Специалист иои шифферса И. С. Чаусов



Скачать 400.19 Kb.
страница 1/3
Дата 06.09.2016
Размер 400.19 Kb.
  1   2   3
Приложение 10.

Модель проведения конференции, направленной на формирование российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров (инженерных кадров в возрасте до 35 лет). Доработанная.

Специалист ИОИ Шифферса

И.С. Чаусов

Модель проведения конференции, направленной на формирование российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров (инженерных кадров в возрасте до 35 лет)
Сегодня мощь и сила России как никогда зависят от возможностей ее реиндустриализации. Реиндустриализация России невозможна без нового поколения хорошо подготовленных инженеров. Такого типа специалисты должны не только прекрасно знать свою профессию, но и быть готовыми работать в проектах развития на благо Родины. То есть, у них должна быть сформирована российская идентичность. Одним из способов формирования такой идентичности может выступить конференция, организованная по определенной модели. Модель ее описана ниже.
1. Гипотеза оснований выстраивания российской идентичности у студентов инженерных вузов и молодых инженеров (инженерных кадров в возрасте до 35 лет) и механизма воздействия на нее
Гипотеза механизма формирования российской идентичности у студентов инженерных вузов и молодых инженеров, положенная в основу конференции, состоит в следующем:

– главное препятствие воспитанию российской идентичности у молодых профессионалов и людей, желающих стать таковыми, состоит в утере перспективы профессиональной реализации на территории России;

– преодоление данного препятствия возможно за счет создания трех пространств: (1) пространства восстановления исторической профессиональной традиции, (2) пространства включения в самые передовые направления мирового развития и (3) пространство актуального проектного действия здесь и сейчас.

Конференция будет выстроена так, что в ней молодежь получит возможность двигаться во всех тех пространствах одновременно.

За счет того, что молодые люди получают доступ к каждому из этих трех пространств, о существовании которых они даже не подозревали или которые были закрыты для их доступа, происходит переопределение жизненной стратегии, поскольку для участников конференции возникает СМЫСЛ построения профессиональной деятельности в России.

Самоопределение молодежи возникает не только и не столько за счет информирования об упомянутых пространствах, но за счет непосредственного живого контакта с носителями прорывного инженерного знания, с участниками проектов развития, с теми, кто реально воплощает живую историческую профессиональную традицию и цивилизационную идентичность.






Схема 1: Жизнестратегии у молодежи в связи их самоопределением.

Говоря российской идентичности у молодежи, мы не можем не относиться к тем типам жизнестратегий, которые наиболее распространены у современной молодежи (см. Схему 1):

  1. жизненная стратегия активной поддержки власти с последующей инкорпорацией во властные или околовластные институты;

  2. жизненная стратегия активного протеста; для представителей данного типа жизнестратегий характерна позиция «фрилансера», никому и ничем не обязанного;

  3. жизненная стратегия профессионального роста, безотносительно к политике, но с обязательным погружением в профессиональную деятельность и профессиональную коммуникацию и обязательной интеграцией в профессиональные сообщества и профессиональные структуры (при необходимости).

Но помимо отношения к власти важнейшими основаниями самоопределения являются отношение к выбранной профессии и отношение к Родине. Здесь следует обратить особое внимание на молодых профессионалов, не видящих возможности для своей профессиональной реализации в России. С одной стороны, они формируют явление «утечки мозгов»; с другой стороны, молодежь с таким типом самоопределения – важнейший человеческий ресурс для проектов развития: сами проекты развития как пространство профессиональной самореализации выступят средством мировоззренческого оздоровления для данной группы молодежи.

Вопрос реализации жизненной стратегии третьего типа может и должен решаться относительно существующих форм инженерных организаций. Матрица имеющихся сегодня форм инженерных организаций, в которых могут создаваться и реализовываться проекты развития разного масштаба, выглядит следующим образом:

  • Сеть малых инновационных предприятий

  • Малая инновационная компания, входящая в состав корпораций или инновации внутри крупных научных центров

  • Малая инновационная компания, связанная с Институтами Развития

  • Масштабный технологический проект

  • Формат управления активами в рамках крупной корпорации


Желательно, чтобы на конференции, направленной на формирование российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров, были представители каждой из указанных инженерных форм, воплощающие совершенно определенный образец профессиональной траектории.
Изложенная гипотеза типов российской идентичности легла в основу Типовой анкеты как инструмента верификации уровня, глубины и качества формирования российской идентичности у студентов инженерных вузов и молодых инженеров. С анкетой можно ознакомиться в п. 7.
2. Типовая программа и организационный проект конференции

Программа конференции должна быть составлена таким образом, чтобы создать для участников возможность самоопределения в пространстве, задаваемом следующими топами:

а) перспективы и прорывные направления развития инженерного дела в России и за рубежом, в том числе, наиболее актуальные научно-технические проблемы, решение которых формирует современное инженерное дело в России и в мире;

б) отраслевая представленность важнейших научно-технических проблем и прорывных проектов;

в) наличие конкретных носителей прорывных инженерных проектов, с которыми студенты и молодые инженеры могут вступить в непосредственную коммуникацию;

г) возможности реализации прорывных проектов развития на территории России;

д) возможность включения студентов и молодых инженеров в проектные команды.

Открытые, проблемные вопросы, которые должны собственно запускать процесс самоопределения и активно обсуждаться в ходе всей конференции со студентами инженерных вузов и молодыми профессионалами, таковы:



  • Какая инженерная система нового типа будет создана в России?

  • Новое инженерное российское изобретение, которое войдет во все языки мира?

  • Какие новые технологические активы появятся на территории страны?

  • Какие новые технологические перевооружения будут осуществлены в корпорациях и какие новые корпорации будут созданы?

  • Какие новые внутренние инженерные рынки возникнут в России?

Эти вопросы должны формулироваться в самом начале, в выступлении ведущего конференции и задавать ориентиры как для индивидуального самоопределения, так и для общего содержательного продвижения всех участников конференции.


Примерная программа конференции выглядит следующим образом:

9:30 – 10:00

Регистрация участников конференции

Открытие конференции

10:00 – 10:30

Приветственное слово VIP-персон, задающее для участников мотивацию к активной работе

Панельная дискуссия «Инженерное дело в России и мире»

10:30 – 13:00

Выступления ведущего конференции, российских и иностранных спикеров по вопросу будущего инженерного дела и наиболее актуальных научно-технических проблемах, решение которых формирует современное инженерное дело в России и мире

13:00 – 14:00

Обед

Работа тематических секций по теме

«Повестка дня современного российского инженера»

14:00 – 17:00

Работа тематических секций, посвященных отдельным направлениям инженерного дела (в соответствии с особенностями состава участников)

Панельная дискуссия «Идентичность российского инженера в стране и мире»

17:00 – 18:00

Выступления представителей тематических секций

18:00 – 18:30

Подведение итогов конференции. Короткие выступления спикеров и ведущего конференции.

Организационный проект конференции представляет собой схему взаимодействия следующих позиций и групп:

а) руководитель конференции;

б) спикеры по вопросу будущего инженерного дела и наиболее актуальных научно-технических проблем;

в) спикеры по вопросу перспектив развития отдельных направлений инженерного дела;

г) эксперты;

д) модераторы секций;

е) группы студентов и/или молодых инженеров работающих над отраслевыми инженерными проектами ВУЗов и корпораций;

ж) руководители указанных выше групп;

з) участники: студенты и молодые инженеры.

Общий состав конференции – 250-300 человек.

Конференцию важно проводить на базе ВУЗа, осуществляющего инженерное образование, или промышленной корпорации, осуществляющей проекты развития.

Функции руководителя конференции:

– организовать и удерживать единое коммуникативное пространство, направленное на решение основной задачи конференции – формирование российской идентичности у студентов и молодых инженеров;

– оформлять содержание спикеров и экспертов, высказываемое на панельных дискуссиях;

– вызвать у учащейся молодежи видение перспектив развития их инженерных инициатив;

– осуществлять мыслительную сборку представленного содержания.

Функции спикеров по вопросу будущего инженерного дела в целом и наиболее актуальных научно-технических проблем (работа ведется в ходе панельной дискуссии):

– познакомить с образцами жизненного самоопределения ведущих инженеров России, участвующих в создании программ и проектов развития;

– представить прорывные проекты в контексте связи с историей России и российского инженерного дела;

– зная перспективы и прорывные направления развития инженерного дела в той или иной области, уметь донести их молодежи доходчивым языком;

– заинтересовать молодежь заниматься прорывными инженерными разработками в России.

Функции спикеров по вопросу перспектив развития отдельных направлений инженерного дела (работа ведется в ходе тематических секций):

– предъявить уровень инженерных разработок в конкретной тематической области;

– углубить предметное инженерное знание в ходе обсуждения.

Во время конференции и те, и другие спикеры могут занимать экспертную позицию в ходе работы секций.

Функции эксперта:

– помочь достроить проект до уровня передовых разработок;

– помочь доработать проект с тем, чтобы его в ближайшее время можно было начать реализовывать.

Функция модератора секции:

– организовать рабочий процесс, связанный с самоопределением студентов и молодых инженеров к проблемам развития инженерного дела, представленным во время пленарной дискуссии и выступления спикера секции;

– организовать и удерживать единое коммуникативное пространство, секции, обеспечивающее рабочий процесс;

– обеспечить взаимное понимание участников секции;

– осуществлять схематизацию содержания, вырабатываемого на секции;

– подготовить выступающего от секции, совместно с ним осуществить мыслительную сборку содержания, представленного в ходе работы секции.

Функции руководителей молодежных инженерных проектов:

– подготовить студентов и молодых специалистов к выступлению на конференции;

– оформить результаты конференции для каждого из опекаемых студентов не только в предметном, но и в антропологическом залоге: насколько участие в проекте позволяет сделать жизнестратегию укорененной по отношению к России;

Функции групп студентов и/или молодых инженеров, работающих над отраслевыми инженерными проектами ВУЗов и корпораций:

– соотнести проекты, которые они реализуют, с перспективами и прорывными направлениями развития инженерного дела, определить направления доработки проектов;

– осуществить процесс самоопределения, связанный с прояснением собственной жизненной стратегии в профессиональном деле;

– определить формат участия в прорывных проектах развития.

Функции участниковстудентов и молодых инженеров:

– оценить важность занятия инженерным трудом в России;

– мировоззренчески и профессионально самоопределиться к проектам, представленным спикерами и студентами;

– осуществить процесс самоопределения, связанный с прояснением собственной жизненной стратегии в профессиональном деле.




3. Критерии поиска и отбора спикеров, экспертов, участников, выступающих студентов, проектов
3.1. Критерии отбора спикеров и экспертов

  1. Спикеры и эксперты должны быть выдающимся специалистом в области инженерного дела;

  2. Спикеры и эксперты должны иметь опыт участия в прорывных проектах развития мирового уровня;

  3. Спикеры и эксперты должны быть заинтересованными к подготовке кадровой смены;

  4. Спикеры и эксперты должны быть неравнодушными к судьбе России;

  5. Спикеры и эксперты должны быть готовыми к открытой коммуникации со студентами и молодыми инженерами.


3.2. Критерии отбора студентов и молодых инженеров – участников конференции

  1. Студенты и молодые инженеры должны желать профессионально реализоваться в проектах развития России, иметь запрос на свое инженерное профессиональное становление в России;

  2. Студенты и молодые инженеры должны иметь опыт участия в студенческих проектах;

  3. Студенты и молодые инженеры должны иметь собственную инженерную инициативу;

  4. Студенты и молодые инженеры должны хотеть повышать свой инженерный профессионализм.


3.3. Критерии отбора выступающих студентов (из молодежных проектных групп)

  1. Выступающие студенты должны обладать достаточным уровнем мыслительных и коммуникативных способностей, позволяющих:

      • донести содержание проекта;

      • собрать содержание экспертных отношений и выступлений от других участников групп, не теряя собственного содержания;

  2. Выступающие студенты должны уметь соединить собственную жизнестратегию с теми вариантами с теми вариантами профессионального становления, которые задавались спикерами.


4. Типовые сценарии проведения панельных дискуссий и секционной работы

4.1. Типовой сценарий панельной дискуссии №1

В начале дискуссии ведущий конференции разъясняет назначение и цели конференции, представляет ключевых участников конференции, разъясняет регламент работы.

Далее ведущий предоставляет слово спикерам, которые освещают перспективы и прорывные направления развития инженерного дела в мире и России, обозначают важнейшие научно-технические проблемы, приводят примеры выдающихся инженеров, осуществляющих сегодня проекты развития. Выступление каждого их спикеров, в зависимости от их количества, занимает от 15 до 30 минут. Выступления сопровождаются компьютерными презентациями.

По окончанию каждого выступления спикеров ведущий предлагает участникам задать вопросы на понимание, после всех выступлений – предлагает высказать свое отношение к выступлениям.

В конце пленарного заседания ведущий подводит итог дискуссии, формулируя основные тезисы, выносимые на обсуждение в секциях.

Общее время панельной дискуссии не должно превышать 3 часа (в противном случае будет потеряна концентрация внимания участников).

Конкретизация сценария зависит от конкретного состава участников панельной дискуссии. Здесь возможны различные варианты ее развертывания:

а) равномерно распределенные выступления спикеров;

б) выступление одного ключевого спикера (продолжительное) и нескольких содокладчиков по отдельным аспектам (более краткие);

в) попарные выступления спикеров, представляющих противоположные позиции по одному вопросу (с последующим обсуждением после каждой пары);

г) и т.д.
4.2. Типовой сценарий секционной работы

Модератор секции представляет ключевых участников секции, знакомит с регламентом работы и передает слово ключевому спикеру секции.

В своем выступлении спикер относится к выступлениям во время панельной дискуссии применительно к конкретной теме работы секции, а также рассказывает про важнейшие направления и проекты развития, которые происходят в конкретной области практики (например, космические системы, новые энергетические технологии, новые материалы, транспортные системы, робототехнические системы, аддитивные технологии и т.д.), объясняет, почему эти направления важны и почему они являются прорывными, показывает точки возможного профессионального самоопределения для тех, кто хочет дальше заниматься этим направлением в России.

Далее студенты и молодые инженеры представляют свои инженерные проекты. Модератор организует обсуждение проектов с точки зрения того, насколько они могут стать основой формирования собственной жизнестратегии у участников. Эксперты, а также спикер (занявший экспертную позицию) высказывают свои отношения к проектам, помогают обозначить направления их доработки: с точки зрения инженерно-конструкторской чистоты, с точки зрения кластерно-отраслевого и территориального развития России, с точки зрения продолжения лучших традиций научных и инженерных сообществ России.

По результатам дискуссии модератор определяет выступающего и готовить его к выступлению на панельной дискуссии №2.
4.3. Типовой сценарий панельной дискуссии №3

Во время второй панельной дискуссии заслушиваются доклады от секций. На каждый доклад отводится не более 15 мин. В докладе должно быть отражено самоопределение участников секции к ведущим инженерным разработкам, осуществляемым в конкретной области практики; указано, как и в каких регионах России проекты участников могут быть развернуты как проекты Развития, каким образом на основе этих проектов молодые инженеры планируют выйти в фокус управления Будущим.

Далее ведущий предоставляет слово спикерам и экспертам для того, чтобы они отнеслись к результатам работы секций, оценили степень реализуемости и качество представленных проектов, пояснили, как эти проекты можно масштабировать.

В конце панельной дискуссии ведущий подводит итоги конференции, указывая важнейшие достигнутые результаты и ключевые выявленные проблемные вопросы. Далее своим видением итогов конференции с точки зрения эффективности формирования российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров делятся спикеры и эксперты в режиме «свободного микрофона».


5. Методические рекомендации к работе ведущего конференции и модераторов секций

Важнейшими методическими принципами для проведения конференций по формированию идентичности являются:



  • работа в открытой коммуникативной ситуации, включая ситуацию позиционного противоборства;

  • организация события, имеющего большое значение для каждого из его участников, а не отчетно-протокольного мероприятия;

  • деятельностный подход, работа в аудитории с живыми процессами мышления, коммуникации, действия, рефлексии, понимания;

  • схематизация результатов работы как важнейший способ объективации содержания, ориентация на выявление деятельностных схем, лежащих в основе выступлений участников;

  • предоставление возможности высказаться носителям разных профессиональных и мировоззренческих позиций для того, чтобы можно было действительно организовать процесс самоопределения у молодых инженеров.


6. Рекомендации к темам и содержанию выступлений спикеров всех рабочих форм конференции
Темы выступлений спикеров должны носить, с одной стороны, проблемный, с другой стороны, проектный, а с третьей стороны, самоопределительный характер.
Формирование класса RAZVITIE в инженерном сообществе России представляет сегодня большую проблему, т.к. это связано с изменением жизнестратегии у больших групп молодежи, не желающих жить в России из-за невозможности здесь профессионально реализоваться. Доклады спикеров не могут выстраиваться безотносительно к этой главной проблеме. В России творческое действие никогда не было простым делом, но, тем не менее, в ее истории всегда находились люди, способные, преодолевая внешнее сопротивление, реализовывать масштабные проекты развития, задающие новые перспективы и новые смыслы для тысяч людей. Это такие гении инженерного дела, как Королев, Курчатов, Туполев и другие создатели принципиально новых областей деятельности, ставшие великими не в силу того, что им были созданы особые условия, но за счет того, что их проекты создавали новые особые условия для множества других людей. Такие образцы жизнестратегий должны быть предъявлены в ходе выступлений спикеров.

С другой стороны, выступления спикеров должны указывать на те направления приложения инженерной деятельности, которые именно сейчас предоставляют место для разворачивания деятельности новым Королевым и Курчатовым. Важно показать, что именно здесь, в России, и именно сейчас, в 21 веке, пространство реализации инженерной инициативы, направленной на генерацию нового общественного богатства, – это пространство открыто для молодежи.

С третьей стороны, в выступлениях спикеров необходимо подчеркнуть, что проблема формирования позитивной жизнестратегии у молодых российских инженеров является именно проблемой самоопределения: несмотря на наличие как исторических образов, так и пространства приложения усилий, никаких готовых решений, говорящих, что надо делать, чтобы гарантированно стать великим российским инженером, – таких решений нет и не предвидится. И в этой ситуации самоопределение молодежи – это фактор, влияющий на будущее страны гораздо сильнее любых решений властных структур. Здесь, в России, будущее – это действительно вызов, на который молодые инженеры могут либо ответить, либо остаться вне будущего.


7. Типовая анкета как инструмент определения результативности конференции, направленной на формирование российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов и молодых инженеров
Способом верификации качества проведенной конференции с точки зрения определения и переопределения процесса складывания российской идентичности является типовая анкета. Предлагается использовать две типовые анкеты: до конференции и после конференции, для того чтобы выявить воздействие конференции на процессы складывания российской идентичности у студентов инженерных ВУЗов.
7.1. Типовая анкета №1 (анкетирование проводится перед конференцией)
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница