Спасибухова Диана Петровна,
заведующая МДОУ «ЦРР-д/с № 97»
ЧУДО РЯДОМ С НАМИ
(Современные подходы к экологическому образованию
детей дошкольного возраста)
Актуальность экологического образования и воспитания в современном обществе трудно переоценить, так как проблемы экологии, возникшие в настоящее время, глобальны и их решают на различном уровне ученые, политики, педагоги, общественные организации. В России 2013 год Указом Президента объявлен годом охраны окружающей среды.
Обострение экологических проблем диктует необходимость интенсивной работы педагогов в образовательных учреждениях по формированию экологического сознания воспитанников, культуры природопользования, начиная с дошкольного детства, так как вырастить ответственного человека можно только в условиях, где совместные усилия взрослых и детей направлены на познание гармонии человека и природы, формирование экологических ценностей, что ведет, в конечном счете, к экологизации образования.
Чтобы представить систему воспитательно- образовательной работы с детьми, была создана модель экологического образования в ДОУ, представленная в виде нашей планеты, на которой 4 континента - направления развития детей, разделенные на 10 образовательных областей. Океан, окружающий материки – это материально- техническая база и социум. Дети, путешествуя по континентам и водным просторам, самостоятельно или с помощью взрослого добывают знания и впечатления. Растительный мир – это творческий продукт детской деятельности, в основу которого легли полученные знания, впечатления и опыт.
Целью работы с детьми стало формирование основ экологической культуры ребенка в различных видах детской деятельности, как основополагающего качества личности в понимании единства человека и природы.
Цель определила ряд задач:
-
Совершенствовать предметно-развивающую среду для обеспечения оптимальных условий экологического образования детей в различных видах детской деятельности.
-
Способствовать формированию у детей потребности в общении с природой, интереса к познанию ее законов и явлений.
-
Расширить экологическую компетентность педагогов, воспитанников и родителей и возможности их участия в практической деятельности по изучению и охране объектов природы.
-
Создать условия для самовыражения и самореализации воспитанников и родителей в доступных природоохранных мероприятиях.
Для успешного решения задач мы опираемся на такие основные понятия как: экология, экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, что способствует повышению компетентности детей и взрослых в вопросах экологии, развитию интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, созданию комфортных условий для формирования социально- нравственных качеств ребенка.
Необходимым условием эффективного решения задач экологического образования в современных условиях является рациональная организация и экологизация развивающей предметной среды – естественной комфортабельной обстановки, насыщенной разнообразным дидактическим и игровым материалами.
В нашем детском саду, как и во многих других дошкольных учреждениях, имеются все необходимые для работы с детьми условия: музыкальный и спортивный зал с тренажерной комнатой, изостудия, легоцентр, мини-музей природы и другие. Группы также оборудованы необходимым игровым и дидактическим материалом для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, накопления ими экологических знаний и применения их в самостоятельной и совместной детской деятельности.
Особой гордостью для нас стали: спелеоклиматическая комната, компьютерный класс, познавательно- исследовательский центр «Экознайка», развивающие центры на участке детского сада.
Спелеоклиматическая комната создана для укрепления здоровья и общего оздоровления детей. Стены помещения отделаны тонкими блоками натуральных калийно- магниевых солей.
Компьютерный класс, оснащенный компьютерами, интерактивной доской, проектором и другими техническими средствами, оформленный в виде космического пространства, помогает каждому ребенку ощутить атмосферу космического путешествия. Использование видеоматериалов, компьютерных развивающих игр способствует началу осознания дошкольником огромного мира, в котором он живет.
Развивающая среда познавательно-исследовательского центра «Экознайка» способствует активной поисково- исследовательской и экспериментальной деятельности старших дошкольников. Вместе с педагогом дети опытным путем открывают свойства воздуха и воды, особенности почвы, рассматривают под микроскопом растения и насекомых. На интегрированных занимательных занятиях в мини- обсерватории с помощью телескопа формируется система научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
На территории детского сада развернулся физкультурно- оздоровительный комплекс, который постоянно обогащается новым оборудованием в связи с новыми направлениями в работе с детьми. Новинкой стал тренажер «Скалодром»; определилось место для игр в гольф и боулинг.
В настоящее время, учитывая поставленные природоохранные и социально-нравственные задачи, в детском саду разработана программа экологического образования и экологического воспитания посредством экотуризма. Дети осваивают элементарные правила поведения в природных условиях. Популярными у детей стали игры: «МЧС», «Служба спасения» и другие.
Неотъемлемой частью развивающего экологического пространства детского сада стал участок, содержание и насыщенность которого решает все задачи экологического образования.
На протяжении многих лет коллектив учреждения вдумчиво обогащает флору, представленную разными видами деревьев, кустарников, цветов, целенаправленно расширяя представления детей о видовом разнообразии растений и животных. Украшением участка стали редкие для нашего города: тополь пирамидальный, дуб, каштан, виноград, лещина, тамариск.
Благодаря разнообразию и насыщенности на участке вьют гнезда, селятся в скворечниках и залетают «в гости» синицы, снегири, свиристели, дятел, сова и другие птицы.
Учитывая разнообразие флоры и фауны участка, создана экологическая тропа протяженностью в 500 м, как одно из средств познания многообразия природы. Маршрут экологической тропы проходит через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природо- охранную, познавательную и культурную ценность и обеспечен содержательным информационным материалом для детей и взрослых.
На одной из полян экологической тропы располагается Заповедник, в котором поселились как живые животные, так и животные - садовые скульптуры. Дети в заповеднике находят для себя полезные занятия: наблюдают за повседневными хлопотами муравьев и жуков пожарников, помогают взрослым менять воду в «озере»-бассейне.
На другой поляне в Саду камней дети знакомятся с разнообразным миром камней Южного Урала, пополняют коллекцию мини-музей камня в детском саду, осознают красоту и эстетическую ценность неживой природы.
Особенно любят дошколята день начинать с посещения Метеоцентра. Каждое утро они определяют погоду дня, его особенности в сравнении с другими днями недели, занося свои наблюдения в групповой журнал погоды.
Солнечно-цветочные часы помогают узнавать сколько времени осталось до конца прогулки. Стрелки в этих часах – сами дети.
Увлекательным занятием для наших детей являются также и театрально-музыкальные представления из жизни животных на Поляне сказок, причем костюмы для детских спектаклей дети делают вместе с педагогами или родителями.
Удивительным для детей детского сада стал мини-завод «Экодом» по изготовлению экологически чистого кирпича для игровых построек. С увлечением они осваивали все этапы приготовления этого строительного материала.
Как видно из моего выступления, созданные в ДОУ условия, способствуют планомерному решению задач экологического образования.
В процессе работы с детьми, совершенствуя предметно- развивающую среду, обогащая образовательный процесс экологическим содержанием, педагоги освоили технологию педагогического проектирования, в результате чего были созданы проекты: «Экотропа «Чудо рядом с нами», «Мини-музей «Мир камней», «Чудесная жемчужина», «Природа и музыка» и другие.
Такой подход к реализации содержания экологического образования на основе интеграции образовательных областей способствовал развитию детской проектной деятельности. В соответствии с календарно-тематическим планированием детьми совместно со взрослыми детьми были созданы проекты: «Космос», «Дары осени», «Сделаем воздух чище», «Наши правила в природе», «Поможем птицам», в котором активное участие приняли родители наших воспитанников, помогая детям в изготовлении скворечников, кормушек, поилок для птиц.
Педагогический опыт, накопленный в нашем учреждении, неоднократно представлялся на городских выставках педагогического мастерства «Созвездие педагогических талантов», на региональном конкурсе педагогических работников в г.Екатеринбурге, на II Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России» в г.Москве.
62% педагогов детского сада имеют публикации в научно-методических сборниках МаГУ.
Нас очень радует, что воспитанники детского сада видят будущее города, планеты «солнечным, цветущим, ярким и чистым» и, надеемся, что они внесут посильный вклад в сохранение окружающего экологического пространства.
И закончить свое выступление, дорогие коллеги, я хочу стихами Феофана Липатова:
Существует поверье,
И скажу не впервые,
Не губите деревья –
Все деревья живые.
Не губите березы,
Не ломайте рябины –
Их безмолвные слезы
Непорочно невинны.
|