«Тихая моя родина…»




Скачать 50.99 Kb.
Дата 04.10.2016
Размер 50.99 Kb.
Интегрированный урок – беседа (русская литература, эвенкийская литература, ИЗО)

Тема: «Тихая моя родина…»



Цели: - помочь учащимся увидеть красоту пейзажа, обнаружить общее в слове и картине;

- обогащение внутреннего мира учащихся, развитие творческих способностей через изучаемый материал;

- воспитание эстетического вкуса, любви к красоте природы;

- форирование национального самосознания



Оборудование: портреты поэтов, репродукции картин художников – пейзажистов, в т.ч В.И.Мешкова, рисунки учащихся; видеохрестоматия, музыкальное оформление, компьютер, проектор.

Эпиграф: «Живопись – это поэзия, которую видят,

но не слышат, в поэзия – это живопись,

которую слышат, но не видят»

Леонардо да Винчи.

Цель нашего урока сформулируем словами русского поэта Н. Рыленкова: « здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»



Вступительное слово.

Сегодня мы будем говорить о природе, а точнее о красоте природы, но не обычно, а с помощью стихов и красок, на русском и эвенкийском языках. Когда- то русский поэт 19в. Ф.Тютчев, говоря о людях, для которых окружающий мир природы нем и мертв, написал:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как в потемках.

Для них и солнца, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

Чтобы не стать глухими и слепыми к природе, чтобы уметь видеть красоту даже там, где «краски не ярки и звуки не резки», необходимо этому учиться у мастеров слова и кисти. Не научившись любить и чувствовать природу, не научиться любить родину.

Знакомство со стихами разных поэтов.



  1. О природе написано много стихов. Нет такого поэта, который бы не обращался бы к этой теме. Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Никитин и Бунин. Но мы сегодня познакомимся с именами поэтов 20века.

Итак, знакомтесь, - Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924, внук крепостного крестьянина, выдающийся руский поэт, писатель, переводчик. Голсердцем вырвавшийсос поэта чист точен, как звездные бездны в морозной ночи, любимые им. Певец мироздания, певец единой Вселенной, сердцем вырвавшийся за пределы притяжения планеты,- вот, пожалуй, истинное призвание Брюсова.

Чтение стихотворения В.Брюсова «Первый снег»

  1. Какое настроение несет стихотворение?

- Настроение радости, торжества жизни.

  1. С помощью каких приемов передает нам свое настроение поэт?

- С помощью красочного, празднечного описания природы.

Поэт употредляет много ярких метафотор и эпитетов.

На доске: Впечатление торжества усиливает антитеза: березки, которые сегодня горят, «в жемчугах», противопоставлены картине вчерашнего дня, когда они были «черно-голые», вчерашняя проза (будничность, обыденность) противопоставляется сегодняшний поэтический красоте природы: «Все предметы старой прозы Волшебством озарены», «…Жизнь людей и жизнь природы. Полны новым и святым».


  1. Какие части речи употребляются в этом стихотворении в большей степени? Почему?

- Имена существительные. Поэт какбы остановил течение жизни на этом прекрасном моменте, заставив и читателя восхитится увиденной картиной природы.

2 Учитель рисования

А теперь даавйте сравним изображение этого явления природы художником – пейзажистом . И,Попова «Первый снег»



  1. Каким настроением проникнута картина?

  2. Какие цвета преобладают в картине?

  3. Какие ощущения возникают, когда вы рассматриваете картину?

  4. Каким бывает первый снег? – белый, чистый, светлый, пушистый, сверкающий, искрящийся?

Вывод: таким образом и художник и поэт передали одно и то же состояние природы, одни и те же чувства, одно и тоже настроение, только один – красками, другой – словом.

3 СОВСЕМ В ДРУГОЙ ТОНАЛЬНОСТИ, СОВСЕМ ДРУГИМ НАСТРОЕНИЕМ ПРОНИКНУТО СТИХОТВОРЕНИЕ Федора Кузьмича Сологуба (1863-1927). Это для вас еще одно новое имя русского поэта, писателя. Поэзия Сологуба характеризует противопоставление мечты и действительности. Но в большей мерев стихах поэта сказалась любовь к родной земле.



Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман над рекой…»

  1. Какое чувство испытываем, когда слушаем это стихотворение?

- Чувство грусти, одиночества.

2) как удается поэту передать свое настроение?

- неторопливое течение стиха, изменение способа рифмовки. Одиночество и печаль поэта подчеркиваются повторением слова? – «совсем» в первой строфе, отсутствием средств выразительности языка. А повторение союза И как раз и создает ощущение неторопливости. Простота речи на умаляет поэтичности этого стихотворения, но напротив, словно бы концентрирует то настроение, которое хочет донести до нас автор.

3) Поэтому ведущая тема стихотворения какая?

- одиночество, грусть.

Но: последняя строфа вносит некое изменение в общее настроение стихотворения: «огоньки», «мой дом», наверное, развеют ощущение одиночества. Человек один с природой, его душа как бы сливается со всем, что происходит в природе.



4 Учитель рисования

Этот таинственный момент природы – наступление ночи – всегда вызывает грустные чувства, и в то же время хочется замереть, уловить этот момент превращения дня в ночь. И, конечно, художники-пейзажисты стремились тоже отразить эту удивительную картину.



Вот одна из лучших работ художника?

Мы убедились в том, что удивительно трогательной может быть картины природы, которую мы наблюдаем в своей жизни множества раз. Но, наверное, «не всмотрелись», «не вслушались», как это сделали поэты и художники.

Посмотрите, с одним и тем же названием «Первый снег» стихотворение у нешего земляка, эвенкийского поэта Н.Оегира

Чтение стихотворения ученицей «Первый снег»



  1. Тоже настроение, то же чувство? –

-Чувство радости, торжества жизни, бодрости.

2) какие художественные приемы использует автор?



а) снег – мех песцовый

пробежал резвей оленя

сравнение

б) тайга «позвала», кровь «помогает» - метафора. 3) Чувство радости, счастья от всего, что окружает поэта. Восторг перед таким, казалось бы, привычным нам, северянам, явлением – снег.



Учитель рисования (эвенкийский язык)

Послушайте, как звучит это стихотворение на родном языке поэта. И мы убедимся, что радость, счастье поняты всем, на каком бы языке они не звучали.



  1. Учитель рисования

Наша скромная, неяркая природа вдохновила не одного художника любителя. Вот и ребята предпочитают рисовать тайгу, сопки, оленей. Но есть большой профессионал, заслуженный художник Росссии Мешков Владимир Ильич, создавший целый цикл работ, посвященных Эвенкии, ее природе, ее людям.

Показ картин.

Комментарий по краскам, сюжетам.

Заключение урока

Закончить наш разговор мне хотелось бы словами другого эвенкийского поэта и писателя А.Н.Немтушкина. Они не рисуют какой - то пейзаж, не создают картину природы. Но эти слова передают главное – неразрывности человека и природы:

Малыш, меня послушай. Мне видней.

Я изучал народа опыт прошлый:

Земля красива – красотой людей,

А люди хороши – землей хорошей.



Ну, и еще раз обращаем внимание на слова великого Леонардо да Винчи, который верно заметил, что эти виды искусства – поэзия и живопись – успешно взаимодействуют и взаимно обогащаются.

д/з.

  1. Стихотворение (на выбор) наизусть.

  2. 2 Иллюстрация к понравившемуся . стихотворению


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница