Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у старших дошкольников




Скачать 239.17 Kb.
Дата 24.08.2016
Размер 239.17 Kb.
МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

Обобщение педагогического опыта



Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у старших дошкольников

Выполнила воспитатель

Лохова Ольга Васильевна

Р.п. Вахтан.

2014г.


  1. Введение:

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества.
Проблема эмоционально-экспрессивного развития не нова, однако, она всегда рассматривается чаще всего с позиции ее влияния и роли в развитии общения, когнитивной сферы и т.д. Проблема становления самой эмоциональной сферы до сих пор не изучена.

В то же время доказано, что готовность человека к социализации, к жизнедеятельности во всех сферах прямо пропорционально зависит от уровня развития эмоционально-экспрессивной сферы человека и способности понимать экспрессию другого человека.

Решение задач эмоционально-экспрессивного развития необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.
Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения из связей с окружающим миром.

Развитие эмоционально-экспрессивной сферы зависит от направленности педагогического процесса на ее развитие, от уровня эмоционально-экспрессивного развития педагога, т.к. он является “учебным пособием” для ребенка в области эмоций и их экспрессии.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 года направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В требованиях к структуре образовательной программы ФГОС ДО гласит: социально коммуникативное развитие направлено на… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками…

Видя важность данной проблемы, я столкнулась с ограниченным количеством разработок в данном направлении.

Социально-эмоциональное развитие представлены в программе «Детство» (авторы: Логинова В.И., Бабанова Т.И., Ноткина Н.А.), Программа развития социальной компетентности детей дошкольного возраста «Я- Ты-Мы» (разработана ведущим научным сотрудником Института педагогических инноваций РАО, кандидатом педагогических наук О.Л.Князевой, город Москва).

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "Я", эмоциональной сферы, вербализации эмоциональных состояний, нравственных ценностей и установок.


Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Работая много лет со старшими дошкольниками, я поняла, что формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме , я сделала вывод, что действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".

Я много лет работаю с детьми старшего возраста и пытаюсь решать задачу развития эмоциональной сферы детей. Изучая литературу по этому вопросу, я встретила пособие Маханевой Майи Давыдовны « Театрализованные игры в детском саду».- Москва, ТЦ «Сфера», 2001г. Это пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно- эстетического и социально- эмоционального развития ребенка. Учебно- методическое пособие содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагога. Это пособие помогло мне выстроить систему своей работы по развитию эмоций детей через театрализованную деятельность.

Я использовала в своей работе, как занятия, предлагаемые в пособии, так и большое количество дидактических игр, этюдов, тренингов, которые уже ранее успешно включала в практику.

Цель: развитие у старших дошкольников навыков осознания и выражения собственных эмоциональных состояний и умение понимать эмоциональные состояния окружающих.

Задачи :


  • Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

  • Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.

  • Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут в процессе работы над сказками, в жизнь и деятельность.

  • Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

2.Теоретическая часть

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковского.

И.А. Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни»

Психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнил о сравнении эмоций с Золушкой, сделанном Н.Н. Ланге, и отметил весьма ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец подчеркнул, что для психологических исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит», ученый указывал на необходимость развертывания фундаментальных исследований в области детских эмоций.

Проблема эмоций отражена в научных исследованиях Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнаса, Я. Рейковского и др.

Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка придавала Л.И. Божович.

В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений психологов и педагогов, таких как В.П.Зинченко, А.Б.Орлова, С.Д.Смирнова и др.

Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А.Вартанян и Е.С. Петров в работе «Эмоции и поведение» отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Более подробно рассмотрим развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни.

Ребенок шестого года существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности чувств ребенка шестого года жизни, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств ребенка шестого года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.

Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод о том, что пять- семь лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.



3. Практическая часть:

Работа проводилась с детьми старшего возраста МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик» в 2013-2014 учебном году. Участниками данной работы стали дети, педагоги родители.

Этапы работы над проблемой:

1 этап: теоретико-аналитический - проведён анализ литературных источников по проблеме, определены объект и предмет, цели и задачи, гипотеза исследовательской работы, описаны цели, задачи, содержание и особенности социально-эмоционального развития старших дошкольников.

2 этап – опытно-экспериментальный - выстроена педагогическая методика социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, выделены педагогические условия её внедрения в педагогический процесс ДОУ.

3 этап– описательно-итоговый - проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, обобщен педагогический опыт.

Для достижения поставленной цели необходимо было создание определенных условий.

В группе была спланирована и создана мною развивающая предметно пространственная среда.

Спроектировав предметно- развивающую среду для эмоционального развития детей, я приступила к диагностике, потому что считаю, что успех деятельности воспитателя детского сада зависит от учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для диагностики развития эмоциональной сферы ребенка использовала методику Л.Н. Стрелковой.

Проводила специальные контрольно- проверочные занятия, чтобы отследить уровень владения детьми невербальными эмоциональными средствами средствами (мимика, жест, поза).

Планировала специальные наблюдения за детьми в процессе их естественного общения, игр, занятий, эмоционально-речевого сопровождения продуктивной деятельности. Результаты фиксировала в специальном дневнике. Это помогло составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в плане развития эмоциональной сферы. Мне было интересно сопоставить эти выводы со сведениями о развитии ребенка вне детского сада. С этой целью я провела анкетирование родителей.

Ответы родителей дополнили мое представление о ребенке, об особенностях развития его эмоциональной сферы.

После проведенной мною диагностической работы, был разработан план сроком на год. Реализация плана предусматривала кроме специальных занятий дидактические и подвижные игры, тренинги, этюды, упражнения, игры на развитие эмоциональной сферы, дыхательную гимнастику ,а также задачи по развитию выразительности речи я включила в занятия по развитию речи, продуктивную деятельность.

Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество игр, этюдов планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход. Побеседовав с музыкальным руководителем, часть упражнений, этюдов, тренингов была органично включена в музыкальные занятия и работу театральной студии « В гостях у сказки». Второй воспитатель, работающий с этой группой детей ( Зорьева Е.С.) использует в своей работе программу « Край родной» Серебряковой Т.А, Соловьевой Т.В. Коррекционно-развивающая направленность этой программы представляет новый взгляд на экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста , поскольку рассматривает природу не только как средство познавательного развития дошкольников, но и как средство развития и коррекции их эмоционально-личностной сферы. Здесь наши цели тесно пересекаются и поэтому мои задачи успешно интегрируются в занятия по экологии. Очень удачно эта работа вписалась в занятия по изобразительной деятельности. Пальчиковая, дыхательная гимнастика, часть этюдов использовалась мною как физкультминутки на всех видах занятий. Часть занятий планировалась специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Считаю, что эта продуманная мною работа не нарушила целостности педагогического процесса, и я достигла поставленных мною задач не за счет других видов деятельности.

Среди всего многообразия современных образовательных технологий, можно выделить следующие технологии, регулярное и системное применение которых позволяет полноценно развивать эмоциональную сферу.



Здоровьесберегающие технологии- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественный анализ педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Иными словами любая технология применяемая для развития детей должна быть здоровьсберегающей, потому что основной задачей дошкольного образования является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья.

Индивидуальный подход – это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей воспитанников и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих каждого из них. А только знание индивидуальных особенностей каждого ребенка обеспечивает посторенние личностно-ориентированной системы воспитания и обучения. Следовательно, исходный пункт в использовании индивидуального подхода - раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого воспитанника в развитии его эмоциональной сферы и способностей к творческой деятельности.

Дифференцированный подход - в процессе этого подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные эмоциональные отношения

Необходимость использования современных информационных технологий в развитии эмоций очевидна и неоспорима. Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями в могут быть следующие: информация для подготовки к занятиям, подготовки рефератов, докладов, презентации ,создание видеороликов, видеофильмов, использование адаптированных компьютерных игр.

Технология проектного обучения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Огромная роль в развитии и воспитании принадлежит игровой технологии – важнейшему виду детской деятельности. Она является средством развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Использование театрализованных игр позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Все рассмотренные нами образовательные технологии так или иначе являются личностно-ориентированными. Образовательный  процесс предполагает личностное общение педагога с воспитанником,  основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях, поэтому все образовательные технологии, раннее рассмотренные, ни в коем случае не должны  использоваться как самостоятельные методические приемы, используемые единично от случая к случаю, а должны  постоянно интегрироваться в соответствии с поставленными целями и задачами и предоставлять педагогу инструмент.

Для успешной реализации раздела программы используются следующие методические приемы:

- Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова…

- Наглядные: использование дидактического материала, схем, пиктограмм, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия…

- Практические , игры (театрализованные, подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые), тренинги, упражнения, игры на развитие эмоциональной сферы , продуктивная деятельность (рисовании, лепка, аппликация),

В реализации работы с детьми учитывались следующие принципы:



  • Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

  • Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.

  • Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

  • Принцип индивидуализации темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

  • Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.

  • Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.

  • Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.

  • Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.

Я учитывала, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому мы включаем ребенка в различные виды творческой деятельности и использовали следующий пошаговый алгоритм работы над сказками.

  1. Ритуал "входа" в сказку.

  2. Беседа о прочитанном.

  3. Рассматривание иллюстраций.

  4. Игры-беседы детей с персонажами.

  5. Этюды на выражение эмоций у детей.

  6. Игры-драматизации по содержанию сказок.

  7. Рисование на сюжет сказки.

  8. Ритуал "выхода" из сказки.

  9. Установление связи между идей сказки и жизненным опытом детей.

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, был использован ритуал вхождения в Волшебную Страну. Каждое занятие начинается приветствием друг друга улыбкой. Тем самым ребята настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. В течение каждого занятия я наблюдала за динамикой эмоционального состояния детей.
Главное условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки я проводила беседы с детьми по осмыслению прочитанного. Тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах, использование ИКТ. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над сказками очень я использовала, прием игры-беседы с персонажами сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге Маханевой М. Д. « Театрализованные игры в детском саду», и в программе « Край родной» Серебряковой Т.А, Соловьевой Т.В. . Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка эмпатии, перевоплощения в героев художественных произведений.
Следующий этап в работе над сказкой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Практически каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе занятий. Заканчивается каждое занятие традиционными прощаниями, предложенными в книге Н.И. Монаковой "Путешествие с гномом".
Как этап закрепления работы над сказками, включается процесс переноса ситуаций из сказок в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из сказочных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.

Для этого я использовала следующие формы работы:



  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры-драматизации;

  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;

  • коррекционно-развивающие игры;

  • упражнения по дикции;

  • задания для развития речевой интонационной выразительности;

  • игры-превращения, образные упражнения;

  • упражнения на развитие детской пластики;

  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

  • театральные этюды;

  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

  • подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.

Я полагаю, что поиск содержания, средств, методов и приёмов совершенствования социально – эмоционального развития старших дошкольников в театрализованной деятельности – явление позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Однако нельзя забывать, что главная роль при этом принадлежит самому воспитателю. Практика воспитания всегда останется искусством, а деятельность воспитателя сохранит черты сходства с творчеством художника. Воспитатель детского сада – педагог, творец, экспериментатор. Эти качества ему необходимы, когда он проводит с детьми театральные игры. Ибо театр – это зрелище, и требует серьёзных творческих затрат, способности к постоянному поиску и лицедейству. Воспитатель – центр притяжения в игре, своими действиями, эмоциональным общением возбуждает в детях инициативу, азарт, активно вовлекает в игровую и театрализованную деятельность, делая её значимой.

Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей.

Необходимо помнить, что вторгаться сверх меры, расхваливать отдельных детей за удачное исполнение не стоит. Важно всем принять участие, всем научиться проявлять творческую инициативу, проявлять свои способности. Поэтому воспитателю в процессе игры и при подведении итогов нужно сказать добрые слова участникам, возможно, особо похвалить тех, кто ранее был пассивен, стеснителен. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой эмоциональной коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отметить, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

Работая над проблемой развития эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр, декораций, костюмов, их помощи в оформлении «Уголка сказки», разучивании с детьми отрывков из произведений. В течение года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок по литературным произведениям. В конце года проведено тематическое занятие с участием родителей

« Путешествие с Феей сказок», где дети и родители смогли стать полноправными участниками. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей, а также гармонизации детско- родительских отношений.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- единства социально- эмоционального и когнитивного развития;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).

4. Заключение

По окончании работы, предусмотренной перспективным планом, провела диагностику с использованием той же методики Л.Н. Стрелковой, которую поводили в начале года.


По результатам диагностики мы получим данные об изменениях выразительности речи и эмоциональной сферы детей, т.е. об эффективности денного педагогического опыта.

Этот опыт можно адресовать ,как молодым, так и опытным педагогам. Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал и рассказывал литературные произведения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любом превращению, т.е владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации.

Считаю, что этот опыт не является трудоемким, и что не мало важно, он не требует больших материальных вложений.

Литература:

-М.Д. Маханева.- « Театрализованные занятия в детском саду».- Москва, ТЦ «Сфера», 2001 год.

-Под редакцией А.Д. Кошелевой .-«Эмоциональное развитие дошкольников». - Москва, Просвещение, 1985.

-Под редакцией В.В Давыдова .- «Выготский Л.С. Педагогическая психология» - Москва, Педагогика, 1991.

-Минаева В.М.-« Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений». –Москва, АРКТИ, 2001.

-Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина .- «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ». – Москва,Айрис-пресс, 2008.

-Князева О.Л.-« Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников».-Мозаика-Синтез – 2005.

-Крюкова С.В., Слободяник Н.П.-« Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие». — Москва, Генезис. 2002.



- Ковалец И.В. -« Азбука эмоций».- « Владос», 2003


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница