Статья «Модель организации коррекционного уголка в логопедической группе»




Скачать 92.22 Kb.
Дата 23.09.2016
Размер 92.22 Kb.
Статья

«Модель организации коррекционного уголка в логопедической группе»

Ванюкова Валентина Васильевна,

учитель-логопед МБДОУ № 57

г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от тесного взаимодействия логопеда и воспитателей. Одним из эффективных форм сотрудничества в этом направлении является организация коррекционного уголка, как части предметно-развивающей среды в группе.

Организуя коррекционный уголок в своей группе, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:

1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

2. Коррекция отклонений в развитии детей.

3. Обеспечение эффективного эмоционально-речевого общения со сверстниками и педагогом в процессе активной речевой деятельности, стимулирующей самостоятельность, инициативность, развитие способностей.

Принципы организации коррекционного уголка:


  1. Обеспечение комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия детей;

  2. Соответствие материалов возрасту, структуре речевых нарушений, требованиям программы;

  3. Учет индивидуальных особенностей детей группы;

  4. Разнообразие материалов, их оптимальная насыщенность, педагогическая целесообразность;

  5. Многофункциональность, вариативность игр;

  6. Гибкое зонирование, мобильность демонстрационного оборудования;

  7. Доступность, возможность свободного выбора деятельности.

Коррекционный уголок представляет собой специально оборудованное пространство, которое включает:

  1. «Хозяйку» коррекционного уголка,

  2. Развивающий стол,

  3. Логопедическую ширму,

  4. Мобильную передвижную двухстороннюю доску,

  5. «Речевую поляну».

«Хозяйка» коррекционного уголка – Королева речи Пчелка Майя. Игрушка многофункциональна. Она прилетает на занятия, задает вопросы-«ловушки», придумывает интересные истории, неожиданные сюрпризы, приглашает к себе в гости. Ее одежда содержит элементы для развития мелкой моторики, закрепления времен года, букв, цифр. Помощники Пчелки Майи – цветочные куклы: Жужжик следит за звукопроизношением детей, Рози помогает осваивать грамоту, обучает детей чтению и письму, Фифи помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки.

Центральное место в коррекционном уголке занимает развивающий стол. По функциональному назначению можно выделить следующие рабочие зоны:



  1. Зона коррекции звукопроизношения и фонематического слуха,

  2. Зона преодоления ОНР,

  3. Навесная полка с материалом для повторения,

  4. Полки для игр и навесные коробки с материалом по обучению грамоте и развитию мелкой моторики.

Мобильная, передвижная двухсторонняя доска дополняет развивающий стол и включает две зоны:

  1. Магнитно-маркерная доска – игровая зона по обучению грамоте,

  2. Игровое поле «Коврограф» - развивает мелкую моторику пальцев рук, позволяет создавать разнообразные тематические композиции, цветные коллажи.

Многофункциональная логопедическая ширма представляет собой сенсорные панно «Чудо-дерево», «Цветок настроения» и «Логопедическую карусель» с зоной для развития психических процессов, где дополнительно размещаются материалы, рекомендованные педагогом - психологом.

Так как фиксированный список детей для индивидуальных занятий по заданию логопеда не всегда позволяют детям просто поиграть, мы расширили зону коррекционного уголка и оформили «Речевую поляну» (Монтессори-педагогика). Игры на расстоянии (разнообразные графические изображения на полу, стенах) стимулируют игровую и двигательную активность детей.

Яркое, оригинальное оформление коррекционного уголка вызывает у детей интерес, стремление к самостоятельной деятельности. Многофункциональное, модульное оборудование, гибкое зонирование пространства коррекционного уголка обеспечивает достаточный простор для всех видов игр и занятий, позволяет охватить одновременно всех детей группы.

Демонстрационное и игровое оборудование коррекционного уголка современное, мобильное, набор и расположение материала варьируется педагогами в соответствии с разделами программы и решаемыми коррекционными задачами. Например: жалюзи (вместо шторок на настенном зеркале) превращаются в настенную книгу, навесные коробки и полки легко снимаются, их можно разместить в любом месте группового помещения: на столах, на ковре, на шкафу.

Игровой дидактический материал подбирается по лексическим темам на основе рекомендаций логопеда, размещается в папках. Для удобства введены цветовые маркеры и специальные символы. Игровой материал в коррекционном уголке многофункционален, подобран в порядке нарастающей сложности с учетом разного уровня овладения детьми программным материалом и возможностей «зоны ближайшего развития».

Учителем-логопедом совместно с воспитателями разработан проект наполняемости коррекционного уголка. В таблице предлагается наполняемость коррекционного уголка к лексической теме ”Дикие животные”.





Разделы программы

Игровой и дидактический материал

1

Общие речевые навыки

Игра ”Дыхательная дорожка”, дыхательные тренажеры, дидактическая игра ”Ветерок”


2

Высшие психические функции

Игры ”Разрезные картинки”, ”Четвертый лишний”, ”Эти непохожие животные”, ”Найди отличия

3

Фонематический слух

Игры ”Кораблик”, ”Мы вас различаем”, ”Слоговые дорожки”

4

Звукопроизношение

Игры ”Клад”, ”Мартышка”, логопедические альбомы, скороговорки в картинках

5

Обучение грамоте

Игры ”Черепашки”, ”Гласные и согласные”, ”Звуковые змейки”, ”Место звука в слове

6

Лексика

Игры ”Кто где живет?”, ”Путаница”, Лото ”Парочки”, наглядно-демонстрационный материал ”Дикие животные и их детеныши”

7

Грамматика

Игры ”Чей, чья, чье?”, ”Один-много”, ”Сосчитай”

8

Связная речь

Игра-лото ”Веселые зверята”, мнемотаблицы, схемы описательных рассказов Т. Ткаченко, настольный театр кукол ”Красная шапочка»

9

Мелкая моторика и подготовка к письму

Трафареты для обводки и штриховки, тактильные мячи ”Ежики”, шнуровка, мозаика, пазлы

Интересным материалом для коррекционного уголка являются авторские игры и пособия. Например: к лексической теме «Весна» детям были предложены игры «Лесенка противоположностей», «Времена года», «Весна пришла» и др.

Одновременно в коррекционном уголке размещается материал для закрепления и повторения.

Принципы отбора материала для повторения:

  1. Представление контрастных лексических тем (не более двух).

  2. Учет результатов диагностического обследования

  3. Учет интересов, предпочтений детей.

Любое повторение дает хороший результат, если оно проводится осмысленно и неоднообразно. Оригинальные приемы отбора материала для повторения:

  1. «Наши рассказы» – альбом, в котором записываются самые удачные и оригинальные рассказы детей и рисунки к ним.

  2. Карманные книжки-говоришки «Назови ласково», «Сосчитай предметы», «Чей, чья, чье?» и др. с вклеенными картинками и рисунками детей. Книжки можно взять на прогулку или забирать для закрепления домой.

  3. «Лотерея» - выбор скороговорки по картинкам.

Цикличность размещения материалов:

  1. Материал в коррекционном уголке меняется еженедельно, в зависимости от лексической темы.

  2. Пополняется ежедневно в зависимости от усвоения программного материала детьми, выкладывается сразу после занятий.

  3. По мере снижения интереса детей игры убираются.


Использование коррекционного уголка в течение дня:

  1. В утренние часы

  2. В любое свободное от занятий время

  3. Вечерний «коррекционный час»

  4. Свободная игровая деятельность в соответствии с желанием и настроением ребенка. Узнать предпочтения детей помогает «Цветок желаний»

Обязательным в нашей группе является материал в розовой папке, который в течение дня должен быть отработан с каждым ребенком.

Правила пользования коррекционным уголком:

По нашим наблюдениям в течение 2-3 недель дети адаптировались к расположению игрового и дидактического материала в коррекционном уголке и свободно выбирали понравившуюся игру. Правила просты:

Мы друг другу не мешаем,

Если просят – помогаем.

В нашей группе, как известно,

Игры все кладем на место.

Если круг на пути –

Слово правильно назови.



Роль педагогов:

Коррекционный уголок не может функционировать эффективно без активной позиции педагогов. Регулирующая роль педагогов необходима, когда дети затрудняются в выборе материала, а также при явных признаках расторможенности и гиперактивности детей.



Основные направления работы воспитателей в коррекционном уголке:

  1. Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики

  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков

  3. Закрепление отработанной лексики

  4. Закрепление сформированных грамматических категорий

  5. Развитие связанной речи

  6. Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза

  7. Развитие высших психических функций в играх и упражнениях

Формы работы с детьми в коррекционном уголке:

  1. Индивидуальная

  2. Работа в парах

  3. Подгрупповая (по 3-5 детей)

  4. Кратковременная (3-5 минут)

При этом особое внимание уделяется детям, нуждающимся в тщательной проработке тех или иных программных блоков.

Методическое обеспечение коррекционного уголка:

В группе оформлены и постоянно пополняются накопительные папки «Наполняемость коррекционного уголка по лексическим темам», «Коррекционные задания воспитателям», «Консультативный материал», «Паспорт коррекционного уголка».

Содержание паспорта коррекционного уголка:


  1. Общая характеристика коррекционного уголка, сведения о педагогах

  2. Зонирование пространства коррекционного уголка

  3. Наполняемость коррекционного уголка по лексическим темам

  4. Перечень дидактических игр и игровых пособий

  5. Методическая литература

  6. Перспективный план оборудования и оснащения коррекционного уголка.

Также составлены картотеки дидактических игр по всем разделам программы и речевого материала по следующим направлениям:

  1. Пальчиковая гимнастика

  2. Дыхательная гимнастика

  3. Игровой массаж органов артикуляции

  4. Слова сложной слоговой структуры

  5. Чистоговорки, скороговорки в картинках

  6. Словесные коммуникативные игры по развитию словаря и грамматики

Созданная и апробированная система коррекционно-развивающей работы в коррекционном уголке позволило нам добиться стабильных и устойчивых результатов в речевом, интеллектуальном и психическом развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи, о чем свидетельствуют данные логопедического мониторинга.



Результаты усвоения программы коррекционного обучения в логопедической группе № 8 при выпуске в школу (2011 г.)



п/п

Разделы программы

Уровни успешности детей

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

1.

Сформированность звукопроизношения

92 %

8 %

-

-

2.

Сформированность фонематического слуха

76 %

24 %

-

-

3.

Сформированность фонематического анализа и синтеза

76 %

24 %

-

-

4.

Овладение словарным запасом

92 %

8 %

-

-

5.

Сформированность грамматического строя речи

84 %

16 %

-

-

6.

Уровень развития связной речи

48 %

52 %

-

-





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница