Ядерный контроль выпуск #18 (340), 2008 29 мая – 4 июня цитата номера




Скачать 0.75 Mb.
страница 1/5
Дата 13.09.2016
Размер 0.75 Mb.
  1   2   3   4   5
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск #18 (340), 2008

29 мая – 4 июня

ЦИТАТА НОМЕРА

«Многие пороговые страны стоят перед выбором использования атомной энергии в мирных целях, а это значит, что они будут нуждаться в обогащении урана. А если они нуждаются в обогащении урана и будут создавать свой собственный замкнутый цикл для решения этого вопроса, то тогда всегда будет подозрение, что они еще немножко дообогатят и получат оружейный уран. Мы предлагаем осуществлять это обогащение на территории таких стран, в отношении которых таких подозрений уже и быть не может, потому что они и так уже обладают ядерным оружием. Но при этом чтобы страны-участницы этого процесса были гарантированы, чтобы у них была полная гарантия, что они получат нужный объем, и у них заберут отработанное ядерное топливо для переработки".

Председатель правительства России
Владимир Путин

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

28 мая – 4 июня



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • Планы США в области противоракетной обороны

  • Морские ядерные силы Китая

  • Ядерные силы Израиля

  • Мирный атом России

  • Соглашение 123

  • Атомная энергетика в мире

  • Сирия и нераспространение

  • Поправки к Конвенции о физзащите ядерного материала

  • Добыча урана в Намибии

МНЕНИЕ

  • Владимир Путин об обогащении урана для пороговых стран

  • Кристофер Хилл о переговорах по ядерной программе КНДР

  • Директор Департамента Северной Америки МИД России о российско-американских отношениях

  • Эксперт СИПРИ о ядерной программе Ирана

  • Алексей Арбатов о контроле над ядерными силами в России

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Международный центр по обогащению урана

  • Атомная энергетика в Китае

  • Индекс iSi за май 2008

  • О бюллетене

КАЛЕНДАРЬ

29 мая - В МИД России состоялись двусторонние консультации между заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации А.Н. Бородавкиным и заместителем Министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Ким Суком. В ходе консультаций рассматривались различные аспекты ядерной проблемы Корейского полуострова.

30 мая - Северная Корея осуществила учебные запуски трех ракет малой дальности. Запуск противокорабельных ракет был осуществлен с западного побережья Желтого моря, примерно в 40 км к востоку от Пхеньяна. Дальность ракет составляет 46 км.

30 мая - Испытания новой баллистической ракеты морского базирования Булава будут продолжены в этом году, сообщил главком ВМФ России Владимир Высоцкий. Булавапредназначена для вооружения новейших атомных подлодок проекта 955 типа Борей. Этот комплекс максимально унифицирован с наземным ракетным комплексом стратегического назначения Тополь-М.

30 мая - Состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Н. Бородавкина с заместителем Государственного секретаря США Кристофером Хиллом. В ходе встречи стороны обсудили вопросы, связанные с перспективами шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

31 мая - Министр иностранных дел Иордании Салахеддин аль-Башир и его французский коллега Бернар Кушнер подписали рамочное соглашение об укреплении двустороннего сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Франция окажет помощь Иордании в строительстве атомных реакторов для выработки электрической энергии и опреснения морской воды, а также предоставит поддержку в обучении иорданского научно-технического персонала и экстракции урана.

1 июня - Содержание очередного доклада генерального директора МАГАТЭ не дает оснований для выдвижения новых претензий к ядерной программе Ирана, заявил официальный представитель МИД Исламской республики Мохаммад Али Хоссейни.

1 июня - Министр энергетики и горной промышленности Алжира Шакиб Хеллиль заявил, что Алжир и Франция в июне этого года подпишут соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики, которое включит в себя положение о передаче технологий. Хеллиль на совместной с министром по окружающей среде и поступательному развитию Франции Жан-луи Борлоо встрече с журналистами отметил, что в выполнение к данному соглашению Франция окажет Алжиру техническую и финансовую помощь. Жан-Луи Борлоо сообщил, что конкретное содержание данного соглашения будет опубликовано в июне во время визита в Алжир премьер-министра Франции Франсуа Фийона.

1 июня - Ростехнадзор ввел в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций", которые распространяются на все проектируемые, конструируемые, сооружаемые и эксплуатирующиеся АЭС.

2 июня - В Вене открылась сессия совета управляющих МАГАТЭ, на обсуждение которой вынесен новый доклад о ядерных программах Ирана.

3 июня - Правительство РФ сменило представителей Росатома и Ростехнадзора в составе комиссии СНГ по атомной энергии. Новым членами комиссии стали замруководителя Ростехнадзора Сергей Адамчик и замгендиректора госкорпорации Росатом Николай Спасский. Они сменили в комиссии соответственно Николая Юрасова и Андрея Малышева.

3 июня - Иран продолжит реализацию ядерной программы и не уступит давлению Запада, объявил в обращении к нации духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.

3 июня - Польша может согласиться на регулярные посещения российскими инспекторами объектов ПРО США в случае их размещения на польской территории, сообщил заместитель министра иностранных дел Польши Витольд Вашиковский, ответственный за проведение переговоров с США о объектах ПРО.

4 июня - Генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный научно-производственный центр "НИИ измерительных систем имени Юрия Седакова" - крупнейшего предприятия ядерно-оружейного комплекса Росатома, которое сейчас осуществляет работы по гражданским заказам – назначен Андрей Седаков.



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

Иран толкает ядерную программу. Сергей Строкань. Коммерсант. 4 июня 2008

Иран продолжит реализацию ядерной программы и не уступит давлению Запада, объявил 3 июня в обращении к нации духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Жесткое заявление высшего руководителя Ирана стало ответом на проходящую в Вене сессию совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), рассматривающую иранскую ядерную проблему. На ней глава МАГАТЭ Мохаммед Эльбарадей заявил, что Иран наращивает мощности по обогащению урана и не отвечает на запросы МАГАТЭ.

"Нам нужна ядерная энергия для повседневного использования в мирных целях, и мы продолжим этот путь, даже если это вызывает зависть у наших врагов", - заявил 3 июня в прямом эфире государственного телевидения Ирана глава иранского государства и его духовный лидер аятолла Али Хаменеи. Подтвердив решимость Тегерана продолжать ядерные разработки, аятолла Хаменеи решительно отверг предположение о том, что тайной целью ядерной программы Ирана может быть создание атомной бомбы. "Иран не стремится к созданию атомного оружия. Обладание им ни к чему не приведет. Враги Ирана также знают, что ядерное оружие бесполезно", - отметил высший духовный авторитет Ирана.

Заявление иранского руководителя, повторившее традиционную позицию Тегерана по ядерному вопросу, стало новым сигналом мировому сообществу, указывающим на нежелание иранской стороны "поступаться принципами". После некоторого затишья международная дипломатическая активность вокруг иранской ядерной программы снова резко активизировалась. В ближайшие дни в Тегеране ждут с визитом верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Солану, который должен передать иранскому руководству новые предложения "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по урегулированию ядерной проблемы. В качестве "пряника", который "шестерка" может посулить Тегерану в обмен на отказ от работ по обогащению урана, западные дипломаты называют более широкие, чем в предыдущем пакете предложений, дивиденды в экономическом сотрудничестве, в том числе в области мирной атомной энергетики. Между тем, упреждая визит Хавьера Соланы, иранская сторона дала понять, что формула "Сотрудничество с Западом вместо обогащения урана" для нее неприемлема.

Вторым адресатом обращения иранского руководителя стали участники открывшейся в Вене 2 июня сессии совета управляющих МАГАТЭ, на обсуждение которой вынесен новый доклад о ядерных программах Ирана. Напомним, что в обнародованном на прошлой неделе документе МАГАТЭ выражалась серьезная озабоченность в связи с упорным нежеланием иранской стороны ответить на многочисленные вопросы по поводу его секретной атомной деятельности, которая, по данным ряда независимых источников, может иметь отношение к военным ядерным разработкам (МАГАТЭ определяет эти разработки термином "предполагаемые исследования").

Выступая 2 июня на сессии МАГАТЭ, генеральный директор этой организации Мохаммед Эльбарадей перечислил главные претензии к Тегерану. По его словам, иранская сторона не выполнила всех мер по обеспечению транспарентности, необходимой для прояснения вопросов о так называемых предполагаемых исследованиях. В частности, Тегеран не предоставил международным инспекторам доступ к документам и лицам, в отношении которых был направлен специальный запрос секретариата МАГАТЭ, и не дал необходимых разъяснений по поводу своих заявлений о мирном характере иранского атома. Глава МАГАТЭ также выразил озабоченность в связи с тем, что Иран продолжает наращивать мощности по обогащению урана, увеличив за последние три месяца количество центрифуг в ядерном центре в Натанзе с 3 тыс. до 3,5 тыс. (тем самым иранская сторона проигнорировала сразу три резолюции СБ ООН, требующие свернуть эту деятельность).

Между тем непреклонная позиция иранской стороны, не считающей "предполагаемые программы" предметом для обсуждения, только усиливает позиции сторонников жесткой линии по отношению к Тегерану. Кандидат на пост президента США от Республиканской партии Джон Маккейн подверг резкой критике идею своего демократического оппонента по предвыборной гонке Барака Обамы о проведении американо-иранской встречи в верхах. Вместо саммита господин Маккейн призвал ужесточить экономические санкции в отношении Ирана, которые могут включать в себя ограничение поставок топлива из Ирана на мировые рынки, замораживание счетов и отказ в выдаче виз представителям компаний, имеющих дело с Тегераном.

Двуликое МАГАТЭ. Илья Кононов. Независимая Газета. 2 июня 2008

На этой неделе состоится очередная сессия Совета управляющих МАГАТЭ. В рамках этого мероприятия глава агентства Мохаммед Эльбарадей официально представит новый доклад по ядерному досье Ирана. Некоторые наблюдатели и политики уже назвали его необычайно строгим. Но, сгущая краски, они скорее всего преследуют собственные интересы.

Документ  действительно не похож на предыдущие. Но жесткость ему придает не столько содержание, сколько структура. Какой-либо новой, порочащей Исламскую Республику информации в нем нет. Зато старая изложена так, что озабоченность МАГАТЭ становится более чем очевидной. Самая большая главка «Е» так и называется: «Возможные военные аспекты».

Впрочем, похоже, что именно полужирное слово «военные» и впечатлило упомянутых выше наблюдателей и политиков. «Свидетельств о возможной военной направленности» иранской ядерной программы, которые в докладе разглядел французский МИД, в самом тексте не наблюдается. Тем не менее и Германия отметила, что выводы МАГАТЭ явно указывают на правильность позиции США в отношении Исламской Республики. Вашингтон, как обычно, выразил уверенность, что «нежелание открыто и всеобъемлюще сотрудничать с МАГАТЭ говорит лишь о стремлении Тегерана сохранить возможность вооружиться».

Из доклада явствует, что агентство и в самом деле недовольно активностью сотрудничества с Ираном. Особенно что касается «предполагаемых исследований» оружейного характера. Эльбарадей и его коллеги скрупулезно перечисляют все вопросы, на которые им не удается получить полного ответа, и все документы, на которые иранцы дали не соответствующий ожиданиям комментарий. Сами комментарии также приводятся.

Наряду с этим с достаточной регулярностью проскакивают фразы о том, что Иран вовремя и в достаточном объеме предоставлял сведения и возможность их проверить по другим аспектам ядерной программы. А также о том, что нынешняя ядерная деятельность страны находится под контролем МАГАТЭ. Например, практически в самом начале доклада подчеркивается, что «все ядерные материалы и все установленные каскады центрифуг на предприятии по обогащению урана (город Исфахан) находятся под наблюдением и контролем агентства».

Если по примеру критиков Тегерана вырвать из контекста «нужные» предложения, то доклад МАГАТЭ и вовсе получится положительным, а не жестким. Вот некоторые из них.

«Результаты исследования проб (у объектов в Исфахане и Натанзе. – Ред.) указывают на то, что предприятия функционируют так, как и было заявлено».

«Общий объем урана UF6, произведенного с марта 2004 года, составляет 320 тонн, которые полностью находятся под контролем и наблюдением МАГАТЭ».

«9 марта 2008 года агентство направило запрос о дополнительном разъяснении вопросов, относящихся к характеру иранской ядерной программы, и Иран предоставил свои ответы 23 мая 2008 года, которые изучаются агентством».

Последняя фраза фактически нейтрализует другой, уже полюбившийся СМИ пассаж о том, что «МАГАТЭ полагает, у иранцев есть дополнительная информация… которой они должны поделиться с агентством». Ведь несколько выше сказано, что предоставленные сведения пока только «изучаются».

Далее. В докладе сообщается, что в конце апреля и в середине мая представители МАГАТЭ ознакомили иранскую сторону с «информацией, связанной с предполагаемыми исследованиями», которая ранее была «передана агентству некоторыми странами-членами», в основном «в электронном виде» и без «права на передачу копий Ирану». Реакция Тегерана на это представляется вполне логичной: «поскольку ряд документов агентством показаны не были, то он не в состоянии их как-либо прокомментировать».

Остальные бумаги, попавшие в МАГАТЭ «из разнообразных источников и касающиеся разных периодов времени», Исламская Республика назвала «сфабрикованными», ведь в электронном формате «ими легко манипулировать». Агентство при этом их аутентичность тоже не подтверждает.

Получив доклад в минувший понедельник, представитель Ирана в агентстве Али Асгар Солтание сразу отметил, что документ является «подтверждением мирной направленности ядерной деятельности» государства, как бы ни интерпретировали его другие дипломаты. Но позже Ирану пришлось обратить внимание и на другие аспекты. «К сожалению, в некоторых местах он (доклад. – Ред.) составлен несколько двусмысленно», – заявил на днях новый спикер иранского парламента и бывший главный переговорщик по ядерной программе Али Лариджани.

По словам Лариджани, «этим воспользовались СМИ, а такой подход агентства огорчает». «Парламент не станет допускать подобного рода жульничество, и, если оно продолжится, новый парламент вмешается и установит новую линию сотрудничества с МАГАТЭ», – пригрозил спикер. Со своей стороны, миссия Ирана в ООН на прошлой неделе распространила заявление, в котором подчеркнула: «Полная реализация Рабочего плана (сотрудничества МАГАТЭ и Тегерана. – Ред.) и, как следствие, снятие всех основных претензий, несомненно, устраняет основной предлог, на основании которого иранская мирная ядерная программа была направлена на рассмотрение в Совет Безопасности ООН».

Несмотря на жесткую риторику, взаимные обвинения и угрозы, посыпавшиеся в связи с докладом МАГАТЭ как со стороны Ирана, так и со стороны Запада, переговорам «шестерки» (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция, Германия) и Тегерана срыв явно не грозит. Во всяком случае, в этом уверены в офисе Высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы, который выступает в роли главного переговорщика от шести государств.

Как заявила пресс-секретарь Соланы Кристина Галляк, намеченный на июнь визит представителей «шестерки» в Тегеран никто не отменял и отменять не собирается. «Если вы спросите меня, будет ли передан обновленный пакет предложений о сотрудничестве Ирану, то я отвечу – да, будет», – отметила она. Речь идет о модифицированном списке инициатив от 2006 года, в обмен на которые международное сообщество стремится убедить иранцев отказаться от обогащения урана.

«Если же вы меня спросите, будут ли учтены выводы МАГАТЭ о развитии иранской ядерной программы, то я тоже отвечу – да, будут», – продолжила Галляк. По ее словам, главное, что должны понять в Тегеране, – это то, что иранцы нарушают резолюции Совета Безопасности ООН, а до тех пор, пока будет сохраняться такое положение, урегулирование проблемы невозможно. Этой позиции, несмотря на ряд противоречий, придерживаются все члены «шестерки» без исключения.



  • Переговоры по ядерной программе КНДР

США и РФ отмечают прогресс в вопросе возобновления переговоров по КНДР. РИА Новости. 30 мая 2008

США и Россия отмечают прогресс в решении вопроса о возобновлении шестисторонних переговоров и удовлетворены сотрудничеством в достижении ядерного разоружения КНДР, заявил 30 мая в Москве заместитель госсекретаря США Кристофер Хилл по итогам переговоров с замглавы МИД РФ Алексеем Бородавкиным.

"Это непростой вопрос, но мы чувствуем прогресс, и мы сможем перейти к новому этапу (ядерного разоружения Пхеньяна)", - сказал Хилл журналистам. По его словам, хотя этот процесс продвигается медленно, Россия и США прилагают усилия для решения проблемы.

Вместе с тем, Хилл не смог назвать возможную дату возобновления шестисторонних переговоров, которые были прерваны с осени прошлого года из-за противоречий между США и Северной Кореей. Американцы требовали от Пхеньяна раскрытия всех ядерных программ, а КНДР требовал исключения ее из списка стран, поддерживающих терроризм.

Недавно КНДР предоставила документы о своей ядерной программе и стороны обсуждают пути продолжения диалога. Как сказал Хилл, в настоящее время Китай, как организатор диалога "шестерки", пытается организовать встречу глав делегаций и после проведения консультаций со всеми участниками примет решение о дате нового раунда.

Ядерная эйфория. Александр Воронцов, Петр Агальцов. Время Новостей. 3 июня 2008

Дипломатическая активность участников пекинских переговоров по ядерной проблеме Кореи подсказывает, что затяжная переговорная пауза завершается и стороны приблизились к принятию важных решений. Москва, которая находилась в стороне от маршрутов осуществляемой партнерами челночной дипломатии, на этот раз оказалась в центре событий. В шестисторонних переговорах, напомним, участвуют Северная и Южная Кореи, Россия, США, Китай и Япония.

В конце прошлой недели в российской столице побывали новый руководитель делегации Южной Кореи на шестисторонних переговорах Ким Сук и помощник госсекретаря США Кристофер Хилл. Они обсудили с замглавы МИД России Алексеем Бородавкиным ситуацию вокруг урегулирования, тактику и график дальнейших действий. Хилл рассказал о результатах в диалоге с Пхеньяном и поделился трудностями.

За последние недели в ходе двусторонних контактов Хиллу удалось убедить северокорейцев выполнить свое давнее обещание и опубликовать полную декларацию об ядерных программах КНДР. Момент передачи этого важного документа председательствующему на переговорах представителю Китая станет для администрации США отправной точкой в процессе вывода КНДР из своих черных списков, прежде всего из перечня спонсоров международного терроризма.

Подобный "размен" открывает путь для движения вперед на шестисторонних переговорах, включая проведение пленарного заседания. А затем, возможно, и встречи министров иностранных дел для подведения итогов и обсуждения мер, которые позволили бы полностью демонтировать ядерный потенциал КНДР и обеспечить Корейскому полуострову безъядерный статус. Первые шаги на этом пути, в том числе по снятию санкций с КНДР, могут быть сделаны в июне.

Но пока между участниками переговоров сохраняются разногласия. США с неохотой признают, что им так и не удалось добиться ясности в двух существенных вопросах. Располагает ли КНДР наряду с плутониевой программой обогащения урана? И как обстоят дела с экспортом северокорейских ядерных технологий? В последние месяцы не только пресса США, но и Белый Дом обвиняли Пхеньян в ядерном сотрудничестве с Сирией. Судя по всему, убедительных доказательств на этот счет в Вашингтоне нет. Поэтому по тактическим соображениям было решено отложить эти проблемы и сосредоточиться на получении всех возможных данных о плутониевой программе КНДР с задачей ее закрытия.

Прагматизм Хилла встречает сдержанное отношение не только у части консервативно настроенного американского истеблишмента, но и у некоторых союзников США - прежде всего Японии. Токио настаивает, чтобы северокорейский отчет был максимально полным и включал те сюжеты, на которые госдеп США готов временно закрыть глаза. Япония также требует, чтобы процедуре исключения КНДР из черных списков предшествовало решение вопроса о японских гражданах, похищенных северокорейскими спецслужбами в 1970 - 1980-е годы.

Эти явно несвоевременные требования заметно осложняют тонкую игру Хилла. Американским дипломатам пришлось обратить внимание японских коллег на то, что при всей важности этой проблемы для Токио ее вряд ли стоит решать с использованием законодательных актов США, обслуживающих задачи исключительно американской политики. И почему бы тогда Японии не создать собственные черные списки, в которых она сможет держать КНДР сколько пожелает? В неофициальном порядке в госдепе сетуют на необходимость вести бои сразу на двух дипломатических фронтах - северокорейском и японском.

По логике американской администрации, сразу после предоставления Северной Кореей ядерной декларации должны последовать всеобъемлющие меры по ее проверке. Северокорейцы формально против этого не возражают. Но с учетом прошлого опыта трудно представить, чтобы они согласились на масштабные инспекции - подобные тем, что проводились в Ираке после войны 1991 года. Остается открытым и вопрос о судьбе накопленных в КНДР запасах оружейного плутония, с которыми Пхеньян расставаться не хочет. Предполагается, что это не менее 40 - 50 кг плутония, чего достаточно для производства шести-восьми ядерных боезарядов.

Эти трудноразрешимые вопросы пока остаются в тени испытываемой ныне американскими дипломатами эйфории. Но впоследствии они способны омрачить перспективы прогресса на переговорах. На этом фоне приезд Хилла в Москву удивления не вызывает. Россия поддерживает хорошие отношения с Пхеньяном, в том числе и по тематике шестисторонних переговоров, призывает к движению вперед на базе разумных компромиссов и не вставляет "палки в колеса" дипломатии США, в успехе которой в принципе заинтересована. Все это делает Россию незаменимым партнером, потенциал сотрудничества с которым США еще предстоит задействовать более широко.



Вашингтон спешит перейти к инспекциям. Александр Жебин. Независимая Газета. 30 мая 2008

Об авторе: Александр Захарович Жебин - руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН, кандидат политических наук.

29 мая в Москву прибыли главы двух делегаций, участвующих в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной программе: помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Кристофер Хилл и представитель Республики Корея Ким Сук. В повестке дня их консультаций с руководством МИД России – вопрос о дальнейшем направлении усилий в деле денуклеаризации Корейского полуострова.

До этого состоялась встреча представителей США и КНДР в Сингапуре, и ее итоги обсуждались в ходе контактов участников шестисторонних переговоров в Вашингтоне, Пхеньяне и Пекине. В ходе нынешних встреч в Москве Кристофер Хилл должен проинформировать российскую сторону о своих договоренностях с представителем КНДР. Этой же теме посвящены беседы с южнокорейским дипломатом. Как стало известно, Хилл ставит своей задачей убедить российскую сторону согласиться с основными положениями декларации КНДР о ее деятельности в ядерной области и скоординировать ответные шаги остальных участников «шестерки» по удовлетворению озабоченностей Пхеньяна.

Администрация Джорджа Буша, точнее, те ее представители во главе с госсекретарем Кондолизой Райс, которые настроены на достижение промежуточного компромисса с КНДР, ныне подвергаются в США ожесточенной критике как справа, так и слева. Сторонникам жесткой линии в отношении Пхеньяна не нравится готовность Госдепартамента на данном этапе не акцентировать вопрос о возможном наличии у КНДР второй ядерной программы – по обогащению урана, из-за которой, собственно, и начался в 2002 году нынешний кризис. Они также подозревают Пхеньян в сотрудничестве в ядерной области с Сирией. И первое, и второе в Пхеньяне отрицают, но согласны в отдельном документе заявить, что знают об этих озабоченностях американцев.

Консерваторы требуют также поднажать на Пхеньян по проблеме прав человека в КНДР. Наиболее твердолобые хотят вообще прекратить переговоры или по крайней мере не делать никаких шагов навстречу северокорейцам до тех пор, пока в США не убедятся в правдивости предоставленных Пхеньяном данных.

Буквально ножом в спину для Райс и других сторонников переговорного решения проблемы оказалась внешнеполитическая линия нового южнокорейского президента Ли Мен Бака. Пока разговоры о «прагматизме» и «взаимности», которые новая сеульская власть хотела бы привнести в межкорейские отношения, больше напоминают конфронтационную риторику, к которой прибегала администрация Буша в течение своего первого срока.

Вместо того чтобы извлечь урок из опыта старшего партнера, в Сеуле почему-то решили наступить на те же грабли, что, естественно, дало такие же результаты – контакты на официальном уровне между Севером и Югом оказались практически заморожены, в Пхеньяне предпочитают принимать гуманитарную помощь откуда угодно, в том числе из США, но только не из Южной Кореи. Во время апрельского визита в США Ли Мен Бак даже пытался предостеречь Буша от «временных компромиссов», которые, мол, могут сделать невозможным достижение «конечной цели», то есть денуклеаризации полуострова. Теперь же в Сеуле начинают всерьез беспокоиться, как бы в случае реализации американо-северокорейских договоренностей снова не остаться не у дел, как это случилось при урегулировании первого ядерного кризиса в Корее в 1992–1994 годах.

В результате южнокорейцы оказались в малоприятной для них компании с японцами, которые опасаются того же, но уже по другой причине. Токио сделал свою северокорейскую политику заложницей решения так называемой проблемы похищенных. Он просит Вашингтон ни в коем случае не исключать КНДР из списка стран – спонсоров международного терроризма без решения указанной проблемы, которое устроило бы Японию. Теперь же Токио опасается, что американцы, которым дипломатический успех накануне близящихся президентских выборов все более необходим, могут пренебречь настойчивыми японскими советами.

Таким образом, несмотря на возрождение деятельности трехсторонней группы по координации политики в отношении Северной Кореи, созданной США, Японией и РК еще в 90-е годы, «согласия в товарищах» по-прежнему нет. Каждая из сторон пытается убедить Москву в своей правоте. Самое время спросить некоторых наших партнеров по переговорам: если примирение с КНДР не за горами, то к чему городить противоракетный забор на Дальнем Востоке? И не будет ли самым прагматичным в нынешней ситуации вместе искать взаимоприемлемые развязки ядерной проблемы вместо реанимации попыток сколотить против КНДР (да и только ли против нее) некие трехсторонние группы и иные альянсы?

Американцам к тому же не терпится покончить с бумажной волокитой и перейти к главному, ради чего сейчас они готовы идти почти на любые уступки – начать верификацию представленной северокорейцами декларации. Здесь от них послаблений ждать не приходится. Между тем не стоит забывать, что первый ядерный кризис на полуострове возник именно в ходе инспекций.

Для того чтобы заставить Пхеньян перейти к этапу проверок, в Вашингтоне, похоже, готовы на неординарные заходы. Однако пока не ясно, насколько готовы к этому северокорейцы, которые цепочку событий, приведших к вторжению в Ирак, изучили, может быть, тщательнее, чем кто-либо другой. В Пхеньяне уже давно подозревают, что инспекции, которые хотели бы навязать американцы, – далеко не гарантия от бомбардировок, а потому боятся худшего. Можно с уверенностью предсказать, что борьба по поводу определения масштабов, глубины и других деталей инспекций окажется еще более напряженной и сложной, чем из-за содержания северокорейской декларации.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница