Судьба дедушки и военного грузовика Урал зис-5В



Скачать 174.74 Kb.
Дата 26.09.2016
Размер 174.74 Kb.


Железнодорожный техникум Нижегородского филиала

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»


Судьба дедушки и военного грузовика Урал ЗИС-5В

Выполнил: студент 2 курса группы ННЭС – 211

Железнодорожного техникума Нижегородского филиала

ФГБОУ ВПО «Московского государственного

университета путей сообщения»

Харчевников Артём Владимирович


Руководитель: к.и.н, преподаватель

Нижегородского

железнодорожного техникума филиала

Московского государственного

университета путей сообщения

Завьялова Светлана Владимировна

Консультанты: Груздева Лидия Ивановна,

Харчевников Владимир Иванович

Адрес: Нижний Новгород, ул. Чкалова 5 а

8 (831) 248-87-57

Нижний Новгород

2015 г.


Содержание стр.

Введение 3



  1. Довоенная жизнь Ивана Дмитриевича Харчевникова.

1.1 Детство Ивана. 4

1.2 Служба в армии и встреча с автомобилем марки ЗИС-5. 4

1.3 Военный автомобиль Урал ЗИС-5В. 4-5


II. Ратный и трудовой подвиг во имя Родины
2.1 Подвиги Ивана Дмитриевича Харчевникова в годы Великой Отечественной войны 6-8
2.2 На трудовом фронте 8-10

Заключение 11


Приложения 12-16

Литература 17



Введение
Военные истории простых рядовых солдат, их вклад в Победу над фашизмом относятся к области военно-исторической проблематики, актуальность ее очевидна, особенно в наше время. Мы должны помнить всех тех, кто не жалея сил и жизни боролся за наше светлое будущее, за то, чтобы над нами было мирное небо.

Объектом исследования является биография дедушки - участника Великой Отечественной войны Харчевникова Ивана Дмитриевича.

Предмет исследования: грузовой автомобиль Урал ЗИС -5В.

Цель работы: изучить боевой и трудовой путь дедушки и его машины на основе воспоминаний и имеющихся документов, восстановить тем самым значимый факт в истории своей Родины, своей семьи - историю жизни человека и автомобиля.

Задачи: - проанализировать, имеющиеся сведения о дедушке - участнике Великой Отечественной войны и его верном и надёжном спутнике автомобиле Урал ЗиС-5В;

- собрать воспоминания дедушки - участника Великой Отечественной войны как очевидца событий;

- показать последовательность и масштабность боевого пути, участие во многих решающих битвах;

- выяснить послевоенную судьбу дедушки и его машины.



-проанализировать полученные материалы, которые во многом помогут оценить вклад участника военных действий в дело мира и восполнить пробелы в истории семьи.

Методы исследования: основными методами являются интервью, беседа.

Источниками исследования являются семейные архивные документы (фотографии, письма, орденская книжка, удостоверения к медалям, благодарственные письма, трудовая книжка).


I. Довоенная жизнь Ивана Дмитриевича Харчевникова.
1.1 Детство Ивана.
Родился Иван Дмитриевич Харчевников 14 октября 1920 г. в деревне Пушкарёво, Юрьевецкого района, Ивановской области. Отец Харчевников Дмитрий Фёдорович. Мать Харчевникова Пелагея Ивановна. В семье было четверо детей. Сын Иван был самый младший. Не прошло и года после рождения Вани, как семья осталась без отца. Все заботы о детях легли на плечи матери. Жить было нелегко. Жили бедно. Иван с детства испытал тяжесть крестьянского труда. Помогал по хозяйству: ходил в лес за грибами и ягодами, косил траву, заготавливал дрова, когда был образован колхоз «Передовик», помогал колхозу на прополке льна, уборке картофеля, сенозаготовках. В школе закончил всего пять классов. Часто бегал в колхозную кузницу, где научился кузнечному ремеслу. Кузнец тогда был незаменимым работником. Коня подковать, выковать ножи, топоры, вилы, оковать и починить телегу, отковать детали для сельхозтехники, изготовить борону или металлическую решётку всему учился молодой Иван.

1.2 Служба в армии и встреча с автомобилем марки ЗИС-5.
В октябре 1940 г. Иван Дмитриевич был призван в ряды Советской армии. (Приложение 1). Со 2 ноября 1940 г. начал служить в танковых войсках Литовской ССР, вскоре был направлен в полковую школу сержантов, но закончить её не удалось, перебросили в ремонтный батальон под Литовским городом Алитус. В марте 1940 г. закончилась советско – финляндская война. После сражений остались сотни разбитых грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-2А. Вот рядовой Харчевников и работал в ремонтном батальоне со своими сослуживцами по восстановлению этих машин в строй. Тогда же прошёл курсы и получил водительское удостоверение. С этого момента и произошла встреча, и связала на всю жизнь дедушки с автомобилем марки ЗИС-5, позднее стали выпускать Урал ЗИС-5В.
1.3 Военный автомобиль Урал ЗИС-5В.
В Москве в 1933 г. завод АМО (Автомобильное московское общество) был серьезно модернизирован и переименован в ЗИС (завод имени Сталина). В этом же году на смену автомобилям серии АМО-4 пришла модель ЗИС-5. Конструкция этого грузовика была разработана главным конструктором завода Е. И. Важинским. Накануне Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло около 104 тыс. единиц ЗИС-5. Этот грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Достаточно часто на ЗИС-5 грузили четыре-пять тонн, хотя его грузоподъемность была рассчитана на три тонны. И он спокойно перевозил этот груз.

С началом Великой Отечественной войны потребность в ЗИС-5 резко возросла — в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек. Однако уже в начале октября 1941 г., когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, Государственный Комитет Обороны принял решение о срочной эвакуации промышленных предприятий столицы в тыл. Производство автомобилей на эвакуированном в Ульяновск оборудовании автозавода ЗИС началось в феврале 1942 г. Одновременно с этим, по решению советского правительства на Урале, в городе Миассе, началось строительство еще одного автозавода для выпуска ЗИСов 10 декабря 1941 г. Следует добавить, что грузовики ЗИС-5, выпускавшиеся в довоенное время, несколько отличались от тех, которые начали сходить с конвейеров заводов, расположенных в Ульяновске и на Урале в Миассе. Новая модель грузовика получила наименование ЗИС-5В и была разработана с учетом специфики эксплуатации и производства автомобилей в военное время поэтому и стали добавлять буквенный индекс «В» в наименовании нового грузовика (военный), а слово Урал указывало, на каком заводе данный автомобиль выпущен. (Приложение № 2)

Автомобиль имел предельно упрощенную конструкцию военного времени, когда практически все материалы были дефицитны, а жизнь автомобиля коротка. При этом учитывалось, что южная металлургическая база Советского Союза, основной поставщик тонкого стального листа, оказалась временно оккупированной, а смежники, поставляющие фары и другие комплектующие изделия, не имели возможности в достаточном количестве снабдить автомобильные заводы всеми необходимыми деталями. Но общая компоновка ЗИС-5В и принцип конструкции основных узлов и агрегатов сохранились. В условиях военного времени от ряда деталей пришлось отказаться, а некоторые изменить. Дефицит стального листа с высокими характеристиками заставил делать крылья по упрощенной технологии: их формировали на гибочной машине и сваривали из любой стали вместо штамповки с глубокой вытяжкой. Кабина водителя ранее облицовывалась стальным листом, а на ЗИС-5В она обшивалась деревянными рейками. Это позволило сэкономить на каждой машине более 100 кг дефицитного металла. Деревянными на этой модели были также подножки и обшивка рулевого колеса. Грузовую платформу тоже упростили: у нее откидывался лишь один задний борт. На автомобиль устанавливали одну фару, а тормозами снабжали только задние колеса.

Как рассказывал дедушка, Иван Дмитриевич, ЗИС-5В был очень надежной машиной, у которой редко что-либо ломалось или выходило из строя. И почти любую неполадку можно было устранить своими силами в полевых условиях. У машины хорошая проходимость по бездорожью. «Захар» — так любовно и уважительно именовали фронтовые шоферы трехтонку ЗИС-5В.



II. Ратный и трудовой подвиг во имя Родины
2.1 Подвиги Ивана Дмитриевича Харчевникова в годы Великой Отечественной войны
Нелёгким был путь к Победе. Рядовой Харчевников с первых дней войны на передовой. На вверенной ему грузовой машине ЗИС-5 приходилось перевозить боеприпасы, раненых.

В боях у города Калинин в 1942 г. колонна автомашин передвигалась к месту назначения. Соблюдались все меры предосторожности: фары не включали, курить категорически запрещалось. Перед въездом на мост колонну атаковали немецкие юнкеры. Загорелся один грузовик, второй, третий…на мосту образовалась пробка. Горящие грузовики, делали остальные машины прекрасной мишенью для самолётов. Огромные сугробы и узкая дорога не позволяли маневрировать. Но медлить было нельзя. У бойца решение созрело мгновенно: внизу на льду темнели колеи от колёс машины. Прошла полуторка. Грузовик Ивана Харчевникова осторожно съехал на лёд и двинулся к противоположному берегу. Оставалось метров 20-25, когда лёд треснул. Машина провалилась в полынью, и Иван едва-едва успел выскочить из машины. Как вспоминает дедушка: «Я выжил, добрался до своих. Отогревшись, направился спасать затонувшую машину. Пригнали из части трактор, цепью и тросом зацепили за бампер машины и вытащили её. Я тут же слил масло и воду, чтобы не загубить радиатор и мотор».

Но не довелось деду воевать на спасённой машине. Его направили сначала в медсанбад, а затем включили в состав ремонтного поезда, который шёл из Осташкова Калининской области. Здесь он воевал в 32 миномётной бригаде, которая вела ожесточённые бои под Старой Руссой Новгородской области, где получил другую машину ЗИС-5.

Из воспоминаний дедушки: «Шли бои, боеприпасы на исходе. Получили приказ ехать в тыл, на базу, за боеприпасами. База находилась в 8 километрах от передовой. За боеприпасами ездили ночью, свет слабый, дверь была всегда открыта, часто выходил из машины, проверял туда ли еду. Политрук со мной не поехал, начертил мне карту-схему на бумаге. Я ехал долго, подбегает военный патруль: «Здесь нейтральная зона, всё заминировано, куда едешь? Мы отступаем». Часовой скомандовал: «Пятиться задом». Доехал нормально. Разгрузил боеприпасы и вернулся в часть».

Другой случай под Старой Руссой произошедший с дедушкой и его машиной: «Я выехал из леса, а дальше дорога шла полем. Вдруг слышу гул мотора, откуда ни возьмись, немецкий самолёт… летит прямо на меня, я от него, он за мной, я вправо и он за мной, я влево и он туда же. Сначала думал, сейчас взорвёт, потом понял, нет у него снарядов. Немец гонялся за мной, мне показалось, минут сорок. Подлетел близко, что из окошка можно его было разглядеть и показал мне кулак, а я ему… Вот так и разошлись».

На многих участках Северо-Западного фронта побывала машина И.Д.Харчевникова. В Калининской области сапёры для машин строили из брёвен «узкоколейку», напоминающую железную дорогу. И всё во имя Победы!

В Ковеле, крупном транспортном узле Волынской области на Украине, наши войска завязали бои на подступах к городу, но с ходу овладеть им весной 1944 г. не смогли. Готовилось новое наступление, подтягивались резервы. Иван Харчевников вёз боеприпасы в свою часть. Немцы всё почти заминировали, вели обстрел из танков и пулемётов. Но ехать надо было, во что бы то ни стало, выполнять приказ. «Я почувствовал резкую боль в области живота, но останавливаться нельзя, если осколок от бомбы или пулемётная очередь попадёт в машину, а там снаряды - это всё! И я ехал, как мог. Подъезжая к части, я сильно ослаб и потерял много крови. Снаряды доставил вовремя. Был направлен в госпиталь на лечение».

За самоотверженность, проявленную во время, боёв под Ковелем И.Д.Харчевников был награждён Орденом Красной Звезды.

Шёл 1944 г. На Уральском автомобильном заводе имени Сталина главный конвейер был полностью смонтирован уже к 27 мая 1944 г. А первый Урал "ЗИС-5В" сошел с него уже 8 июля 1944 г... Уже 20 июля первая партия таких грузовиков ушла на фронт. Рубеж в 1000 выпущенных автомобилей был преодолен 30 сентября 1944 г. Все эти автомобили поступали на передовую, постепенно заменяя машины, выработавшие свой ресурс.

Одну из них получил красноармеец Харчевников. На своём «Захаре» дедушка двигался по дорогам Польши, участвуя в Висло - Одерской операции, за что приказом Верховного Главнокомандующего товарища Сталина получил благодарность от 16 января 1945 г. за прорыв обороны противника на плацдарме южнее Варшавы на реке Висла. (Приложение 3)

Однажды, вспоминает дедушка, выполняя задание при переправе через реку Висла, началась бомбёжка. Немецкие самолёты бомбили переправы, многие машины и подводы, ехавшие впереди, проваливались в воду. Выпрыгнув из своего грузовика, дедушка поплыл к берегу. Выбиваясь из сил, услышал, как один друг окликнул: «Ванюха, цепляйся» и увидел в стороне плывущую лошадь, с которой плыл друг, держась за седло. Собрав последние силы, догнал их и тоже ухватился за седло лошади. Вот так лошадь спасла их обоих.

После этих событий Иван возил три месяца раненых на санитарной машине.

Зимой выжил только благодаря тулупу, валенкам и тёплым варежкам, которые выдавали шофёрам. Спали зимой полностью в одежде. Машину на ночь надо было полностью закопать в окоп. Заехать, покрыть ветками и утром быстро по команде выехать, поэтому все отдыхают, а военный шофер копает окоп для машины.

Военный водитель Рядовой Харчевников был участником Берлинской операции, также получив благодарность от 25 апреля 1945 г. № 339 за прорыв обороны немцев прикрывающий Берлин с востока и вступление в столицу Германии Берлин.

Из воспоминаний дедушки, на что был похож Берлин и его подступы после завершения операции: «Нагромождение танков, легковых автомашин, броневиков. Все это налезшее друг на друга, перевёрнутое, разбитое, горящее и дымящее. В этой каше из железа месиво изуродованных тел, погибших солдат советских и немцев. По городу были разбросаны какие-то бумаги, много разрушенных домов, из которых ещё оказывали последнее сопротивление фрицы».

Берлинская операция - одна из крупнейших операций второй мировой войны. Победа в ней советских войск стала решающим фактором в завершении военного разгрома Германии. В ознаменование победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг."

За участие в Великой Отечественной войне красноармеец И.Д.Харчевников был награждён медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг."

Также Иван Дмитриевич награждён медалями «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы».

Медали вручил 5 апреля 1946 г. командир 32 миномётной Берлинской краснознамённой ордена Кутузова бригады гвардии полковник Лихачёв. (Приложение 4)

Но не закончилась с победными днями служба для бойца И.Д. Харчевникова. Продолжил он её в Берлине, на трофейном Опеле, в качестве личного водителя полковника Н.В. Лихачёва (Приложение 5).

Об этом периоде дедушка рассказывал: «Полковник оставлял меня в Германии и дальше служить, и квартиру обещал, но я не захотел-тянуло домой, на Родину».

А дома ждали бойца, с трепетом вскрывали солдатские письма – треугольники, и, прочитав, спешили поделиться своей радостью с земляками. Лишь 28 мая 1946 г. Иван вернулся домой в Пушкарёво. Радости встречи с родными не было конца. Со слезами на глазах обнимались, целовались.




    1. На трудовом фронте.

Не в характере молодого бойца было долго отдыхать после фронта. Пошёл работать в колхоз. Вскоре после войны в колхоз поступила машина Урал ЗиС-5В, точно такая же на какой воевал Иван. Очень рад был встрече с «Захаром». Работы в колхозе «Передовик» было очень много. И водитель Иван Харчевников с большим трудолюбием и усердием выполнял порученные ему задания: перевозил зерно, сено, скот, дрова. Машину всегда содержал в рабочем состоянии. Не ждал когда может произойти поломка, а заранее её предвидел. После рабочего дня или утром рано делал техосмотр своего железного коня.

В 1955 г. была пущена в действие Горьковская ГЭС. Многие территории нашего края оказались в зоне затопления, в том числе Селянцево, Рыжово. Население срочно переезжало из опасной зоны. Требовался лес для строительства новых домов. Для перевозки леса был задействован дедушка и его машина. Иван проявил в этом деле смекалку. Он снял борта с машины, оставил площадку, прицепил прицеп и сам сделал приспособление для погрузки леса на машину без помощи человека. Тем самым облегчив труд и ускорив строительство домов для людей.

Когда на фермах колхоза потребовалась машина для откачки навозной жижи, Иван Дмитриевич и здесь проявил инициативу. На своего «Захара» он поставил цистерну и вакуумный насос, превратив бортовую машину в машину НЖ.

По отзывам знакомых, дедушка Иван был человек надёжный, не пьющий, трудолюбивый. Пользовался уважением среди односельчан. Люди часто к нему обращались за помощью и он им не отказывал.

В 1962-1963 гг. летний период был очень пожароопасным. Горели леса, поля, деревни: Цикино, Данильчик… Но в колхозе «Имени Ленина» (образовавшийся в 1956 г.) не было своей пожарной машины. Опять на помощь пришёл Иван Дмитриевич и его УралЗиС-5В. Спереди на бампер машины он поставил мотопомпу, приделал пожарные рукава и машина превратилась в пожарную. Свидетелем одного пожара была его дочь Лидия. Вот что она рассказала. «Сообщили, что горит Селянцево. Отец скорей завёл машину. Я напросилась с ним поехать. Подъезжаем к деревне, народ кричит, кто бегает, кто передаёт ведра с водой. Спустились к Волге. Отец быстрыми движениями разворачивает пожарные рулоны, включает насос, на помощь подбегают другие мужчины, подхватывают рукава, помогают и через некоторое время пламя сбито. После стихии многие подходили и говорили огромное спасибо отцу и его машине за помощь».

Шли годы, со своей машиной не расставался Иван Дмитриевич. Но вот в колхоз поступил новый бензовоз. Председатель колхоза сказал: «Ставь свою машину на стан, получай бензовоз. По сроку давности и изношенности, Урал ЗИС -5В будет утилизирован».

Как рассказывает Лидия Ивановна, отец переживал разлуку с машиной, потом набрался смелости и пришёл к председателю колхоза и попросил продать ему машину. За 300 рублей автомобиль Урал ЗИС-5В стал личной машиной моего дедушки. (Приложение 6)

Семья Харчевниковых была большая. Жена Антонина и пятеро детей. Вели своё хозяйство. И машина была просто незаменимым помощником: сено перевезти, картошку, дрова из леса вывезти, да и соседям не отказывали в помощи. Дедушка, человек очень трудолюбивый, ответственный, инициативный. В молодости даже стихи сочинял. О них я узнал из его записной книжки, которую он вёл в годы войны. Всё успевал Иван Харчевников. Пока были силы и здоровье машина была в рабочем состоянии.

В День 60 – летия Победы военный грузовик Урал-ЗИС-5В участвовал в параде в п. Сокольское. Своим ходом приехал грузовик из Пушкарёва. За рулём, правда, был папа, сын Ивана Дмитриевича Харчевникова. (Приложение 7)

Не так давно военный грузовик Урал-ЗИС5В привлек внимание работников одного из технических музеев Нижегородской области. Приезжали специалисты, просили деда продать машину, но он на отрез отказался. За то, что дедушка сохранил авто в рабочем состоянии от музея он получил диплом, где объявлялась благодарность за сохранение старинной техники и истории автомобильной культуры. (Приложение 8).

Заключение.
Изучая судьбу дедушки, многое узнал о его тяжёлой, интересной, боевой и трудовой биографии, о истории автотехники, о Великой Отечественной войне, о том как тесно переплелась судьба шофёра с маркой автомобиля Урал ЗИС -5В.

Приятно осознавать, что был в нашем роду участник Великой Отечественной войны – наш герой, дедушка Иван Дмитриевич Харчевников. Очень горжусь дедушкой. Очень хочется сохранить нашу семейную реликвию военный грузовик Урал ЗИС-5В.



Мне есть с кого брать пример в жизни. И думаю, что если каждый человек будет честно жить, хорошо трудиться, любить свою Родину, то история нашей страны станет еще лучше, светлее и богаче!

Приложение № 1




Иван Дмитриевич Харчевников


Приложение № 2
Военный автомобиль ЗИС-5В (изображение с сайта: topwar.ru›…ivanovich…gruzovoy-avtomobil-zis-5.html)




Приложение № 3

Благодарность от Главнокомандующего

Приложение № 4




Иван Дмитриевич Харчевников


Приложение № 5
Трофейный Опель


Приложение 6
Урал ЗИС-5В верный помощник.



Приложение 7

Парад Победы. 60 лет


Приложение 8 Иван Дмитриевич Харчевников и Урал ЗИС-5В








Герой, ветеран великой Победы

Иван Дмитриевич Харчевников

Список использованной литературы и источники.
1. Воспоминания и рассказы Харчевникова Ивана Дмитриевича - участника Великой Отечественной войны – моего дедушки, Груздевой Лидии Ивановны - моей тети, Харчевникова Владимира Ивановича - моего папы.

2. Документы и фотографии из семейного архива.

3. Интернет ресурсы.

-Википедия. Великая Отечественная война.

-Яндекс. Российская военная техника. «Автомобили Урал-ЗИС5В».

-Яндекс. История автомобилестроения.



-Яндекс. Словарь «Военные автомобили».


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница