«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»




Скачать 316.92 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 316.92 Kb.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Краснодар

«Детский сад общеразвивающего вида № 178 «Солнечный круг»

ул. им. 40-летия Победы, 121/1, 350072 тел. 8(900)255-85-81, e-mail: [email protected]



Педагогический Совет № 2

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Форма проведения: Деловая игра

Дата проведения: 25 ноября 2015 года

Краснодар 2015



Аннотация: педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности.
Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
Задачи:

  • Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.

  • Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры.


Предварительная работа: проведение смотра-конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры».
План подготовки педсовета:

  1. Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.

  2. Подготовка выступлений и материалов презентаций.

  3. Подготовка вопросов для рефлексии педагогов, материалов для изготовления макетов игры.

  4. Проведение смотра-конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры».


План педсовета.

  • Анализ выполнения решения предыдущего педсовета. (Заместитель зав. по ВМР Вовчук М.А.)

  • Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности» (Заместитель зав. по ВМР Вовчук М.А.)

  • «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника» (воспитатель Малахова Н.С.)

  • «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС» (воспитатель Петрова М.В.)

  • Условия организации сюжетно-ролевой игры в ДОО на современном этапе (воспитатель Устинова М.В.)

  • Экспресс-опрос педагогов (Заместитель зав. по ВМР Вовчук М.А.)

  • Итоги смотра-конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры» (Заместитель зав. по ВМР Вовчук М.А.)

  • Рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.

  • Принятие решения.

Ход педагогического Совета

Зам по ВМР: Добрый день дорогие коллеги. Вступая в инновационную деятельность на тему социального развития детей в ДОО нам необходимо разобраться что же такое социализация детей, какие формы, методы и приемы должен вводить в свою деятельность педагог чтобы воспитать в детях социальные компетенции.

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их же дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так активно. Современное поколение и вовсе предпочитает вместо коллективных дворовых игр индивидуальные компьютерные игры.

Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Ученые и педагоги говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования «ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам» Думается, что соседство этих фраз не случайно. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка в статье 31.

Это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:

1) непонимание взрослыми важности игры;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

3) неадекватная политика чиновников;

4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру;

5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;

6) жесткое программирование свободного времени детей;

7) технологизация и коммерциализация детской игры.

Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС вернули детям право на игру. Но выступают на первый план важные вопросы: «Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?» Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.

Прежде нам необходимо определить для себя, что такое социализация ребенка-дошкольника, какова важность игры для социализации дошкольника. Сообщение по данной теме нам подготовила Малахова Нина Сергеевна.

Доклад педагога

Социализация дошкольника в ДОО

Социальное развитие ребенка в ДОО современная наука и практика рассматривают как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формируя социальное поведение ребенка, педагоги руководствуются специальными целями:

-  воспитывать у дошкольников представления о нормах поведения в
обществе;

-  приобщение к миру людей;

-  содействовать социализации личности ребенка.

Социальное развитие детей дошкольного возраста - новое направление в отечественном образовании. В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учетом социальных доминант:

-  у ребенка формируется уверенность в своих возможностях {он нужен окружающим, его любят);

-  развивается чувство собственного достоинства и свободы (он выбирает


друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

-  воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим


(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям 
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

-  у воспитанников ДОО развивается понимание окружающих (их


эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОО необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОО отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОО:

-  педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

-  педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

-  педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует


социальную компетентность.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОО:

-  навык соблюдать правила этикета;

-  навык соблюдать правила безопасности;

-  навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

-  навык соблюдения общих правил, договоренности;

-  навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О.. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

-  умение ребенка войти в детское общество:

-  умение ребенка действовать совместно с другими;

-  умение следовать и уступать общественным нормам;

-  умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОО возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

-  интерес ребенка к себе;

-  интерес к сверстникам;

-  отношение ребенка к группе детского сада и др.



Игра – как форма социализации ребёнка.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка.. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, будет способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Детям нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Зам. по ВМР: В связи с вступлением в силу нового ФГОС ДО впервые так много внимание стало уделяться созданию условий для развития игровой деятельности дошкольника. Что такое игра в свете ФГОС нас познакомит воспитатель Петрова Мария Викторовна

Доклад педагога:

«Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО»

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе. 

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров. 


Как правильно прописать в содержании Основной образовательной программы дошкольного образования и организовать эту работу? Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Последний пункт вызывает наибольшие трудности у воспитателей. Содержание образовательной работы (и соответствующих игр) подчиняется Программе, и здесь, как правило, все понятно. А как правильно выстраивать педагогическую поддержку игры?

В качестве основного метода мы рекомендуем Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. А что касается содержания работы по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры, то она организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм-фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Отдельно хочется дать крайне важный совет для тех педагогов (особенно старших воспитателей и руководителей структурных подразделений), чьи детские сады входят в состав многофункциональных образовательных организаций. В Москве сейчас существует достаточное количество подобных учреждений, где отделения дошкольное и начальной школы расположены либо в одном здании, либо рядом, забор в забор. Часть детей младшей школы остается на «продленке», и к моменту, когда дети дошкольного отделения выходят на вторую прогулку, школьники уже успевают сделать домашние задания или позаниматься в кружках, и тоже готовы к играм и развлечениям.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволило бы педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития младших школьников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, успешно реализовывать требования Стандарта, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.
Зам. по ВМР: Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе так же остаются актуальны. Их напомнит нам Устинова Марина Владимировна.

Доклад педагога:

«Условия организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе»

Для того чтобы организовать сюжетно-ролевую игру в современных условиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).

2. Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными , эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)

3. Наличие игрушек.

- Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными

- Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.

- Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

- Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки) Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.

- Спортивно – моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания

- Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.

- Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышле6ние, воображение, способность воспроизведения.

- Дидактическая игрушка предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)

- Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.

- Игрушка – самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

Требования к игрушкам должна:

- побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость

- быть динамичной

- отражать здоровый юмор,

- быть окрашена стойкими, безопасными красками,

- легко подвергаться обработке.

4. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.



Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.

Необходимо заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.



Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Выполняйте требования СанПиН 2.4.1.1249-03 о режиме дня

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Сюжетно-игровую среду для своих воспитанников необходимо «строить» совместно с родителями. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В практике работы ДОУ используются разные формы сотрудничества с семьёй. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, необходимо подключать их к созданию сюжетно-игровой среды группы.

Эта работа проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с воспитателями и группой в период адаптации детей.

2. Родительское собрание, с целью обогащения сюжетно-игровой среды группы.

3. Работа с родительским комитетом.

Постепенно, в ходе решения поставленных задач, нам удалось привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу. С помощью пап и мам мы сформировали игровую, экологическую, учебную, физкультурную, музыкально-театральную зоны и начали их обогащение.

Создавая игровую зону, необходимо расширять гендерные представления детей, воспитать в процессе игры уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, углублять представления детей о семье и её истории, воспитать любовь к родным людям, дать представление об основных профессиях людей. Главная задача игрового уголка — научить детей общаться друг с другом.

Механические, электронные игрушки приближают ребёнка к современной науке и технике, расширяют технический кругозор, поэтому для мальчиков целесообразно будет создать игровую зону с машинами, дорожными знаками, разметкой, разнообразными видами конструктора.

Важные составляющие предметно-развивающей среды для девочек в детском саду:

- уголок ряженья с атрибутами (бижутерия, сарафаны, платья, платки);

- кукольный уголок;

- больница;

- салон красоты;

- магазин;

- кафе.

Для девочек необходимо наличие в группе уголка для рисования (центр творчества). Театрализация в различных видах, наборы животных, мелкие игрушки для проигрывания сюжетов, игрушечные домики и куклы, музыкальные инструменты.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Зам. по ВМР: Коллеги, сейчас я а предлагаю деловую игру. Разделитесь на три команды.


  1. Социальное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. На каждом возрастном этапе человек должен усвоить социальный опыт присущий возрасту.

Первое задание будет следующим:

Каждая команда должна составить конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:

Ответы:


- развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям;

- пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.;

- помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения;

- развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников;

- обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте:

Ответы:


- развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;

- расширять представления об окружающем мире;

- учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения;

- развивать эмоциональную отзывчивость.


В старшем дошкольном возрасте:

Ответы:


- обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения;

- углублять представления о семье, родственных отношениях;

- активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развивать самоконтроль над своими действиями;

- углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях;

- развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

- направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.




  1. Задание для первой команды: «Что включает в себя создание единого поликультурного поля и атмосферы толерантности в группе».

Ответ: Сюда включается формирование предметно-развивающей среды:

    1. Зона для развития представлений о человеке, культуре, быте разных народов.

    2. Уголок игрушки и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

    3. Уголок «Моделирования».

    4. Книжный уголок.

    5. Настольно-печатные, дидактические игры, различные пособия.

    6. Уголок изобразительной деятельности.

    7. Уголок театральной деятельности.

    8. Уголок краеведения.

    9. Информационная зона для родителей.




  1. Задание для второй команды: «Перечислите оснащение развивающей предметно - пространственной среды в группе».

Ответ:

    1. Программно – методическое обеспечение, в том числе через соответствующие сайты.

    2. Художественная литература.

    3. Конспекты тематических занятий и бесед, развлечений, праздников, досугов.

    4. Демонстрационный, иллюстративный материал, отражающий государственную символику географию, труд, быт, искусство государств – соседей.

    5. Дидактические игры на закрепление знаний о жизни народов, населяющих соседние государства.

    6. Подборка подвижных игр разных народов.

    7. Подборка обрядов, сказаний, частушек, колыбельных разных народов.

    8. Подборка образцов национальных костюмов народов РФ и стран ближнего зарубежья.




  1. Задание для третьей команды: «Какой должна быть атмосфера толерантности в группе?»

Ответы:

    1. Единый речевой режим с активным использованием речевых формул вежливости.

    2. Поведение детей и взрослых, отвечающее требованиям этики и толерантности в том числе, педагогическое моделирование социального опыта.

    3. Создание климата психологического комфорта и безопасности.




  1. Задание для всех команд: «Перечислите формы партнерства педагогов и родителей для достижения атмосферы доверия и сотрудничества в организации сюжетно-ролевых играх в группе».

Ответы дают команды по очереди.

Ответ:


    1. Стендовая информация для родителей по проблеме толерантности.

    2. Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления отношения к формированию толерантности у их детей.

    3. День открытых дверей для родителей с показом тематических занятий, досугов, развлечений, кукольных спектаклей.

    4. Консультации родителей, беседы по вопросам поликультурного воспитания, формированию толерантности у детей.

    5. Привлечение родителей к участию в конкурсах, досугах, праздниках.

    6. Привлечение к изготовлению национальных костюмов для поликультурного уголка.

    7. Привлечение родителей к оформлению тематических выставок, проектов, акций.

    8. Участие родителей в сборе иллюстрационного и наглядного материала, предметов быта.




  1. Задание для з-х команд: «Перечислите компоненты уровня профессиональной компетентности педагогов».

Ответы дают команды по одному.

Ответ:


    1. Освоение новых информационных технологий.

    2. Всестороннее изучение вопроса по всем информационным источникам.

    3. Осознание, понимание актуальности вопроса.

    4. Умение определить цели, задачи и пути реализации своей педагогической деятельности.

    5. Знание возрастной психологии и педагогики, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    6. Знакомиться с опытом работы по поликультурному воспитанию других дошкольных образовательных учреждений.


Зам. по ВМР: Коллеги в завершении этой темы, предлагаю провести экспресс-опрос (с использованием мяча). Под быструю музыку мяч передается из рук в руки. По окончании музыки, в чьих руках остается мяч, тот отвечает на вопрос.

  1. Перечислите предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Ответы: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная.

  1. Назовите этапы становления сюжетно-ролевой игры.

Ответы: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение.

  1. Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры.

Ответы: сюжет, содержание, роль.

4. В каком международном документе зафиксировано право на игру? Ответ: Конвенция о правах ребенка, статья 31.

5. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры?

Ответ: внимание, память, мышление.



6. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом

Ответ: магазин, поликлиника, кафе, школа, парикмахерская, автосервис и т.д., общественно-политическим сюжетом - в войну, в индейцев, в митинг, в выборы, в спасателей и т.д.



7. Творческий характер игры определяется наличием …?

Ответ: замысла.


РЕФЛЕКСИЯ

Игровой опыт педагогов — осмысление собственного игрового опыта. Участникам предлагается обсудить вопросы:

1. В каком возрасте для вас закончилось время игр?

2. Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3. Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?

4. С кем играли с особенным удовольствием?

5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это происходило?

6. Где разворачивались игры?

7. Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

8. Что именно делали в ходе игры?

9. Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?

10. Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предметами)?

11. Чему вы учились во время игр?

12. Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?


Итог обсуждения:
Зам. по ВМР: Люди играют в любом возрасте. Для дошкольника игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.
Зам. по ВМР: Подведение итогов смотра-конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры».

Используемая литература и источники:

    1. Детский сад и семья/ под редакцией Т.А. Марковой, Москва, 1986, с.93- 114

    2. Зворыгина Г., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.// Дошкольное воспитание, № 5, 1989.

    3. Игра дошкольника/ Под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989.

    4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- Москва , 2004.

    5. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей. – Москва, 2008.

    6. Ткаченко И.В. Играют – значит интересно живу. – Москва, 2008.

    7. Практикум по дошкольной педагогике. / Г.С. Красницкая и др., Москва, 1998.

    8. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – Москва, 2008.


Приложение 1

ПАМЯТКА
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.


  1. Не заменять игру другими видами деятельности.

  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.

  3. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.

  4. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.

  5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.

  6. Не наказывайте ребёнка лишением игры.

  7. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.

  8. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.

  9. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.

  10. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.



Приложение 2

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Выполняйте требования СанПиН 2.4.1.1249-03 о режиме дня.

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница