

Инструкции для опытных пользователей

  • Структура контента: руководство W3C по созданию контента, позволяющего представлять его различными способами без потери информации или структуры

  • Использование цвета: руководство W3C по выделению контента

  • Пособие по дизайну для инклюзивного обучения – инклюзивные электронные публикации EPUB 3: ресурс для разработчиков контента и преподавателей, желающих использовать EPUB 3

  • Национальный центр в поддержку доступных средств информации: ресурсы для создания доступных образовательных, телевизионных, онлайновых и мультимедийных материалов

  • Центр DIAGRAM: создание и использование доступных цифровых изображений

Инструкции для профессионалов

  • Создание адаптируемой структуры текста: создание контента, позволяющего представлять его различными способами без потери информации или структуры

  • Отделение информации и структуры от презентации для обеспечения создания различных презентаций

  • Выравнивание текста по одной стороне на интернет-страницах

  • Обеспечение навигации с помощью клавиатурных команд для манипулирования содержанием с помощью клавиатуры или клавиатурных интерфейсов

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница