Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»




Скачать 58.37 Kb.
Дата 26.09.2016
Размер 58.37 Kb.
Т. Ф. Шак

Краснодарский государственный

университет культуры и искусств

[email protected]

Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» (Методические и практические основы)

Что называется медиатекстом? Какова его сложная структура и роль музыки как составляющей медиатекста? Какова роль музыки в текстах, репрезентирующих различные медиажанры? Пригодны ли традиционные методы анализа музыки к декодированию медиатекста? В чем сложность и специфика анализа музыки в структуре медиатекста? Какова роль технологий мультимедиа в процессе анализа и в репрезентации результатов анализа произведений медиакультуры? Каковы формы студенческих творческих заданий по созданию конкретных медиатекстов с акцентом на музыкальной составляющей.

Ответы на эти, как и на другие сопутствующие вопросы, дает учебный курс «Музыка в структуре медиатекста», опирающийся на принципы медиаобразования на материале музыки и апробированный автором в системе дополнительного образования на курсах по подготовке музыкальных редакторов телерадиопрограмм. Данный курс, междисциплинарный по сути и объединяющий аспекты музыковедения (специфика музыкального языка), киноведения (специфика киноязыка), средств массовой коммуникации (специфика языка средств массовой информации), медиаобразования (развитие критического аудиовизуального мышления), предназначен как для музыкантов (музыковеды, композиторы, учителя музыки, музыкальные звукорежиссеры), так и для представителей других гуманитарных профессий (киноведы, культурологи, режиссеры театра, кино и телевидения, звукорежиссеры СМИ), в том числе и для представителей новых специальностей, появление которых определено современным социумом (медиапедагог, музыкальный редактор телерадиопрограмм, аранжировщик на базе информационных технологий).

Теоретической основой предлагаемого курса послужили следующие положения:



  • Рубеж ХХ и ХХI века — время интенсивного развития средств массовой коммуникации. Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) — комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных и педагогических аспектах. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определятся интересом молодого поколения к медиа. Действительно, медиатексты пользуются огромной популярностью у школьников и студентов. Молодежная аудитория приобретает опыт общения с множеством телеканалов, Интернет-сайтов, интерактивных компьютерных программ, огромное количество информации содержится на DVD, CD-ROM-дисках.

  • Необходимость развития визуального мышления музыканта и музыкального мышления представителей других гуманитарных профессий. В системе современного образования феномен аудиовизуального становится одновременно и объектом изучения и важным методическим компонентом, позволяющим преподавателям менять набор педагогического инструментария. К сожалению, в большинстве современных российских учебных заведениях высшего, среднего и начального звеньев образования этот, богатый медиаобразовательный потенциал остается до сих пор нереализованным и в наибольшей степени это касается музыкального образования. Проблема эта одна из первостепенных в медиаобразовании, естественно отодвигается в музыкальной педагогике на второй план, либо не затрагивается вообще.

  • Текст может быть выражен в устных знаках (фольклор), закреплен средствами письменности, сыгран (выражен в системе театральных знаков), воспроизведен с помощью современных технических средств (экранные и визуальные искусства), т. е. медиатекст. Опираясь на определения понятия «текст», данные в работах по лингвистике, литературоведению (художественный текст, вербальный текст), музыковедению (музыкальный текст), будем рассматривать медиатекст как форму существования произведений медиаискусства, как систему элементов, развертывающихся во времени и пространстве и организованных в определенную структуру на основе их иерархической соподчиненности, коммуникативной функциональности, смысловой интерпретации. Понятие структуры подразумевает наличие системного единства, составляющих ее элементов. Структурные составляющие медиатекста: визуальные, звуковые (вербальные, музыкальные, шумовые), обладают своим языком.

  • Музыка в медиатексте — новый, преображенный вид музыки, находящийся на пересечении нескольких искусств, и исследовать ее надо, опираясь на законы, определяемые спецификой медиатекста, на выявление того, как музыка с другими звуковыми факторами сочетается с визуальной и вербальной сферой и выражает художественный смысл произведений медиаискусств.

  • Специфика анализа музыки в медиатексте связана с 1) многослойностью его структуры; 2) сложностью в соотнесении семантико-языковых единиц вербально-сюжетного, визуального и звукового рядов; 3) различием (неравноценностью) в их восприятии; 4) отсутствием графического выражения (нотной партитуры) музыкальной составляющей медиатекста, а следовательно, использование аппарата исключительно слухового анализа, требующего хорошо натренированного, гибкого музыкального слуха.

  • Новизна настоящего курса определяется использованием авторской методики анализа музыки в медиатексте, суть которой заключается в том, что музыка в медиатексте анализируется в совокупности с видеорядом и вербальным текстом, а не автономно, т. е. извлеченной из сложной структуры медиатекста. Отсюда следует, что анализ нотного авторского текста в медиатексте — фактор важный, но далеко не определяющий, поскольку изначальная нотная партитура, написанная кинокомпозитором, звуковая дорожка к фильму, записанная в студии звукозаписи, и музыка, непосредственно звучащая в фильме, как правило, разнятся между собой. В этом и заключается одна из особенностей музыки в медиатексте: ее зависимость от монтажа и подчиненность видеоряду.

  • Недооценка роли музыки в медиатексте, отношение к ней как к побочному элементу, что связно с:

  • особенностями восприятия музыки, поскольку музыка в медиатексте часто воздействует на слушателя-зрителя помимо его воли, подсознательно;

  • отсутствием внимания многих режиссеров к музыке (при рождении кинематографа музыка не была в числе его художественных средств, она пришла туда позже), второстепенностью роли композитора в творческом процессе создания медиатекстов;

  • отсутствием единой терминологии и общих критериев для определения музыки в медиатексте;

  • уходом в техницизм («инженерный» подход): акцент на способах и приемах записи звука, а не на семантике музыкальных интонаций;

  • отсутствием комплексной методики анализа музыки в медиатексте и полноценных специалистов, владеющих этой методикой;

  • отсутствием специальной литературы, рецензий;

  • изъятием музыки из структуры медиатекста и анализ ее исключительно с позиций теоретического музыкознания как музыки автономной.

Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» рассчитан на два семестра и содержит следующие темы:

1. Определение медиатекста, его специфика, составляющие.

2. Специфика музыки в медиатексте:

2.1. Специфика киномузыки.

2.2. Принципы музыкального формообразования в медиатексте.

2.3. Стиль музыки в медиатексте.

2.4. Музыкальный лейтмотив в медиатексте.

2.5. Принцип цитирования в киномузыке.

2.6. Иерархия музыкально-выразительных средств и современные техники письма в киномузыке.

3. Методика анализа музыки в медиатексте:

3.1. Художественный фильм.

3.2. Рекламный ролик.

3.3. Видеоклип.

3.4. Музыка в формах радиовещания.

3.5. Музыка в формах телевидения.

3.6. Музыка в мультфильмах и компьютерных играх.

4. Классики отечественной и зарубежной киномузыки.

5. Творческие тандемы: режиссер-композитор:

5.1. Э. Артемьев — А. Тарковский, А. Кончаловский, Н. Михалков.

5.2. Н. Рота — Ф. Фелинни.

5.3. М. Найман — П. Гринуэй.

Учебный курс предполагает лекционные и практические формы занятий.



Практическая основа курса реализуется через комплекс творческих заданий, которые студенты должны представить на экзамене. Творческие задания выполняются с использованием технологий мультимедиа и предполагает следующие виды работ:

  1. Задания по анализу звуковой составляющей в медиатексте (анализ музыки в художественном фильме; мультипликационном фильме; компьютерной игре; рекламном ролике; видеоклипе; телерадиопрограмме).

  2. Задания по озвучиванию (переозвучиванию) медиатекста.

  3. Задания по созданию компиляционных видеоклипов.

  4. Сценарная разработка теле- и радиопередач с музыкальной составляющей.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница