Глава 4. Современная система управления охраной окружающей среды и природных ресурсов
4.1. Структура государственного управления охраной окружающей среды и природных ресурсов
В настоящее время согласно Экологическому кодексу РК на территории Республики Казахстан должны быть организованы:
-
государственная экологическая экспертиза и выдача экологических разрешений;
-
государственный экологический контроль;
-
государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов;
-
ведение государственных кадастров природных ресурсов и отходов производства и потребления;
-
разработка и реализация программ по управлению отходами;
-
ведение реестров источников и участков загрязнения, выбросов парниковых газов, импорта, экспорта и потребления озоноразрушающих веществ;
-
инвентаризация и сертификация выбросов парниковых газов, выдача квот на выбросы парниковых газов и организация биржи по торговле квотами и сокращениями выбросов;
-
обязательное экологическое страхование и обязательный экологический аудит;
-
выдача разрешений на специальное водопользование;
-
сбор платежей за эмиссии в окружающую среду и за пользование природными ресурсами.
Уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в 2013 году было Министерство окружающей среды РК, а с августа 2014 года является Министерство энергетики РК, а его территориальные органы подчиняются Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан.
Специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются:
1) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда - Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК;
2) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами – Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
3) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства – Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
4) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира - Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
5) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий - Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
6) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр - Комитет геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
7) уполномоченный государственный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК;
8) уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
9) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии – Министерство сельского хозяйства РК;
10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений - Министерство сельского хозяйства РК;
11) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии - Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан.
Кроме того, определенные функции в области управления коммунальными отходами выполняет уполномоченный орган в области коммунального хозяйства – Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
На местном уровне государственная политика в области охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется местными представительными и исполнительными государственными органами, а также органами местного самоуправления.
4.2. Основные стратегические и программные документы РК, определяющие направления развития экологической инфраструктуры
В 2013 году основным стратегическим документом развития Республики Казахстан долгосрочного характера стала СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050», представленная в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новый политический курс состоявшегося государства». Этот документ определил современные цели и задачи развития Казахстана на новый долгосрочный период до 2050 года. Одновременно он является ориентиром для выбора основных направлений развития экологической инфраструктуры регионального и местного значения.
Главной целью Стратегии «Казахстан-2050» определено создание к 2050 году общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Индикатором достижения этой главной цели является вхождение к 2050 году в число 30-ти самых развитых государств мира.
Основные цели Стратегии Казахстан-2050 относительно вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов следующие:
- в электроэнергетике: доля альтернативной и возобновляемой электроэнергии должна достичь 50% к 2050 году;
- в энергоэффективности стоит задача по снижению энергоемкости ВВП на 10% к 2015 году и на 25% к 2020 году по сравнению с исходным уровнем 2008 года;
- по водным ресурсам стоит задача по решению проблем с обеспечением питьевой водой населения к 2020 году и обеспечением водой сельского хозяйства к 2040 году;
- в сельском хозяйстве стоит задача поднять продуктивность сельскохозяйственных угодий в 1,5 раза к 2020 году.
Из 10 вызовов, определенных Стратегией «Казахстан-2050», 4 следующих вызова непосредственно касаются вопросов окружающей среды и использования природных ресурсов:
– угроза глобальной продовольственной безопасности (Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему. Казахстан входит в число крупнейших экспортеров зерновых культур. Он обладает огромными экологически чистыми территориями, и можем производить экологически чистые продукты питания. Нам вполне по силам совершить качественный рывок в сельскохозяйственном производстве. Для этого нам потребуется государственное мышление нового типа.);
– острый дефицит воды (Мировые водные ресурсы также находятся под большим давлением. За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду. Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек.);
– глобальная энергетическая безопасность (Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии. Очевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики. Казахстан является одним из ключевых элементов глобальной энергетической безопасности. Наша страна, обладающая крупными запасами нефти и газа мирового уровня, ни на шаг не будет отступать от своей политики надежного стратегического партнерства и взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере.);
– исчерпаемость природных ресурсов (в условиях ограниченности, исчерпаемости природных ресурсов Земли беспрецедентный в истории человечества рост потребления будет подогревать разнонаправленные как негативные, так и позитивные процессы. Казахстан обладает здесь рядом преимуществ. Другим странам и народам будут нужны наши ресурсы. Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост.).
Главная суть экономической политики нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм. Фактически, это кардинальная ломка наших сегодняшних взглядов и подходов. В сфере окружающей среды и использования природных ресурсов это означает:
- внедрение принципиально новой системы управления природными ресурсами (использование ресурсов как важного стратегического преимущества Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договорённостей);
- развитие производства альтернативных видов энергии, активное внедрение технологий, использующих энергию солнца и ветра (к 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления);
- для того, чтобы регионы были заинтересованы в привлечении инвестиций, необходимо отменить мораторий на недропользование;
- переход от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями (к 2025 году мы должны полностью обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми стандартами экологичности);
- привлечение инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки, только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны;
- все добывающие предприятия должны внедрять только экологически безвредные производства.
Для того чтобы стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство в Казахстане необходимо:
- увеличить посевные площади;
- обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий;
- создать кормовую базу животноводства мирового уровня;
- создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность;
- стать глобальным игроком в области экологически чистого производства;
- ключевая задача - развитие фермерства и МСБ в сельхозпереработке и торговле;
- изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства.
- определить, на массовое производство каких продуктов мы будем делать ставку с тем, чтобы завоевать крупные экспортные рынки;
- увеличить к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз.
В Казахстане необходимо выработать новую политику в отношении водных ресурсов нашей страны. В этой связи необходимо:
- тщательно изучить передовой опыт решения проблем водообеспечения в других странах, например, в Австралии, и использовать его в наших условиях;
- внедрять самые передовые технологии добычи и рачительного использования подземных вод;
- в агропромышленном секторе комплексно перейти на влагосберегающие технологии;
- в целом изменить мышление нашего общества, перестать транжирить воду – наше одно из самых драгоценных природных богатств.
- к 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения (на первом этапе, к 2020 году – решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором, к 2040 – орошения).
Новым направлением движения к устойчивому развитию стал переход к «зеленой экономике».
Перечисленные направления должны стать основными направлениями развития экологической инфраструктуры регионального и отчасти местного значения. Новацией данных направлений является тесная связь с экономическим развитием, что прямо соответствует новой парадигме развития – «зеленой экономики».
Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 утверждена КОНЦЕПЦИЯ по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».
«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной международными экологическими обязательствами, в том числе с Рио-де-Жанейрскими принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом и Декларацией Тысячелетия.
ЮНЕП определяет «зеленую» экономику как такую экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение.
Основные приоритетные задачи по переходу к «зеленой экономике», определенные Концепцией следующие:
1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;
2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;
3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;
4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.
Очень тесно переплетаются с задачами основные принципы перехода к зеленой экономике:
1) повышение производительности ресурсов: производительность ресурсов (ВВП на единицу водных, земельных, энергетических ресурсов, единицу выбросов парниковых газов и т.д.);
2) ответственность за использование ресурсов: необходимо повысить ответственность на всех уровнях государственной власти, бизнеса и населения за мониторинг и контроль за устойчивым потреблением ресурсов и состоянием окружающей среды;
3) модернизация экономики с использованием наиболее эффективных технологий в рамках «третьей индустриальной революции»;
4) обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов: необходимо обеспечение справедливого тарифо- и ценообразования на рынках ресурсов с целью сокращения субсидирования потребляющих их отраслей;
5) реализация в первую очередь рентабельных мероприятий: приоритет будет отдаваться тем инициативам, которые позволяют добиться не только улучшения экологической обстановки, но и получить экономическую выгоду;
6) обучение и формирование экологической культуры в бизнесе и среди населения.
В соответствии с новой Стратегией Казахстан-2050 и Концепцией перехода к Зеленой экономике в настоящее время происходит фактическое реформирование всей структуры управления в Республике Казахстан и существенная корректировка государственных, отраслевых и региональных программ развития и утверждение новых программ.
Новые программы: Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана, отраслевые программы «Агробизнес-2020». «Энергосбережение-2020» и Программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы, детализируют основные направления развития экологической инфраструктуры на региональном и местном уровнях.
Одной из таких программ, наиболее важных для организации территории, стала Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан №786 от 4 апреля 2014 года.
Цель программы - обеспечение водной безопасности Республики Казахстан путем повышения эффективности управления водными ресурсами [3].
Задачи программы:
- гарантированное обеспечение населения, окружающей среды и отраслей экономики водными ресурсами путем осуществления мер по водосбережению и увеличению объемов располагаемых водных ресурсов;
- повышение эффективности управления водными ресурсами;
- обеспечение сохранности водных экологических систем.
Целевые индикаторы программы:
- к 2020 году снижение потребления воды на единицу ВВП в реальном выражении на 33% к уровню 2012 года;
- увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 0,6 км3 к 2020 году;
- доля водопользователей, имеющих постоянный доступ к системе центрального питьевого водоснабжения: в городах не ниже 100% и в сельских населенных пунктах не ниже 80% до 2020 года;
- доля водопользователей, имеющих доступ к системам водоотведения: в городах не ниже 100% до 2020 года; в сельских населенных пунктах не ниже 20% до 2020 года;
- удовлетворение ежегодных потребностей природных объектов в воде и сохранение навигации на уровне 39 км3.
Оценочные объемы финансирования в период с 2014 по 2040 годы составляют 8,2 трлн. тенге, из которых 5,4 трлн. тенге предусмотрены из республиканского и местных бюджетов, а 2,8 трлн. за счет внебюджетных средств.
Оценочные объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов до 2020 года составляют 3,3 трлн. тенге и будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период.
Достижения задач будут измеряться следующими показателями в рамках реализации Программы:
- потери в магистральных и распределительных каналах не выше 20% к 2020 году;
- потери в ирригационной инфраструктуре не выше 30% к 2020 году (исключая магистральные и распределительные каналы);
- влагосберегающие методы обработки почвы и водосберегающая реструктуризация посевов на 50% возможных площадей к 2020 году;
- водосберегающие технологии орошения на 30% возможных площадей к 2020 году;
- водосберегающие технологии в промышленности на 20% предприятий к 2020 году, а также технологии оборотного водоснабжения на 30% предприятий к 2020 году;
- приборы учета воды в коммунальном хозяйстве у 95% конечных потребителей к 2020 году;
- уровень потерь воды в городских сетях не выше 15% к 2020 году;
- увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 0,6 км3 до 2020 года за счет мер по поддержанию и модернизации действующей инфраструктуры;
- до 2020 года в действии система регулярного забора проб воды и сточных вод – не менее 12 проб в год, для городов с населением более 100 тысяч человек – не менее 24 проб в год;
- действующая автоматизированная информационная система государственного водного кадастра на основе совершенствования его организационной структуры и порядка ведения к 2020 году;
- оснащение измерительными приборами и автоматизация управления на всех этапах забора и подачи воды 80% сельхозтоваропроизводителей к 2020 году;
- охват гидрологическими наблюдениями всех крупных и средних, а также значимых для хозяйственного комплекса республики малых рек и доведение числа государственных гидропостов до 2020 года до 500;
- обеспечение потребностей природных объектов в воде для сохранения и улучшения их экологического состояния, в том числе озера Балхаш не менее 12 км3 в год, озера Арал – 3,6 км3 в год, дельта реки Сырдарья – 2,7 км3 в год, дельта реки Или – 2,0 км3 в год и других природных объектов, включенных в Список водно-болотных угодий международного значения;
- уменьшение уровня загрязнения воды для 20 водоемов до 2020 года.
Фактически, перечисленные показатели определяют те меры, которые предусмотрены Программой для решения поставленных задач, а также определяют направления развития экологической инфраструктуры на региональном и местном уровнях.
Очень важной отраслевой программой для перехода к Зеленой экономике является Программа "Энергосбережение–2020", утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2013 года №904.
Целевые индикаторы данной программы:
1) ежегодное 10-процентное снижение энергоемкости ВВП в течение 2013 – 2015 годов;
2) снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году от уровня 2008 года, в разрезе по годам:
Наименование
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Снижение энергоемкости ВВП относительно уровня 2008 года, %
|
10
|
20
|
30
|
32
|
35
|
36
|
38
|
40
|
Наиболее ярким примером проекта энергосбережения в ЖКХ является термомодернизированный дом в г. Астана по ул. Куйши Дина. Собственники квартир по сравнению с прошлым годом после ремонта стали платить за тепло на 50-60%, а за горячее водоснабжение на 18-20% меньше, чем за прошлый отопительный сезон.
Проекты, реализуемые по проекту Smart Astana, тесно переплетаются с темой выставки EXPO-2017. Так сегодня в пилотном режиме внедряются технологии энерго- и ресурсосбережения. Это «Smart-водопровод» и Smart LED. Последний предполагает замену ламп уличного освещения на светодиодные и установку системы оповещения. Результаты пилотного проекта сразу же дали экономию потребления электроэнергии на 20%.
Проект «Smart-водопровод» направлен на быстрое и качественное определение мест утечек на водопроводной сети города Астаны. Полномасштабное внедрение проекта позволит сократить уровень потерь воды с 21% до 8%.
Программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы направлена на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами; повышение эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов; модернизацию сектора ТБО на основе современных технологий и методов управления, а также принятие мер по неукоснительному выполнению требований экологического законодательства Республики Казахстан.
Реализация Программы повысит качество предоставляемых услуг в сфере обращения с ТБО, увеличит количество собираемых и перерабатываемых вторичных материальных ресурсов, позволит максимально использовать энергетический потенциал ТБО, а также минимизировать негативное влияние на окружающую среду, оказываемое в результате обращения с ТБО. Тем самым, Программа будет способствовать существенному улучшению качества и условий жизни граждан Республики Казахстан.
По срокам реализации Программа относится к долгосрочной.
Целевые индикаторы программы представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Целевые индикаторы реализации Программы по ТБО
Наименование целевого индикатора
|
Значение целевого индикатора
|
2030 г.
|
2050 г.
|
Покрытие населения вывозом твердых бытовых отходов
|
100%
|
|
Санитарное хранение мусора
|
95%
|
|
Доля переработанных отходов
|
40%
|
50%
|
В настоящее время в Республике Казахстан не ведется какого-либо учета объемов образования и сбора у населения опасных бытовых отходов. Исключение составляет учет медицинских отходов, собираемых в медицинских учреждениях.
Можно выделить следующие ключевые проблемы в сфере обращения с опасными бытовыми отходами на текущий момент:
- отсутствие системы учета образования опасных бытовых отходов;
- практически полное отсутствие налаженной системы раздельного сбора;
- отсутствие предприятий и объектов по переработке либо уничтожению опасных бытовых отходов, за исключением ртутьсодержащих бытовых отходов;
- отсутствие специальных объектов захоронения опасных бытовых отходов;
- неразвитость нормативно-правовой базы в сфере учета, сбора, переработки, уничтожения и захоронения;
- отсутствие расширенной ответственности производителей и поставщиков за утилизацию отработанных опасных бытовых отходов.
Прогнозная оценка так же показывает, что рост объемов образуемых отходов ожидается по всем категориям ТБО, в том числе опасным бытовым отходам. На сегодняшний день нет систематического подхода и надежной практики сбора, утилизации и захоронения данной категории отходов. В соответствии с этим Программа включает ряд целевых показателей и мероприятий для комплексного решения проблемы опасных отходов в составе ТБО.
Задачи программы и соответствующие им показатели приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2.
Задачи и показатели результатов реализации Программы
Показатели результата, %
|
Годы
|
2015 г.
|
2020 г.
|
2030 г.
|
2050 г.
|
Задача 1. Совершенствование системы переработки ТБО
|
Доля переработки отходов от общего объема ТБО
|
текущая ситуация
|
10%
|
40%
|
50%
|
Задача 2. Строительство полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих современным требованиям санитарных правил со сложной инфраструктурой приема, сортировки, переработки и захоронения твердых бытовых отходов
|
Доля полигонов ТБО, соответствующих требованиям санитарных правил (от общего количества мест захоронения)
|
текущая ситуация
|
50%
|
95%
|
100%
|
Задача 3. Модернизация системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов
|
Охват населения Республики Казахстан услугами по сбору и транспортировке отходов:
Города и агломерации с населением более 200 000 человек
|
текущая ситуация
|
90%
|
100%
|
100%
|
Охват населения Республики Казахстан услугами по сбору и транспортировке отходов:
Городские и сельские населенные пункты с населением менее 200 000 человек, расположенные в радиусе 50 км от регионального полигона или перерабатывающего комплекса
|
текущая ситуация
|
90%
|
100%
|
100%
|
Охват населения Республики Казахстан услугами по сбору и транспортировке отходов:
Сельские и иные населенные пункты, не попадающие в вышеуказанные категории
|
текущая ситуация
|
40%
|
70%
|
90%
|
Задача 4. Повсеместное внедрение раздельного сбора отходов у источника образования
|
Доля сбора биологически разлагаемых отходов у населения и других производителей с применением раздельного сбора (от общего объема биологически разлагаемых отходов):
Города и агломерации с населением более 200 000 человек
Городские и сельские населенные пункты с населением менее 200 000 человек, расположенные в радиусе 50 км от регионального полигона или перерабатывающего комплекса
|
текущая ситуация
|
10%
|
30%
|
80%
|
Доля сбора биологически разлагаемых отходов у населения и других производителей с применением раздельного сбора (от общего объема биологически разлагаемых отходов):
Сельские и иные населенные пункты, не попадающие в вышеуказанные категории.
|
текущая ситуация
|
10%
|
30%
|
50%
|
Доля сбора упаковочных материалов, бумаги и стекла у населения и других производителей с применением раздельного сбора (от общего объема материалов в ТБО от общего количества отходов данной категории)
Города и агломерации с населением более 200 000 человек
Городские и сельские населенные пункты с населением менее 200 000 человек, расположенные в радиусе 50 км от регионального полигона или перерабатывающего комплекса
|
текущая ситуация
|
10%
|
50%
|
80%
|
Доля сбора отходов бытовой техники у населения с применением раздельного сбора (от общего объема материалов в ТБО от общего количества отходов данной категории):
Города и агломерации с населением более 200 000 человек
|
текущая ситуация
|
20%
|
70%
|
80%
|
Доля сбора отходов бытовой техники у населения с применением раздельного сбора Городские и сельские населенные пункты с населением менее 200 000 человек, расположенные в радиусе 50 км от регионального полигона или перерабатывающего комплекса
|
текущая ситуация
|
20%
|
50%
|
70%
|
Задача 5. Совершенствование системы переработки коммунальных отходов
|
Доля биологически разлагаемых отходов, размещаемых на полигонах ТБО (от всех биологически разлагаемых отходов)
|
текущая ситуация
|
90%
|
70%
|
50%
|
Задача 6. Внедрение и систематическое расширение переработки твердых бытовых отходов в рамках и в соответствии с принципами и концепцией развития «зеленой» экономики
|
Доля использования биологически разлагаемых отходов в производстве «зеленой» энергии (использование от общего объема собранных биологически разлагаемых отходов)
|
текущая ситуация
|
5%
|
15%
|
30%
|
Задача 7. Повсеместное внедрение раздельного сбора опасных отходов у источника образования
|
Доля раздельного сбора опасных бытовых отходов (от общего количества отходов данной категории)
|
текущая ситуация
|
35%
|
65%
|
80%
|
Задача 8. Совершенствование системы переработки опасных бытовых отходов
|
Доля переработки собранных опасных бытовых отходов (от общего количества собранных отходов данной категории)
|
текущая ситуация
|
65%
|
85%
|
100%
|
Задача 9. Повсеместное внедрение раздельного сбора крупногабаритных отходов у источника образования
|
Доля раздельного сбор крупногабаритных, строительных и др. отходов от населения по данной категории (от общего количества отходов данной категории)
|
текущая ситуация
|
35%
|
65%
|
75%
|
Задача 10. Совершенствование системы переработки других бытовых отходов
|
Доля переработки собранных других бытовых отходов (от всего количества раздельно собранных отходов данной категории)
|
текущая ситуация
|
50%
|
80%
|
90%
|
Задача 11. Совершенствование системы утилизации автомобильных шин, использованных автомобилей
|
Доля утилизации использованных автомобилей (от общего количества выброшенных или сданных использованных автомобилей
|
текущая ситуация
|
20%
|
50%
|
70%
|
Доля утилизации использованных автомобильных шин (от общего количества выброшенных или сданных использованных автомобильных шин)
|
текущая ситуация
|
50%
|
80%
|
90%
|
С целью повышения эффективности работы в сфере ТБО планируется создание инфраструктуры обращения с ТБО на основе регионального (кластерного) подхода с широким вовлечением населения и частного бизнеса. Работа в данном направлении будет основываться на принципе открытости и прозрачности, что означает внедрение открытых тендеров на услуги, непредвзятую оценку подаваемых на тендер предложений и справедливое применение норм и стандартов.
Центральные государственные органы будут заниматься вопросами политики и совершенствования нормативной правовой базы.
Местные исполнительные органы на уровне городов и областей будут осуществлять формирование и реализацию политики по обращению с отходами на местном уровне, которая координируется с государственной политикой на республиканском уровне и включает следующее:
- включение в программы развития территорий мероприятий по модернизации сектора управления ТБО;
- планирование инвестиций в объекты, задействованные в области обращения с отходами;
- сбор, систематизацию и анализ данных по отходам;
- разработку образовательных и информационных программ для населения по вопросам обращения с отходами.
Кроме того, МИО будут выступать заказчиками услуг по обращению с отходами, функциями которых являются:
- разработка оперативных планов для достижения целевых показателей;
- подготовка тендерной документации, оценка и заключение договоров в сфере обращения с отходами;
- мониторинг выполнения обязательств по договорам;
- координация применения корректирующих мер (судебные иски, работа которых не отвечает соответствующим экологическим стандартам);
- реализация РОП: заключать договора с производителями и импортерами упаковки и продукции, вести реестр производителей, импортеров и объемов произведенных и импортированных товаров и упаковки, аккумулировать перечисляемые ими финансовые средства и организовывать сбор и переработку отходов за счет указанных средств.
|