Школьников по экологии




Скачать 93.82 Kb.
Дата 29.09.2016
Размер 93.82 Kb.
Районная олимпиада

Школьников по экологии


2004-2005 учебный год

Задание № 1. Выбери один правильный ответ из предложенных:

1.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:


А - гидросфера В - атмосфера

Б - литосфера Г - биосфера



  1. Учение о биосфере было создано:
    А - Ж.Б.Ламарком В - Э.Зюссом
    Б - В.И.Вернадским Г - Э.Леруа

  2. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
    А-77 км В - 10 км

Б - 12,5 км Г - 2 км

4.Планета жизни на поверхности Мирового океана называется:


А - планктон В - бентос

Б - нектон Г - нейстон

5.В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение
жизни, является:

А - отсутствие воды в жидкой фазе

Б - концентрация соли в воде свыше 270 г/л

В - отсутствие элементов минерального питания

Г - все перечисленные условия

6.Живое вещество - это:

А - совокупность всех растений биосферы

Б - совокупность всех животных биосферы

В - совокупность всех живых организмов биосферы

Г - нет правильного ответа

7.К косному веществу биосферы относятся:
А - нефть, каменный уголь, известняк

Б - вода, почва

В - гранит, базальт

Г - растения, животные, грибы, бактерии

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

А - живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию

Б - зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2

В - хемоавтотрофов окислять химические элементы

Г - живых организмов накапливать различные химические элементы

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующая система со своим



входом и выходом:
А - да Б - нет

10.Ноосфера - это:

А - сфера прошлой жизни В - сфера будущей жизни
Б - сфера разумной жизни Г - правильного ответа нет
11.Расходоваться и исчерпываться могут:
А - ресурсы среды В - условия и ресурсы среды

Б - условия среды Г - биотические факторы

12.Некоторые виды используют норы, гнезда, дупла, оставленные другими видами. Такой вид экологического взаимодействия называется:

А - квартиранство В - паразитизм

Б - нейтрализм Г - конкуренция

13.Все популяции рыб, населяющие водоем: А - образуют сообщество

В - образуют биогеоценоз

Б - сообществом не являются

Г - образуют биоток

14.Появление в атмосфере кислорода обусловлено функцией живого вещества биосферы:

А - газовой

Б – концентрационной

В - окислительно-восстановительной

Г - концентрационной и окислительно-восстановительной

15.Кедровка, питающаяся семенами (орешками) только кедровой сосны, является примером:

А - мутуализма В - паразитизма

Б - комменсализма Г - нейтрализма

16.Все популяции птиц, населяющие лесной массив:


А - образуют сообщество В - образуют биогеоценоз

Б - сообществом не являются Г - образуют биотоп

17.Примером симбиоза являются взаимоотношения:
А - подосиновика и корней осины В - серой и черной крысы
Б - волка и лисы Г - мухи и росянки

18.Граница биогеоценоза устанавливается по границе:


А - зооценоза В - биоценоза

Б - фитоценоза Г - биотопа

19.Авготрофы в биоценозе занимают трофический уровень:
А - третий В - второй

Б - первый Г - первый и второй

20.Биогенная миграция - это круговорот:

А - химических элементов, входящих в состав организмов

Б - органических веществ

В - энергии

Г - органических веществ и энергии

21 .Сходные виды пищевых ресурсов у:

А - совы и лисы В - мухи и блохи

Б - акулы и синего кита Г - волка и лося

22.Гетеротрофы подразделяются в биоценозе на:

А - продуцентов и редуцентов

Б - консументов и редуцентов

В - консументов и продуцентов

Г - продуцентов, редуцентов и консументов
23.В создании первичной продукции экосистемы кроме растений могут участвовать:

А - детритофаги В - сапрофитные ибактерии

Б - хемосинтезирующие бактерии Г - травоядные животные

24.Внутривидовая конкуренция приводит к:

А - снижению численности популяции

Б - увеличению численности популяции

В - изменению видового состава сообщества

Г - расширению ареала обитания

25.Энергетическим ресурсом для голосеменных является:
А - солнечный свет В - органические вещества

Б - тепло Г - неорганические вещества

26.Культурные растения и сорняки на поле конкурируют за следующие пищевые ресурсы:
А - неорганические вещества В - кислород

Б - органические вещества Г - свет

27,Накопление моллюсками кальция относится к функциям живого вещества биосферы:

А - концентрационной В - окислительно-восстановительной


Б - газовой Г - газовой и окислительно-восстановительной

28.Второй трофический уровень в пастбищной пищевой цепи занимают:

А - консументы 2 порядка

Б - продуценты

В - консументы 1 порядка

Г - редуценты

29.Примером хищничества являются взаимоотношения:
А - паука и мухи В - гриба и водоросли

Б - серой и черной крысы Г - волка и лисы

30.Первичная сукцессия начинается на:

А - месте вырубки леса

Б - застывшем потоке вулканической лавы

В - заброшенном поле

Г - месте пожарища

31. Совокупность растительных сообществ, покрывающих земную поверхность - это:

А - флора В - экосистема

Б - фитоценоз Г - растительность

32.Все папоротникообразные по типу питания могут быть:
А - только афтотрофами В - автотрофами и гетеротрофами

Б - только гетеротрофами Г - автотрофными и миксотрофными

33.Самой большой биомассой и продукцией среди экосистем суши обладают:

А - степи и тайга В - смешанные леса и степи

Б - тайга и смешанные леса Г - тропические дождевые леса

34.Правильно составленная пастбищная пищевая цепь ( цепь выедания) следующая: А - листья-гусеница-жужелица-сойка-сова

Б - гусеница-листья-жужелица-сойка-сова

В - листья-тусеница-сова-сойка-жужелица

Г - сова-сойка-жужелица-гусеница-листья

35.Основными свойствами экосистем является способность их к:


А - саморазвитию и смене

В - самовоспроизводству и саморегуляции


Б - саморегуляции и устойчивости

Г — все верно


36.Источником энергии в агроценозах являются:
А - только Солнце В - удобрения и Солнце

Б - только удобрения Г - удобрения и поливочная вода

37.Нижний предел жизни в литосфере ограничен:
А - низкой температурой

Б - высокой температурой

В - недостатком питательных веществ

Г - недостатком молекулярного кислорода

38.К агроценозам относятся:

А - пруды, озера, реки, болота

В - пруды, реки, сады, поля, огороды

Б - болота, сады, пастбища, поля

Г - лесопарки, пастбища, поля, пруды

39.К невозобновимым природным ресурсам, используемым человеком относятся:

А - уголь, нефть, газ, гравий В - воздух, почва, животный мир

Б - воздух, вода, почва, торф Г - вода, нефть, растительность

40. Правильно составленная детритная цепь (цепь разложения) следующая:

А - листья -ворона -сокол -дождевой червь

Б - дождевой червь -листья -ворона-сокол

В - отмершие корни -дождевой червь -ворона-сокол

Г - дождевой червь -отмершие корни -ворона –сокол
Задание № 2. Вопрос с коротким ответом:

В городах принято собирать и сжигать на месте осеннюю опавшую листву. Как это влияет на древесные насаждения?

А - при сгорании образуется зола - хорошее минеральное удобрение

Б - вместе с листьями уничтожаются вредные беспозвоночные, микроорганизмы

В - сжигание способствует гибели полезных беспозвоночных и семян растений

Г - сжигание препятствует почвообразованию

Д - сжигание препятствует утеплению корней листовой подстилкой Е - повреждаются почва и корни деревьев

Ж - листья накапливают соли тяжелых металлов, которые с дымом попадают в атмосферу 3 - золу редко используют по назначению

Выберите отрицательные и положительные последствия сжигания листвы.

Задание № 3. Решите экологические задачи:


  1. Первичная продуктивность луга (масса на 1 кв. м площади в год) -
    200 г. Составьте цепь питания и определите, сколько га луга
    потребуется, чтобы прокормить в течение года человека, массой 60
    кг (из них 65% составляет вода)?

  2. Постройте пищевую сеть, включив в нее перечисленные организмы: почвенные грибы, травянистые растения, заяц, ядовитый кустарник, волк, паук, жук навозник, водоросли, ястреб, растительноядные насекомые.


Задание № 4. Закончите предложения:

  1. Совокупность органического вещества всех живых организмов в сообществе...

  2. Реакция организма на изменение продолжительности дня и ночи...

  3. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы...

  1. Искусственное растительное сообщество, созданное человеком...

  2. Растения - производители органического вещества в биоценозе...

  3. Грибы и бактерии - разрушители органического вещества...

  1. Охраняемая природная территория, полностью изъятая из
    хозяйственного использования...

  1. Организмы - потребители органического вещества...

  1. Совокупность всех факторов среды, соответствующая
    наименьшим показателям для жизнедеятельности организма...

10.Часть геологических оболочек Земли, заселенная в прошлом и в настоящее время живыми организмами...
Задание № 5. Подберите правильные пары:

Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы.






Тип взаимоотношений




Примеры растений и животных

1

Симбиоз

А

кедровка поедает семена кедра

2

Конкуренция

Б

подосиновик и корни осины

3

Хищничество

В

таракан прусак и черный таракан

4

Нейтрализм

Г

паук и муха

5

Мутуализм

Д

белки и лоси

6

Паразитизм

Ж

береза и ель

7

Аменсализм

К

береза и гриб трутовик

8

Нахлебничество

Р

акула и рыбы - прилипалы


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница