Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени В.Г. Сизова
Взгляд на современный урок с позиции реализации индивидуальности и дифференциации обучения.
Учитель биологии и химии Скрутелева И.А.
Современный урок должен быть продуман так, что бы в нём были такие разнообразные приёмы, задания, учебные ситуации, которые позволили бы каждому ученику удовлетворить свои образовательные цели и задачи, реализовать свой потенциал, развивать компетенции. На таком уроке возможно выстраивание индивидуального маршрута, реализация принципа дифференцированного обучения.
Представляю Вам технологическую карту урока.
Технологическая карта урока «Биогеоценоз как биологическая и экосистема»
Уровень изучения биологии: профильный
Тип урока: Комбинированный урок
Продолжительность урока: 2 академических часа (90 минут)
Этапы урока
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Методы, приемы и формы обучения
|
Прогнозируемый результат образовательной деятельности
|
Учебно-методическое обеспечение
|
Организация начала урока
|
1 минута
|
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку
|
Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
|
Учебно-организационные. Создание благоприятных условий деятельности.
|
|
|
Постановка целей урока.
|
5 минут
|
Установление связи между учебной деятельностью и мотивом: предлагает «дерево ожиданий» с заполненными «листочками», поясняет какие возможности для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов даёт изучение данной темы.
|
Учащиеся выбирают или формулируют собственные цели урока исходя из сформированной мотивации.
Формулируют задачи исходя из цели.
|
«Дерево ожиданий»
|
У учащихся сформированы цели, мотивы учебной деятельности, разработан план (сформулированы задачи) действий по достижению личностной цели.
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета
|
Интернет - сервис.
Рабочие тетради.
|
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических умений.
|
10 минут
|
Учитель предлагает вспомнить какие вопросы данной темы изучались в 9 классе.
Помогает формулировать проблемные вопросы.
|
Фронтально заполняют на доске диаграмму «рыбий скелет»
Составляют список гипотез к проблемным вопросам до изучения информации (работают индивидуально)
|
Мозговой штурм.
Методика «рыбий скелет».
Приём «Бортовой журнал».
|
Личностные:
- саморефлексия уровня сформированности знаний по теме.
- формируется критическое мышление.
Метапредметные: формируется умение выдвигать и формулировать простейшие гипотезы
Учащиеся готовы к восприятию новой информации
|
Интернет - сервис http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone
Рабочие тетради
|
Изучение нового материала.
1. История развития понятий «биогеоценоз» и «экосистема»
|
5 минут
|
Учитель предоставляет информацию о этапах становления понятий, указывает на роль русских учёных в разработке этих понятий.
|
Учащиеся конспектируют информацию
|
Интерактивная лекция
|
Предметные:
- формируется понятия «биогеоценоз» и «экосистема».
- знакомство учащихся с вкладом отечественных учёных в развитие науки о биогеоценозе.
Личностные: формируются навыки концентрации внимания.
|
Интернет - сервис http://www.timetoast.com/
|
Изучение нового материала.
2. Понятие биогеоценоз и экосистема (работа с учебником)
|
10 минут
|
Ученикам предлагает прочитать п. 30, выдвинуть проблему данного параграфа и в парах решить её.
|
Учащиеся читают п. 30, в парах обсуждают главную проблему, решают её.
|
Стратегия решения проблем «IDEAL».
|
Предметные: учащиеся сравнивают понятия «биогеоценоз» и «экосистема», делают вывод о соподчиненности этих понятий: «Любой биогеоценоз является экосистемой, но не любая экосистема является биогеоценозом».
Метапредметные: формируется умение сравнивать.
Личностные: умение работать в сотрудничестве, слушать и слышать другого, правильно вести диалог и научную дискуссию.
|
Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И. Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф.2011.
|
Изучение нового материала.
3. Харак-теристики биогеоценоза
|
10 минут
|
Учитель излагает материал об основных характеристиках биогеоценоза: видовой состав, ёмкость, классификация видов по количеству особей и влиянию на среду, по соотношению между возрастными группами, границы биогеоценоза.
|
Учащиеся составляют краткий структурированный конспект или (на выбор) ментальную карту
|
Интерактивная лекция
|
Предметные: формируются основные характеристики биогеоценоза.
Метапредметные: умения устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: развитие навыков концентрации внимания.
|
Презентация
Интернет - сервис http://www.thinkbuzan.com/ru/
|
Изучение нового материала.
4. Струк-тура био-геоценоза
|
10 минут
|
Учитель предлагает проанализировать рис. 56 и рис. 57, сформулировать определение «пищевая цепь», «пищевая сеть», «продуценты», «консументы», «редуценты». Предлагает сопоставить функциональные группы организмов биогеоценоза и типы питания: автотрофы, гетеротрофы. По схемам на стр. 163 сравнить цепи пастбищную и детритную.
|
Учащиеся анализируют фронтально рисунки, сопоставляют, формулируют ответы в виде устного ответа. Составляют кроссворд по основным понятиям.
|
Групповая и индивидуальная работа с разными источниками информации.
Составление кроссворда.
|
Предметные: формируются понятия «пищевая цепь», «пищевая сеть», «продуценты», «консументы», «редуценты»; устанавливается связь с функциональной ролью организма в биогеоценозе и типом питания.
Метапредметные:
- развитие монологической речи;
- умение сопоставлять, сравнивать;
- формулировать определения;
- извлекать информацию из разных источников.
Личностные: формируется целостная естественнонаучная картина мира.
|
Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И. Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф.2011.
Интернет - ресурс - http://biouroki.ru/crossword/
|
Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного и связанного с новым.
|
4 минуты
|
Учитель просит вернуться к гипотезам, выдвинутым вначале урока и оценить их достоверность на основании изученного материала.
|
Ученики возвращаются к первой таблице и отмечают + или те гипотезы, которые они выдвинули вначале урока. Делают вывод о качестве своих знаний до и после изучения материала.
|
Приём «Бортовой журнал».
|
Предметные: закрепление теоретических понятий изученных на уроке.
Личностные: формирование рефлексивно-оценочной деятельности.
|
Рабочая тетрадь
|
Обобщение и систематизация знаний и умений
|
30 минут
|
Учитель объясняет правила игры, готовит необходимый игровой реквизит, следит за выполнением правил игры, оказывает индивидуальную консультативную помощь, обеспечивает учащихся различными источниками информации: доступ к сети Интернет, учебники зоологии, определители животных, энциклопедия «Мир животных».
|
Выполняют задания (практическая работа № 4 «Проектирование учебной ситуации»):
- составляют схемы биогеоценозов, цепи питания, решают экологические задачи
|
Ролевая игра «Экосистема»
|
У учащихся:
- сформированы понятия «экосистема», «биогеоценоз», определены признаки сходства и отличия между ними;
- на конкретных примерах выявлены признаки природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов;
- сформированы понятия «цепь питания», «сеть питания», «экологическая ниша»;
Учащиеся умеют:
- составлять цепи питания;
- решать экологические задачи на правило 10%;
- устанавливать связи на основе круговорота веществ.
|
Игровой реквизит.
|
Подведение итогов и результаты урока.
|
4 минуты
|
Обобщает информацию, задает вопросы, направленные на рефлексию. Оценивает работу учащихся на уроке.
|
Отвечают на вопросы, анализируют и оценивают свою деятельность на уроке
|
Беседа
|
Осознают результат своего труда на уроке
|
|
Разъяснения домашнего задания.
|
1 минута
|
Показывает на доске и комментирует
|
записывают
|
|
|
Презентация
|
Приложение.
Разработка учебной ситуации
Название ситуации
|
Ролевая игра «Экосистема»
|
Планируемые результаты обучения
|
У учащихся:
- сформированы понятия «экосистема», «биогеоценоз», определены признаки сходства и отличия между ними;
- на конкретных примерах выявлены признаки природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов;
- сформированы понятия «цепь питания», «сеть питания», «экологическая ниша»;
Учащиеся умеют:
- составлять цепи питания;
- решать экологические задачи на правило 10%;
- устанавливать связи на основе круговорота веществ.
|
Краткое
описание
ситуации 1.
|
Учащиеся разбиваются на 5 групп по 4-5 человек.
Каждой группе выдаётся таблица и карточки. На таблице изображены ландшафты: залесенный берег водоема, поле на окраине деревни, городская улица, поляна зимнего леса, морошковое болото.
На карточках - изображение разных видов животных с родовыми названиями,
например:
Учащимся необходимо:
1. Составить биоценоз, т.е. «заселить» ландшафт (или часть его) характерными для данных условий обитателями.
2. Составить пищевые цепи, т.е. выбрать из предложенных карточек те орга-низмы, которые составляют последовательность пищевых связей от растений до хищников или редуцентов (например: дафния – плотва – щука – скопа; дождевой червь – курица – хорь – жук-калоед).
3. «Заселить» ландшафт группами животных по классам: птицами, млекопита-ющими, насекомыми (вариант – беспозвоночными). Это задание может исполь-зоваться в качестве элемента первого задания и позволяет организовать работу методом эстафеты.
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.
|
-
Рассмотрите ваш биотоп, обратите внимание на разнообразие его условий.
-
Охарактеризуйте биотоп (луг, опушка леса, берег водоема и т.д.); участки ландшафта (левая часть переднего плана, огород, водоем, стог сена, засохшее дерево и т.д.); передний и средний планы; элементы ландшафта (ветка сосны, ручей, поваленные деревья, пень).
-
Прочитайте п. 37 и выпишите определение понятия «экологическая ниша».
-
Классифицируйте предложенные вам животные по разным признакам: по систематическим группам, по их роли в биогеоценозе.
-
Предложите свои возможные признаки классификации, но не уклоняйтесь от темы «Биогеоценоз»
-
Определите, какие виды животных будут «заселять» ваш биотоп.
-
Воспользовавшись разными источниками информации дайте видовые названия этим животным (Интернет – ресурсы, определитель животных, школьный учебник 7-8 класс, энциклопедия животных и др.)
-
Разместите карточки животных в соответствии с местами их обитания, экологическими нишами.
-
Проанализируйте, с какими трудностями вы столкнулись.
-
Объясните причины того, что, что точное положение некоторых видов невозможно определить?
-
Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между организмами вашего биогеоценоза.
-
Предложите как минимум три причины их взаимосвязи, обоснуйте вашу точку зрения.
-
Смоделируйте ситуацию, при которой из вашего биогеоценоза исчезают 5 разных видов животных.
-
Постройте разные прогнозы развития биогеоценоза в данной ситуации.
-
Составьте перечень основных свойств вашего биогеоценоза, характеризующих его как биологическую систему, как экосистему.
-
Выявите принципы, лежащие в основе устойчивости биогеоценоза.
-
Представьте результаты своей работы другим группам, выбрав информацию по разным критериям:
- самая трудная;
- самая неожиданная;
- самая важная с точки зрения теоретических знаний;
- самая важная с точки зрения практического применения.
18. Прослушав другие группы, сделайте общие выводы.
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов
|
- Учитель готовит таблицы с изображениями ландшафтов: залесенный берег водоема, поле на окраине деревни, городская улица, поляна зимнего леса, морошковое болото.
- Учитель готовит карточки с изображениями животных: Ракообразные: Дафния. Черви: Дождевой червь. Моллюски: Катушка, Прудовик, Беззубка. Паукообразные: Паук-крестовик. Насекомые: Муха, Комар, Стрекоза, Жужелица, Жук-плавунец, Жук-калоед, Муравьи, Капустница, Крапивница. Рыбы: Плотва, Щука. Земноводные: Озерная лягушка. Птицы: Канюк, Скопа, Ястреб, Курица, Утка-кряква, Серая цапля, Озерная чайка, Речная крачка, Чибис, Зуек-галстучник, Зимородок, Дятел, Скворец, Деревенская ласточка, Поползень, Большая синица, Белая трясогузка, Болотная камышевка, Домовый воробей, Ворона, Грач, Сорока, Галка, Голубь. Млекопитающие: Крот, Полевка, Домовая мышь, Белка, Заяц, Хорь, Лесная куница, Рысь, Кошка, Собака, Лисица, Медведь, Кабан, Лось, Олень, Человек.
- Обеспечивает учащихся различными источниками информации: доступ к сети Интернет, учебники зоологии, определители животных, энциклопедия «Мир животных».
|
Краткое
описание
ситуации 2.
|
Вы находитесь в экосистеме (выбрать любую на усмотрения учителя или учеников, либо не конкретизировать – просто абстрактная экосистема). Границы системы – пределы класса – в этих границах после начала игры вы сможете свободно передвигаться. Задача каждой группы: используя имеющийся игровой реквизит, добиться указанной в групповом задании цели.
Конец игры, когда 1-3 группы добились цели, либо по времени, в зависимости от усвоения материала темы и степени сплочённости внутри класса.
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.
|
Задания для групп
|
Игровой реквизит
|
Команда 1.
ПОЧВА
Цели:
-
Накопить не менее 5 кг биомассы.
-
Накопить H2S, NH3, P2O5.
-
Сохранить не менее 10% воды.
|
870 кг воды
NO3-
CL-
Na+
Mg2+
Mn2+
|
Команда 2.
ПРОДУЦЕНТЫ.
Цели:
-
Накопить 1000 кг воды.
-
Сохранить не менее 90 % биомассы.
-
Накопить SO42-, NO3-, PO43-, CL-, Na+, K+, Ca2+, Zn2+, Mg2+, Mn2+ , Fe2+ .
|
1000 г биомассы
|
Команда 3.
КОНСУМЕНТЫ 1-го порядка
Цель: накопить не менее 100 кг биомассы.
|
100 кг воды
K+
SO42-
Fe2+
|
Команда 4.
КОНСУМЕНТЫ 2-го порядка
Цель: накопить не менее 10 кг биомассы.
|
20 кг воды
Ca2+
Zn2+
H2S
P2O5
|
Команда 5.
РЕДУЦЕНТЫ.
Цель: накопить не менее 1 кг биомассы.
|
10 кг воды
PO43-
|
После завершения игры:
-
Выскажите свою точку зрения по теме «Ограниченность ресурсов в экосистеме, необходимость их притока извне – подчёркивание открытости биогеоценоза как энергетической системы».
-
Оцените возможные нарушения структуры биогеоценоза при резком изменении биомассы какого либо трофического уровня.
Проанализируй и ответь для себя:
- Моя позиция в споре, методы, которыми я доказываю свою правоту.
- Умею ли я договариваться.
- Можно ли выигрывать всем вместе, т.е. не когда кто – то выиграл за счёт проигрыша других, а когда все выиграли, и никто не проиграл.
- Гармония в природе и гармония в отношениях людей.
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов
|
- Учитель готовит реквизит: 1000 кг биомассы (насколько карточек с разной массой ), 1000 кг воды (несколько карточек с разной массой), SO42-, NO3-, PO43-, CL-, Na+, K+, Ca2+, Zn2+, Mg2+, Mn2+ , Fe2+ , H2S, P2O5.
- Развешивает на стенах класса плакаты со схемами круговоротов основных элементов, воды.
- Следит за соблюдением правил игры и правильность обмена игровым материалом между командами, проверяет правильность расчётов и рассуждений.
|
|