Удивительные места Армении «Татевский монастырь» Предмет: география




Скачать 98.66 Kb.
Дата 13.09.2016
Размер 98.66 Kb.
МОУ Теченская СОШ

Районная научно-практическая конференция

«Интеллектуалы XXI века»

Удивительные

места Армении

«Татевский монастырь»
Предмет: география

Выполнил: Нерсисян Мартун,

учащийся 8 класса

Руководитель: Козина Р.В.,

учитель географии,

первая категория




Содержание


  1. Введение

  2. История Татева

  3. Строения Татева

  4. Современный Татев

  5. Заключение

  6. Список литературы


Введение
После распада СССР союзные республики, которые называли себя сестрами, стали жить отдельно. Не стало большой и дружной семьи. Не является исключением и Армения, страна, в которой родился я. Я живу в России, посещаю школу с первого класса, но я не забываю и свою Родину. Ежегодно с родителями мы навещаем родственников, посещаем красивые места Армении. В прошедшем году у моей сестры была свадьба. Венчание молодоженов проходило в древнем Татевского монастыре. Молодожены и гости добирались до него горными дорогами 5 часов. С ним я познакомился на фотографиях. Меня заинтересовало это величественное древнее строение. Я решил узнать, какова же история монастыря, когда он был построен.
Цель моей работы: узнать историю Татевского монастыря.
Задачи:

  • изучить литературу, найти в интернет-ресурсах информацию о монастыре;

  • познакомиться с архитектурными строениями;

  • узнать современное состояние монастыря.


История Татева
Многие путешественники едут в Армению только для того, чтобы посетить памятники религиозной архитектуры, и Татевский монастырь - крепость является одним из  заслуживающих внимания. Татевиванк находится в центре марза Сюник в Южной Армении,в 30км от города Гориса у одноименного села Татев, на правом, высоком берегу реки Воротан(Громовая). Прежде чем подняться на эту захватывающую дух высоту надо спуститься в пятисотметровый каньон Воротана, остановиться на «Чертовом мосту», у теплых ванн минеральных источников, где сходятся два берега реки и, затем, открывая с каждым витком дороги новый неповторимо-прекрасный пейзаж, выйти из него.
Мощной и непреступной твердыней высится Татевский монастырь на утесе, обрывающемся в ущелье реки Воротан. Стратегически выгодное местоположение на мысу, образованном глубокими, скалистыми склонами ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса.
Существует красивая легенда о происхождении названия этого монастыря: когда мастер, строивший монастырь Татев, закончил свою работу, он попросил у Бога, чтобы тот дал ему крылья. Бог услышал его, и мастер улетел. Слово «татев» в переводе с армянского означает «дай крылья». Когда подъезжаешь к монастырю становится ясно, почему ему дано это название. Татев, со всех сторон окруженный пропастью, буквально парит над ущельем. Находясь здесь, совершенно не хочется думать о земном, хочется вверх, кружить и кружить над обрывом... Дай крылья, Татев!

Монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедывавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. Первая церковь монастыря была построена в X в. В это время в монастыре проживало небольшое количество монахов. В XIII в. Татев становится резиденцией Сюникских епископов.


В 848г. Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже в X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем.
В1171г. монастырь подвергся нападению и разграблению турок-селджуков, которые предали огню более десяти тысяч рукописей.
В конце XIII в. монастырь переживает небывалый расцвет. В нем проживает около 1000 обитателей; студенты монастырской школы, преподаватели, художники-миниатюристы живописной мастерской, переписчики скриптория и др.
В 1286г. католикос Всеармянский Костандин II Катукеци рукоположил в городе Сисе-столице Киликийской Армении, настоятеля монастыря Нораванк Степаноса Орбеляна в сан митрополита Сюникской епархии. Два епископства, объединенных в одних руках, Татевиванк и Нораванк возглавили и повели успешную борьбу Армянской церкви против униатов-сторонников Католической церкви.
В 1390-1435гг. при монастыре действовал Татевский универститет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Университет возглавляли Ован Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи философами, педагогами были также выдающимися общественными деятелями, объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы армянского народа. Именно выпускники Татева в 1441г. организовали и перенесли престол католикоса Всея Армянского из Киликии, на берегу Средиземного моря, в Араратскую долину - сердце Восточной Армении, в первопрестольный Св. Эчмиадзин.
Григор Татеваци умер в 1409 году и его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. И сегодня в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина можно увидеть золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци - свидетельство высочайшего класса мастеров - миниатюристов Татевской школы.

Строения Татева

Монастырь - считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества.


Главное архитектурное соружение монастыря — Церковь Св. Погоса и Петроса (X век) - была построена в 895—906 гг. Внешний облик храма строг и лаконичен. Однако внутри стены храма были богато украшены фресками, которые сейчас, к сожалению, почти полностью утрачены. В 906г. была построена самая крупная церковь монастырского комплекса собор Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных базилик XII в., однако в нем имеются и новые черты- приделы в западной части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Гармоническая соразмерность отдельных частей здания усиливает впечатление значительной высоты собора. Особенно бросаются в глаза большие внешние объемы купола церкви, высокий круглый барабан, увенчанный зонтичным перекрытием. Обращают на себя внимание барельефы, украшающие окна, каждый из которых представляет человеческое лицо, к которому обращены головы змей с высунутым жалом.
У армян издавна змея почиталась как покровительница жилищ. На северном фасаде изображены ктиторы собора: князь Ашот и его жена Шушан, а также князья Григор Супан и Дзагик. Огромный собор был расписан фресками, остатки которых кое-где сохранились и просматриваются.
К южной стороне главного собора примыкает церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель) построенная в848г., но перестроенная заново при содействии Сюникского царя Смбата II в 1047г., представляющая широко распространенный в Армении зал с апсидой в восточной стороне, перекрытый цилиндрическим сводом.
К редким по своему местоположению примерам армянской архитектуры относится надвратная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица) построенная в 1087г., представляющая небольшой купольный зал с нишами, на всех, кроме заподного, фасадах с заостренным зонтичным перекрытием.
Церковь Св. Григория (9 век) примыкает к главной церкви с южной стороны. Согласно хронике, церковь была построена в 1295 вместо более раннего здания, построенного в 836—848 гг.
Надвратная церковь Аствацацин (XI век) имеет вертикально ориентированные пропорции, что редко для армянской архитектуры. Внутри небольшой куполообразный зал с нишами во всех стенах кроме западной.
Вокруг этих сооружений, охватывая их кольцом, расположены покои настоятеля, трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ.

На обрыве на подступах к монастырю расположен наблюдательный пост. К куполу сооружения был привязан колокол, в который звонил наблюдающий при приближении вражеской армии, его звон слышали в монастыре.

Одним из примечательных объектов монастыря, который когда-то привлек внимание тележурналиста, ведущего программы «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, является восьмигранный, девятиметровой, качающийся посох-столб. Своим качанием столб, называемый по-армянски «гавазан», предупреждал о вражеских нашествиях. «Гавазан» — качающаяся колонна, установленная в 904 году во дворе, около жилого помещения монастыря, является уникальной работой армянской архитектуры и инженерной мысли того времени. Это восьмигранный каменный столб (восемь метров высотой), увенчанный хачкаром, установленным на резном карнизе. От сейсмических колебаний, и даже от прикосновения человеческой руки столб может наклоняться и самостоятельно возвращаться в исходное положение. Колебания маятника предупреждали более 1 тыс жителей Татева о землетрясениях, а также о приближении вражеских войск.

В старой летописи рассказывается, что арабы, уничтожившие многие армянские храмы, увидев это чудо, в страхе отступили, не в силах разгадать секрет этого инженерного и архитектурного шедевра. Кстати, землетрясение, разрушившее монастырь, не смогло разрушить качающуюся колонну, и она стоит до сих пор.


По народному преданию, когда иеромонаху должны были вручать вардапетский жезл, все собирались у Жезла-Колонны и если иеромонах был достоин того, то колонна начинала качаться.
Напротив монастыря находится беседка. Для чего же была построена она?
Беседка - наблюдательный пост, расположенный на обрыве на подступах к монастырю.
Армения, в частности монастырь, часто страдали от вражеских вторжений. В то же время с обрыва отличный обзор. К куполу беседки был привязан колокол, в который звонил наблюдающий при приближении вражеской армии, его звон слышали в монастыре.

Вокруг этих церковных сооружений расположены, также, капитально построенные в 17-18вв. покои настоятеля, колокольня, сводчатая трапезная с кухней, кладовые, жилищные и другие служебные помещения.



Современный Татев

Величественный религиозный и политический центр Сюникского княжества был полуразрушен землетрясением в 1931 году. В настоящее время монастырь не действует, на территории ведутся восстановительные и реставрационные работы. Вспоминая величие Татевского монастыря,  на недавней конференции к его юбилею глава Сюникской епархии епископ Абгар подчеркнул важность возвращения монастырю прежнего блеска, о создании интернет-сайта о Татеве, о включении его в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь открыт для посещения без ограничений. Реставраторы планируют привести в рабочее состояние старую маслобойню на территории средневекового Татевского монастыря в Армении, сообщил журналистам архитектор-реставратор Амиран Бадишян. 

Работы осуществляются в рамках программы Фонда национальной конкурентоспособности «Возрождение Татева».

 Согласно графику, уже к октябрю посетителям монастыря будет представлена вся история производства масла в Татеве. Затем будут проведены работы по восстановлению механизма маслобойни, которые будут завершены весной 2011 года.    По словам Бадишяна, маслобойня была построена усилиями епископа Овакима в 18 веке и обеспечивала растительным маслом прилегающие села. 

Всего, по словам архитектора, в середине 19 века на территории Армении было 285 маслобоен, и только 35 из них производили 240 тонн масла в год.

 Бадишян отметил также, что, согласно русскому исследователю Ивану Шопену, на территории Армении было в 3-4 раза больше маслобоен, чем на территории Грузии и Азербайджане вместе взятые. Более того, все маслобойни в Грузии и Азербайджане принадлежали армянам . Бадишян считает, что при таком наследии нельзя не иметь хотя бы одну работающую маслобойню. Он отметил, что реставраторы полностью установили всю производственную цепочку и теперь остается привести на практике все механизмы в рабочее состояние.     По словам архитектора, маслобойня на территории Татевского монастыря построена с соблюдением традиций армянского зодчества и применением выверенных архитектурных решений. 

Программа «Возрождение Татева» является приоритетной инициативой Фонда национальной конкурентоспособности Армении, основанной на сотрудничестве государственного и частного секторов.

 Программа нацелена на восстановление и сохранение жемчужины средневековой армянской архитектуры - монастыря Татев, и развитие региона, представления его духовного, научного и культурного наследия, сделав его туристическим центром высокого уровня.  Программа состоит из этапов восстановления монастырского комплекса, монастырских и образовательных традиций, развития туризма и инфраструктур в семи окрестных селах, а также строительства самой длинной в мире реверсивной канатной дороги.

16 октября 2010 открыта самая длинная канатная дорога в мире, названная «Крылья Татева», длиной 5,7 км, проходящая через Воротанское ущелье к монастырю. Наряду с научными конференциями, организованными Сюникской епархией Армянской Апостольской Церкви и Национальной академией наук Армении, здесь проводятся экскурсии для армянских школьников, коллективов организаций и гостей Армении - туристов.

Заключение

История наших предков – наша история. Где бы мы не жили, мы обязаны, прежде всего, своим истокам. В истории каждого народа есть свои памятные события, памятники архитектуры. Мы не перестаем удивляться и восхищаться мудрости, талантам, опыту старшего поколения. Они создавали для нас историю, они мечтали о том, чтобы мы являлись продолжателями их де. Неважно, где ты живешь, важно, как чтишь ты память своих предков, как донесешь их творения своим детям.



Я живу в России. И горжусь этим. Но и не забываю историю своей родины, Армении. Дай мне крылья, Татев, чтобы я смог воспарить над Арменией и насладиться красотой и величием ее просторов.

Литература:


  1. Мовсисян А.Х. :Очерки истории по армянской школе и педагогике (X-XV вв.)

  2. Твердый А.В. «Топономический словарь Кавказа»

  3. Путеводитель «Армения», издание второе


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница