Студентов в профессиональном образовании




Скачать 0.63 Mb.
страница 1/3
Дата 05.10.2016
Размер 0.63 Mb.
  1   2   3
На правах рукописи

АХЬЯМОВА

Инна Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Институт социальной педагогики»

Российской академии образования (ФГНУ ИСП РАО)









Официальные оппоненты:

Леванова Елена Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», факультет педагогики и психологии, заместитель декана


Басова Валентина Марковна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Костромской государ­ственный университет имени Н.А. Нек­расова», кафедра социальной педагогики, заведующий


Сорочинская Елена Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», кафедра социальной педагогики и молодежной политики, заведующий




Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»







Защита диссертации состоится 27 сентября 2013 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 008.009.01 при Федеральном государственном научном учреждении «Институт социальной педагогики» Российской академии образования по адресу: 129626, г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 7 а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГНУ «Институт социальной педагогики» Российской академии образования.
Автореферат разослан « » ……. 2013 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета Г.И. Репринцева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изменения в культурных и общественных процессах, глобализация, всеобщая информатизация и, как следствие, крайне дискомфортное морально-этическое состояние общества актуализировали процесс гуманизации и социальной ориентированности профессионального образования.

В последние десятилетия перед педагогической наукой и образовательной практикой возникла необходимость решения серьезной проблемы подготовки студенческой молодежи к ответу на современные социальные вызовы. С одной стороны, это ориентация на европейские и мировые ценности, включенность в неформальные социальные сети, выход в виртуальную сферу. С другой – затрудненность процессов самоидентификации и социализации, социокультурной преемственности, солидаризации в обществе, делающая общение молодежи весьма противоречивым, часто конфликтным, тем самым «размывающим» основы для взаимодействия в решении важнейших социальных задач.

Социальная успешность современного молодого человека в условиях постиндустриального общества на высоком культурном уровне обеспечивается в том числе через формирование культуры общения, позволяющей молодому человеку стать яркой индивидуальностью, в полной мере «человеком культуры», для которого базовыми потребностями являются поиск идентичности и возможность самотворчества в постоянно меняющемся мире. Культура невербального общения есть часть общей культуры и культуры общения личности, системное личностное образование, которое определяется уровнем развития внутренних ресурсов (когнитивных, эмоциональных, творческих, деятельностных). Культура невербального общения не только предписывает членам социума определенные правила демонстрации чувств и намерений, но и позволяет понимать невербальное поведение свое и других, оптимизировать взаимодействие субъектов и воздействие их друг на друга, активно и осмысленно использовать пространство социума и его стимулы.

Особую роль в данном контексте приобретает проблема формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании. При подготовке будущего специалиста формирование культуры невербального общения выступает мерой воздействия и оптимизации процесса повышения культуры профессиональной деятельности и профессионального общения, современного воплощения связи теории и методики профессионального образования с социальной педагогикой и другими гуманитарными науками.

Исследование выполнено на уровне и в процессе высшего профессионального образования как основного звена подготовки специалистов.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы теории и практики профессионального образования нашли отражение в трудах отечественных ученых (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.Л. Бенин, Ю.Н. Галагузова, В.И. Загвязинский, Р.М. Куличенко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, В.Э. Штейнберг и др.).

Идеи непрерывного образования получили свое воплощение в исследованиях А.П. Владиславлева, Э.Д. Днепрова, Н.Н. Нечаева, В.Г. Онуш­кина, В.А. Полякова и др.

Теории профессионального становления личности в профессиональной деятельности были отражены в работах таких специалистов как С.А. Батышев, М.Ю. Забродин, А.С. Запесоцкий, С.Н. Чистякова и др.

Основные положения становления и развития социально-педагогического образования на этапе вузовской подготовки получили свое развитие у Т.И. Баклановой, З.И. Васильевой, Б.З. Вульфова и др.

Проблема использования невербальных средств общения рассматривалась в профессиональной педагогике (Н.В. Белякова, В.Ю. Николаичев, А.А. Позднякова, Т.А. Сапегина и др.). В учебно-воспитательном процессе вуза невербальное общение представлено в части использования коммуникативных умений и навыков, а также развития эмпатийных, перцептивных, фасцинационных качеств студента (А.И. Арнольдов, Г.А. Воронин, Г.В. Никулина, П.А. Шептенко, В.Д. Ширшов и др.).

Как научная категория культура невербального общения является новой и неразработанной, хотя сама ее идея заложена в рамках этики, риторики, теории и культуры коммуникации. В педагогике культура невербального общения связана с научной постановкой вопросов педагогической этики (Я.С. Кочигер, С.Д. Лаптенок, Р. Мамед-заде, Т.В. Мишаткина, В.И. Писаренко, В.А. Сухомлинский, В.И. Чампер, И.И. Чернокозов и др.), педагогической культуры (В.Л. Бенин, Е.В Бондаревская и др.), педагогического общения и педагогической коммуникации (В.С. Грехнев, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Р.М. Фатыхова, В.Д. Ширшов и др.), культуры речи (Н.Л. Грейдина, И.И. Зарецкая и др.), при этом в виде специальной научной категории она до сих пор не выделена. Отдельные аспекты культуры невербального общения являются объектом интереса современных ученых, направленного, прежде всего, на исследование понятий «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», «невербальные средства общения». При этом в исследованиях отсутствуют их четкие определения, терминологическое разграничение и взаимосвязь, недостает единства в сущностном и структурном понимании.

Невербальные аспекты общения и коммуникации, а также невербальное поведение изучается многими зарубежными (М. Аргайл, Р. Бердвистелл, Н. Брод, А. Кендон, А. Мехрабиан, Д. Нэйл, М. Нэпп, А. Пиз, Р. Пэйн, Н. Фридман, В. Фризн, Е. Холл, П. Экман, Д. Эффрон и др.) и отечественными исследователями (А.А. Бодалев, А.Я. Бродецкий, B.C. Грехнев, М.Е. Дуранов, М.С. Каган, Г.Е. Крейдлин, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Морозов, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.С. Рубинштейн, В.М. Соковнин и др.).

Невербальное общение как социокультурный феномен рассматривается с философских, антропологических, культурологических, исторических, физиологических, социологических позиций в трудах отечественных и зарубежных ученых (Г. Байтендик, Н.А. Бернштейн, А. Гелен, В.А. Лекторский, А.Ф. Лосев, М. Мосс, П.А. Флоренский и др.).

Вопросами успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения занимались в разное время С. Волконский, П.М. Ершов, В.И. Кочнев, Н.В. Рождественская, К.С. Станиславский и др. В контексте исследования потребовали осмысления труды, касающиеся специфики восприятия и интерпретации невербальной информации в педагогическом общении (Н.Р. Битянова, А.А. Леонтьев, В.В. Мироненко, Л.И. Митина, Е.А. Петрова, Г.А. Цукерман, Е.А. Эм и др.). Особый интерес для нашего исследования представили работы В.А. Лабунской, научная школа которой разбирает актуальные вопросы психологии экспрессивного поведения.

Современные диссертационные исследования, связанные с актуальными вопросами в области невербального общения, представляют значительный научный интерес и посвящены: методологическим проблемам исследования невербального аспекта коммуникативного взаимодействия (Т.А. Вархотов); изучению особенностей невербального поведения и экспрессии (Г.Е. Крейдлин, В.А. Лабунская, М.А. Маякина и др.); исследованию средств невербального общения и невербальной коммуникации (Е.Д. Боева, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Ю. Кристева, А.В. Мишин, Ю.В. Николаева, Е.А. Чувилина и др.); соотношению вербальных и невербальных компонентов речевой коммуникации (М.А. Антошинцева, Ю.А. Каргин, И.А. Крым, М.А. Маякина, А.В. Мишин, Е.Б. Морозова и др.); невербальным знакам и символам (М.А. Кронгауз); невербальным искусствам и невербальным аспектам их восприятия (С.В. Камышникова, Л.Б. Фрейверт); невербальным аспектам межкультурной коммуникации (Ф.А. Кузин, Ю.-Т.Г. Михалкович, А.П. Садохин и др.); невербальным составляющим социальной коммуникации (А.К Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская); национально-культурной специфике невербальной коммуникации (Е.Д. Боева, Н.В. Григорьев, С.А. Григорьева, Г.Е. Крейдлин, О.А. Леонтович, И.А. Микаберидзе, Е.Ю. Мирцхулава, В.В. Ощепкова, Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин и др.); гендерным исследованиям в области невербальной коммуникации (В.В. Ганина, А.В. Кирилина, Г.Е. Крейдлин, Т.Н. Салмина, О.Н. Тарасова и др.); психологическим (пониманию и восприятию невербальной коммуникации и невербального общения) (Н.В. Белякова, А.Б  Вэскер, О.С. Гольдфарб, Е.В. Логинова, А.О. Прохоров, Л.В. Рябова, В.П. Шейнов, А.Е. Эм и др.); педагогическим (В.Ю. Николаичева, М. Фатыхова, А.Е. Эм и др.); социокультурным (С.А. Алферьева, А.Я. Бродецкий, О.Н. Лозовая, М.А. Недосекина, В.П. Сморчкова, Ю.М. Сумин, Л.В. Юркина и др.) аспектам невербального общения.

Вместе с тем, несмотря на закономерно возрастающий интерес исследователей к проблеме невербального общения и к различным граням коммуникативной культуры в педагогике, культуре невербального общения специальные научные исследования не были посвящены, а исследование процесса ее формирования в теории и методике профессионального образования представляется особенно актуальным. Сегодня отсутствуют методологическое обоснование, теоретические принципы и закономерности, лежащие в основе формирования культуры невербального общения, не объяснены факторы, делающие этот процесс наиболее значимым и успешным, не выяснены присутствующие в процессе профессионального образования, но мало отрефлексированные в научных исследованиях механизмы, средства, условия, критерии, показатели и уровни формирования культуры невербального общения студентов.

Анализ практики и теоретических исследований по проблеме позволил выявить ряд противоречий в области формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании. Противоречия между:

– современными тенденциями развития общества и его возросшими требованиями к личности, обладающей значимыми социокультурными качествами, и неготовностью вузов обеспечить гуманизацию профессионального образования в русле этих тенденций;

– нарастанием социальной значимости культуры невербального общения студенческой молодежи, и отсутствием методологических и теоретических обоснований формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании;

– необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в части повышения уровня культуры общения, коммуникативной компетентности молодежи и неспособностью существующей системы высшего образования обеспечить формирование у студентов культуры невербального общения как в вузе, так и в социуме в целом;

– системными влияниями закономерностей и факторов формирования культуры невербального общения, широкого спектра средств невербального общения на личность, и малой изученностью их роли в пространстве образовательной среды, неготовностью студентов вуза к общению с учетом выявленных невербальных смыслов в учебно-воспитательном процессе вуза.

Основным в этом контексте выступает противоречие между возросшими требованиями социума к уровню культуры общения образованного молодого человека и неразработанностью концептуального обоснования и ресурсного обеспечения формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

Разрешение сложившихся противоречий составило проблему и обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Формирование культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании».



Объект: высшее профессиональное образование.

Предмет: процесс формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

Цель исследования: обосновать теоретико-методологические подходы к формированию культуры невербального общения студенческой молодежи и разработать методическое обеспечение эффективной реализации этого процесса в профессиональном образовании.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что процесс формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании будет эффективным, если:

  • профессиональное образование, образовательная парадигма предусматривает формирование культуры общения (в том числе невербального) на всех уровнях и ступенях непрерывного, межведомственного, полиструктурного процесса подготовки специалистов к профессиональной деятельности в современной социокультурной ситуации;

  • культура невербального общения студентов позиционируется в теории и практике ее формирования как интегральная, многоуровневая сложноструктурированная категория социума и личности; включает совокупность форм, способов и результатов деятельности и общения личности в конкретном открытом социуме, социальном институте, выполняя при этом ряд функций, главная из которых – человекотворческая;

  • ее формирование происходит в процессе общественного развития, социокультурной модернизации и гуманизации профессионального образования;

  • разработана и апробирована в образовательной практике прогностическая модель формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании;

  • предусмотрена реализация комплексного методического обеспечения формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

Достижение цели и проверка научной гипотезы определили необходимость решения следующих задач исследования:

  1. Обосновать сущность культуры невербального общения студентов вуза как междисциплинарной категории и необходимой составляющей профессионального образования.

  2. Выявить закономерности и факторы формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

  3. Определить теоретические основания формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

  4. Разработать прогностическую модель процесса формирования культуры невербального общения студентов вуза.

  5. Определить условия формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании.

  6. Разработать методическое обеспечение процесса формирования культуры невербального общения в профессиональной подготовке студентов.

Ведущая идея исследования: необходимость гуманизации, качественного роста современного профессионального образования и повышения общей культуры современной молодежи актуализирует целенаправленное осуществление процесса формирования культуры общения студенческой молодежи (с ее вербальной и невербальной составляющими), и перевод стихийного применения невербальных средств общения на уровень осознания и соответствия социокультурным нормам и требованиям.

Методологическим основанием исследования являются: понимание целостности и противоречивости природы человека, единства рационального и нерационального; подходы: синергетический, обеспечивающий всестороннее рассмотрение процесса формирования культуры невербального общения как многоаспектного системного образования с выделением структуры, параметров, уровней, критериев; ценностно-смысловой, раскрывающий личную и социальную ценность культуры невербального общения для студенческой молодежи в вузе и важность ее осмысления; социально-педагогический, позволяющий определить педагогическую, социальную и психологическую сущность и значимость формирования культуры невербального общения для студентов.

Исследование опирается на нормативную базу и последнее поколение государственных стандартов высшего образования (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования последнего поколения (ФГОС).



Теоретическую базу исследования составили: положения о роли культуры в развитии общества и личности (П.С. Гуревич, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер); социокультурной модернизации профессионального образования (А.Г. Асмолов, Е.В. Ткаченко и др.); педагогической аксиологии (Н.А. Асташова, В.П. Бездухов, Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин); педагогической герменевтики (А.Ф. Закирова, И.И. Сулима); общие положения социальной педагогики и социально-педагогического образования (А.А. Арнольдов, В.М. Басова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Н.С. Дежникова, И.П. Клемантович, Е.А. Леванова, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, С.А. Расчётина, Г.Г. Силласте, Е.Н. Соро­чинская, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов и др.); теория социально-перцептивного подхода в восприятии и понимании человека человеком (М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, Э.Э. Линчевский, В.И. Мясищев); психологические теории эмоций (П.К. Анохин, Л.В. Крушинский, В.П. Симонов, Г. Уэллс, Л.Р. Хаббард); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.И. Подольский, Н.Ф. Талызина); теория кодирования и декодирования невербального поведения (В.А. Лабунская, О.О. Пугачевский); положения, концепции и теории, раскрывающие особенности невербальных коммуникаций (А.Я. Бродецкий, Е.М. Верещагин, Н.И. Горелов, Г.В. Колшанский); а также разработки структуры педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин).

Обоснование теоретико-методологических основ исследования опиралось на Законы Российской Федерации и иные нормативные акты по вопросам образования, правительственные документы в области социальной и образовательной политики, в том числе по проблемам социокультурной модернизации образования.

С целью проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические: проблемный анализ и синтез идей, помогающих осмыслить категорию культуры невербального общения студентов вуза, аналогия, обобщение, конкретизация, абстрагирование, идеализация, моделирование организационно-педагогических условий формирования культуры невербального общения молодежи в профессиональном образовании, экстраполяция выявленных тенденций и закономерностей развития невербального общения в профессиональном образовании на возможность их использования и применения в практике других образовательных учреждений; обобщение и сравнение отечественного опыта формирования культуры невербального общения студентов вуза; эмпирические: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; математической статистики: статистическая обработка данных анкетирования и результатов эксперимента.

Специфичной является преобладающая опора на методы качественного анализа, сочетающегося с допустимыми в рамках предмета процедурами количественного измерения (анкетирование, шкалирование).



Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе российских вузов: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (выборка студентов составила 694 человека). Опытно-экспериментальная работа была выстроена в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов в вузе в рамках профессионального образования с использованием возможностей учебных дисциплин (в том числе разработанного авторского курса «Культура невербального общения специалистов социальной сферы»), в формах лекций, семинаров, мастер-классов, мини-тренингов, ролевой, деловой игры, в ходе учебной практики; ресурсов научной деятельности (конференций, семинаров, круглых столов); различных форм воспитательной работы (диспутов, смотров, конкурсов, фестивалей, тематических и праздничных мероприятий, клубных встреч, акций, адаптационных сборов).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2012 год и включало четыре этапа.

Первый этап (2000–2003 гг.) – подготовительный, в процессе которого изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и практике, анализировалась философская, культурологическая, психологическая, педагогическая и социально-педагогическая литература, изучался и систематизировался массовый, передовой и инновационный педагогический опыт. Определялась и конкретизировалась проблемная область исследования, были сформулированы исходные методологические позиции исследования.

Второй этап (2003–2006 гг.) – концептуально-методологический, был связан с формулированием гипотезы исследования, разработкой методологических, теоретических, организационно-педагогических аспектов проблемы. Была разработана концепция формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании, на основе которой выстроена модель этого процесса. Результаты теоретического исследования воплотились в методическое сопровождение процесса формирования культуры невербального общения студентов в учебно-воспитательной деятельности вуза.

Третий этап (2006–2011 гг.) – опытно-экспериментальный, был связан с диагностической и организационно-практической работой в образовательных учреждениях, выбранных в качестве базы опытно-экспери­ментальной работы. Определялась готовность педагогического сообщества к реализации предложенных нововведений. Под руководством автора педагогами опробовались элементы модели в рамках учебных, научных, воспитательных мероприятий. Проводились мастер-классы, круглые столы, методологические и методические семинары с педагогами с целью развития в педагогическом сообществе ценностно-смыслового единства и согласованного понимания ценности культуры невербального общения в образовательном учреждении и открытом социуме. В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза, уточнялись отдельные положения исследования.

Четвертый этап (2011–2012 гг.) – обобщающе-аналитический. Производилась интерпретация и систематизация данных, полученных в ходе исследования, осуществлялось текстовое оформление результатов исследовательской деятельности.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница