Внутренняя работа




Скачать 119.01 Kb.
Дата 24.09.2016
Размер 119.01 Kb.
СЛОВАРИК УЧИТЕЛЯ XXI ВЕКА

Образование.

Новые слова

ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА

Мы всё чаще сталкиваемся с новыми

терминами и сокращениями, которые фигури-

руют в публикациях, докладах, посвящённых

современному образованию. Иногда мы понимаем, о чём идёт речь. А иногда не совсем точно понимаем. Или совсем не понимаем.

Небольшой словарик терминов образова-

ния XXI века, размещённый на сайте https://

newtonew.com, будет всем нам замечательным подспорьем!

1:1. «Один ученик – один компьютер». Обра-

зовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).



BYOD. Дословно – «принеси своё устройство»

(Bring your own device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов –

сокращение бюджетных расходов и родная,

привычная среда для обучения; из минусов – проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований.



e-learning (eLearning). Цифровое образование,электронное образование, digital-образова ние – это всё об elearning. Всё, что помогает учиться

в Сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, вебсервисы, мобильные приложения. Близкий по духу термин – EdTech (Education Technology).

Ещё его могут называть сетевым обучением

или онлайн-обучением. В основе этой свежей

педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий. Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой

среды для образования и самообразования.



LMS. Система управления обучением (Learning

Management System). Это цифровая среда для учителя (и библиотекаря), которая используется для разработки и распространения учебных материалов для публичного или совместного доступа.

LMS-системы позволяют создавать задания,

назначать их отдельным ученикам или группам,

работать над проектами и следить за ходом их

выполнения, создавать малые рабочие группы

для общения и обсуждения. Наиболее известный пример – Google Classroom.

MOOC. Это массовые открытые онлайн-курсы, один из форматов цифрового обучения.

Характерные особенности: асинхронность процесса обучения; учебный материал доставляется в видео-формате; сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников.



OER. Открытые образовательные ресурсы

(Open Educational Resources). Цифровые учебные материалы, выкладываемые в публичный

доступ и распространяемые по открытой лицензии. Это могут быть и материалы для учителей, и контент для учеников: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций. Сам факт предоставления своих наработок в открытый доступ – это большой шаг и плюс к репутации для любого образовательного учреждения.

Активное обучение. Активное обучение предполагает практическое применение навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности – в форме игр и тренингов, решения

прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов. Сейчас активное обучение

осуществляется гораздо проще и эффективнее благодаря распространению обучающих веб-технологий, сервисов презентаций и созданию

видео, блогов и социальных сетей.



Андрагогика. Педагогика взрослых – область научного знания в системе педагогических наук, которая занимается теорией и практикой образования взрослых на протяжении всей жизни.

Асинхронное обучение. MOOC – идеальный

пример асинхронного онлайн-обучения, когда

всю ответственность за прохождение курса берёт на себя пользователь, а преподаватель в большинстве случаев остаётся за кадром. Ещё примеры

асинхронного обучения – подкасты.


Геймификация (игрофикация). Применение

подходов, использующихся в компьютерных

играх для повышения вовлечённости игроков,

в неигровых процессах: награды, бейджики,

уровни мастерства, создание единой истории.

Дифференцированный подход. Это не столько целостная стратегия преподавания, сколько методология процесса. Дифференцированный

подход предполагает разработку специального образовательного контента, практик и продуктов

(учебников, приложений, сервисов), учитыва-

ющих уровень подготовки и достижения групп

учащихся. Этот подход не предполагает, что для каждой категории учеников будут составляться различные задачи, но задачи различного вида и сложности будут поставляться им тогда, когда

они будут к этому готовы. Подход очень близок к персонализированному и индивидуальному

подходам.

Дистанционное обучение. Этот термин был

известен задолго до появления информационных технологий и возможности обмена информацией

в вебе. Дистанционное обучение предполагает

взаимодействие ученика и учителя на расстоянии.

Раньше это было возможно сделать по почте ; ещё

в XVIII веке в Европе студенты могли получать по почте учебные материалы и переписываться с педагогом. Появление радио, телевидения, а потом и веб-технологий вызвало всплеск популяр-

ности дистанционной формы обучения. Сейчас обучающие теле- и радиопередачи сменились онлайн-курсами и подкастами.

Игровое обучение (эдьютейнмент).

Обучение с использованием игр (не только компьютерных, любых – ролевых, деловых, подвижных,

настольных...). Активное обучение во многом

строится на игровом.



Индивидуальный подход. Основа основ

гуманистической педагогики. Подход, учитывающий особенности личности, уровня развития, социальных условий ученика. Крайне важны



принципы индивидуального обучения в коррекционной педагогике.

Инклюзивное образование. Система об-

учения детей, которая ставит перед собой цель развития доступности образования для всех учеников, в том числе и для детей с особыми потребностями. Принципы инклюзивного образования

ценны для коррекционной педагогики, создания

дистанционных методов обучения, реализации

адаптивного и персонализированного подходов.

Инклюзивное образование – это теория реструктуризации школ и образовательной системы, их

переосмысления. Это наши мечты о неунифицированной школе, принимающей всё многообразие

учеников, учитывающей возможности каждого, позволяющей учиться так, как удобно, а не так, как принято.



Интерактивность. Интерактивность – это

такое условное понятие, раскрывающее дву-



сторонний характер взаимодействия между

элементами системы. Интерактивная игра – это игра, предоставляющая игроку немедленный отклик. Любая подвижная игра интерактивна. Игра с компьютером в шахматы тоже. Разгадывание

кроссворда – неинтерактивно.

Когнитивное обучение. Этот вид обучения

строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии; с их помощью выстраивается такая модель педагогического

процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы. Главное в этом обучении – понимание собственной способности выполнить за-

дачу и построить стратегию решения проблемы.





Конструкционизм. Не путать с социальным

конструктивизмом! Подход конструкционизма

развил Сеймур Пейперт, выдающийся педагог, математик и программист.

Конструкционизм –

это обучение в сообществах, где каждый при-

шедший новичок сразу становится участником совместной деятельности; так стирается грань между учащимися и учителями; а в целом такой

подход помогает группе точнее формулировать свои цели и задачи, а всем участникам осознавать , оценивать свой вклад в общее дело.

Сеймур Пейперт, помимо всего прочего, ещё

и создал язык программирования Logo, который помогал детям освоить азы программирования.

Мобильное обучение. Вид дистанционного

электронного обучения, характерный использованием именно мобильных устройств (планшетов,

смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов). Мобиль ные устройства открывают

доступ к сетевым образовательным ресурсам из любой точки мира (при наличии подключения

к Интернету, естественно), возможность общаться с другими и создавать свой собственный контент или проекты. А ещё мобильные устройства

прекрасно дополняют те же LMS, предоставляя площадку для быстрой коммуникации между

учениками, учителями, преподавателями, родителями.



Моделирование (симуляция). Применение

симуляции в образовании прекрасно подходит для развития навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество

такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика.

Неформальное образование. Это всё, что

выходит за рамки деятельности официальных

образовательных учреждений: местный детский

кружок лепки из глины, клуб любителей Бродского для взрослых, курсы компьютерной грамотности при администрации района. Иными словами,

всё, что создаётся силами энтузиастов для того, чтобы сделать знания и опыт одних доступными другим. Основные отличия неформального

образования от формального – гибкая учебная программа, явная прикладная направленность и,

как правило, широкие возможности удалённого

обучения.



Перевёрнутый класс. Концепция «пере-

вёрнутого класса» предполагает учёбу наобо-



рот: обычно в школу и в аудиторию приходят

послушать учителя, а дома выполняют задание;

в этой концепции ученики дома знакомятся

с учебным материалом (обычно в видеоформате),

а в аудитории вместе работают над заданиями и участвуют в обсуждении. Вот четыре шага, чтобы перевернуть класс, и обзор приложений для

перевёрнутой модели обучения.



Персонализированный подход (адаптивное

обучение). В отличие от индивидуального подхода, где учитель подстраивает учебную программу под личностные особенности ученика, и от дифференцированного подхода, где разные

подходы реализуются для групп учеников, персонализированный подход идёт ещё дальше.

В зависимости от потребностей и способностей каждого ученика меняется учебный материал, модель обучения, модель оценки и применения знаний. Такой подход стал возможен благодаря масштабному сбору данных о поведении обуча-

ющихся и прогрессе в их обучении, например, по системе MOOC и с использованием игровых

приложений.

Поток. Состояние потока наблюдалось и

практиковалось ещё в восточных духовных традициях. Особую популярность в современном обществе этот термин приобрёл благодаря американскому психологу М.Чиксентмихайи. Теперь

«поток» стараются поймать представители почти всех профессий, связанных с интеллектуальным и творческим трудом: учёные, писатели, художники, дизайнеры, инженеры и разработчики...

Если вкратце, состояние потока – это состояние полной включённости в процесс деятельности, психоэмоционального удовлетворения от неё.

В потоке работа и учёба становятся эффективнее, а мотивация повышается.

Проблемно-ориентированное обучение.

Педагогическая стратегия, которая позволяет

овладеть предметом изучения через решение

реальных жизненных ситуаций с помощью самостоятельного использования достоверных источников и групповых обсуждений. Учитель при

этом выступает в роли наставника-консультанта.

Почти во всех медицинских вузах США, Канады и Австралии используется именно такой подход.



Проектно-ориентированное обучение. Ме-

тод проектов, основы которого заложил влия-

тельнейший американский философ-прагматик и педагог Джон Дьюи. Проектная методика предполагает не просто назначение проектов к выполнению и собственно их исполнение, а создание

ситуаций, которые будут стимулировать исследовательский и творческий дух учеников. Учитель

здесь выступает в роли научного руководителя.

Самообучение. Всё то, что обычно делается

учителем за ученика в традиционном обучении,

в системе самообучения берёт на себя ученик:

постановку образовательных целей, задач, выбор путей их достижения, учебных материалов.

Самообучение с нами на всём протяжении жизни – и в школе, и в вузе, и на работе, и на отдыхе.

А разработкой методов и теории самообучения

занимается направление педагогической мысли под названием хьютагогика.

Синхронное обучение. Разновидность он-

лайн-обучения, когда взаимодействие между

слушателями и преподавателями происходит



в режиме реального времени. Вебинары, совмест-

ная работа над документами, видеоконферен-

ции – примеры синхронного обучения.

Ситуативное (контекстное) познание.

Именно это понятие когнитивной науки лежит

в основе когнитивного обучения. Здесь познание

рассматривается как процесс, который в пол-

ной мере запускается только в реальной среде,

в контексте конкретной ситуации или комплекса

событий. Иными слова ми, контекстное познание

налаживает связь между тем, что вы знаете, и тем,

что вы можете с этим знанием сделать.

Смешанное (гибридное) обучение. Обра-

зовательная модель, совмещающая цифровую и традиционную формы обучения. При смешанном

обучении учащиеся, помимо привычного посещения учебного заведения, с частью материала работают онлайн. Пока никому не известно, какой процент от общего объёма образовательного процесса должен осуществляться в цифровом виде,

чтобы иметь право называться «смешанным».



Социальный конструктивизм. Именно

в процессе межличностного взаимодействия

происходит индивидуальное обучение. Основная ценность – личный вклад каждого в общую базу знаний. В основу этой теории легли идеи великого советского психолога Л.Выготского.

Таксономия. Самая известная из таксономий

в образовательной среде – таксономия Блума.

Вообще «таксономия» – это такое дерево классификаций. Таксономия Блума структурировала педагогические цели и задачи, разбив их на три основные сферы: когнитивную (о знаниях и мышлении), аффективную (о чувствах и эмоциях) и психомоторную (о работе руками и инструментами).
Хьютагогика. Отдельная ветвь педагогической мысли, развившаяся из андрогогики, только

хьютагогика изучает процесс самостоятельного и непрерывного самообразования в течение всей

жизни.

Цифровое гражданство. Термин означает

возможность участвовать в онлайн-сообществе.

Мы все – граждане глобального интернет-со-

общества, которое уже давно перестало быть

группой энтузиастов, а превратилось в полно-

ценное глобальное общество.

В составлении словарика помог материал сайта

БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ июль–август 2015





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница