Районная олимпиада
Школьников по экологии
2004-2005 учебный год
Задание № 1. Выбери один правильный ответ из предложенных:
1.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
А - гидросфера В - атмосфера
Б - литосфера Г - биосфера
-
Учение о биосфере было создано:
А - Ж.Б.Ламарком В - Э.Зюссом
Б - В.И.Вернадским Г - Э.Леруа
-
Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
А-77 км В - 10 км
Б - 12,5 км Г - 2 км
4.Планета жизни на поверхности Мирового океана называется:
А - планктон В - бентос
Б - нектон Г - нейстон
5.В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение
жизни, является:
А - отсутствие воды в жидкой фазе
Б - концентрация соли в воде свыше 270 г/л
В - отсутствие элементов минерального питания
Г - все перечисленные условия
6.Живое вещество - это:
А - совокупность всех растений биосферы
Б - совокупность всех животных биосферы
В - совокупность всех живых организмов биосферы
Г - нет правильного ответа
7.К косному веществу биосферы относятся:
А - нефть, каменный уголь, известняк
Б - вода, почва
В - гранит, базальт
Г - растения, животные, грибы, бактерии
8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
А - живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б - зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В - хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г - живых организмов накапливать различные химические элементы
9. Биосфера - это глобальная саморегулирующая система со своим
входом и выходом: А - да Б - нет
10.Ноосфера - это:
А - сфера прошлой жизни В - сфера будущей жизни
Б - сфера разумной жизни Г - правильного ответа нет
11.Расходоваться и исчерпываться могут:
А - ресурсы среды В - условия и ресурсы среды
Б - условия среды Г - биотические факторы
12.Некоторые виды используют норы, гнезда, дупла, оставленные другими видами. Такой вид экологического взаимодействия называется:
А - квартиранство В - паразитизм
Б - нейтрализм Г - конкуренция
13.Все популяции рыб, населяющие водоем: А - образуют сообщество
В - образуют биогеоценоз
Б - сообществом не являются
Г - образуют биоток
14.Появление в атмосфере кислорода обусловлено функцией живого вещества биосферы:
А - газовой
Б – концентрационной
В - окислительно-восстановительной
Г - концентрационной и окислительно-восстановительной
15.Кедровка, питающаяся семенами (орешками) только кедровой сосны, является примером:
А - мутуализма В - паразитизма
Б - комменсализма Г - нейтрализма
16.Все популяции птиц, населяющие лесной массив:
А - образуют сообщество В - образуют биогеоценоз
Б - сообществом не являются Г - образуют биотоп
17.Примером симбиоза являются взаимоотношения:
А - подосиновика и корней осины В - серой и черной крысы
Б - волка и лисы Г - мухи и росянки
18.Граница биогеоценоза устанавливается по границе:
А - зооценоза В - биоценоза
Б - фитоценоза Г - биотопа
19.Авготрофы в биоценозе занимают трофический уровень:
А - третий В - второй
Б - первый Г - первый и второй
20.Биогенная миграция - это круговорот:
А - химических элементов, входящих в состав организмов
Б - органических веществ
В - энергии
Г - органических веществ и энергии
21 .Сходные виды пищевых ресурсов у:
А - совы и лисы В - мухи и блохи
Б - акулы и синего кита Г - волка и лося
22.Гетеротрофы подразделяются в биоценозе на:
А - продуцентов и редуцентов
Б - консументов и редуцентов
В - консументов и продуцентов
Г - продуцентов, редуцентов и консументов
23.В создании первичной продукции экосистемы кроме растений могут участвовать:
А - детритофаги В - сапрофитные ибактерии
Б - хемосинтезирующие бактерии Г - травоядные животные
24.Внутривидовая конкуренция приводит к:
А - снижению численности популяции
Б - увеличению численности популяции
В - изменению видового состава сообщества
Г - расширению ареала обитания
25.Энергетическим ресурсом для голосеменных является:
А - солнечный свет В - органические вещества
Б - тепло Г - неорганические вещества
26.Культурные растения и сорняки на поле конкурируют за следующие пищевые ресурсы:
А - неорганические вещества В - кислород
Б - органические вещества Г - свет
27,Накопление моллюсками кальция относится к функциям живого вещества биосферы:
А - концентрационной В - окислительно-восстановительной
Б - газовой Г - газовой и окислительно-восстановительной
28.Второй трофический уровень в пастбищной пищевой цепи занимают:
А - консументы 2 порядка
Б - продуценты
В - консументы 1 порядка
Г - редуценты
29.Примером хищничества являются взаимоотношения:
А - паука и мухи В - гриба и водоросли
Б - серой и черной крысы Г - волка и лисы
30.Первичная сукцессия начинается на:
А - месте вырубки леса
Б - застывшем потоке вулканической лавы
В - заброшенном поле
Г - месте пожарища
31. Совокупность растительных сообществ, покрывающих земную поверхность - это:
А - флора В - экосистема
Б - фитоценоз Г - растительность
32.Все папоротникообразные по типу питания могут быть:
А - только афтотрофами В - автотрофами и гетеротрофами
Б - только гетеротрофами Г - автотрофными и миксотрофными
33.Самой большой биомассой и продукцией среди экосистем суши обладают:
А - степи и тайга В - смешанные леса и степи
Б - тайга и смешанные леса Г - тропические дождевые леса
34.Правильно составленная пастбищная пищевая цепь ( цепь выедания) следующая: А - листья-гусеница-жужелица-сойка-сова
Б - гусеница-листья-жужелица-сойка-сова
В - листья-тусеница-сова-сойка-жужелица
Г - сова-сойка-жужелица-гусеница-листья
35.Основными свойствами экосистем является способность их к:
А - саморазвитию и смене
В - самовоспроизводству и саморегуляции
Б - саморегуляции и устойчивости
Г — все верно
36.Источником энергии в агроценозах являются:
А - только Солнце В - удобрения и Солнце
Б - только удобрения Г - удобрения и поливочная вода
37.Нижний предел жизни в литосфере ограничен:
А - низкой температурой
Б - высокой температурой
В - недостатком питательных веществ
Г - недостатком молекулярного кислорода
38.К агроценозам относятся:
А - пруды, озера, реки, болота
В - пруды, реки, сады, поля, огороды
Б - болота, сады, пастбища, поля
Г - лесопарки, пастбища, поля, пруды
39.К невозобновимым природным ресурсам, используемым человеком относятся:
А - уголь, нефть, газ, гравий В - воздух, почва, животный мир
Б - воздух, вода, почва, торф Г - вода, нефть, растительность
40. Правильно составленная детритная цепь (цепь разложения) следующая:
А - листья -ворона -сокол -дождевой червь
Б - дождевой червь -листья -ворона-сокол
В - отмершие корни -дождевой червь -ворона-сокол
Г - дождевой червь -отмершие корни -ворона –сокол
Задание № 2. Вопрос с коротким ответом:
В городах принято собирать и сжигать на месте осеннюю опавшую листву. Как это влияет на древесные насаждения?
А - при сгорании образуется зола - хорошее минеральное удобрение
Б - вместе с листьями уничтожаются вредные беспозвоночные, микроорганизмы
В - сжигание способствует гибели полезных беспозвоночных и семян растений
Г - сжигание препятствует почвообразованию
Д - сжигание препятствует утеплению корней листовой подстилкой Е - повреждаются почва и корни деревьев
Ж - листья накапливают соли тяжелых металлов, которые с дымом попадают в атмосферу 3 - золу редко используют по назначению
Выберите отрицательные и положительные последствия сжигания листвы.
Задание № 3. Решите экологические задачи:
-
Первичная продуктивность луга (масса на 1 кв. м площади в год) -
200 г. Составьте цепь питания и определите, сколько га луга
потребуется, чтобы прокормить в течение года человека, массой 60
кг (из них 65% составляет вода)?
-
Постройте пищевую сеть, включив в нее перечисленные организмы: почвенные грибы, травянистые растения, заяц, ядовитый кустарник, волк, паук, жук навозник, водоросли, ястреб, растительноядные насекомые.
Задание № 4. Закончите предложения:
-
Совокупность органического вещества всех живых организмов в сообществе...
-
Реакция организма на изменение продолжительности дня и ночи...
-
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы...
-
Искусственное растительное сообщество, созданное человеком...
-
Растения - производители органического вещества в биоценозе...
-
Грибы и бактерии - разрушители органического вещества...
-
Охраняемая природная территория, полностью изъятая из
хозяйственного использования...
-
Организмы - потребители органического вещества...
-
Совокупность всех факторов среды, соответствующая
наименьшим показателям для жизнедеятельности организма...
10.Часть геологических оболочек Земли, заселенная в прошлом и в настоящее время живыми организмами...
Задание № 5. Подберите правильные пары:
Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы.
|
Тип взаимоотношений
|
|
Примеры растений и животных
|
1
|
Симбиоз
|
А
|
кедровка поедает семена кедра
|
2
|
Конкуренция
|
Б
|
подосиновик и корни осины
|
3
|
Хищничество
|
В
|
таракан прусак и черный таракан
|
4
|
Нейтрализм
|
Г
|
паук и муха
|
5
|
Мутуализм
|
Д
|
белки и лоси
|
6
|
Паразитизм
|
Ж
|
береза и ель
|
7
|
Аменсализм
|
К
|
береза и гриб трутовик
|
8
|
Нахлебничество
|
Р
|
акула и рыбы - прилипалы
|
|