Учебное пособие по предмету: «устройство и эксплуатация грузового автомобиля и прицепа»




Скачать 4.22 Mb.
страница 1/16
Дата 04.09.2016
Размер 4.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
В. В. Немченко
Устройство и эксплуатация

грузового автомобиля

и прицепа

Водительавтомобилей категории «С»

( учебно- пособие)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ



ИЛЬИЧЕВСКИЙ МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ

ОДЕССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ: «УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ И ПРИЦЕПА»
Профессия: 8332. « Водительавтомобиля категории «С»

( Разработано согласно ДСПТО 8322.ОІ.00.60.24 - 2012)

Разработал: Немченко В. В.
Преподаватель – методист высшей категории
ИМК ОНМУ


Рассмотрен и утверждено на заседании
методического совета ИМТ ОНМУ
Протокол № от 2013 г.
Рекомендовано к использованию
в учебном процессе

Методист ИМК ОНМУ


Т. П. Смирнова

Ильичевск - 2013

Рекомендовано к использованию в учебном процессе методическим советом ИМК ОНМУ (Протокол № от . .2013 г.) и «Рецензентами» для студентов колледжей и учащихся профессионально - технических учебных заведений Министерства образования и науки Украины, а также учебно-курсовых комбинатов предприятий, которые ведут подготовку рабочих профессии 8332. « Водитель автомобилей категории «С».

Аннотация

Данное учебное пособие по предмету « Устройство и эксплуатация грузового автомобиля и прицепа » составлено согласно требованиям Государственного стандарта профессионально-технического образования ДСПТО 8322. ОІ.00.60.24 – 2012 и призвано помочь преподавателям в организации и проведении занятий теоретического курса, а учащимся облегчить изучение теоретических основ профессии.

Весь необходимый учебный материал отобран, систематизирован, доступно изложен и соответствует Госудаственному стандарту ДСПТО 8322.ОІ.00.60.24 – 2012. Все темы соответствуют рабочей учебной программе и поурочно-тематическому плану (даны в приложении на государственном языке Украины) и содержат вопросы для контроля знаний учащихсяв процессе учебы. Приведены варианты вопросов для тематического оценивания знаний учащихся.

Рецензенты:

В. Г. Максимов, доктор технических наук, приват - профессор , заведующий кафедры автомобильного транспорта Одесского национального политехнического университета (г. Одесса);

Ю. А. Шаповалов, кандидат технических наук, доцент, декан факультета мобильных технологий Николаевского национального университета кораблестроения им. Адмирала Макарова (г. Николаев);



СОДЕРЖАНИЕ

Стр
Предисловие…………………………………………………………………..…...7



Глава 1.Вступление…………………………………………………………...…9

1.1.Назначение и общее устройство грузового автомобиля…………………....9

1.2.Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей…………….10

Глава 2.Система ТО и ремонта, диагностикаавтомобилей……………….12

2.1.Дефекты и износы деталей…………………………………………………...12

2.2.Основные сведения о ТО и ремонте автомобилей………………………….13

2.3.Диагностика технического состояния автомобилей…………………..........17

2.4.Виды ремонта и порядок его проведения…………………………………...19

Глава 3.Охрана труда во время ТО грузового автомобиля..........................23

3.1.Правила безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности во время проведения ТО и ремонта……………………………….23

3.2.Правила поведения с пожароопасными и ядовитыми веществами………....26

3.3.Общие правила охраны труда во время работы с механизмами, инструментами, используемых при ТО………………………………………….28



Глава 4.Особенности устройства двигателей грузовых автомобилей и основы их ТО………………………………………………………………………30

4.1.Общее устройство и рабочий цикл двигателя……………………………….30

4.2.Кривошипно-шатунный механизм……………………………………………34

4.3.Газораспределительный механизм……………………………………………41

4.4.Система охлаждения двигателя……………………………………………….48

4.5.Система смазки двигателя……………………………………………………..57

4.6.ТО механизмов и систем охлаждения и смазки двигателя………………….66

Варианты тематического оценивания по темам 1-4 (Главам 1-4)...............77

Глава 5.Особенности устройства систем питания двигателей и основы

их ТО……………………………………………………………………………….79

5.1.Горючие смеси для двигателей и принцип работы простейшего

карбюратора………………………………………………………………………..79

5.2.Устройство и работа современного карбюратора………………………..….84

5.3.Устройство и принцип работы приборов системы питания

карбюраторного двигателя………………………………………………………..86

5.4.ТО системы питания карбюраторного двигателя…………………………...96

5.5.Устройство и принцип работы приборов системы питания

дизельного двигателя…………………………………………………………….103

5.6.ТО системы питания дизельного двигателя…………………………….….108

5.7.Система питания двигателя работающего на сжиженном газе……....……113

5.8.ТО системы питания двигателя работающего на сжиженном газе……......116

5.9.Техническое обслуживание системы питания газобаллонного

автомобиля………………………………………………………………………...118



Варианты тематического оценивания по теме 5 (Главе 5)..........................120

Глава 6.Особенности устройства электрооборудования автомобилей

и основы их ТО……………………………………………………………….…122

6.1.Основные сведения по электротехнике…………………………………..…122

6.2.Аккумуляторная батарея…………………………………………………….126

6.3.Техника безопасности при работе с аккумуляторной батареей…………....130

6.4.Назначение, устройство и принцип работы генератора………………........132

6.5.Системы зажигания…………………………………………………………..136

6.6.Назначение, устройство и принцип работы стартера……………………....148

6.7.Контрольно-измерительные приборы……………………………………....150

6.8.Система освещения и световой сигнализации автомобиля………………..153

6.9.ТО приборов электрооборудования................................................................159



Глава 7.Особенности устройства трансмиссии автомобилей и основы

их ТО……………………………………………………………………………...168

7.1.Назначение и схема трансмиссии……………………………………………168

7.2.Назначение, устройство и принцип работы сцепления……………………169

7.3.Назначение, устройство и принцип работы коробки передач………..……173

7.4.Назначение, устройство и принцип работы карданной передачи……..…..179

7.5.Назначение, устройство и принцип работы главной передачи…………....182

7.6.Назначение, устройство и принцип работы диференциала

и полуосей………………………………………………………………………...184

7.7.Передний ведущий мост…………………………………….………………..185

Варианты тематического оценивания по темам 6-7 (Главам 6 и 7)...........187

Глава 8.Особенности устройства ходовой части, органов управления

автомобиля и основы их ТО……………………………………………………189

8.1.Рама автомобиля………………………………………………………………189

8.2.Передняя ось автомобиля…………………………………………………….189

8.3.Задняя ось автомобиля……………………………………………………….190

8.4.Подвеска автомобиля. Амортизаторы............................................................191

8.5.Колёса и шины………………………………………………………………...194

8.6.ТО трансмиссии и ходовой части автомобиля………………………….......199

8.7.Особенности устройства рулевого управления.Рулевой механизм………210

8.8.Рулевой привод………………………………………………………………..214

8.9.Эксплуатационные регулировки рулевого управления……………….......215

8.10.ТО рулевого управления……………………………………………………216

8.11.Общие сведения о тормозных системах……………………………………219

8.12.Тормозные системы с гидравлическим приводом………………………..220

8.13.Тормозные системы с пневматическим приводом………………………..224

8.14.Стояночный тормоз…………………………………………………………230

8.15.Особенностиустройства тормозных систем автомобилей КамАЗ………..231

8.16.Эксплуатационные регулировки тормозных механизмов и

приводов…………………………………………………………………………...233

8.17.ТО тормозных систем……………………………………………………….234

Глава 9.Особенности устройства кузова, дополнительного

оборудования и основы их ТО…………………………………………………238

9.1.Кузов…………………………………………………………………………...238

9.2.Дополнительное оборудование………………………………………………243

9.3.Подьёмный механизм платформы автомобиля- самосвала……………….244

9.4.Прицепы…………………………………………………………………….....245

9.5.ТО кузова и дополнительного оборудования………………………………246



Варианты тематического оценивания по темам 8-9 (Главам 8 и 9)……...247

Заключение………………………………………………………………………..251

Рекомендуемая литература………………………………………………………252

Додатки:


Додаток А.Робоча навчальна програма з предмета………………………….…253

Додаток Б.Поурочно-тематичний план з предмета………………………….…259

Додаток В.Освітньо-кваліфікаційна характеристика випускника коледжу.…263

Додаток Г.Критерії кваліфікаційної атестації випускників коледжу…………266

Додаток Д.Витяг з протоколу засідання методичної ради коледжу № ___

від ________2013р………………………………………………………………..273

Для заметок……………………………………………………………………….274
ПРЕДИСЛОВИЕ

В основу создания учебного пособия положена рабочая учебная программа разработанная согласно Государственного стандарта ДСПТО 8322.ОІ.00.60.24-2012 по профессионально-техническому образованию. Пособие знакомит с особенностями устройства систем, агрегатов и механизмов грузовых автомобилей, организацией эксплуатации и различных видов технического обслуживания.

Так как в настоящем пособии описаны конструкция и действия основних агрегатов, механизмов и деталей, типовые неисправности и их предупреждение, описаны основные работы, выполняемые в процессе эксплуатации и при проведении технических обслуживаний, то целесообразно пользоваться им не только при изучении устройства, но и при технической эксплуатации автомобилей.

Усложнение конструкции агрегатов, узлов и механизмов грузовых

автомобилей, ужесточение требований к качеству эксплуатациии технического обслуживания их, обуславливают необходимость повышения уровня и совершенствование профессиональной подготовки специалистов, задействованных в сфере использования автомобилей.

Возрастающий объем информации по устройству грузовых автомобилей и их техническому обслуживанию, и вместе с тем сокращение часов теоретического обучения, вызвали необходимость систематизации и концентрации большого объема материала, изложения его в форме, доступной для понимания и восприятия учащимися. Представленная работа является результатом многолетнего опыта практической и преподавательской работы по подготовке специалистов по эксплуатации автомобилей.

Использование настоящего пособия преподавателями и мастерами позволит сократить время на поиск необходимой информации по предмету, а в сочетании с применением современных форм обучения - значительно повысить качество подготовки специалистов. В учебном пособии предложены вопросы для контроля знаний учащихся в конце каждого занятия в процессе изучения темы и по окончании изучения тем в виде вариантов тематического оценивания знаний обучаемых. Такая форма изложения учебного материала и контроля знаний, облегчает преподавателям и мастерам работу при подготовке их к занятиям, а учащимся повысить качество изучения и усвоения нового учебного материала.

В данном пособии представлен материал для подготовки водителей грузовых автомобилей категории «С».

В приложениях, для понимания преподавателями структуры пособия, даны рабочая учебная программа, поурочно - тематический план предмета, образовательно- квалификационная характеристика и критерии квалификационной аттестации выпускников колледжа (на государственном языке Украины).

Изучаемый предмет«Устройство и эксплуатация грузовых автомобилей и прицепов » дается в тесной взаимосвязи, как с общеобразовательными, так и с общетехническими дисциплинами. Учащийся должен получить теоретические знания по устройству и эксплуатации грузовых автомобилей и прицепов, обеспечивающие ему возможность успешного приобретения практических навыков по технической эксплуатации автомобилей. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития, как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей грузовых автомобилей, уметь оценивать техническое состояние механизмов и систем, чтобы квалифицированно проводить техническое обслуживание и грамотно эксплуатировать вверенный ему автомобиль.

Настоящее учебное пособие имеет задачу помочь учащимся профессиональных училищ, колледжей в овладении знаниями и навыками по выбранной профессии – водитель грузовых автомобилей категории «С».

Глава 1.Вступление.

1.1.Назначение и общее устройство грузового автомобиля

Автомобильпредназначендля перевозки грузови, в исключительных случаях для перевозки людей, если он специально для этих целей будет переоборудован и состоит из узлов и механизмов, образующих три основные части: шасси, кузов и двигатель. Шассиавтомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.

Трансмиссия автомобиля состоит из узлов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и изменяющих крутящий момент, частоту оборотов, по величине и направлению.

Основными узлами трансмиссии автомобиля являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и приводные валы — полуоси.



Сцеплениеавтомобиля— механизм, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии на время переключения передач, остановки автомобиля и вновь их плавно соединять, а также предохранять детали двигателя и трансмиссии во время экстренного торможения с неотключенным двигателем от трансмиссии..

Коробка передач автомобиля преобразует крутящий момент по величине и направлению и дает возможность двигаться вперед и назад и разъединять двигатель от трансмиссии на длительное время.

Карданная передача автомобиля дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами.

Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданного вала через дифференциал на полуоси под прямым углом.

Дифференциалавтомобиля дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.Крутящим моментом называется момент внешней силы под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведением силы на плечо, на котором она приложена.

Ходовая часть является основой автомобиля, к ней относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.

Механизмы управления дают возможность управлять автомобилем — рулевым управлением изменяют направление движения, а тормозами замедляют скорость движения и останавливают автомобиль.

Кузов грузового автомобиля предназначен для размещения груза и состоит из платформы и кабины водителя. К нему относятся крылья, облицовка, капот и брызговики.

Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу.




Рис.1.Основные части грузового автомобиля:

а – общий вид; б – двигатель; в – кузов; г – трансмиссия; д – тормозная система; е – рулевое управление; ж – ходовая часть; 1- кабина; 2 – грузовая платформа; 3 – сцепление; 4 – коробка передач;5 – карданная передача; 6 – ведущий задний мост



1.2.Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей

Подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на автомобили, автомобили-тягачи и прицепы.

Значительное разнообразие перевозок, выполняемых автомобилем, и необходимость в повышении производительности, проходимости, экономичности, безопасности и долговечности требуют специализации автомобилей по назначению, грузоподъемности, проходимости.

В зависимости от назначения автомобили делятся на: транспортные, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров (грузовые, легковые и автобусы); специальные, не являющиеся подвижным составом автомобильного транспорта и используемые для выполнения определенной работы (автопогрузчики, автокраны, буровые установки, санитарные, пожарные и т. п.).

Грузовые автомобили подразделяются в зависимости от полной массы, типа кузова и проходимости.

По полной массе грузовые автомобили подразделяются на следующие категории:

до 1,2 т. выпускают на шасси легковых автомобилей и применяют в системе связи, торговой сети и для обслуживания бытовых нужд населения перевозками небольших партий груза;

от 1,2 до 2,0 т. Эти автомобили обслуживают торговые учреждения, предприятия, а также используются в сельском хозяйстве для перевозки небольшого количества грузов;

от 2,0 до 8,0 т. Их используют для перевозки массовых грузов при обслуживании организаций и предприятий со средним грузооборотом;

от 8,0 до 14,0 т, используемые для перевозки строительных материалов и топлива по дорогам с твердым покрытием и для перевозки продукции больших промышленных предприятий;

от 14 до 20,0 т и от 20 до 40 т и свыше 40 т, обслуживающие разработки руды, угля и крупные стройки, где есть большие и установившиеся грузопотоки. Обычно эти автомобили работают вне дорог общего пользования.



По типу кузова грузовые автомобили делятся на; автомобили общего назначения, имеющие открытую грузовую платформу с откидными бортами и используемые для перевозки навалочных и тарных грузов; специализированные автомобили, имеющие специальные кузова. Автомобили-самосвалы имеют опрокидывающийся кузов, их используют для перевозки вязких и сыпучих грузов. Автомобили со специальными кузовами предназначены для перевозки определенных грузов: цементовозы, зерно и скотовозы, бензоцистерны, молоковозы, рефрижераторы, автофургоны и др.

По проходимости грузовые автомобили подразделяются на дорожные и повышенной проходимости, приспособленные для движения по бездорожью (ГАЗ-66-01, ЗИЛ-131, Урал-4320, КрАЗ-255Б).



Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные составные части грузового автомобиля.

  2. Назовите основные составные части шасси грузового автомобиля.

  3. Назовите основные составные части трансмиссии.

  4. Какие функции выполняет сцепление?

  5. Какие функции выполняет коробка передач?

  6. Какие функции выполняет карданная передач?

  7. Какие функции выполняет главная передача?

  8. Какие функции выполняет дифференциал?

  9. Назовите составляющие ходовой части.

  10. Определите назначение и состав механизмов управления.

  11. Назначение и состав кузова грузового автомобиля.

  12. На какие составляющие подразделяется подвижный автомобильный состав?

  13. Как делятся грузовые автомобили по типу кузова?

  14. На какие категории подразделяются грузовые автомобили по полной массе?


Глава2.Система технического обслуживания и

ремонта.Диагностика технического состояния

2.1. Дефекты и износы деталей

Техническое состояние автомобиля и его износостойкость зависят от конструктивных и производственных недостатков и дефектов, возникающих при эксплуатации. Основной, постоянно действующей причиной ухудшения технического состояния механизмов автомобиля является изнашивание деталей от различных причин и факторов, влияющих на них.К ним относятся различные виды износа и трение между сопрягаемыми деталями, которые приводят к возникновению дефектов, неисправностям и поломкам.Трением называется сопротивление, возникающее при относительном перемещении двух сопряжённих между собой тел. Различают три вида трения: сухое, полусухое и мокрое (жидкостное).Сухое – это когда сопрягаемые детали не покрыты слоем смазки, полусухое – когда детали частично (не полностью) покрыты слоем смазки и мокрое – когда детали полностью покрыты слоем смазки и между ними образуется масляный клин, который не позволяет сопрягаемым деталям непосредственно соприкасаться.

В процессе эксплуатации наличие этих дефектов приводит к изменению технического состояния деталей, узлов и агрегатов, которые подвергаются естественному и другим видам износа.

Естественный износ может быть механический, абразивный, коррозионный и усталостный.

Механический износявляется основным видом износа и происходит вследствие сминания или выкрашивания частиц с поверхности деталей. При сминании поверхности происходит изменение размера детали без изменения ее массы. При выкрашивании поверхности изменяется масса и размер детали.

Абразивный износ — это результат царапающего или режущего действия более твердых частиц одной из сопряженных деталей, частиц, внесенных воздухом или попавших вместе со смазкой.

Коррозионный износ является следствием воздействия агрессивной среды (кислот, щелочей, кислорода) на поверхность деталей.

Усталостный износ вызывается воздействием многократных переменных нагрузок.

Большинство деталей автомобиля подвергается одновременному воздействию нескольких видов износа.

Сопряженные детали имеют определенные зазоры, устанавливаемые при конструировании и изготовлении механизмов и узлов. Постепенно эти зазоры, вследствие износа деталей, увеличиваются, размер деталей достигает предельно допустимого, при котором они могут работать нормально, а затем работа сопряженной пары деталей нарушается вследствие возникновения дополнительных нагрузок. Зазор прогрессивно возрастает, что может привести к поломке деталей и к разрушению узла или механизма автомобиля. Кроме того, износ ряда деталей сверхдопустимого предела (рулевого управления, тормозов, трансмиссии) может привести к нарушению их работы и далее к дорожно-транспортному происшествию.

Отклонение технического состояния автомобиля (прицепа) и его агрегатов от установленных норм является неисправностью.

Отказом называется нарушение работоспособности автомобиля, приведшее к прекращению транспортного процесса.
2.2. Основные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически проводить комплекс мероприятий направленных на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии. Эти мероприятия можно разделить на две группы:

Первая группа – мероприятия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов, узлов и систем в работоспособном состоянии в течение наибольшего срока эксплуатации. Мероприятия первой группы составляют систему технического обслуживания (ТО) и носят профилактический (предупредительный) характер. Вторая группа – мероприятия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов, узлов и систем автомобиля. Мероприятия второй группы составляют систему восстановления (ремонта). Ремонт делится на два вида: текущий и капитальный. Система технического обслуживания подвижного состава является планово-предупредительной, и все работы, предусмотренные для каждого обслуживания, являются обязательными к выполнению в полном объеме. Сущность планово – предупредительной системы состоит в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт по потребности.Она способствует постоянному поддержанию автомобилей и прицепов в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, уменьшению интенсивности износа деталей, предупреждению отказов и неисправностей, снижению расхода топлива и смазочных материалов, своевременному выявлению и устранению неисправностей и в конечном итоге повышению надежности и безопасности эксплуатации, продлению срока службы автомобилей и прицепов и увеличению пробега автомобилей до ремонта.

Контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и уборочно-моечные работы, проводимые в необходимом объеме, и сроки, предусмотренные техническим обслуживанием, позволяют обеспечить нормальные условия для работы всех систем и механизмов автомобиля.

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги или время работы подвижного состава.

Техническое обслуживание подвижного состава подразделяется по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность технического обслуживания установлена по фактически выполненному пробегу в километрах с учетом условий эксплуатации.

Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принята для легковых автомобилей, затем автобусов и грузовых автомобилей и автобусов на базе грузовых автомобилей. Для автомобилей-самосвалов в связи с более тяжелыми условиями работы периодичность технического обслуживания определяется умножением пробега до очередного технического обслуживания базового автомобиля на коэффициент 0,8.

Техническое обслуживание выполняют в соответствии с планом-графиком, который составляют на месяц для каждого автомобиля или прицепа исходя из среднесуточного пробега и между техническими обслуживаниями. График утверждает главный инженер (технический руководитель) АТП.

Перед возвращением автомобиля с линии техник по учету подвижного состава в гаражном листе заранее записывает номер автомобилей, которые должны проходить техническое обслуживание, с указанием вида технического обслуживания, а также смазочных операций. Заполненный гаражный лист направляют на пост приема автомобилей, возвращающихся с линии, где его подписывают дежурный механик и водитель. Техническим обслуживанием руководит старший механик.

После сдачи автомобиля дежурному механику водитель ставит автомобиль в зону ожидания; по распоряжению старшего механика его подают на пост уборочно-моечных работ и дальше в зависимости от вида обслуживания и требующихся ремонтных работ на соответствующие посты.

Для каждого вида технического обслуживания установлен перечень работ, обязательных к выполнению.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)предназначено для общего контроля, направленного на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида транспортного средства, заправки топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, и для некоторых автомобилей — санитарной обработки кузова.

ЕО включает в себя следующие работы:

- уборочно-моечные;

- контрольно-проверочные;

- смазочно-заправочные;

- крепёжно-регулировочные.

ЕО выполняют после работы подвижного состава на линии и перед выездом на линию. При смене водителей на линии ими производятся работы по проверке технического состояния автомобиля.



Первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания предназначены для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Они могут проводиться как по календарному времени (графику), так и по пройденному (фактическому) пробегу автомобиля.Техническое обслуживание должно обеспечить безотказную работу агрегатов, узлов и систем подвижного состава в пределах установленной периодичности и обязательного перечня операций.

ТО-1 и ТО-2 включают в себя смазочные, крепежные и регулировочные работы и выполняются через определенные пробеги (см. табл. 9), устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

В целях повышения безопасности движения, исключения отказов в работе, обеспечения долговечности на заданном уровне и сокращения затрат на техническое содержание подвижного состава автотранспортные предприятия могут корректировать нормативы технического обслуживания с учетом условий эксплуатации подвижного состава, изменения режимов технического обслуживания (т. е. перечня операций, периодичности и трудоемкости), изменяя соотношения между объемами работ технического обслуживания и ремонта в результате включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.

Корректирование нормативов направлено на обеспечение высокой эксплуатационной надежности, увеличение роли и значения профилактических работ за счет сокращения объема текущего ремонта.

Сезонное техническое обслуживание (СО) производится 2 раза в год и предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Отдельно планируемое СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических условий сезонное обслуживание обычно совмещают с ТО-2 (ТО-1), увеличивая соответственно перечень выполняемых работ.

ПриСО промывают картеры двигателя, коробки передач, заднего и среднего ведущих мостов, а также картер рулевого управления. После промывки, в зависимости от времени года, заливают свежую смазку (летнюю или зимнюю). Кроме перечисленных работ, необходимо также промыть радиатор, полость охлаждения двигателя, систему отопительного устройства и заправить их охлаждающей жидкостью, после чего проверить исправность и действие жалюзи радиатора и термостата, зарядить аккумуляторную батарею, доведя плотность электролита до соответствующей сезону эксплуатации, установить или снять утеплительные устройства для аккумуляторной батареи, подготовить и привести в исправность утеплительные чехлы радиатора и капота, цепи противоскольжения и шанцевый инструмент. Места повреждения покраски на кабине и кузове зачистить наждачной бумагой, наложить грунтовку и тщательно (в несколько слоев) закрасить.

Все работы по проведению ЕО и ТО-1 подвижного автомобильного состава, как правило, следует выполнять в межсменное время. Для выполнения технического обслуживания имеются специально приспособленные и оборудованные помещения — профилактории. В зависимости от производственной площади и наличия оборудования в профилактории техническое обслуживание организуется на тупиковых постах или на поточной линии.

На тупиковых постах техническое обслуживание чаще всего выполняют на мелких АТП, где все работы за исключением уборки и мойки практически выполняются на одном посту.

На крупных АТП, где ежедневно необходимо выполнять большое количество технических обслуживании, применяют поточный метод. При этом методе работы, предусмотренные техническим обслуживанием, распределяют на нескольких специализированных последовательно расположенных постах: уборки, мойки, сушки, крепежных, регулировочных и электротехнических работ, смазки и шинных работ.


2.3. Диагностика технического состояния автомобиля

Диагностика технического состояния автомобиля без его разборки предназначена для определения технического состояния и дальнейшего пробега автомобиля.

Диагностика может быть применена при техническом обслуживании и при ремонте автомобиля. Цель диагностики при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности в производстве работ, выполняемых не при каждом обслуживании, и прогнозировании возникновения момента отказа.

Цель диагностики при ремонте заключается в выявлении причин отказа или неисправности и установлении наиболее эффективного способа их устранения: на месте, со снятием узла или агрегата, с полной или частичной разборкой.

Диагностика является частью технического обслуживания и включает:

Д1- экспресс-диагностику, т. е. проверку технического состояния системы, агрегатов и узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения (эта диагностика, как правило, должна проводиться перед и после ТО-1);Д2- углубленную диагностику, которая предназначена для определения по диагностическим параметрам места, причины и характера неисправности или отказа (эта диагностика проводится перед и после ТО-2); Диагностики Д-1 и Д-2 проводятся перед и после ТО-1и ТО-2 соответственно, первый раз с целью определения обьёма предстоящих работ и второй раз с целью определения качества выполненных этих работ.Усиление стука при резком увеличении частоты вращения коленчатого вала свидетельствует об износе вкладышей коренных или шатунных подшипников, причем стук более глухого тона характерен при износе вкладышей коренных подшипников. Резкий непрекращающийся стук в двигателе, сопровождающийся падением давления масла, свидетельствует о выплавлении подшипников. Шумы и стуки прослушиваются с помощью стетоскопа.

Снижение мощности двигателя вызывается уменьшением компрессии в результате: нарушения уплотнения прокладки головки цилиндров при слабой или 'неравномерной затяжке гаек крепления или повреждения прокладки, пригорания колец в канавках поршня вследствие отложения смолистых веществ и нагара; износа, поломки или потери упругости колец; износа стенок цилиндров.

Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют от руки или компрессометром. Для проверки компрессии от руки вывертывают свечи зажигания, за исключением свечи проверяемого цилиндра. Вращая коленчатый вал пусковой рукоятки, по сопротивлению проворачиванию судят о компрессии. Также проверяют компрессию и в остальных цилиндрах.

Для проверки компрессии компрессометром следует прогреть двигатель, вывернуть свечи, полностью открыть дроссельную и воздушную заслонки. Установить резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи и провернуть коленчатый вал на 8... 10 оборотов. О величине компрессии судят по показаниям компрессометра. После проворачивания коленчатого вала в исправном цилиндре величина компрессии должна быть 0,70...0,78 МПа. Таким образом нужно последовательно проверять компрессию в каждом цилиндре.

О техническом состоянии цилиндропоршневой группы и клапанов можно судить по относительной величине утечки воздуха (контролируемой специальным манометром), подаваемого под давлением в цилиндры двигателя с помощью прибора К-69. При этом сжатый воздух подают в каждый цилиндр двигателя через отверстия для свечей зажигания. ,

Повышенный расход масла, перерасход топлива и дымный выпуск отработавших газов серого цвета (при нормальном уровне масла в картере) обычно появляются при залегании поршневых колец или их износе. Залегание кольца можно устранить без разборки двигателя, для чего в каждый цилиндр горячего двигателя заливают на ночь через отверстие для свечи зажигания по 20 г смеси равных частей денатурированного спирта и керосина. Утром двигатель следует пустить, дать проработать 10... 15 мин, остановить и заменить масло.

Отложение нагара на днищах поршней и камере сгорания снижает теплопроводность, что вызывает перегрев двигателя, падение его мощности и повышение расхода топлива. Для удаления нагара необходимо выпустить воду из системы охлаждения, снять приборы, укрепленные на головке цилиндров, и, отвернув гайки, осторожно отделить головку цилиндров, не повредив прокладку. Если прокладка приклеилась к блоку пли головке цилиндров, то ее следует отделить, пользуясь тупым ножом или широкой тонкой металлической полоской.

Перед снятием головок цилиндров V-образных двигателей, кроме того, необходимо снять все приборы с впускного трубопровода., снять трубопровод и только после этого снять головки

Комплекс диагностических работ позволяет обнаружить и устранить неисправность, вовремя провести профилактику, что обеспечивает снижение изнашиваемости и повышение, безопасности' работы узла, агрегата или автомобиля в целом. Все это повышает надежность автомобиля, экономичность и эффективность его эксплуатации за счет снижения расхода запасных частей и материалов и уменьшения трудовых затрат на техническое обслуживание и ремонт, .

При ТО-1 проводятся диагностические работы Д-1 по узлам и системам автомобиля, влияющим на безопасность движения. Проверяется действие рабочего тормоза на одновременность срабатывания и эффективность торможения, действие стояночного тормоза, привод тормоза, люфт рулевого колеса и шарнирных соединений рулевого привода, состояние шин и давление воздуха в них, действие приборов освещения и сигнализации.

При ТО-2 проводятся следующие диагностические работы Д-2 по проверке: работы двигателя (наличие стуков, перебои в работе, развиваемая мощность); системы зажигания; системы питания (подтекание топлива и его расход, количество СО в отработавших газах); цилиндропоршневой группы; механизма газораспределения; системы смазки двигателя; системы охлаждения двигателя; сцепления автомобиля и его привода (пробуксовка под нагрузкой, неполное выключение, наличие стуков и шумов). Проверяется также работа коробки передач автомобиля (самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие стуков и шумов при работе); карданной передачи автомобиля (наличие люфтов и отсутствие биения); главной передачи и дифференциала (наличие люфта, стуков и шумов). Кроме этого, выполняются диагностические работы по проверке передней подвески, установки передних колес и их балансировки, параллельности передней и задней осей и установки фар. Устранение выявленных недостатков, как правило, должно выполняться на специальных постах.
2.4. Виды ремонта и порядок его проведения

В зависимости от вида и объема работ различают текущий ремонт и капитальный ремонт. Оба вида ремонта выполняют или для всего автомобиля (и прицепа), или по какому-то одному из агрегатов.



При текущем ремонте автомобиля или прицепа восстанавливают или заменяют все неисправные детали, узлы или агрегаты, устраняют неисправности, выявленные при контрольно-осмотровых работах технического обслуживания и в процессе эксплуатации. При текущем ремонте автомобиля или прицепа не исключен капитальный ремонт отдельных агрегатов.

При текущем ремонте агрегата устраняют неисправности только в данном агрегате, для чего могут быть заменены или отремонтированы поврежденные или износившиеся детали.



При капитальном ремонте автомобиля или агрегата их техническое состояние должно быть доведено до уровня технических условий на ремонт, а также на испытание автомобилей или капитально отремонтированных агрегатов. После капитального ремонта автомобиль или агрегат должен пройти установленный межремонтный пробег, если не были нарушены правила эксплуатации, своевременно и качественно выполнялись текущий ремонт и техническое обслуживание.

Учитывая, что потребность в ремонтах определяется фактическим техническим состоянием, существуют условия, по которым автомобиль или агрегат может быть направлен в капитальный ремонт.

Для направления агрегата в капитальный ремонт необходимо, чтобы базовая деталь его нуждалась в ремонте, требующем полной его разборки. Агрегат направляют в капитальный ремонт также и в том случае, если большинство его деталей изношено и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а общее техническое состояние агрегата в связи с этим ухудшилось.

Автомобиль направляют в капитальный ремонт, если в нем нуждается большинство агрегатов, а у грузовых автомобилей — рама и кабина.

Наиболее прогрессивным, позволяющим значительно сократить время простоя автомобиля в капитальном ремонте, является агрегатный метод ремонта.

Агрегатный метод ремонта автомобиля предусматривает замену неисправных узлов, приборов и целых агрегатов на заранее отремонтированные и находящиеся в оборотном фонде. При этом все агрегаты и механизмы оборотного фонда обезличены и могут быть установлены на любой ремонтируемый автомобиль. Таким образом, агрегатный метод ремонта позволяет значительно сократить время ремонта автомобиля, который по сути сводится к сборке автомобиля из заранее отремонтированных узлов, механизмов и агрегатов.

Капитальный ремонт автомобилей и отдельных агрегатов выполняют на ремонтных заводах. На АТП отремонтированные агрегаты заменяют при текущем ремонте.

Несмотря на то, что потребность в ремонте определяется по фактическому техническому состоянию автомобиля, для каждой марки установлена минимальная норма пробега до капитального ремонта. Если после прохождения установленной нормы пробега комиссией из административно-технического персонала с участием водителя, за которым закреплен автомобиль, установлено, что по своему техническому состоянию автомобиль еще не, требует ремонта, то он допускается к дальнейшей эксплуатации с установлением дополнительного (сверх нормы) пробега до капитального ремонта.

Планирование ремонта автомобилей на АТП осуществляют с учетом установленных минимальных норм пробега между ремонтами.

Для новых автомобилей, по данным заводов, средний пробег до капитального peмонтa составляет: для автомобилей марок ГАЗ—250 тыс. км., ЗИЛ—300 тыс. км, КамАЗ—350 тыс. км. После капитального ремонта нормы пробега до следующего капитального ремонта уменьшаются на 20% и составляют 200 тыс. км для автомобилей марок ГАЗ; 240 тыс. км для ЗИЛ и 280 тыс. км для КамАЗ.

Передовые водители в своей практической работе доказали, что эти нормы могут быть увеличены до 500...700 тыс. км

Увеличения межремонтных пробегов и продления срока службы автомобиля можно добиться, если водитель хорошо знает устройство и особенности конструкции автомобиля, на котором он работает, с соблюдением всех требований проводит обкатку нового или вышедшего из ремонта автомобиля, вовремя, качественно и в полном объеме выполняет техническое обслуживание.

Для продления срока службы автомобиля необходимо точно соблюдать требования инструкции завода-изготовителя, систематически на линии контролировать работу агрегатов, узлов и механизмов автомобиля, немедленно устранять появившиеся неисправности, своевременно промывать систему смазки и питания двигателя, а также проверять правильность регулировки трансмиссии и механизмов управления при ее нарушении.

На продление срока службы автомобиля большое влияние оказывают и приемы вождения, вот почему их совершенствованию большое внимание уделяют передовые водители.

Чтобы автомобиль работал без перегрузки и на наиболее экономичном режиме, необходимо хорошо изучить маршрут, на котором приходится работать. Хорошее знание маршрута позволяет выбрать наивыгоднейшую скорость, лучше использовать разгон и накат автомобиля и избежать резкого торможения.

При эксплуатации автомобиля на линии водитель должен постоянно следить за показаниями приборов, контролирующих работу двигателя (амперметра, указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости, манометра давления воздуха в системе пневматического привода тормозов), всех агрегатов и узлов, трансмиссии, ходовой части, шин, а также контролировать их работу.

Если водитель обнаружил какую-либо неисправность или посторонние стуки, он должен установить неисправность и принять меры к ее устранению. По окончании работы водитель должен указать в заявке на ремонт обнаруженные неисправности. Для восстановления работоспособности автомобиля его подвергают ремонту. Для повышения эффективности использования автомобилей ремонтные работы и техническое обслуживание на крупных АТП выполняют в ночное время.

Ремонт подвижного состава выполняют по потребности в зависимости от его фактического технического состояния. В процессе ремонта подвижной состав приводится в пригодное для его дальнейшей эксплуатации состояние. При ремонте могут быть выполнены все виды работ, включая разборочные и сборочные, механические и слесарные, кузнечные, медницкие и сварочные, жестяницкие, обойные, и столярные, электротехнические, рихтовочные и малярне.

Контрольные вопросы:

1.Назовите виды трения и дайте им краткую характеристику.

2.Назовите виды износа и кратко их охарактеризуйте.

3.Назначение и цель диагностирования.

4.Назовите виды диагностики. Какая диагностика когда и в какой последовательности проводится?

5.Назовите работы диагностики Д-1, проводимые при ТО-1.

6.Назовите работы диагностики Д-2, проводимые при ТО-2.

7. Назовите какие мероприятия проводятся, чтобы максимально продлить сроки эксплуатации автомобиля.

8.Назовите основные принципы планово – предупредительной системы ТО.

9.Назовите виды ремонта и цель его проведения..

10.Назначение и цели ЕО.

11.Когда и в какие сроки выполняется ЕО?

12.Назовите основные виды работ,выполняемых при ЕО.

13.Назовите виды ТО, расскажите как осуществляется планирование ТО.

14.Для чего предназначено ТО-1 и когда оно проводится?

15.Для чего предназначено ТО-2 и когда оно проводится?

16.Для чего предназначено СО и когда оно проводится?

17.Назовите виды ремонта.

18.Для чего предназначен текущий ремонт и когда он проводится?

19.Для чего предназначен капитальный ремонт и когда он проводится?

20.В чем заключается сущность планово- предупредительной системы ТО и ремонта?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница