Учебно-материальной базы для подготовки учащихся в области гражданской



Скачать 215.27 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 215.27 Kb.


РЕКОМЕНДАЦИИ

по составу и содержанию учебно-материальной базы

для подготовки учащихся в области гражданской

обороны и защиты от чрезвычайных ситуации

(для общеобразовательных организаций)

г. Калининград

Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы для подготовки учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуации (далее – Рекомендации) разработаны на основании Рекомендаций МЧС России.

В Рекомендациях определены общие подходы к созданию и развитию учебно-материальной базы, состав учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса для всех мест обучения учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации являются методической основой для создания и развития учебно-материальной базы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в городском округе «Город Калининград» и будут способствовать подготовке обоснованных заявок на запрашиваемые финансовые ресурсы для ее совершенствования.
МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда»



п.п.


Содержание

Стр.



Термины и определения ……………………………………………………….

4



Общие положения ………………………………………………………………

5



Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуации ……...

6




Оборудование уголков по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ……………………………………………………………………..

8




Требования по безопасности на объектах учебно-материальной базы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям …………………………...

9





Таблицы:






Учебные объекты и средства обеспечения учебного процесса в местах обучения учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории городского округа ………………

12




Рекомендуемый перечень нормативных правовых документов, учебной литературы и основных средств обеспечения учебного процесса для обучения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных организациях...........………………………

13




Рекомендуемый перечень аудиовизуальных материалов для использования в учебном процессе …………………………………………..

15

1. Термины и определения

Учебно-материальная база по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМБ) - комплекс учебных объектов, оснащённых средствами обеспечения учебного процесса, предназначенных для эффективной реализации программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учебные объекты - специально оборудованные и оснащенные помещения, сооружения, учебные площадки, натурные участки местности, предназначенные для проведения занятий.

Средства обеспечения учебного процесса - объекты различной природы, используемые в учебном процессе.

Учебный кабинет - специально оборудованное помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.

Учебная площадка - специально оборудованная территория для отработки практических навыков - по действиям в опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах.

Учебное место - часть учебной площадки или натурного участка местности с необходимым оборудованием и приборами, предназначенное для получения обучаемыми умений и навыков в решении практических задач.

Объекты гражданской обороны (далее объекты ГО) - убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Уголок по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - уголок ГОЧС) - информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
2. Общие положения
2.1. Эффективность и качество подготовки учащихся в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) зависят от наличия требуемого количества мест обучения, научно обоснованной программы обучения, используемых форм и методов обучения, методического обеспечения, подготовки преподавательского состава и УМБ.

2.2. УМБ создается и развивается в соответствии с требованиями примерных программ обучения учащихся общеобразовательных учреждений, обеспечения необходимой пропускной способности и выполнения требований безопасности по охране жизни и здоровья детей.

2.3. УМБ общеобразовательных организаций включает в себя учебные объекты и средства обеспечения учебного процесса (таблица 1).

2.4. К учебным объектам относятся: учебные кабинеты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»; уголки ГОЧС.

2.5. К средствам обеспечения учебного процесса относятся: вербальные, визуальные, технические (информационные, контролирующие и обучающие) и информационные средства обучения, а также аудиовизуальные материалы.

2.6. Под содержанием УМБ понимается комплекс мероприятий (в том числе услуг сторонних организаций) по техническому обслуживанию, диагностике и обследованию УМБ (зданий, сооружений, оборудования), техническому надзору за ее состоянием и поддержанием в готовности для использования по предназначению.

2.7. Под совершенствованием УМБ понимается процесс, направленный на развитие существующей УМБ с учетом внедрения новых форм и методов подготовки обучающихся, приведения ее в соответствии с требованиями программ обучения, а также развития техники и технологий.

2.8. В образовательных организациях планирование развития УМБ, в том числе и в интересах обучения в области ГО и защиты от ЧС, осуществляется в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

С целью совершенствования УМБ ежегодно составляется перспективный и годовой планы совершенствования УМБ учреждения, с учетом которых направляются заявки на закупку оборудования и средств обеспечения учебного процесса. Мероприятия по совершенствования УМБ включаются отдельным разделом в Планы основных мероприятий по ГО и ЧС.

2.9. Должностные лица ответственные за административное и техническое руководство, а также материальное обеспечение в интересах содержания и развития УМБ, осуществляют:

- учет УМБ и представление установленной отчетности;

- надлежащую ее эксплуатацию;

- укомплектование УМБ материальными и техническими средствами по установленным нормам и в утвержденные планами-графиками сроки;

- выполнение работ по совершенствованию УМБ с соблюдением установленных требований безопасности;

- ведение учета материальных затрат и своевременное представление отчетности.

3. Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуации


3.1. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и примерными основными образовательными программами по предмету ОБЖ в общеобразовательных организациях необходимо оборудовать кабинет ОБЖ и отдельные элементы полосы препятствий.

3.2. Оборудование кабинетов ОБЖ средствами обеспечения учебного процесса осуществляется в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.3. Кабинет ОБЖ может иметь следующие тематические разделы:

- задачи и организационная структура ГО в образовательной организации;

- ЧС природного и техногенного характера, присущие данной территории;

- безопасность в жилище и на транспорте;

- мероприятия, проводимые при пожаре и наводнении (профилактические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности);

- автономное существование в природе;

- противодействие терроризму;

- оказание первой помощи;

- безопасность жизнедеятельности в образовательной организации;

- ВДЮОД «Школа безопасности».

В кабинете целесообразно иметь: стенды, плакаты, видеоаппаратуру, проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, диапроектор и др.), образцы средств защиты органов дыхания и кожи, приборы РХ разведки, средства первой помощи, первичные средства пожаротушения, многофункциональные тренажеры для обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа «Гоша» и т.п.), периодическую литературу и плакаты по ГО и ЧС.

3.4. Элементы полосы препятствий для практических занятий по изучаемым темам программы ОБЖ, а также для проведения соревнований «Школа безопасности» оборудуются на огороженной территории общеобразовательной организации.

При невозможности строительства элементов полосы препятствий оборудуются отдельные учебные места для отработки наиболее важных учебных вопросов:

- учебное место по оказанию пострадавшим первой помощи и их транспортировки по различным формам рельефа, через различные преграды (в том числе и водные);

- учебное место для работы с первичными средствами пожаротушения.

3.5. С целью доведения необходимой информации в области ГО и защиты от ЧС оборудуются уголки ГОЧС. При создании уголков ГОЧС следует руководствоваться разделом 4 данных Рекомендаций.

3.6. Для оснащения кабинета ОБЖ средствами обеспечения учебного процесса следует руководствоваться таблицами 2 и 3 данных Рекомендаций.

4. Оборудование уголков по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.


4.1. Для повышения уровня знаний учащихся в области ГО и защиты от ЧС и доведения до них новой уточненной информации, касающейся действий при угрозе и возникновении различных опасностей в общеобразовательных организациях, оборудуются уголки по ГОЧС.

4.2. Общее количество уголков определяется исходя из количества работников с учетом переменного состава.

В организациях, с численностью работников свыше 200 человек, оборудуются по одному уголку в каждом административном здании.

В организациях с численностью до 200 человек оборудуется один уголок ГОЧС, который размещается в наиболее посещаемом и в хорошо доступном для обзора месте.

4.3. В материалах стенда необходимо отразить: опасности, возникающие при ЧС в данном населенном пункте или в непосредственной близости от него; способы и порядок оповещения об аварии или ЧС; порядок действия населения по сигналу «Внимание всем!», маршруты движения к объектам ГО; порядок подготовки и проведения эвакуации при ЧС, адрес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к нему; порядок оказания первой помощи при ЧС.

Информация должна быть общедоступной, наглядной и привлекательной.

4.4. В составе уголка ГОЧС целесообразно иметь информационно - просветительный материал в виде памяток, листовок, брошюр, буклетов, расположенных перед стендом на столе, полке или в клапанах, оборудованных на стенде.

4.5. Периодичность обновления информации на стенде определяется должностным лицом, ответственным за ГО и ЧС.

5. Требования по безопасности на объектах учебно-материальной базы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
5.1. Выполнение требований безопасности при использовании УМБ
достигается правильной эксплуатацией учебных объектов и средств обеспечения
учебного процесса, точным выполнением обучаемыми требований руководящих и
нормативных документов по организации процесса обучения, инструкций по
применению и использованию учебного имущества и оборудования.

Для обеспечения безопасной деятельности для каждого учебного объекта разрабатывается «Инструкция по эксплуатации учебного объекта» (далее - Инструкция). Инструкция разрабатывается ответственным за эксплуатацию объекта, утверждается руководителем организации и вносится в формуляр объекта.

5.2. Инструкция должна содержать следующие разделы:

5.2.1. Мероприятия по предотвращению проникновения посторонних лиц на учебный объект, включающие порядок прохода на учебный объект и требования к создаваемым ограждениям, предназначенные для предотвращения проникновения людей в опасные места.

В этом же пункте должна содержаться запись о том, что за все несчастные случаи, происшедшие по причинам несоблюдения установленных правил поведения на учебном объекте (самовольное проникновение на территорию учебного объекта, нарушение границ разрешенного для выполнения работ участка, работа на учебном объекте в неуказанное время и т.п.), ответственность несут непосредственные нарушители.

5.2.2. Требования по обеспечению безопасности учебного объекта при ЧС:

- краткая характеристика опасностей в районе расположения объекта;

- действия должностных лиц при угрозе и возникновении ЧС, связанных с нанесением ущерба окружающей среде и природным ресурсам, в ходе проведения занятий;

- участки, на которых запрещено движение и другие мероприятия.

5.2.3. Требования безопасности при эксплуатации сооружений учебного объекта, оборудования, электротехнических и других средств.

На основании действующих правил эксплуатации электроустановок, правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок и технических условий на оборудование в данном разделе определяются и указываются:

- обеспеченность всех объектов достаточной мощностью электроэнергии и электросетей с указанием первичных трансформаторных подстанций (источников) электроэнергии, их мощности, состояния, принадлежности к электросетям и установленного порядка эксплуатации;

- правила использования электроэнергии в конкретных условиях с учетом ограничений мощности; порядок охраны, доступа и содержания высоковольтных и низковольтных подстанций;

- порядок взаимодействия с органами управления местными электросетями с указанием связи с ними (порядок вызова в аварийных случаях);

- должностные лица, ответственные за содержание, правильную эксплуатацию и выполнение требований безопасности всего электрохозяйства и за отдельные участки;

- правила и особенности эксплуатации на каждом объекте электроприводов, электросиловых и коммутационных распределительных щитов на пунктах управления;

- периодичность проверки заземляющих устройств с оформлением паспортов, проверки средств электрозащиты с указанием правил и учреждений освидетельствования;

- порядок и периодичность проверки знаний личным составом требований электробезопасности и проведения инструктажа;

- мероприятия по улучшению состояния и эксплуатации электроустановок, выполнению требований энергонадзора.

5.3. В целях предотвращения несчастных случаев с обучаемыми, порчи техники, оборудования и других происшествий на учебных объектах проводятся следующие мероприятия:

- организация и обеспечение выполнения требований безопасности при подготовке и проведении занятий;

- защита обучаемых от поражения электрическим током и организация безопасного производства работ;

- выполнение требований безопасности;

- медицинское обслуживание;

- проведение разъяснительной работы среди местного населения;

- организация выполнения требований обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

5.4. Допуск групп обучаемых к проведению любых мероприятий на учебном объекте осуществляется только при условии, что преподаватель (старший группы) изучил инструкцию по эксплуатации учебного объекта. Он несет ответственность за точное выполнение группой требований безопасности и порядка, установленных на данном учебном объекте.

Таблица 1. Учебные объекты и средства обеспечения учебного процесса в местах обучения учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории городского округа




Места обучения населения

Учебные объекты

Средства обеспечения учебного процесса

кабинет ОБЖ

уголок ГОЧС

вербальные средства обучения

визуальные средства обучения

Технические средства обучения

информационные средства обучения

аудиовизуальные материалы

информационные

обучающие

Общеобразовательная организация

+

+

+

+

+

+

+

+

+ необходимо иметь в составе УМБ.



Таблица 2 Рекомендуемый перечень нормативных правовых документов, учебной литературы и основных средств обеспечения учебного процесса для обучения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных организациях


Средства обеспечения учебного процесса общеобразовательных учреждений

Вербальные средства обучения

Нормативные правовые документы:

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»

Федеральный закон «О гражданской обороне»

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Учебная литература:

Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности.

Брошюра. Действия населения по предупреждению террористических акций. Издательский центр «Военные знания»

Брошюра. Средства защиты органов дыхания и кожи. ОАО «Природоведение и школа»

Брошюра. Азы выживания в природных условиях. Издательский центр «Военные знания»

Справочное пособие. Алгоритмы безопасности. Издательский центр «Военные знания»

Визуальные средства обучения

Плакаты:

Действия населения при авариях и катастрофах

Действия населения при стихийных бедствиях

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Правила оказания первой помощи

Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера

Радиационная и химическая защита

Меры пожарной безопасности в сельском населенном пункте

Умей действовать при пожаре

Единый телефон пожарных и спасателей 01,112

Средства радиационного и химического контроля

Средства индивидуальной защиты

Средства защиты органов дыхания

Первая помощь в чрезвычайных ситуациях

Безопасность людей на водных объектах

Основы безопасности жизнедеятельности

Терроризм - угроза обществу

Уголок безопасности школьника

Макеты и манекены:

Манекены в полный рост

Манекены головы

Слайды:

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Подростковая наркомания. Сопротивление распространению

Ядовитые растения

Технические средства обучения

Приборы:

Дозиметры-радиометры: ДКГ-03Д «Грач»

Средства индивидуальной защиты:

Средства защиты органов дыхания:

Респираторы: «Лепесток-200».

