Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси




Скачать 100.79 Kb.
Дата 10.09.2016
Размер 100.79 Kb.
Тема урока: Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

Цель: показать путь духовного восхождения от язычества к святости на примере жизни святого князя Владимира; раскрыть роль православной веры в духовном преображении человека

Задачи:

Образовательная: исследовать два периода жизни князя Владимира и определить, какое влияние оказало на его жизнь и судьбу всего народа православная вера

Развивающая: развивать у учащихся способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий, устную речь, приемы наблюдения; формировать умение выделять главное

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к историческому прошлому России.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, слайды к уроку, карточки с заданием «Соедини по смыслу» для работы в парах, карточки с подсказками для исследовательской работы на тему: «Выбор веры», музыкальный фрагмент «Гимн России», диск с записью фильма «Тесные врата», диск с мультимедийным приложением по православной культуре.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
Уч-ль: Ребята, сейчас вы услышите гимн нашей Родины. Его нужно слушать стоя. Давайте споем первые два куплета все вместе.

Пение гимна

Уч-ль: В нашем гимне говорится о том, что наша страна велика и могуча. А что помогло ей стать такой? Правильно, вера православная, благодаря которой, объединились все славянские племена.

Но христианской страной Россия стала не сразу. Сначала славяне поклонялись идолам, так как не знали истинного Бога.

Чтобы узнать, как Россия приняла христианство, и как язычник князь Владимир стал святым равноапостольным князем Владимиром, мы отправимся на экскурсию в прошлое.



III. Актуализация знаний учащихся

Уч-ль: Но сначала вспомним: в каком веке наши предки славяне впервые узнали о христианской вере? (в I веке)

Покажите ваши знания о проникновении и утверждении христианской веры на Руси. С помощью стрелок составьте логические пары из слов, записанных на доске:

Св. апостол Андрей Первозванный крещение в христианской вере


Князья Аскольд и Дир утверждение и распространение

христианской веры Св. княгиня Ольга просвещение в христианской вере



Ученики соединяют на доске слова и объясняют свой выбор.

IV. Раскрытие темы урока

1. Жизнь князя Владимира в язычестве

Уч-ль: А теперь отправимся в прошлое нашего Отечества – в X век. Русь жила тогда по языческим законам. Пройдемся по древнему Киеву и расспросим жителей об их правителе. Вот что мы можем услышать.

Ученик 1: Только что нашим правителем стал князь Владимир. (Демонстрация изображения князя Владимира) Он третий сын князя Святослава и внук нашей мудрой княгини Ольги. Наш князь Владимир - умелый воин и мудрый правитель, он пользуется любовью и уважением народа. Князь Владимир очень почитает наших богов, совершает им жертвоприношения. Любит наш князь повеселиться на пирах, но не забывает и о бедных людях.

Ученик 2: Князь Владимир бывает очень жесток и коварен, не щадит своих врагов. Он язычник – поклоняется бездушным идолам, и даже проливает человеческую кровь, в том числе и христианскую в угоду им. Чтобы угодить своей дружине, устраивает частые пиры, отвлекаясь от государственных дел.

Уч-ль: Скажите, какие из слов принадлежат язычнику, а какие христианину?

Ученики отвечают, что первые слова – это слова язычника, а вторые - христианина.

Уч-ль: Но все чаще, глядя на деревянных идолов, князь начинает задумываться об истинной вере. Все сильнее мучает его совесть о содеянных злодеяниях.

Ребята, как вы думаете, за что ему было стыдно? Выберите на слайде причины душевных мучений князя и назовите их:

Военные походы против врагов, мудрое управление государством, жестокие расправы с недругами, забота о бедных людях, жертвоприношения людей, безудержное веселье на пирах.

Обсуждение выбора учеников.



2. Выбор истинной веры

Уч-ль: Скажите, почему князь был таким? Верно, потому что он был язычником и жил по языческим законам, которые не давали возможности стать лучше, не только ему лично, но и его народу. Язычество не могло дать его стране ни процветания, ни уважения другими народами, ни своей национальной культуры.

И решил тогда князь найти истинную веру. Узнали соседи об этом и стали присылать к нему своих послов.

Давайте войдем в княжеские палаты и посмотрим, что там происходит.



Разыгрывается сценка заранее подготовленными учащимися 5-х классов.

Ведущий: Подошел к князю мусульманский посол.

Мусульманин: Ты - князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклонись нашему богу Аллаху.

Князь Владимир: А какова же ваша вера?

Мусульманин: Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина.

Князь Владимир: Веселье Руси - в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.

Ведущий: Следующим подошел к князю еврей.

Еврей: Прими, князь Владимир, нашу веру.

Князь Владимир: А где же ваша земля?

Еврей: В Иерусалиме.

Князь Владимир: Но там ли вы живёте теперь?

Еврей: Нет, Бог разгневался на наших отцов и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

Князь Владимир: Зачем же нам вера людей, отверженных Богом? Если бы Бог любил вас, вы бы не жили в чужих странах. Вы что хотите, чтобы и с нами было тоже?

Уч-ль: Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в дальние страны.

Возвратились послы и рассказали князю все, что они видели.

Просмотр фрагмента из фильма «Тесные врата»

Уч-ль: А о православном богослужении они говорили с чувством восхищения.



Ученик, играющий роль посла, подходит к исполнителю роли князя и говорит:

Разносится там ангельское пенье,


Торжественно идут богослуженья, 
Сияет золотом иконостас, 
И праведники молятся о нас! 

Уч-ль: И задумался князь: какую веру выбрать? Собрал он бояр своих на совет.

Мы тоже присутствуем на этом совете, и нам дано право высказать свое мнение.

Какую веру вы бы посоветовали выбрать князю? Вам нужно это объяснить, то есть назвать аргумент, доказывающий, что вы правы.



Исследовательская работа в группах

Уч-ль: Сейчас каждая из групп должна назвать князю одну причину, по которой нужно выбрать именно православную веру. Для этого у вас есть на столах карточки с подсказкой.



Подсказка:

для I группы – Напомните князю: рассказ кого из посланников о своей вере, больше всего поразил князя.

для II группы – Попросите князя подумать, почему именно православная вера больше других пришлась по душе его послам.

для III группы – Спросите князя о том, какую веру выбрала его бабушка княгиня Ольга, которую его народ почитает как мудрейшую из женщин.



После обсуждения в группах представитель каждой подходит к ученику, играющему роль князя, и называет ему свой аргумент.

Уч-ль: А теперь проверьте, правильность ваших аргументов.



Просмотр фрагмента из фильма «Тесные врата» о выборе веры князем Владимиром

Запись в тетрадь: Князь Владимир выбрал православную веру не только потому, что его послы и выбор княгини Ольги убедили его в этом, но и по зову своего сердца.

Уч-ль: А что бы вы, жители XXI века, могли добавить от себя о нашей вере?

Учащиеся говорят о величавости наших храмов, об удивительной жизни русских святых, о красоте православных икон, о светлых православных праздниках, обычаях жизни православных людей.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над раскрытием темы урока:

3. Крещение князя и Крещение Руси

Уч-ль: Выбрав православную веру, князь решил креститься.



Прослушивание информации видеоматериалов (диск «Мультимедийное приложение к урокам православной культуры»)

Уч-ль: Когда радостный князь вернулся на родину, он окрестил своих 12 сыновей. Затем приказал низвергнуть языческих идолов, а на их месте строить храмы. Гонцы князя стали созывать жителей Киева на Днепр, чтобы приняли они святое крещение. 1 августа 988 года на берег Днепра сошлось народу без числа.

Давайте и мы пойдем туда и посмотрим, что там происходит.

Ученики по картине Г.Лебедева «Крещение киевлян» (на слайде) описывают, что они «увидели» на берегу Днепра в это время.

Уч-ль: А летописец Нестор вот так описал это событие:

Ученик: Нестор точно и живо
День святой описал:  
Все спешили к обрыву, 
Шел к Днепру стар и мал. 
Ликовала природа, 
Даль прозрачно светла! 
И собралось народу 
На Днепре без числа. 
Солнце только всходило, 
Розовел небосвод. 
С образами, с кадилом 
Шел к реке крестный ход. 
Ризы ярко сверкали, 
Украшали кресты 
Жемчуг, камни, эмали 
Неземной красоты. 
Шли священники с пеньем 
И несли крест святой, 
Погрузили с моленьем 
В воду крест золотой. 
Над днепровскою кручей 
Наблюдал за крещеньем 
Князь Владимир могучий 
В дорогом облаченье. 
В воду шли киевляне 
И входили по грудь. 
И отныне славяне 
Новый выбрали путь. 
С неба ангелы пели, 
Серебрилась река, 
Та, что стала купелью 
Для Руси на века. 
Распахнулось на небе 
Золотое окно: 
В благодатный молебен 
Много душ спасено! 

Уч-ль: У вас на партах лежат листочки с неправильно составленными логическими парами. Исправьте в них ошибки и ответьте на вопрос: «Что принесла христианская вера лично князю Владимиру и всему русскому народу?»



Ученики выполняют задание в парах: «Исправь ошибки».

идолы прозрение

крещение слепота

язычество возрождение и процветание

Крещение Руси пребывание во тьме

Уч-ль: Итак, что принесла православная вера нашей Родине? (возрождение – рождение для новой жизни в христианской вере, по новым законам; процветание – расцвет культуры, науки, материальное благосостояние, авторитет среди других народов)



4. Жизнь князя после крещения, прославление

Уч-ль: После крещения князь Владимир сильно изменился.

Ученик: Решил князь множить милосердие,
Он нищим и калекам помогал,
Он школы строил и в благодаренье
Народ любимца Красным Солнышком прозвал.

Уч-ль: А теперь давайте послушаем, как рассказывает нам об этом житие князя.



Просмотр фрагмента из фильма «Тесные врата»

Уч-ль: Как же изменился князь Владимир? (помогал нищим и калекам, строил школы, проявлял милосердие ко всем)

За то, что сделал он такое великое и святое дело – крестил свой народ в вере православной, стал он после смерти святым и угодным Богу.

Ученик: За веру православную, за то, что


Язычников мудрейший просветил,
Признала церковь князя равным
Двенадцати Апостолам – Святым.

Показ слайдов с изображением памятников святому князю Владимиру.

Уч-ль: Посмотрите на слайд. На нем вы видите изображение иконы.



Беседа по вопросам:

- Кто изображен на этой иконе? (князь Владимир)

- Почему он держит в руках крест и меч? ( Крест – символ победы над тьмой языческой, над собой; меч – оружие воина, правителя)

- Что выражает взгляд князя? (смирение, веру, любовь)

Уч-ль: Глядя на смиренный, полный веры и милосердия, лик князя Владимира, трудно представить, что этот человек когда-то совершал ужасные преступления. Что же помогло ему так духовно переродиться?

Конечно, православная вера.



VII. Итог урока. Рефлексия

Уч-ль: Вот и закончилась наша экскурсия в прошлое.

Полезна она была для вас?

Что нового и интересного узнали?

Сейчас в самостоятельной работе над тестом вы покажите свои новые знания.

Ученики работают над вопросами теста на листочках, которые лежат у каждого на столе.

Вопросы теста:



  1. Славный и храбрый князь Владимир был сначала …

а) язычником

б) христианином

2. Затем князь понял, что эта вера …

а) истинная

б) ложная

3. Стал искать он истинную веру и выбрал…

а) католическую

б) православную

в) мусульманскую

4. Решил он креститься в городе …

а) Киев

б) Царьград



в) Корсунь

5. Вернувшись на родину, уничтожил всех …, и стал строить … .

а) идолы

б) храмы


6. Прославлен он Церковью Русской как святой равноапостольный за то, что…, … .

а) был богатым князем

б) крестил свой народ в вере православной

в) был добрый и милостивый к людям

г) побеждал своих врагов

Уч-ль: Закончить наш урок я хотела бы церковным песнопением, которое поется в неделю всех Русских Святых.



Звучит песнопение «Земле Русская»

Уч-ль: К чему мы призываемся? Почему нужно хранить веру православную?

Верно, потому что в ней нам утверждение.

Ребята, скажите: вам было интересно на уроке?



А как бы вы закончили фразу:

Я буду вспоминать…

VIII. Домашнее задание: написать сочинение о святом князе Владимире


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница