Вопросы к экзамену по дисциплине
«Международный бизнес»
Код и направление подготовки 38.03.01 «Экономика»
Профиль подготовки 38.03.01.62 Мировая экономика
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели, задачи и компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Международный бизнес». Виды контроля освоения и отчетности дисциплины. Научные основы и практическое приложение дисциплины.
2. Понятие, роль и особенности организации международного бизнеса в современных условиях глобализации экономики.
3. Особенности организации международного бизнеса в конце XIX – начале XX вв.
4. Исторические этапы развития международного бизнеса.
5. Формы международной предпринимательской деятельности.
6. Направления, формы и методы международного сотрудничества, применяемые в прак-тике международного бизнеса.
7. Теории исследования международного бизнеса.
8. Понятие и формы хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса.
9. Особенности соглашений о ликвидации двойного налогообложения.
10. Национальное регулирование международного бизнеса.
11. Инструменты межгосударственного регулирования международного бизнеса.
12. Сущность и факторы изменений международной среды компании. Анализ среды международного бизнеса.
13. Информационная и теневая экономики в международном бизнесе.
14. Транснациональные компании и их значение в мировом хозяйстве. Трансформация транснациональных компаний на современном этапе.
15. Стратегии транснациональных компаний и их эволюция.
16. Многонациональные компании: сущность и особенности развития, подходы к стратегии управления.
17. Сущность, роль и структурные преобразования малого и среднего бизнеса в мировой экономике.
18. Формы и схемы участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции.
19. Виртуальные компании в сфере международного бизнеса.
20. Основы электронного международного бизнеса.
21. Понятие, цели создания и основные виды свободных экономических зон.
22. Оффшорные зоны международного бизнеса.
23. Понятие, классификация и роль международных стратегических альянсов в развитии международного бизнеса. Возможные потери и преимущества от сотрудничества компаний в рамках международного стратегического альянса.
24. Значение интеграционных операций в международном бизнесе. Классификация основных типов слияний и поглощений.
25. Мировые волны развития слияний и поглощений. «Рейдерские захваты» и механизмы защиты от них.
26. Национальные инновационные системы. Наука, инновации и государство. Международный инновационный бизнес в России и в мире. Глобализация в международной инновационной сфере.
27. Аутсорсинг: определение, методология и цель применения. Мировой рынок услуг аутсорсинга: сегменты и динамика, формы аутсорсинга. Аргументы и тенденции, влияющие на стратегию аутсорсинга.
28. Инсорсинг: определение и матрица оценки стратегической возможности международной компании.
29. Логистика в международном бизнесе: сущность, задачи и стадии развития компаний, применяющих принципы международной логистики. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе.
30. Концепции развития международной логистики. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики.
31. Международный менеджмент: сущность, развитие, структура и отличительные особенности.
32. Содержание, роль, специфика внешней среды международного бизнеса в междуна-родном менеджменте, проведение ее комплексного анализа.
33. Сущность корпоративной культуры международной фирмы и среда, влияющая на ее формирование.
34. Управление человеческими ресурсами международной фирмы.
35. Международный маркетинг: сущность, шаги, факторы формирования и отличительные особенности от внутреннего маркетинга.
36. Народный маркетинг как концепция оптимального рыночного поведения международной компании.
37. Понятие, сущность и нематериальные факторы роста международной конкурентоспособности компании в международном бизнесе. Менеджмент как система обеспечения международной конкурентоспособности.
38. Особенности международной сферы ценообразования. Мировые цены в условиях глобализации и электронизации мирохозяйственных связей
39. Мировая цена: понятие, требования к формированию, динамика. Принципы ценообразования и виды цен на мировом рынке.
40. Общая характеристика, регулирование и формы собственности в агропромышленном комплексе мировой экономики. Основные и новейшие тенденции развития агробизнеса в рамках мировой экономики.
41. Структура, динамика развития и формы собственности в мировом топливно-энергетическом комплексе.
42. Тенденции развития современных отраслей международного транспортного бизнеса.
43. Роль и место химического, металлургического и машиностроительного комплексов в мировой экономике, их страновая структура.
44. Перелив предпринимательского капитала и формы собственности в химическом международном бизнесе.
45. Мировые рынки металлопродукции и машиностроения: особенности развития, формы собственности.
46. Особенности, формы организации и методы международной торговли на современном этапе. Проблемы ценообразования на мировом рынке.
47. Факторы развития, типы и виды международных торговых сетей. Стратегии международных торговых сетей. Экспансия международных торговых сетей и ее направления.
48. Международная торговля услугами: сущность и посредники во внешнеэкономической деятельности.
49. Права и формы международного обмена объектами интеллектуальной собственности. Лицензионные соглашения на передачу знаний и классификация лицензионных договоров в международной торговле.
50. Международные соглашения о передаче ноу-хау и технологий, формы передачи технологий.
51. Сущность, разновидности и тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг. Особенности ценообразования на телекоммуникационные услуги на мировом рынке.
52. Институт и индустрия международного страхового бизнеса: параметры, функции и характерные особенности. Международные страховые рынки и крупнейшие международные страховые корпорации.
53. Международный туристский бизнес: сущность, эволюция развития и основные участники.
54. Международный филателистический бизнес: сущность, программы, участники, особенности ведения и ценообразования
55. Международный финансовый бизнес: понятие, эволюция и участники.
56. Сущность, структура и особенности развития международных финансовых рынков как экономической среды для международного бизнеса.
57. Особенности деятельности рынка спот и форвардного рынка.
58. Опционные стратегии. Оптимальные стратегии поведения на международном рынке ценных бумаг
59. Интернационализация банковского дела и банковских систем. Регулирование международной банковской деятельности.
60. Современные организационно-правовые формы, виды услуг и операций в международном банковском бизнесе.
Вопросы, выносимые на экзамен, доводятся до сведения студентов за месяц до сдачи экзамена.
Разработчик:
канд. экон. наук,
доцент кафедры институциональной
экономики и инвестиционного менеджмента Н.В. Погребная
|