Урок информатики в 5 классе по теме «Графический редактор Paint. Коллаж»
Цели урока:
образовательная
воспитательные
-
Воспитание культуры работы в графической среде;
-
Воспитание любви к родному краю, Кондинскому району;
-
Воспитание патриотизма;
-
Воспитание эстетического отношения к действительности;
развивающие
-
Развитие активности и самостоятельности;
-
Развитие творческих способностей;
Тип урока: урок закрепление знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:
-
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:
-
методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):
*элементы рассказа-вступления;
* элементы фронтальной беседы;
*метод демонстраций;
-
методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):
*творческая работа;
* работа с бумагой;
-
Методы стимулирования и мотивации учащихся:
-
эмоциональные методы;
-
познавательные методы;
-
социальные методы;
Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:
-
Компьютерный класс, имеющий локальную сеть, с установленными на все компьютеры операционной системой Windows и графическим редактором Paint;
-
Мультимедийный проектор с экраном;
-
Фонограмма с песней о Кондинском районе;
-
Листы с фотографиями учащихся, распечатанные на принтере
-
Фотографические изображения с видами Кондинской природы и достопримечательностями Кондинского района (в электронном и бумажном виде);
-
Макет альбома коллажей;
-
Клей (несколько штук);
-
Ножницы (для каждого учащегося);
-
Магниты;
-
Заготовки со стихами о Кондинском района
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный момент
(1 мин)
|
Приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся
|
Слушают учителя
|
2. Мотивационный (3 мин)
|
- Сегодня урок я хотела бы начать с просмотра видеоролика.
Звучит музыка, на экране через проектор демонстрируются фотографии Кондинской природы и достопримечательности Кондинского района.
- Что объединяет эти фотографии, которые вы видите и музыку?
- Что для вас значит Кондинский район?
- Чем для вас является Кондинский район?
- Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?
- Да, нам повезло: мы все живём здесь, на дивной, необычайно красивой Кондинской земле.
- Хотите ли вы, чтобы наш чудесный Кондинский край радовал своей удивительной природой не только нас, её жителей, но и жителей других районов и округов.
- Как привлечь внимание к нашему району?
- Как можно показать Кондинский район?
- Кому вы будете в первую очередь отправлять фотографии о нашем районе?
- Лучше всего о Кондинском районе могут рассказать фотоальбомы. Сегодня на уроке мы постараемся сделать небольшой электронный фотоальбом. Так как вы сказали, что фотоальбом мы будем в первую очередь отправлять родственникам, друзьям и знакомым, то им будет приятнее рассматривать фотографии, на которых есть вы сами, а ещё лучше, если снимки будут содержать стихи о Кондинском районе, сочиненными жителями нашего района.
|
Слушают музыку, смотрят слайды.
Эти фотографии и музыка о нашем Кондинском районе.
Мы здесь живём…
Это наша малая родина
Чувство гордости, радости, любви и т.д.
Да, хотим.
Рассказать о Кондинском районе, показать Кондинский район.
Можно пригласить в гости, разместить в Интернете, отправить фотографии о Кондинском районе.
Родственникам, друзьям, знакомым.
|
2. Работа с бумагой
(6 мин)
|
Прежде, чем мы приступим к изготовлению электронного альбома, давайте попробуем совместить фотографии с видами Кондинского района и ваши собственные фотографии. Для этого у вас есть клей, ножницы и множество фотографий. Фотографии вырежьте и приклейте, пожалуйста, на листы бумаги, которые находятся у вас на партах. Будьте осторожны, помните, что ножницами нужно пользоваться очень осторожно, чтобы не поранить себя и других.
Готовые листы нужно прикрепить к доске магнитом.
|
Вырезают фотографии и наклеивают их на листы бумаги.
По окончанию работы учащиеся прикрепляют коллажи на доску.
|
3. Словарная работа
(5 мин)
|
А теперь давайте выясним, как же всё-таки называются сделанные нами картины. Есть ли у вас какие-то варианты?
Посмотрите на слайд презентации. Здесь выписаны определения нужного нам понятия из различных словарей.
1. Приём исполнения произведений изобразительного искусства путём наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре (Толковый словарь русского языка для школьников. под. ред. С.И.Карантирова, М., 2000 (с. 226))
2. Творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте.
Что же общего в этих определениях?
А может кто-то догадался, о чём же всё-таки идёт речь?
Действительно, такие картинки называют коллажем. Вот, наконец, мы с вами и полностью можем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(открывает в теме урока слово «КОЛЛАЖ»)
|
Предлагают свои варианты (возможные ответы: аппликация, композиция, панно, коллаж).
Читают определения, демонстрирующие на слайде презентации.
Приём в изобразительном искусстве, наклеивание на основу и т.д.
Высказывают свои предположения.
|
4. Объяснение нового материала
(5 мин)
|
- Посмотрите, тема нашего урока состоит из двух тем «Графический редактор Paint. Коллаж», значит целью нашего урока будет…
- Правильно! На сегодняшнем уроке вы должны, научиться создавать коллаж в среде графического редактора Paint, и тем самым, закрепить умения и навыки работы в этой программ.
-Как вы думаете, каким образом коллаж можно сделать с помощью известного нам графического редактора?
-Конечно, наклеивать мы ничего не будем, а просто совместим несколько абсолютно разных фотографий.
- А можно коллаж дополнить какими-то дополнительными рисунками, украсить его?
Для профилактики глазных болезней выполним следующие упражнения:
а) «Жмурки» крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть их. Повторять 6 – 8 раз.
б) Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.
в) Закрыть глаза и массировать веки круговым движением пальца в течение 1 минуты.
|
Научиться создавать коллаж в графическом редакторе
Высказывают свои предположения.
Можно
Выполняют упражнения
|
5. Творческая работа учащихся.
(15 мин)
|
Перед выполнение творческой работы повторим умения выполнять различные действия с рисунком в графическом редакторе, которые вам понадобятся для создания коллажа.
Для этого по одному человеку садимся за компьютер и демонстрируем всем технологию выполнения действий в графическом редакторе Pain
-
Как вставить рисунок из файла в графический редактор?
-
Как из рисунка вырезать фрагмент?
-
Как его переместить?
-
Как изменить его размеры?
-
Как выполнить надпись?
-
Как рисунок сохранить?
Ну, а теперь вы займётесь творчеством. Каждый из вас сделает свой коллаж. Фотографии с видами Кондинского района и вашими фотографиями находятся в папке «Фотографии для коллажа», которая находится на Рабочем столе. В свой коллаж вы должны будете включить строки о Кондинском районе. Вы можете придумать их сами или воспользоваться готовыми, которые распечатаны и находятся на столах. Готовый коллаж сохраните на Рабочем столе под именем Коллаж Фамилия, выполнившего работу и перешлите по локальной сети на компьютер №10.
В каком порядке вы будете работать: сначала создадите коллаж, а потом подберёте поэтические строки или наоборот, решать вам.
Я же желаю вам творческих успехов. Пожалуйста, приступайте к работе!
Учитель помогает решить возможные технические проблемы, отвечает на вопросы.
Для профилактики нарушения осанки и снятия напряжения выполним следующие упражнения:
«Буратино». Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, цифры и т.д.
По мере окончания работы учащимися учитель по локальной сети собирает все работы на главный компьютер
|
Демонстрируют всем технологию выполнения действий в графическом редакторе
Учащиеся приступают к работе.
Выполняют упражнения для осанки.
Пересылают файлы на главный компьютер
|
6. Подведение итогов урока
(5 мин)
|
А сейчас продемонстрируйте свой коллаж. При этом прочтите, пожалуйста, те поэтические строки, которые вы написали.
Итак, скажите, чему же вы научились на сегодняшнем уроке?
Какие умения для этого вы применяли?
А кто помнит, что такое коллаж?
Где можно использовать знания и умения, полученные на уроке?
Вот и подошёл к концу наш урок. Мы создали фотоальбом, который вы можете отправить своим друзьям, а вам на память об уроке тоже останется альбом с созданным вами коллажем.
Учитель снимает с доски получившийся альбом коллажей и дарит его ученикам.
Вы молодцы!
До встречи! До свидания!
|
Демонстрируют свой коллаж и зачитывают стихотворения о Кондинском районе
Создавать коллажи.
Отвечают на вопросы учителя.
Прощаются с учителем.
|
Стихи о Кондинском районе
Среди сотен озёр, где ветров хоровод,
И урман ароматов тайги напоен,
Здесь живет работящий, певучий народ.
Здесь частица России – Кондинский район.
С. Петров
Стихи о Кондинском районе
Обнимая луга и свои берега,
Вьёт нетканый узор кружевница Конда
И у всех на глазах, прихватив речку Ах,
Заблудилась в таёжных волшебных лесах.
Л. Куренёв
Стихи о Кондинском районе
В суровой Западной Сибири
Среди нетронутых болот
Река Конда неторопливо
В таежных зарослях течет.
В поселке выросли заводы,
Идет строительство дорог,
Открыты новые промзоны,
Растет жилищный городок.
Л. Куренев
Стихи о Кондинском районе
О лес ночной! Ночной сибирский лес!
Таишь в себе что-то колдовское.
Дыханье жизни, тишину покоя,
Истоки сказок и секрет чудес.
Н. Смирных
Север, край любимый, синий,
В снежной пыли звёздной дали,
Здесь мне жизнь и эту землю
Мать с отцом в наследство дали.
Н. Сондыкова
Стихи о Кондинском районе
Здесь – широкое раздолье,
Лес с брусничною поляной,
С тихим шепотом берёзы
И звенящим пеньем сосен…
Н. Сондыкова
Мой край родной!
Молочные туманы,
Болотных чащ зелёная трава,
Ваш властный зов и таинство урманов
Приворожили сердце навсегда.
Н. Смирных
Стихи о Кондинском районе
А Конда несет величаво
Шорох трав и выкрики чаек,
Отражение судов и кранов
В колыбели своей качает.
По утрам встают лесорубы,
Валят лес, тайгу обживают.
В их руках шершавых и грубых
Боль и счастье родного края.
Н. Смирных
Стихи о Кондинском районе
Вода-вода, кругом вода,
В глазах искрится остро.
Середина – ты, моя Конда,
Как в сказке чудный остров.
Л. Нагаева
Здесь очень скоро город будет.
Здесь очень скоро саду цвесть,
Пока ещё такие люди
У нас в Кондинском крае есть.
Л. Куренев
Стихи о Кондинском районе
Над Кондою солнце всходит,
Небо алое вокруг.
Сколько красок разноцветных
Солнце выбросило вдруг!
Заалели все макушки
У берёз и тополей,
И шумит, спускаясь к речке,
В рубашке розовой, ручей.
Н. Гаврилюк
|