Единый урок безопасности
Проведение единого урока безопасности в сети Интернет
Целью проведения единого урока безопасности в сети Интернет было обеспечение
информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им
навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-
телекоммуникационной среде.
В ходе проведения единого урока безопасности в сети Интернет были реализованы
следующие задачи:
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред
здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для
распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных
последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой
информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования
услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от
противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-
телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного
воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в
виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического
насилия);
4) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой
зависимости (игромании, гэмблинга);
5) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе проведения единого урока безопасности в сети Интернет дети научились делать
более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-
телекоммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях
Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой
коммуникации; отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них
информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить
вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и
репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью,
попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной
информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в
информационно-телекоммуникационных сетях; анализировать степень достоверности
информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от
нежелательных для них информации и контактов в сетях.
При организации единого урока безопасности в сети Интернет важно педагоги исходили
из возрастных особенностей учащихся, учитывали уровень их знакомства с Интернетом.
Проведение единого урока безопасности в сети Интернет было организовано таким
образом, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную
проблему.
При определении содержания, форм и методики проведения единого урока безопасности
в сети Интернет учитывались:
- необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и
интерактивном режиме;
- целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных
вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.
При определении тематики бесед для единого урока безопасности в сети Интернет
классные руководители исходили:
- из понимания важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;
- из возможности в доступных игровых ситуациях знакомить обучающихся с основами
медиакультуры;
- из необходимости приобретения обучающимися первичного опыта регулирования
медиаотношений;
- из необходимости получения обучающимися знаний и навыков использования
конкретных правил и норм медиаобразования и первичного опыта разработки
собственных
правил медиакультуры.
Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со
взрослыми. Поэтому к проведению единого урока безопасности в сети Интернет были
привлечены родители.
При проведении единого урока безопасности в сети Интернет в начальных классах
учителям было рекомендовано использовать материалы, размещённые:
- на сайте интерактивного курса по Интерент-безопасности
(http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm) в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 7-10 лет, а также в разделе «Тесты» (было организовано on-line тестирование школьников 7-10 лет);
- на сайте (http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/) On-ляндия. Безопасная веб-страна в
разделе «Для детей 7-10 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы;
- на сайте (http://content-filtering.ru/aboutus/) Информационно- аналитический ресурс «Ваш
личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Дошкольники и младшие
классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет;
- на портале «Безопасный интернет» (http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме
«Безопасный интернет».
В качестве видео заставки для классного часа или урока был использован
http://youtu.be/789j0eDglZQ мультфильм «Безопасный интернет», который разработала
студия Mozga.ru.
- на сайте «Началка.ком» материалы по безопасному интернету
(http://www.nachalka.com/taxonomy/term/335).
При проведении единого урока безопасности в сети Интернет в 5-9 классах учителям
было рекомендовано использовать материалы, размещённые:
на сайте интерактивного курса по Интерент-безопасности
(http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm) в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (было организовано on-line тестирование школьников 11-14 лет);
- на сайте (http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/) On-ляндия. Безопасная веб-страна в
разделе «Для детей 11-14 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы; в разделе
«Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
- на сайте (http://content-filtering.ru/aboutus/) Информационно- аналитический ресурс «Ваш
личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Средние классы» подсказки и
советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн –игр и мобильного телефона;
- на портале «Безопасный интернет» (http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме
«Безопасный интернет».
Дополнительные Интернет ресурсы для проведения единого урока безопасности в сети
Интернет:
- Справочник по детской безопасности в Интернет от Google
(http://www.google.ru/familysafety/).
- Сайт советов по работе на компьютере (http://shperk.ru/sovety/kaksdelat-internet-dlyadetej-bolee-bezopasnym.html).
- Сайт «Компьютерная безопасность. Безопасность жизни» (http://blog.chljahsoft.net/3167).
- Сайт «Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения,
международный опыт» (http://i-deti.org/)
- Сайт «Дети России Онлайн» (http://detionline.com/).
|