Тема «предмет и структура психологии поведения человека в экстремальных условиях» Вопросы для обсуждения




Скачать 3.59 Mb.
страница 1/11
Дата 29.09.2016
Размер 3.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ТЕМА 1. «ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Вопросы для обсуждения:

1.Психология экстремальных ситуаций как психологическая дисциплина и причины ее возникновения.

2.Предмет, разделы, задачи психологии поведения человека в экстремальных условиях и ее связь с другими отраслями психологии.

3.Основные категории: «стрессовая ситуация», «напряженная ситуация», «экстремальная ситуация», «критическая ситуация», «жизненное событие».

4.Жизненные события: внешние и внутренние, позитивные и негативные.

***


Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога.

В рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма). Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы (Владиславова, 2001).

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80 процентов нормально функционируют, а у 20 процентов через некоторое время (2–6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической (Пергаменщик и др., 1999).

Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму.

По наблюдениям исследователей, на психическое состояние наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы. Именно поэтому в данной главе достаточно большое место занимают вопросы, связанные с психологией терроризма.



Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

В современных условиях особую актуальность среди проблем психологии приобретает проблема готовности человека к различным видам деятельности (военной, спортивной, трудовой, операторской и т. п.), а также к творческому выполнению конкретных жизненных, общественных (но, по сути своей) задач. Заметим, что зачастую деятельность человека протекает в измененных, отличающихся от обычных, условиях. Всё это заставляет по-новому ставить вопрос о готовности профессионала к деятельности в особых, и прежде всего - в экстремальных условиях. Условия, предъявляющие повышенные требования к работающему человеку, носят название особых условий деятельности.



К числу таких условий относятся:

  • работа в уникальных условиях, сопряженных с опасностью для жизни;

  • высокая «стоимость» (ответственность) принимаемых решений;

  • усложнение выполняемых функций;

  • увеличение темпа деятельности;

  • монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстренным действиям (т. н. труд ожидания);

  • совмещение различных по целям действий в одной деятельности (т. н. совмещенная или раздвоенная деятельность);

  • переработка больших объемов и потоков информации (т. н. перегрузка информацией);

  • дефицит времени на выполнение требуемых действий;

  • усложненные факторы рабочей среды и т. п.

Особые условия деятельности предъявляют повышенные требования к работающему человеку, являются причиной ошибок и срывов в работе, неблагоприятно влияют на работоспособность человека и состояние его здоровья. Эти причины обусловили возникновение таких дисциплин, как экстремальная психология и психология труда в особых условиях.

Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. В зависимости от степени периодичности, частоты их возникновения и продолжительности различают:



  1. Собственно особые условия деятельности, которые справедливы для тех ситуаций, когда деятельность связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов.

  2. Экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), связанные с постоянным действием экстремальных факторов.

Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т. п. Причем эти условия сохраняются практически постоянно на протяжении всей деятельности. Аналогичная картина имеет место в деятельности пожарных, военнослужащих, спасателей, скалолазов и др. Ее изучением занимается экстремальная психология.

Однако экстремальность условий или наличие определенной вероятности их появления присуща не только представителям указанных профессий. Работа машиниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы, авиадиспетчера и т. п. осуществляется в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и оперативного покоя до стрессовых состояний. Однако такие ситуации не сопровождают постоянно деятельность этих специалистов, а возникают лишь эпизодически. Изучением такой деятельности занимается психология труда в особых условиях. К сожалению, точная количественная мера, отделяющая особые условия от экстремальных, в психологии пока еще не определена [31].






Суть особых и экстремальных условий такова, что зачастую они существуют объективно и их принципиально невозможно изменить, что исключает возможность активного влияния на них и создания для работающего человека функционального комфорта.
2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

Традиционно деятельность в особых и экстремальных условиях изучается путем анализа взаимосвязей триады параметров: характеристик экстремальных факторов (внешних условий деятельности); психологических состояний и свойств личности (внутренних условий деятельности); показателей (результатов) деятельности [26, 27]. Эта взаимосвязь показана на рис. I.

В этой триаде весьма важным является вопрос о субординации внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, или, иначе говоря, условий деятельности. Определяющими в конечном итоге будут субъективные факторы, ибо исходная формула диалектике-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения, сформулированная С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины действуют только через посредство внутренних условий [36]. В этой триаде весьма важным является вопрос о субординации внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, или, иначе говоря, условий деятельности. Определяющими в конечном итоге будут субъективные факторы, ибо исходная формула диалектико-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения, сформулированная С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины действуют только через посредство внутренних условий [36].

Следовательно, в одних и тех же условиях разные люди будут действовать качественно по-разному. В дальнейшем применительно к трудовой деятельности немецким психологом Винфридом Хаккером это положение было сформулировано в виде концепции психологического опосредования условий труда [46]. Чуть позже она будет рассмотрена более детально".

Коротко рассмотрим составные элементы названной триады параметров. Это внешние (объективные) факторы и факторы профессиональной деятельности. К первым относятся факторы обитаемости (шумы, вибрации, различного рода излучения, температурные условия, радиация и т.п.); ко вторым - факторы профессиональной деятельности (гиподинамия, монотония, невесомость, совмещение действий, непрерывность деятельности и т. п.). Среди этой группы факторов обычно выделяют информационные факторы (дефицит и перегрузка информацией, наличие помех, сенсорный голод, измененная афферентация и др.).

Следует отметить, что разделение психогенных факторов на эти группы является весьма условным, и зачастую бывает довольно трудно отделить их друг от друга.

Среди внутренних факторов особое значение имеют личностные характеристики [34]. Существуют различные их классификации. Однако большинство специалистов выделяют среди них следующие:


  • уровень общего интеллекта (интеллектуальная гибкость, общая осведомленность, когнитивная гибкость, практическое мышление, координация способностей);

  • уровень личностной стабильности (надежность, резистивность к стрессу, уверенность в себе, ответственность, социабельность, коммуникативные способности);

  • отсутствие напряженности, тревожности и психопатологических симптомов;

  • психодинамические свойства (нейротизм, экстравертиро-ванность-интровертированность, тип вегетативной саморегуляции и др.).

Под воздействием внешних факторов и в зависимости от личностных характеристик у человека формируются те или иные психические состояния. Они весьма разнообразны, их интегральная характеристика в конкретных условиях деятельности называется функциональным состоянием. Функциональное состояние представляет собой характеристику состояний человека с точки зрения эффективности выполняемых им функций и задействованных в этом систем организма по критерию надежности и внутренней цены деятельности [22]. Иначе говоря, функциональное состояние человека показывает, насколько он готов к выполнению той или иной деятельности, достаточно ли для этого резервов его организма и насколько они надежны.

Основными видами функциональных состояний являются:

  1. состояние оперативного покоя, характеризующее готовность человека к выполнению деятельности, но не отражающее ее специфики;

  2. состояние адекватной мобилизации, характеризующее человека, уже включившегося в деятельность; при этом изменения, происходящие в организме человека, адекватны его деятельности;

3) состояние динамического рассогласования, возникающее в том случае, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофизиологический ответ превышает актуальные возможности человека.

Наиболее характерным видом динамического рассогласования, возникающего в экстремальных условиях, является стресс. Момент перехода от состояния адекватной мобилизации к состоянию динамического рассогласования определяет устойчивость человека к стрессу, или, иначе говоря, стрессоустойчивость [18].

Третья характеристика в рассматриваемой триаде - результат деятельности. Он оценивается количественными и качественными показателями, с помощью которых происходит сопоставление результата и цели деятельности. В зависимости от этого говорят о достижении или недостижении целей деятельности. Основными показателями результативности (эффективности) деятельности являются производительность, качество и надежность. Между эффективностью деятельности и функциональным состоянием существует сложная диалектическая взаимосвязь: возникая и развиваясь в деятельности, функциональное состояние оказывает существенное, а в экстремальных условиях и определяющее влияние на характеристики деятельности, т. е. можно говорить о взаимной детерминации состояния и деятельности.
Событие и его свойства
"Жизненное пространство" (психологическая ситуация) – это психол. реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение чел.


  1. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Объекты, события, идеи, которые в данный момент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий момент стать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), если перестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, снять напряжение.

  2. Психологическая среда (окружение) также дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться.

  • Каждый субрегион содержит один психологический факт (наблюдаемый или мысленный). Все воспринимаемое и выводимое относится к фактам.

  • Взаимодействие между фактами описывается как событие по следующим критериям(свойствам): близости/удаленности регионов, прочности/слабости границ, текучести/ригидности.

ПРИМЕР: "Текучая среда" быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. "Ригидная среда" сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична.

ТЕМА 2. «ВИДЫ НАПРЯЖЕННЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»

Вопросы для обсуждения:

1.Прямые и косвенные экстремальные факторы.

2.Типология экстремальных ситуаций: по содержанию действующих факторов, по характеру возникновения, по продолжительности действия, по возможности разрешения, по последствиям, по сфере жизнедеятельности людей.

3.Экстремальные ситуации в предметно-профессиональной деятельности и повседневно-бытовой жизни.



***

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.



Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremus крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisis решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных ситуаций.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница