Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса




Скачать 78.64 Kb.
Дата 27.09.2016
Размер 78.64 Kb.
Богатырёва Ирина Валентиновна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №331

Невского района Санкт-Петербурга

учитель изобразительного искусства
Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса.

С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к ри­сованию. Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, будь то мамин журнал или папины «важные бумаги», ну а если ничего такого не нашлось, то прямо на недавно поклеенных обоях, то из-под его руки выходят размашистые каракули и всевозможные каляки-маляки. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества. Для юного художника важен процесс, а не результат.

Способность к изобразительной деятельности появляется в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Дети пробуют рисовать значительно рань­ше, чем читать и писать. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свои знания, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, мелкой моторикой, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Но уже к концу начальной школы, овладе­вая вычислительными навыками, навыками чтения и письма, дети постепенно теряют интерес к рисованию. Особенно снижается интерес к творчеству у мальчиков, чем старше они становятся, тем меньше интересуются изобразительной деятельностью, тем больше получают плохих оценок на уроках рисования, ссылаясь на отсутствие способностей, интереса к заданной теме и даже на лень. Почему же это происходит? Давайте попробуем разобраться.

Во-первых, существует мнение, что рисование — это занятие для самых малень­ких. Но, это не так. Многие люди начинают увлеченно заниматься рисованием, выйдя на заслуженный отдых. Заниматься саморазвитием очень полезно, и не поздно никогда. Рисование развивает не только пальцы руки, но знакомит с окружающим миром, развивает память, внимание, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Во-вторых, очень часто, учителя начальной школы, которые ведут уроки изобразительного искусства в своем классе, относятся к предмету весьма и весьма формально, т.е. учитель объявляет тему, но как над ней работать не объясняет. Многие учителя считают этот урок второстепенным, неосновным. Бывает и так, что уроки изобразительного искусства просто заменяют другими уроками, например математикой или русским языком, если что-то не успели на этих уроках.

Это во многом связано с тем, что у самого учителя есть проблемы в изображении окружающего мира, не все учителя на своем примере могут показать и рассказать, как нарисовать тот или иной объект. Опять же не будем забывать о том, что урок изобразительного искусства требует от преподавателя очень большой и серьёзной подготовки в плане наглядного материала. Одним из главных средств наглядного обучения изобразительному искусству являются рисунки, выполняемые учителем с целью иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Для ребёнка на уроке рисования лучше один раз увидеть изображаемый предмет или объект, чем сто раз о нём услышать. Но самой главной причиной является то, что преподаватель не представляет истинную значимость этого предмета.

Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики влияет на развитие правого полушария мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и замечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстниками, которые не умеют и не стремятся научиться рисовать. Если творчество такого ребенка ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным.

Опытный педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и расширяет его кругозор, внушает морально-этические нормы. А уж говорить о том, что уроки изобразительного искусства облегчают ребенку постижение школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление), и совсем не стоит; это очевидно.

Возросшие современные требования к эффективности и качеству учебного процесса выдвинули новые, более высокие критерии оценки деятельности учителей, их педагогической и творческой работы. Стала более явственно ощущаться потребность в совершенствовании их знаний и навыков в области применения информационно-коммуникативных технологий.

Задача учителя, заключается в том, чтобы с помощью передовых методик, с использованием ИКТ и грамотно составленных упражнений помочь ребенку приобрести художественные уме­ния и навыки. От нас, взрослых, зависит, овладеет ли ребенок этим непростым, но красивым и бога­тым языком или навсегда останется иностранцем в мире изоб­разительного искусства.

Как же можно организовать уроки рисования с использованием ИКТ, и тем самым облегчить подготовку учителя к уроку?

В век научно технического прогресса на помощь учителю приходит компьютер. Вспомните, когда вы только приобрели компьютер, и не умели еще на нем толком работать, какую программу вы освоили одной из первых. Правильно, это был Paint. Paint – один из наиболее простых пакетов, входящих в состав оболочки Windows. Paint стандартная программа любого компьютера или ноутбука. Вы как тот маленький малыш, который рисовал на обоях, что-то пытались изобразить, делали заливку фона, использовали распылитель, кисть и карандаш, меняли цвет и т.д.

В Windows 8 Paint имеет очень удобный ленточный интерфейс, дополнительные кисти (теперь их 9), библиотеку фигур, семь разновидностей заливки/контура, пипетку и много других полезных функций для создания рисунка. С помощью этой нехитрой программы можно составить и даже продемонстрировать последовательность рисования, например, еловой ветки, украшенной новогодней игрушкой.





Рисунок 1. Рисование по памяти и по представлению ветки ели с игрушкой.

А можно пойти еще дальше…

Рисовать при помощи компьютерной мыши не очень удобно, приступая к работе, легко убедиться в несовершенстве данного инструмента. Нам привычнее держать в руках карандаш или кисть. И тут на помощь учителю приходит дигитайзер, графический планшет, устройство для ввода рисунков от руки в компьютер. Дигитайзер состоит из пера и плоского планшета, эмоционального к нажатию пера. Графический планшет в отличие от мыши обладает необходимой точностью и позволяет использовать традиционную технику рисования.



Рисунок 2. Графический планшет Bamboo.

Современный ребенок не будет сидеть, открыв рот на уроке, который проходит по «классической схеме». Современного ученика может заинтересовать и увлечь только та информация, которая преподносится каким-либо необычным образом, которая близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. И вот представьте, учитель показывает, как рисовать, не мелом на доске, а при помощи дигитайзера - графического планшета. Таким образом, он мотивирует учащихся к изучению нового материала и к самостоятельному творчеству.

Очень часто учитель даже очень опытный «боится» рисовать на доске. Педагог опасается, что рисунок на доске получится не совсем таким, каким он его себе представляет и не совсем таким, какой должны будут выполнить учащиеся. Например, это рисунки животных или птиц (при подготовке к иллюстрированию). И тут опять на помощь учителю может прийти компьютер. На книжных прилавках в последнее время появилось много книг, выпущенных для детей с последовательностями рисования машин, людей в различных позах, животных и т.д. Учитель при подготовке к уроку может воспользоваться этой литературой. Предложенные последовательности рисования можно отсканировать и вывести на экран в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала: репродукции с картин художников, последовательность выполнения работы, типичные ошибки, образцы работ учащихся. Таким образам, учитель высвобождает большое количество времени, которое бы он потратил на изготовление бумажных наглядных пособий и подбор репродукций.

Самым сложным видом работы на уроках изобразительного искусства, с точки зрения демонстрации последовательности выполнения рисунка, является тематическое рисование, например, иллюстрирование какого либо литературного произведения. При наличии компьютера и сканера учитель при подготовке к такому уроку может выполнять всего один рисунок, поэтапно сканируя его, таким образом, создавая последовательность выполнения примерного рисунка по теме.

Для создания наглядности к уроку можно воспользоваться даже цифровым фотоаппаратом. Поэтапно фотографируя свои действия, учитель имеет возможность наглядно и последовательно показать приемы работы с бумагой в технике рваной аппликации, бумажную пластику и многое, много другое на большом экране.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, участники учебного процесса могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для учителя при объяснении нового материала в форме увлекательной игры. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их к работе у доски.

Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Например, учащимся предлагается исправить ошибки и правильно скомпоновать натюрморт, двигая предметы по поверхности сенсорной интерактивной доски…

Рисунок 3. Найди ошибку в рисунке.

…или выполнить в цвете тот или иной предмет, прокомментировав свои действия в выборе цвета.





Рисунок 4. Светотень.

На интерактивной доске можно рисовать настоящие картины. Дети очень быстро поняли, какие возможности предлагает им интерактивная доска. Какому ребенку не понравится рисовать пальцем, когда он к тому же остается абсолютно чистым?! И не надо ждать пока высохнет краска.

Дети не боятся экспериментировать, они выбирают самые яркие краски для своих картин и уверенно проводят линии по экрану, так что даже самые серьезные учителя не могут удержаться и тоже с удовольствием рисуют на доске.



Рисунок 5. Рисунки, выполненные на интерактивной доске.

Благодаря такой работе исчезает преграда между учителем и учащимися. Теперь не только учитель является источником знаний, но и сами дети могут многому научить взрослых, заразить их интересом ко всему новому, необычному и вовлечь в поиск неординарных подходов к обучению.



Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках является необходимым условием для современного образовательного процесса, одной из новых форм преподавания, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Компьютер – это, один из самых удобных педагогических инструментов, который намного облегчает образовательный процесс и способствующий достижению цели урока.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница