Доклад
о реализации в 2011 году Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Содержание:
Введение
3
1. Место Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рейтингах развития информационного общества и электронного правительства 7
2. Формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг 10
3. Формирование электронного правительства 16
3.1. Использование информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями, включая предоставление электронных услуг гражданам и организациям 16
5. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения 35
6. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения 42
Заключение 45
Введение
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в основные сферы деятельности является одним из приоритетных направлений государственной политики. Речь идет не просто автоматизация отдельных функций и деловых процессов, а о существенной перестройке работы соответствующих организаций на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных и социальных услуг (включая услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и др.), развитию новых форм ведения бизнеса и взаимодействия с гражданами.
В феврале 2008 года Президентом Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»1. Стратегия стала основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.
Как сформулировано в Стратегии, целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения поставленной в Стратегии цели необходимо до 2015 года решить целый комплекс задач, в том числе:
-
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
-
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;
-
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
-
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
-
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
-
противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам России.
В Стратегии установлены ключевые показатели ее эффективности, в том числе:
-
уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;
-
уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий к 2015 году - 35 линий;
-
наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, не менее чем в 75% домашних хозяйств;
-
доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;
-
доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%2.
На основе «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» был разработан и утвержден План реализации Стратегии3, в котором решение каждой из задач было конкретизировано по направлениям. Например, с целью повышения эффективности государственного управления и качества государственных и муниципальных услуг были запланированы:
-
создание условий и развитие инфраструктуры информационного взаимодействия органов государственной власти, в том числе модернизация официальных сайтов органов власти;
-
создание центров общественного доступа к информационным ресурсам о деятельности федеральных органов государственной власти, размещенных в Интернете;
-
автоматизация многофункциональных центров предоставления услуг;
-
развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота; разработка ГАС «Управление».
В ноябре 2010 г. была утверждена долгосрочная государственная программа «Информационное общество 2011-2018», которая сменила федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
В реализации Стратегии уже удалось достичь значительных успехов. Достаточно указать, что по результатам последнего Обзора развития информационного правительства, подготовленного Департаментом социального и экономического развития ООН, Россия по уровню развития электронного правительства поднялась с 59 места в 2010 году на 27 место в 2012, опередив остальные страны Восточной и Центральной Европы4. Из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия занимает третье место по рейтингу, после США и Японии.
С целью реализации «Стратегии развития информационного общества в России» на региональном уровне были утверждены «План мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2011-2012 годы»5 и принята целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество – Югра»6 на 2011-2013 годы. В целевой программе «Информационное общество – Югра» на 2011- 2013 годы определены цели, задачи и основные направления государственной политики в области использования и развития информационно-коммуникационных технологий.
Стратегической целью формирования информационного общества в Югре является повышение качества жизни населения автономного округа, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества и совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения данной цели запланировано решить целый комплекс задач:
1. Формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг.
2. Формирование электронного правительства.
3. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения.
5. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Успешное решение этих задач предполагает, в свою очередь, грамотное управление развитием информационного общества и формированием электронного правительства.
Подробный доклад о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был подготовлен на основе отчетов исполнительных органов государственной власти и территориальных федеральных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации в 2011 году:
-
федерального плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года;
-
плана мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию информационного общества и формированию электронного правительства;
-
целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество – Югра» на 2011-2013 годы.
Доклад призван оценить ситуацию по основным направлениям развития информационного общества, выявить зоны отставания и препятствия на пути этого развития. Структура доклада в целом повторяет основные направления, обозначенные в региональном плане мероприятий и целевой программе.
|