МОУ Теченская СОШ
Районная научно-практическая конференция
«Интеллектуалы XXI века»
Удивительные
места Армении
«Татевский монастырь»
Предмет: география
Выполнил: Нерсисян Мартун,
учащийся 8 класса
Руководитель: Козина Р.В.,
учитель географии,
первая категория
Содержание
-
Введение
-
История Татева
-
Строения Татева
-
Современный Татев
-
Заключение
-
Список литературы
Введение
После распада СССР союзные республики, которые называли себя сестрами, стали жить отдельно. Не стало большой и дружной семьи. Не является исключением и Армения, страна, в которой родился я. Я живу в России, посещаю школу с первого класса, но я не забываю и свою Родину. Ежегодно с родителями мы навещаем родственников, посещаем красивые места Армении. В прошедшем году у моей сестры была свадьба. Венчание молодоженов проходило в древнем Татевского монастыре. Молодожены и гости добирались до него горными дорогами 5 часов. С ним я познакомился на фотографиях. Меня заинтересовало это величественное древнее строение. Я решил узнать, какова же история монастыря, когда он был построен.
Цель моей работы: узнать историю Татевского монастыря.
Задачи:
-
изучить литературу, найти в интернет-ресурсах информацию о монастыре;
-
познакомиться с архитектурными строениями;
-
узнать современное состояние монастыря.
История Татева
Многие путешественники едут в Армению только для того, чтобы посетить памятники религиозной архитектуры, и Татевский монастырь - крепость является одним из заслуживающих внимания. Татевиванк находится в центре марза Сюник в Южной Армении,в 30км от города Гориса у одноименного села Татев, на правом, высоком берегу реки Воротан(Громовая). Прежде чем подняться на эту захватывающую дух высоту надо спуститься в пятисотметровый каньон Воротана, остановиться на «Чертовом мосту», у теплых ванн минеральных источников, где сходятся два берега реки и, затем, открывая с каждым витком дороги новый неповторимо-прекрасный пейзаж, выйти из него.
Мощной и непреступной твердыней высится Татевский монастырь на утесе, обрывающемся в ущелье реки Воротан. Стратегически выгодное местоположение на мысу, образованном глубокими, скалистыми склонами ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса.
Существует красивая легенда о происхождении названия этого монастыря: когда мастер, строивший монастырь Татев, закончил свою работу, он попросил у Бога, чтобы тот дал ему крылья. Бог услышал его, и мастер улетел. Слово «татев» в переводе с армянского означает «дай крылья». Когда подъезжаешь к монастырю становится ясно, почему ему дано это название. Татев, со всех сторон окруженный пропастью, буквально парит над ущельем. Находясь здесь, совершенно не хочется думать о земном, хочется вверх, кружить и кружить над обрывом... Дай крылья, Татев!
Монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедывавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. Первая церковь монастыря была построена в X в. В это время в монастыре проживало небольшое количество монахов. В XIII в. Татев становится резиденцией Сюникских епископов.
В 848г. Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже в X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем.
В1171г. монастырь подвергся нападению и разграблению турок-селджуков, которые предали огню более десяти тысяч рукописей.
В конце XIII в. монастырь переживает небывалый расцвет. В нем проживает около 1000 обитателей; студенты монастырской школы, преподаватели, художники-миниатюристы живописной мастерской, переписчики скриптория и др.
В 1286г. католикос Всеармянский Костандин II Катукеци рукоположил в городе Сисе-столице Киликийской Армении, настоятеля монастыря Нораванк Степаноса Орбеляна в сан митрополита Сюникской епархии. Два епископства, объединенных в одних руках, Татевиванк и Нораванк возглавили и повели успешную борьбу Армянской церкви против униатов-сторонников Католической церкви.
В 1390-1435гг. при монастыре действовал Татевский универститет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Университет возглавляли Ован Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи философами, педагогами были также выдающимися общественными деятелями, объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы армянского народа. Именно выпускники Татева в 1441г. организовали и перенесли престол католикоса Всея Армянского из Киликии, на берегу Средиземного моря, в Араратскую долину - сердце Восточной Армении, в первопрестольный Св. Эчмиадзин.
Григор Татеваци умер в 1409 году и его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. И сегодня в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина можно увидеть золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци - свидетельство высочайшего класса мастеров - миниатюристов Татевской школы.
Строения Татева
Монастырь - считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества.
Главное архитектурное соружение монастыря — Церковь Св. Погоса и Петроса (X век) - была построена в 895—906 гг. Внешний облик храма строг и лаконичен. Однако внутри стены храма были богато украшены фресками, которые сейчас, к сожалению, почти полностью утрачены. В 906г. была построена самая крупная церковь монастырского комплекса собор Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных базилик XII в., однако в нем имеются и новые черты- приделы в западной части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Гармоническая соразмерность отдельных частей здания усиливает впечатление значительной высоты собора. Особенно бросаются в глаза большие внешние объемы купола церкви, высокий круглый барабан, увенчанный зонтичным перекрытием. Обращают на себя внимание барельефы, украшающие окна, каждый из которых представляет человеческое лицо, к которому обращены головы змей с высунутым жалом.
У армян издавна змея почиталась как покровительница жилищ. На северном фасаде изображены ктиторы собора: князь Ашот и его жена Шушан, а также князья Григор Супан и Дзагик. Огромный собор был расписан фресками, остатки которых кое-где сохранились и просматриваются.
К южной стороне главного собора примыкает церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель) построенная в848г., но перестроенная заново при содействии Сюникского царя Смбата II в 1047г., представляющая широко распространенный в Армении зал с апсидой в восточной стороне, перекрытый цилиндрическим сводом.
К редким по своему местоположению примерам армянской архитектуры относится надвратная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица) построенная в 1087г., представляющая небольшой купольный зал с нишами, на всех, кроме заподного, фасадах с заостренным зонтичным перекрытием.
Церковь Св. Григория (9 век) примыкает к главной церкви с южной стороны. Согласно хронике, церковь была построена в 1295 вместо более раннего здания, построенного в 836—848 гг.
Надвратная церковь Аствацацин (XI век) имеет вертикально ориентированные пропорции, что редко для армянской архитектуры. Внутри небольшой куполообразный зал с нишами во всех стенах кроме западной.
Вокруг этих сооружений, охватывая их кольцом, расположены покои настоятеля, трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ.
На обрыве на подступах к монастырю расположен наблюдательный пост. К куполу сооружения был привязан колокол, в который звонил наблюдающий при приближении вражеской армии, его звон слышали в монастыре.
Одним из примечательных объектов монастыря, который когда-то привлек внимание тележурналиста, ведущего программы «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, является восьмигранный, девятиметровой, качающийся посох-столб. Своим качанием столб, называемый по-армянски «гавазан», предупреждал о вражеских нашествиях. «Гавазан» — качающаяся колонна, установленная в 904 году во дворе, около жилого помещения монастыря, является уникальной работой армянской архитектуры и инженерной мысли того времени. Это восьмигранный каменный столб (восемь метров высотой), увенчанный хачкаром, установленным на резном карнизе. От сейсмических колебаний, и даже от прикосновения человеческой руки столб может наклоняться и самостоятельно возвращаться в исходное положение. Колебания маятника предупреждали более 1 тыс жителей Татева о землетрясениях, а также о приближении вражеских войск.
В старой летописи рассказывается, что арабы, уничтожившие многие армянские храмы, увидев это чудо, в страхе отступили, не в силах разгадать секрет этого инженерного и архитектурного шедевра. Кстати, землетрясение, разрушившее монастырь, не смогло разрушить качающуюся колонну, и она стоит до сих пор.
По народному преданию, когда иеромонаху должны были вручать вардапетский жезл, все собирались у Жезла-Колонны и если иеромонах был достоин того, то колонна начинала качаться.
Напротив монастыря находится беседка. Для чего же была построена она?
Беседка - наблюдательный пост, расположенный на обрыве на подступах к монастырю.
Армения, в частности монастырь, часто страдали от вражеских вторжений. В то же время с обрыва отличный обзор. К куполу беседки был привязан колокол, в который звонил наблюдающий при приближении вражеской армии, его звон слышали в монастыре.
Вокруг этих церковных сооружений расположены, также, капитально построенные в 17-18вв. покои настоятеля, колокольня, сводчатая трапезная с кухней, кладовые, жилищные и другие служебные помещения.
Современный Татев
Величественный религиозный и политический центр Сюникского княжества был полуразрушен землетрясением в 1931 году. В настоящее время монастырь не действует, на территории ведутся восстановительные и реставрационные работы. Вспоминая величие Татевского монастыря, на недавней конференции к его юбилею глава Сюникской епархии епископ Абгар подчеркнул важность возвращения монастырю прежнего блеска, о создании интернет-сайта о Татеве, о включении его в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь открыт для посещения без ограничений. Реставраторы планируют привести в рабочее состояние старую маслобойню на территории средневекового Татевского монастыря в Армении, сообщил журналистам архитектор-реставратор Амиран Бадишян.
Работы осуществляются в рамках программы Фонда национальной конкурентоспособности «Возрождение Татева».
Согласно графику, уже к октябрю посетителям монастыря будет представлена вся история производства масла в Татеве. Затем будут проведены работы по восстановлению механизма маслобойни, которые будут завершены весной 2011 года. По словам Бадишяна, маслобойня была построена усилиями епископа Овакима в 18 веке и обеспечивала растительным маслом прилегающие села.
Всего, по словам архитектора, в середине 19 века на территории Армении было 285 маслобоен, и только 35 из них производили 240 тонн масла в год.
Бадишян отметил также, что, согласно русскому исследователю Ивану Шопену, на территории Армении было в 3-4 раза больше маслобоен, чем на территории Грузии и Азербайджане вместе взятые. Более того, все маслобойни в Грузии и Азербайджане принадлежали армянам . Бадишян считает, что при таком наследии нельзя не иметь хотя бы одну работающую маслобойню. Он отметил, что реставраторы полностью установили всю производственную цепочку и теперь остается привести на практике все механизмы в рабочее состояние. По словам архитектора, маслобойня на территории Татевского монастыря построена с соблюдением традиций армянского зодчества и применением выверенных архитектурных решений.
Программа «Возрождение Татева» является приоритетной инициативой Фонда национальной конкурентоспособности Армении, основанной на сотрудничестве государственного и частного секторов.
Программа нацелена на восстановление и сохранение жемчужины средневековой армянской архитектуры - монастыря Татев, и развитие региона, представления его духовного, научного и культурного наследия, сделав его туристическим центром высокого уровня. Программа состоит из этапов восстановления монастырского комплекса, монастырских и образовательных традиций, развития туризма и инфраструктур в семи окрестных селах, а также строительства самой длинной в мире реверсивной канатной дороги.
16 октября 2010 открыта самая длинная канатная дорога в мире, названная «Крылья Татева», длиной 5,7 км, проходящая через Воротанское ущелье к монастырю. Наряду с научными конференциями, организованными Сюникской епархией Армянской Апостольской Церкви и Национальной академией наук Армении, здесь проводятся экскурсии для армянских школьников, коллективов организаций и гостей Армении - туристов.
Заключение
История наших предков – наша история. Где бы мы не жили, мы обязаны, прежде всего, своим истокам. В истории каждого народа есть свои памятные события, памятники архитектуры. Мы не перестаем удивляться и восхищаться мудрости, талантам, опыту старшего поколения. Они создавали для нас историю, они мечтали о том, чтобы мы являлись продолжателями их де. Неважно, где ты живешь, важно, как чтишь ты память своих предков, как донесешь их творения своим детям.
Я живу в России. И горжусь этим. Но и не забываю историю своей родины, Армении. Дай мне крылья, Татев, чтобы я смог воспарить над Арменией и насладиться красотой и величием ее просторов.
Литература:
-
Мовсисян А.Х. :Очерки истории по армянской школе и педагогике (X-XV вв.)
-
Твердый А.В. «Топономический словарь Кавказа»
-
Путеводитель «Армения», издание второе
|