Задание -А
Выберите один правильный ответ, обведите его кружком и аккуратно занесите цифры правильных ответов в таблицу ответов в конце задания.
А1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?
-
биосферный
-
экосистемный
-
популяционно-видовой
-
биогеоценотический
А2. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
-
географическому
-
генетическому
-
морфологическому
-
экологическому
А3. Пример внутривидовой борьбы за существование
-
соперничество самцов из-за самки
-
“борьба с засухой” растений пустыни
-
сражение хищника с жертвой
-
поедание птицами плодов и семян
А4. Приспособленность организмов к среде обитания – результат:
-
стремления особей к самоусовершенствованию
-
проявления конвергенции
-
методического отбора
-
взаимодействия движущих сил эволюции
А5. У человека в связи с прямохождением:
-
сформировался свод стопы
-
когти превратились в ногти
-
срослись фаланги пальцев стопы
-
большой палец противопоставляется остальным
А6. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится
-
наследственная изменчивость
-
борьба за существование
-
естественный отбор
-
членораздельная речь
А7. К абиотическим факторам среды относят:
-
подрывание кабанами корней
-
нашествие саранчи
-
образование колоний птиц
-
обильный снегопад
А8. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:
-
сезонные изменения в природе
-
изменения погодных условий
-
колебания численности популяций одного вида
-
изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов
А9. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –
-
создание искусственных агроценозов
-
сокращение численности хищных животных
-
развитие промышленности с учётом экологических закономерностей
-
уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур
А10. Что изображёно на рисунке?
-
экологическая пирамида
-
пищевая цепь
-
пищевая сеть
-
виды взаимоотношений организмов
А11. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки?
-
мутаций
-
внутривидовой борьбы
-
межвидовой борьбы
-
естественного отбора
А12. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга – пример:
-
идиоадаптации
-
ароморфоза
-
биологического прогресса
-
биологического регресса
А13. Что является структурной единицей вида?
-
особь
-
колония
-
стая
-
популяция
А14. Каковы последствия действия движущего отбора?
-
сохранение старых видов
-
поддержание нормы реакции
-
появление новых видов
-
устранение особей с новыми мутациями
А15. К
акую закономерность отображает рисунок?
-
пищевую цепь
-
экологическую пирамиду
-
колебания численности популяций
-
процесс саморегуляции
Таблица ответов задания А
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
А9
|
А10
|
А11
|
А12
|
А13
|
А14
|
А15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание -В
В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в ответы в порядке возрастания.
В1. Каково значение круговорота веществ в биосфере? Запишите соответствующие цифры.
-
Обеспечивает приток энергии извне.
-
Способствует образованию приспособленности организмов к среде.
-
Поддерживает биологические ритмы.
-
Обеспечивает многократное использование веществ.
-
В его основе лежат пищевые связи между организмами.
-
В его основе лежат территориальные связи между организмами.
ОТВЕТ____________________
В2. Искусственный отбор в отличие от естественного:
-
осуществляется человеком
-
осуществляется природными экологическими факторами
-
происходит среди особей одного сорта, породы
-
происходит среди особей природных популяций
-
завершается получением новых культурных форм
-
завершается возникновением новых видов
ОТВЕТ_____________________
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
|
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
|
|
ОРГАНИЗМЫ
|
1)
|
использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
|
А
|
Автотрофы
Гетеротрофы
|
2)
|
использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ
|
Б
|
3)
|
использование только готовых органических веществ
|
|
4)
|
синтез органических веществ из неорганических
|
|
5)
|
выделение кислорода в процессе обмена веществ
|
|
При выполнении задания В4 установите правильную последовательность процессов или явлений. Запишите в таблице буквы ответов в той последовательности, которую вы составили.
В4. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
-
А)
|
уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов
|
Б)
|
заселение среды обитания особями других видов
|
В)
|
сокращение численности исходных видов
|
Г)
|
изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
|
Д)
|
формирование новой экосистемы
|
-
Задание - С
На задание С1 дайте полный развернутый ответ
С1. В экосистему пресноводного водоема, где обитали моллюски, караси и щуки, запустили карпов. Охарактеризуйте отношения, которые сложились между карпами и перечисленными организмами.
|