Противогаз детский: ПДФ-2Д

Медицинское имущество:

Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (КИМГЗ) в комплектации для

населения



Комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом

Пожарное имущество:

Первичные средства пожаротушения

Тренажеры:

Манекен-тренажер «Максим»

Информационные средства обучения

Аудио-, видео-, проекционная аппаратура:

Телевизор

Мультимедийная (интерактивная) доска

Экран настенный

Слайд-проектор

Компьютер учителя

DVD-плеер

Веб-камера на подвижном штативе

Таблица 3. Рекомендуемый перечень аудиовизуальных материалов для использования в учебном процессе



Наименование

Мультимедийные обучающие программы:

Оказание первой помощи

Мультимедийные учебные пособия:

Мультимедийное учебное пособие по ОБЖ, 5-11 класс, материалы

Мультимедийное учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности»

Учебно-методическое пособие для подготовки специалистов организаций г. Москвы, диск 1-5

Оригинал-макет мультимедийного учебного пособия в области оказания помощи
пострадавшим в ДТП

Фильмы:

Стихийные бедствия

Безопасность при землетрясениях

Безопасность при ураганах и смерчах

Пожарная безопасность

Промышленная безопасность

В зоне затопления

Средства индивидуальной защиты

Средства и способы защиты населения

Лавинная опасность

Действия населения при химически опасных авариях

Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения

Химическая опасность и эвакуация населения

Травматизм. Оказание первой помощи

Пожарная безопасность России

Использование современных технических средств и робототехники в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Меры безопасности при проведении АСДНР

Подготовка и проведение комплексных учений и тренировок по гражданской обороне Гражданская оборона в современных условиях. Природные чрезвычайные ситуации.

Техногенные чрезвычайные ситуации. Опасности в быту



Гражданская оборона современной России

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Команда 01

Обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров

АГЗ МЧС России. Спасение людей - достоинство отважных

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Гражданская оборона на новом этапе

Сам себе МЧС

Эвакуация населения

Безопасность на воде

Профессия - спасатели

АГПС МЧС России. Наука и практика

Вода и люди

Спасенье с неба

Основы безопасности на воде

ОКСИОН

Основы обороны государства и воинской обязанности граждан

100 дней до зимы

ОБЖ - городские бомбоубежища

ОБЖ. Улица полна неожиданностей

МЧС России

Мультфильмы:

Правила безопасного поведения детей в быту

Правила безопасного поведения детей на природе

Правила безопасного поведения детей при пожаре

Правила безопасного поведения детей в городе

Спасик и его команда

Пожарные (Испания)

Видеоролики:

Гражданская оборона и БЖД населения

Релаксации, анимация, ДТП

ОКСИОН

Сохрани себе жизнь

Лидер. Учения в Ногинске

Сборник видеоматериалов «Школа безопасности»

Энциклопедии:

Мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим при ДТП

Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности

Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях: безопасность в быту, выживание в дикой природе, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайные ситуации природного характера, оказание

первой медицинской помощи



Компьютерные учебные пособия:

Безопасность на улицах и дорогах

Подготовка специалистов организаций г. Москвы по навыкам поведения в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайные ситуации военного времени, МЧС России

Компьютерные программы:

Последствия землетрясений

Последствия лесных пожаров

Последствия наводнений

Последствия взрывов и пожаров

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

Электронные билеты

Добрые советы от МЧС для детей и взрослых

Электронные учебные пособия

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Экономический механизм управления рисками чрезвычайных ситуаций

Надежность технических систем и техногенный риск

Тесты по основам безопасности жизнедеятельности: электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. 5-8 класс

Электронные плакаты и электронные сообщения:

ОКСИОН

Компьютерные игры:

Действия населения при чрезвычайных ситуациях

Действия при авариях на химически опасных объектах

Снижение рисков и смягчение последствий лесных пожаров

Снижение рисков и смягчение последствий наводнений

Снижение рисков и смягчение последствий взрывов и пожаров

Игровые комплексы:

Пожарная безопасность




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница