Совпадающей с территорией округа санитарной охраны курорта Анапы, установленного постановлением Совета Министров рсфср №45 от 30. 01. 1985г




Скачать 94.8 Kb.
Дата 03.09.2016
Размер 94.8 Kb.

Заключение о незаконности проведения Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о строительстве лесохозяйственной противопожарной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества на территории заказника «Большой Утриш»




1. Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 02.03.94 № 116 образован государственный природный заказник, "Большой Утриш".


В соответствии с положением о заказнике "Большой Утриш", на территории заказника, совпадающей с территорией округа санитарной охраны курорта Анапы, установленного постановлением Совета Министров РСФСР №45 от 30.01.1985г., природоохранный режим дополняет установленные в округе санитарной охраны ограничения природопользования и хозяйственной деятельности и не противоречит ограничительному режиму в зонах округа.

В соответствии с положением о государственном природном заказнике "Большой Утриш", утвержденным постановлением Главы администрации Краснодарского края от 02.03.94 № 116, на территории заказника, совпадающей с территорией округа санитарной охраны курорта Анапы, установленного постановлением Совета Министров РСФСР №45 от 30.01.1985г., природоохранный режим дополняет установленные в округе санитарной охраны ограничения природопользования и хозяйственной деятельности и не противоречит ограничительному режиму в зонах округа.



В заказнике запрещается:

- рубка древесно-кустарниковой растительности, нарушение травяного покрова;

- мелиоративные работы, взрывные работы, перемещение скального грунта и другие виды работ, нарушающие ландшафт.

Таким образом, рубки леса и строительство дороги являются нарушением режима заказника "Большой Утриш".

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 24) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Таким образом, рубка деревьев и строительство дороги производится в нарушение Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

2. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 № 591-р, территория заказника в границах округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов г. Анапа отнесена к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (статья 11) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Следовательно, проектная документация по строительству дороги «Сукко-Утриш» является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В конкурсной документации установлено обязательство концессионера по осуществлению строительства объекта после положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Таким образом, конкурсная документация разработана в нарушение Федерального закона «Об экологической экспертизе».

О необходимости получения проектной документацией по строительству указанной дороги положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня отмечено в Протоколе совещания при Министре природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.01.2009 (копия прилагается).

3. Строительство дороги планируется в местах массового произрастания видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в частности можжевельника высокого и фисташки туполистной.

Согласно рабочему проекту строительства указанной дороги, ущерб от рубок деревьев, занесенных в Красную книгу, рассчитанный в соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием, сбором, заготовкой или уничтожением объектов растительного мира, относящихся к видам растений и грибов, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также уничтожением, истощением и разрушением мест их произрастания, утвержденными приказом Минприроды России от 04.05.94 № 126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира", зарегистрированым в Минюсте России 06.06.94 г., регистрационный N 592 (в редакции приказа МПР России от 28.04.2008 № 107 (зарегистрирован в Минюсте России 29.05.2008 г. N 11775), составляет 908382040.

Следует отметить, что в соответствии с приложением к указанным таксам, за незаконное добывание или уничтожение указанных растений и грибов на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон ущерб исчисляется в трехкратном размере, а на других особо охраняемых природных территориях - в двукратном размере к настоящим таксам.

Таким образом, ущерб только от уничтожения краснокнижных деревьев при строительстве дороги будет составлять 1.816.764.080 рублей.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (статья 60) растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

В соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом МПР России от 17.07.2007 № 184, зарегистрированными Минюстом России 22.10.2007 № 10374, при заготовке древесины подлежат сохранению особи видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в красные книги субъектов Российской Федерации, а также места их обитания.

Таким образом, рубки леса для строительства дороги и само строительство будет являться нарушением Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Правил заготовки древесины.

4. В соответствии с материалами лесоустройства и Лесохозяйственным регламентом Новороссийского лесничества (размещен на сайте http://dlhkk.ru/news/2008/28-11-08-05.html) (таблица 1.1.3) насаждения заказника в 71 и 72 кварталах Анапского участкового лесничества относятся к защитным лесам - лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, категории «леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов».

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (статья 105) в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Лесного кодекса в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Таким образом, в указанных кварталах могут быть осуществлены только рубки погибших лесных насаждений.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" от 05.11.98 № 14 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) (п.12), под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551, (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. №700), или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

В настоящее время, в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ Правила отпуска древесины на корню отменены. Вместо них перечень деревьев, кустарников и лиан, заготовка древесины которых запрещена, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2007 № 162 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2007 N 597). В данный перечень включены фисташка туполистная и можжевельник высокий.

Таким образом, строительство дороги требует проведения незаконных рубок.

По сообщению Прокуратуры Краснодарского края по факту уже проведенных незаконных рубок при строительстве указанной дороги возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 260 УК РФ (копия письма прилагается).

5. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 5) критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Краснодарского края «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» (статья 5) автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие административный центр Краснодарского края с административными центрами муниципальных образований;

2) соединяющие административные центры муниципальных образований между собой;

3) соединяющие населенные пункты различных муниципальных районов (городских округов) между собой;

4) соединяющие автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения между собой, автомобильные дороги федерального значения между собой и автомобильные дороги федерального значения с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения;

5) являющиеся подъездами (вне населенных пунктов) к аэропортам, железнодорожным вокзалам и станциям, морским портам и вокзалам, историческим памятникам краевого значения, населенным пунктам муниципальных образований от автомобильных дорог федерального и регионального или межмуниципального значения;

6) являющиеся краевыми экскурсионными и туристическими маршрутами;

7) являющиеся отдельными участками дорог в населенных пунктах, не имеющих обходов, и являющиеся продолжением автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, обеспечивающих движение транзитного транспорта.

Данный перечень является исчерпывающим. Лесохозяйственная дорога, о строительстве которой проводится конкурс на заключение концессионного соглашения, не соответствует указанным критериям. Следовательно, она не может являться дорогой общего пользования.

Таким образом, конкурсная документация разработана в нарушение Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Краснодарского края «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края».

Следует отметить, что в соответствии с Законом Краснодарского края «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» (статья 37) предоставление концессионеру в аренду (субаренду) земельных участков, которые находятся в собственности Краснодарского края или государственная собственность на которые не разграничена, на которых располагается объект концессионного соглашения и (или) которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществляется уполномоченным органом.

Осуществление указанного концессионного соглашения предполагается на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда, которые в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (статья 83) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.

К указанным полномочиям не отнесено заключение концессионных соглашений на землях лесного фонда.

В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Краснодарского края, утвержденном постановлением администрации Края от 29.12.2006 № 1183 (в редакции постановлений главы администрации края от 05.04.2007 № 272, от 03.09.2007 № 799, от 07.02.2008 № 65, от 30.06.2008 № 622, от 27.11.2009 № 1054) к полномочиям Департамента лесного хозяйства не отнесено заключение концессионных соглашений.



Таким образом, Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, при принятии решения о заключении указанного концессионного соглашения превысил полномочия сфере лесных отношений, переданные Краснодарскому краю, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также нарушил Закон Краснодарского края «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» и Положение о Департаменте лесного хозяйства.

Из изложенных фактов следует, что заключение концессионного соглашения на право строительства лесохозяйственной противопожарной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества будет являться нарушением Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Лесного кодекса Российской Федерации, Правил заготовки древесины, Закона Краснодарского края «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края».



В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Таким образом, указанное концессионное соглашение будет являться ничтожной сделкой.
Михаил Крейндлин,

Руководитель проекта Гринпис России по особо охраняемым природным территориям


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница