Возможные виды интеграции на уроках теоретического цикла дмш




Скачать 202.86 Kb.
Дата 28.09.2016
Размер 202.86 Kb.


Министерство культуры

Московской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей



«Детская музыкальная школа №2»

(МОУ ДОД «ДМШ №2») г.Подольска


Методическая разработка на тему

«Возможные виды интеграции



на уроках теоретического цикла ДМШ»

Преподаватель Мамушкина О.И.


г. Подольск

2013
Содержание


Введение 3

I.Взаимосвязь теоретических дисциплин другими музыкальными дисциплинами 6

II.Взаимосвязь теоретических и общеобразовательных дисциплин 8

1. Интеграция теоретических дисциплин с предметами гуманитарно-эстетического цикла 8

2. Интеграция теоретических дисциплин с предметами технического и естественного цикла 14

III.Пример интегрированного урока в ДМШ 16

Заключение 18

Список использованной литературы 20



Введение


Традиционное музыкальное образование постепенно претерпевает всё большие изменения, которые обусловлены особенностями и проблемами современного общества. Среди таких особенностей и проблем отмечу наиболее важные:

  • обесценивание нравственных идеалов (что отразилось на детях в виде их раскрепощения, свободы поведения, но следствием стало снижение роли культурного, духовного воспитания личности, нарушение норм этики, нежелание соблюдать правила общественного поведения);

  • потребительское отношение к жизни и образованию (это привело к падению авторитета педагогов всех звеньев образования (так, в системе ДМШ всё чаще возникает модель обслуживания учеников как клиентов по потребительской схеме: «я заплатил за обучение – будьте добры предоставить мне знания»), равнодушному отношению к учебе в сочетании с желанием получить «корочку» - аттестат, свидетельство, диплом);

  • ориентация на развлечение (с экранов телевизоров активно распространяется информация о том, что обучение должно быть лёгким и увлекательным, и дети ждут этого от занятий в любом звене образования, не желая усердно трудиться);

  • завышение роли высокого уровня дохода (ученики хотят заниматься лишь предметами, имеющими непосредственное отношение к будущим заработкам);

  • возрастание роли компьютерных технологий (с появлением массового доступа к всемирной сети Интернет информация стала значительно доступнее, и, как следствие – «повысился спрос» на неё: увеличились требования педагогов к школьной домашней подготовке учеников, нагрузка на детей возросла и для многих стала переизбыточной; для детей же, которые хорошо адаптировались к новым технологиям, появилась возможность применять их и в музыке – возрос интерес к обучению на электромузыкальных инструментах, основам музыкально- компьютерной грамотности. Помимо этого, доступность многообразной информации из самых разных областей знания потребовала от современного общества экономической, политической, культурной, информационной интеграции: самостоятельность или слабая связь школьных предметов друг с другом затрудняют формирование целостной картины мира у учеников, препятствуют их органичному восприятию культуры).

Данные особенности и проблемы привели к постепенному уменьшению числа желающих обучаться в музыкальной школе. И следствием стали наборы в первый класс практически всех желающих ребят, независимо от их индивидуальных музыкальных способностей и заинтересованности в изучении всех дисциплин, которые предлагает это учреждение дополнительного образования. Такие дети часто оказываются не готовыми к дополнительной нагрузке и «бросают» учёбу в музыкальной школе после определённого периода времени.

А нагрузка, распределяемая на ребенка в музыкальной школе, весома: согласно сложившемуся в музыкально-педагогической практике учебному плану, музыкальная школа предполагает изучение следующих дисциплин: 



  • индивидуальное обучение игре музыкальном инструменте;

  • групповые занятия по сольфеджио;

  • групповые занятия по слушанию музыки и музыкальной литературе;

  • групповые занятия по хоровому пению, либо участие в инструментальном ансамбле, оркестре.

При этом изучение каждой из вышеперечисленных дисциплин зачастую происходит разрозненно, без учета их взаимосвязи друг с другом, что ведет к ограниченности полученных учениками знаний, умений и навыков, недостаточному развитию их способностей, невозможности овладения ими обобщённым характером познавательной деятельности.

Отсюда возникает необходимость учёта современных особенностей и проблем при построении учебного процесса в музыкальной школе. От педагогов требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности. При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, причем как внутренней – между предметами, преподаваемыми в музыкальной школе, так и внешней – между предметами музыкального и общеобразовательного направлений.

Применение интегрированных уроков теоретического цикла в ДМШ решает множество задач:


    • познание учениками мира в его многообразии и единстве;

    • развитие потенциала учащихся, побуждение их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

    • удерживание внимания учеников на высоком уровне, снятие их утомляемости, перенапряжения за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышение познавательного интереса, развитие воображения, внимания, мышления, речи и памяти;

    • соответствие уровню современного общества, стремящегося к интеграции самых разных видов деятельности;

    • возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию его педагогических способностей;

    • повышение практической и теоретической подготовки учащихся, овладение обобщённым характером познавательной деятельности, что является условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

Рассмотрим конкретные варианты межпредметных связей в ДМШ.


  1. Взаимосвязь теоретических дисциплин другими музыкальными дисциплинами


Прежде всего, конечно, связь налаживается между основными предметами ДМШ – теоретическими дисциплинами и специальным инструментом, уроками хора, оркестра или ансамбля. Интеграцию такого типа принято называть внутривидовой, или предметной, т.е. находящейся в рамках одного предмета – музыка, но касающейся разных её сторон – собственно, музыкальных произведений, истории и теории музыки.

Такая интеграция чрезвычайно важна, ведь только понимая историческую ценность, особенности создания музыкальных произведений, их идеологическую, стилевую, жанровую направленность, зная строение произведений, особенности их наиболее выразительных средств, можно получить целостное музыкальное рассмотрение таких произведений.


Для выявления связи предметов теоретического цикла со специальностью используются уже ставшие традиционными формы работы.

Так, на уроке сольфеджио важнейшую форму работы – анализ музыкальных произведений – можно построить путём интеграции со специальным предметом: репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучению и запоминанию текста.

Исполнительские навыки учеников помогают при таких формах работы, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, отражается на навыках чтения с листа и при подборе по слуху на уроках по специальности.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы целесообразно развивать кругозор учащихся, в качестве домашнего задания используя формы доклада, сочинения, размышления о композиторе, изучаемом на уроках специальности. При этом можно ставить различные задачи: сбор сведений об эпохе в целом, о композиторе – авторе конкретного произведения, об особенностях его музыкального стиля, об истории написания произведения. Это значительно облегчит воссоздание образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора в работе специалиста.

При изучении средств музыкальной выразительности также очень полезно обращаться к примерам учеников из специальности. Такая форма работы играет огромную роль в осознании развития образа музыкального произведения.

Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать как каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на уроке музыкальной литературы над видами музыкальных форм, опять-таки следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности.

Одной из интересных форм представления материала может быть урок-концерт, представляющий собой слияние сведений по теоретическим предметам с практическими навыками игры на специальном инструменте, или урок-состязание.
Интеграция сольфеджио с хором также очевидна, важна и хорошо изучена в рамках предмета «хоровое сольфеджио», предложенного известным музыкантом, педагогом, композитором Г.А. Струве. Основные задачи оригинальной методики - способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей учеников через развитие  у них ладовых звуковысотных представлений, осуществляющееся в различных видах музыкальной деятельности. Это пение ладовых песенок-попевок (по нотной записи, на слух, по руке педагога), освоение основ музыкальной грамоты в пении, с помощью музыкально-игровых приемов, активная работа над ритмическими трудностями в процессе живого исполнения.

 В рамках предметов слушание музыки и музыкальная литература важно разбирать стилистику композиторского письма пройденных хоровых произведений, особенности эпохи, в которую жил композитор, его мировоззрение; основные средства музыкальной выразительности произведений, их форму.

Те же самые задачи можно решать и при анализе ансамблевых, оркестровых произведений учеников. При этом на передний план выдвигаются также тембровые особенности произведений.

Наиболее интересными нетрадиционными формами подобного урока, на мой взгляд, опять же, могут быть урок-концерт, урок-состязание, урок-фестиваль.



  1. Взаимосвязь теоретических и общеобразовательных дисциплин

1. Интеграция теоретических дисциплин с предметами гуманитарно-эстетического цикла

Интеграция различных видов искусства называется межвидовой.

При этом наиболее результативна локальная тематическая интеграция. В ее основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства. Упорядоченное дополнение музыкального произведения другими видами искусства способствует формированию у учащихся структурированного, широкого комплекса  музыкально-эстетических знаний, более глубокому восприятию самой музыки, расширению кругозора учеников.
Связь различных видов искусства – музыки, поэзии и прозы, живописи, архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым востребованным видом интеграции. Ведь музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, а их сочетание создает целостную картину бытия.

М.Чюрленис – литовский музыкант, художник, поэт, писал: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру», и всю жизнь воплощал идею синтеза искусств.

Н.А.Римский-Корсаков отмечал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ».

Интеграция разных видов искусства на уроках теоретического цикла позволяет наделить произведение одного вида искусства чертами другого, тем самым значительно обогатив внутренний мир учеников, их образное, эмоциональное мышление.


Конечно же, первоочередна и очень естественна связь музыкальных произведений с литературными. Ведь именно с помощью слова музыка получает конкретное смысловое наполнение, а поэтические строки с помощью музыки наполняются особой эмоциональностью и выразительностью.

Связь музыки и слова проявляется в многочисленных образцах вокальной, программной инструментальной музыки, в музыкально-драматическом искусстве. Так, например, великие произведения оперы и балета – доказательство полного взаимопроникновения, взаимодополнения двух важнейших составляющих.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы нужно анализировать литературный текст (программу, либретто) таких музыкальных произведений в разных вариантах, в зависимости от поставленной педагогической задачи, сравнивать его с музыкой в поисках образного, смыслового, структурного сходства или отличий, ярких изобразительных и выразительных моментов.

Помимо этого, полезно подбирать к инструментальным произведениям или их частям подходящие по смыслу или структуре поэтические произведения или отдельные образы, эпитеты из них.

Свои впечатления от прослушанного музыкального произведения учащиеся могут изложить письменно в форме небольшого сочинения, согласно плану анализа. Например, для учеников третьего года обучения слушанию музыке – первого года обучения музыкальной литературе можно использовать следующий план:


  1. Образ или образы произведения:

    • На какие образы нацеливает нам название произведения (программа, текст)?

    • Сколько образов?

    • Какие они по характеру?

    • Что с ними происходит в течение произведения?

    • Какие музыкальные инструменты для этого используются?

    • Почему?

  2. Средства музыкальной выразительности:

    • Какие средства проявляются наиболее ярко?

    • Как именно?

    • Что с ними происходит в течение произведения?

  3. Форма:

    • Сколько разделов в произведении?

    • Есть ли повторения разделов, если есть – для чего, если нет – почему?

    • Как можно назвать такую форму (для групп, знакомых с видами музыкальных форм)?

  4. Личное отношение к произведению.

    • Что понравилось, запомнилось, показалось интересным, оригинальным?

На уроке сольфеджио при анализе вокальных музыкальных произведений важно учитывать мелодические, ритмические, тембровые, динамические особенности речевых акцентов.

Интересными формами интегрированных музыкально-литературных уроков являются урок-сказка, урок-спектакль, урок-размышление, дискуссия, проблемный урок, урок-кроссворд, урок-семинар.
Так же неразрывна связь музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства. Не зря существует фраза: «можно «слышать» живопись и «видеть» музыку». Конечно, в первую очередь хочется привести в пример музыкальные произведения, созданные композиторами под впечатлением от живописных полотен – а таких примеров множество, но и само разворачивание музыкальной ткани часто говорит нам о «картинности» произведения и предполагает сравнение с соответствующими живописными полотнами.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы педагогом могут приводиться примеры живописных полотен великих художников, наиболее ярко отражающих образное содержание музыкального произведения, причем в самых различных вариантах: перед прослушиванием музыки или после, с озвучиванием названия картины или предложением ученикам сделать это самим, в разных вариантах картин с предложением выбрать подходящий. Можно оставить выбор подходящего живописного произведения за учениками, в качестве домашней работы с использованием компьютерных технологий.

Другая распространённая и очень полезная форма работы над «зрительностью» музыки – её рисование детьми. Оно учит ребят передавать настроение музыкального произведения через художественные средства изображения, развивает их творческие способности, фантазию, образное и ассоциативное мышление; воспитывает эстетический вкус, интерес к классической музыке учеников.

При этом педагог может ставить перед учащимися разные задачи: запечатлеть конкретного музыкального героя, изобразить музыкальное настроение беспредметно – только с помощью подходящих цветов, отобразить на альбомном листе музыкальное развитие, изменение того или иного выразительного средства, движение к кульминации и т.п.

Яркими по форме являются итегрированные уроки-впечатления, уроки-практикумы, интересны и дискуссии, проблемные уроки.
Не менее интересна связь музыки с архитектурой. Гёте называл архитектуру «онемевшей музыкой», Шиллинг – «застывшей». Ю.Борев писал: «Музыка близка архитектуре и огромной значимостью в ней ритма и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в "снятом" виде, и, наконец, особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины". Пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень архитектуры близки многообразию выразительных элементов музыки.

Педагог может использовать сравнение шедевров архитектуры с музыкальными произведениями на уроках слушания музыки и музыкальной литературы подобно работе с живописными произведениями.

Нетрадиционные формы уроков сопоставимы с музыкально-изобразительными интегрированными уроками.
С древнейших времен ярко прослеживается связь музыки с танцем. Известная русская балерина Г.Уланова замечала: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность». А об известной русской балерине А.Павловой говорили, что ее движения – это «танцующая музыка».

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы в качестве творческих элементов урока можно использовать танцевальные движения, наиболее подходящие тому или иному музыкальному фрагменту (при этом они могут быть как свободными, так и фиксированными или же характерными), всевозможные инсценировки, музыкально-танцевальные игры. Особенно эти формы работы актуальны при знакомстве с первичными музыкальными жанрами, а также в качестве способа отражения музыкальных форм, средств музыкальной выразительности.

Так, например, на этих занятиях, как и на уроке сольфеджио, очень полезен метод пластического интонирования, заимствованный из хореографического искусства - движения рук, идущие за звуком. Они дают возможность ребёнку увидеть мелодический рисунок произведения, номера или диктанта, разобраться в строении, тем самым способствуют осознанному определению на слух, исполнению, записи. Также целесообразно применять ритмические упражнения – движение группами под музыку в определенных ритмических рисунках.

Возможны такие нетрадиционные формы представления таких уроков, как урок-концерт, урок-бал.


Важнейшая сторона интеграции предметов теоретического цикла с общеобразовательными – тесная взаимосвязь музыкального искусства с историей. Ведь важнейшей частью истории является изучение художественной культуры как явления общественного сознания. Музыкальные произведения своего времени обязательно отражают в себе и исторический облик эпохи в целом, и мораль общества, его идеологию, устремления и надежды народа.

 На уроках слушания музыки и музыкальной литературы такая связь особенно важна при изучении так называемых «переходных» тем – тем, направленных на изучение новых этапов музыкального развития в конкретных временных рамках. Здесь можно прослеживать связи между историческими событиями времени и конкретными музыкальными произведениями или их частями, оценивать их роль в общественной жизни, соответствие нормам и идеалам времени.

Полезно проводить параллели между историческими событиями одного времени в разных странах и оценивать степень их взаимовлияния и влияния на культуру. При сравнении различных произведений нескольких авторов также целесообразно сравнивать и исторические особенности их создания.

Интересны нетрадиционные формы заданий таких уроков: урок-исторический портрет (эпохи, стиля, композитора), урок-суд, урок-семинар.


Кроме этого, современные высокообразованные педагоги могут построить уроки теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранного языка. Это можно сделать на основе тем музыкальной литературы, связанных с биографиями и творчеством зарубежных композиторов, когда может быть полезно обращение к первоисточникам библиографических или музыкальных материалов. Кроме того, не стоит забывать, что общепринятые музыкальные термины, относящиеся к характеру, темпу исполнения, читаются на итальянском языке, а названия интервалов происходят от латинских слов.

Урок такого типа можно построить, например, как урок-путешествие, урок-интервью якобы с представителями-носителями языка, урок-телемост.



2. Интеграция теоретических дисциплин с предметами технического и естественного цикла


Интересна открытая в древние времена связь музыки и математики. Мы используем западноевропейскую нотную систему, основа которой – две шкалы: частоты и времени (частоты звукоряда - геометрическая прогрессия с коэффициентом корень 12 степени из 2, а временная организация - звуки и паузы, находящиеся в кратных отношениях), отмеченные еще Пифагором. Структура музыкального произведения нередко представляет собой чередование «блоков-модулей» определенной протяженности. Мелодические партии имеют, как правило, деление на мотивы, фразы, предложения и периоды, а аккомпанирующие – явно выраженный периодический характер. И все это объединено гармонией – своеобразными матрицами нормативных сочетаний звуков из некоторой сетки частот.

«Выразителем» математических принципов в музыке является предмет сольфеджио. Его особенности в этой взаимосвязи грамотно выведены Л.А. Лапинской в работе «Предмет специальности через призму межпредметных связей»:



  • Темы, как и в математике, не существуют сами по себе: каждая «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую.

  • Все понятия подчиняются элементарному счёту: количество тактов, фраз, предложений в мелодии, количество ступеней в гамме, количество октав на клавиатуре, линеечек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т.д. Используются и другие математические понятия: параллельность, промежуток, расстояние.

  • Абстрактное и логическое мышление как неотъемлемая часть математических действий и умозаключений, необходимы и на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов и последовательностей, при разрешении и обращении тех или иных интервалов или аккордов.

Таким образом, на уроке сольфеджио педагог может разнообразно использовать математический инструментарий (цифры, математические понятия, графические оформления, содержащие математические знаки, буквы, формулы, дающие возможность для дедуктивных заключений) в целях развития музыкального слуха, возможности краткого и более доступного объяснения, понимания и осмысления учащимися как самой музыки, так и музыкально-теоретических понятий, на которых базируется музыкальный слух и его развитие.

Нетрадиционными формами музыкально-математических интегрированных уроков могут быть урок-олимпиада, урок-открытие.


Не стоит забывать про связь музыки с географией и биологией. Ведь, говоря об эпохе, стиле, конкретном композиторе и его произведении, педагог обращает внимание не только на время, но и на место.

Географическое местоположение, биографический маршрут, названия стран и их столиц, особенности обычаев, традиций страны и ее народа, политический, экономический, культурный уровень развития, а также особенности ландшафта, местных флоры и фауны, загадки непродолжительной жизни многих гениев – все эти понятия полезно использовать на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в конкретном для решения определенных задач ключе.



Возможны такие нетрадиционные формы интегрированных музыкально-географический уроков, как урок-путешествие, урок-репортаж, урок- телемост.

  1. Пример интегрированного урока в ДМШ


В качестве примера интеграции музыки с самыми различными дисциплинами приведу отрывок из тестовой работы по музыкальной литературе (второй год обучения) по теме «Жизнь и творчество Бетховена), воплощенной мной в форме презентации.

Вопросы по истории и хронологии: ответь датой

  1. Год рождения Людвига ван Бетховена.

  2. Год приезда в Бонн К.Нёфе.

  3. Год первой поездки Бетховена в Вену.

  4. Год пребывания Людвига в Боннском университете.

  5. Год захвата Вены Наполеоновской армией.



Вопросы по географии: ответь названием

  1. Страна, в которой находится город Бонн – место рождения Бетховена.

  2. Река, на берегу которой находится город Бонн.

  3. Город - столица страны Австрии, в которой Бетховен жил до конца своих дней.

  4. Города, в которые Бетховен совершил концертные поездки в 1796 году.

  5. Страны, действия которых привели к краху Наполеоновской армии.

Вопросы по литературе: ответь профессией или должностью

  1. Должность отца Бетховена - Иоганна.

  2. Ряд профессий К.Нёфе, учителя Бетховена.

  3. Должности, которые получил Бетховен в 13 лет.

  4. Профессия, с которой Бетховен получил известность в Вене через несколько лет после переезда.

  5. Титул, которым провозгласил себя Наполеон, из-за которого Бетховен не стал посвящать ему Третью симфонию.

Вопросы по литературе: ответь фамилией

  1. Автор слов о Бетховене «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».

  2. Один из учителей Людвига, который называл Бетховена своим любимым учеником, оказывал ему материальную поддержку.

  3. Автор строк из письма: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один».

  4. Один из учителей Бетховена, который дирижировал оркестром во время исполнения Второго фортепианного концерта в 1895 году.

  5. Немецкий поэт, автор «Оды к радости», текст которой ввёл Бетховен в финал своей 9-ой симфонии.

Вопросы по математике: ответь числом

  1. Количество лет, прожитых Бетховеном.

  2. Возраст Бетховена и Моцарта при их встрече в Вене.

  3. Возраст Людвига в год свершения Великой французской революции.

  4. Возрасты Бетховена и Гайдна при их встрече в Бонне.

  5. На сколько больше Бетховен сочинил сонат для фортепиано, чем симфоний?

Вопросы по мировой художественной культуре: выбери подпись к каждому изображению

  1. Дом-музей Бетховена в Бонне.

  2. Панорама Вены.

  3. Необычный памятник Бетховену в Бонне.

  4. Памятник Бетховену в Вене.

  5. Бетховен дирижирует Девятой симфонией.

Заключение


Таким образом, решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой школой, – сохранности контингента, доступности излагаемого материала, заинтересованности ученика в процессе обучения - мы пришли к выводу, что межпредметные связи в работе многопрофильного детского образовательного учреждения необходимы для наиболее полного всестороннего эстетического развития ребенка.

Систематическое и планомерное осуществление интеграции на уроках теоретического цикла в ДМШ – один из наиболее конструктивных подходов к проектированию содержания и организации образовательного процесса. Установление взаимной согласованности содержания образования по различным учебным дисциплинам, построение и отбор материала, исходя из общих целей образования и оптимального учёта учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета, способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоническом развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности.



Применение интегрированных уроков теоретического цикла в ДМШ позволяет:

    • направлять учащихся на познание мира в его многообразии и единстве;

    • развивать потенциал учеников, побуждать их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

    • удерживать внимание учеников на высоком уровне, снимать их утомляемость, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышать их познавательный интерес, развивать воображение, внимание, мышление, речь и память;

    • соответствовать уровню современного общества, стремящегося к интеграции самых разных видов деятельности;

    • создавать возможность для собственной самореализации, самовыражения, творчества, способствовать раскрытию своих педагогических способностей;

    • повышать практическую и теоретическую подготовку учащихся, создавать обобщённый характер их познавательной деятельности как условие и результат комплексного подхода в обучении и воспитании.



Список использованной литературы


  1. Взаимодействие и синтез видов искусства: http://photoacademy.kiev.ua/2012/09/vzaimodejstvie-i-sintez-vidov/

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003.

  3. Лапинская Л.А. Предмет специальности через призму межпредметных связей: http://orpheusmusic.ru/publ/predmet_specialnosti_cherez_prizmu_mezhpredmetnykh_svjazej/312-1-0-509

  4. Лойко Л.П. Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами: http://festival.1september.ru/articles/588020/

  5. Развитие ритмичной и эмоционально-действенной связи музыки и танца: http://www.coolreferat.com/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0

  6. Роль предметов эстетического цикла в духовном развитии школьников: http://www.openclass.ru/pages/183658

  7. Синтез искусств: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2

  8. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М.: «Советский композитор», 1988 г.

  9. Чюрлёнис - автор музыкальной живописи: http://www.centre.smr.ru/win/artists/churl/biogr_churl.htm



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница