Предмет по выбору «Информатика»
Содержание:
Информатика 2
Учебно-воспитательные цели 2
Описание предмета 2
Учебная деятельность 3
Физическая учебная среда 4
Оценивание 4
Цели обучения: 6
Рабочий стол 9
Файловая система: диски, папки, файлы 9
Файловая система: диски, папки, файлы 9
I школьная ступень 12
Результаты обучения 12
Учебная деятельность 12
2 класс 13
II школьная ступень 14
Результаты обучения 14
Учебная деятельность 15
5 класс 16
Цели обучения: 17
Машинопись 20
Машинопись 20
III школьная ступень 23
Результаты обучения 23
8 класс 24
Цели обучения: 26
Информатика
Общие положения
Учебно-воспитательные цели
Цель преподавания информатики в основной школе заключается в том, чтобы учащийся:
-
владел основными приемами работы с компьютером в повседневной учебе, в первую очередь, умел искать, обрабатывать и анализировать информацию и составлять текстовые документы и презентации;
-
осознавал и умел избегать опасности для своего здоровья, безопасности и сохранности персональных данных, которые могут возникнуть при использовании информации и коммуникационной технологии (в дальнейшем ИКТ);
-
используя средства ИКТ, создавал функционирующую и эффективную учебную среду;
-
участвовал в виртуальных сетях и пользовался веб-средой для публикации цифровых материалов в соответствии с общепринятыми нормами защиты интеллектуальной собственности.
Описание предмета
Общая цель обучения информатике заключается в том, чтобы обеспечить выпускника основной школы компетентностью в области применения информационных и коммуникационных средств для формирования повседневной трудовой и учебной среды, учитывая в большей степени школьные требования, а не требования будущей работы. При обучении информатике в основной школе нужно исходить не из построения и содержания научной дисциплины, являющейся косвенной основой школьной информатики как науки о вычислительных машинах, а скорее из потребностей повседневного пользователя компьютером и Интернетом. В то же время школам с реальным уклоном рекомендуется предложить учащимся дополнительный курс «Введение в науку о вычислительных машинах».
Принципы обучения информатике в основной школе:
-
практичность: примеры, задания и т.п. берут из знакомой учащемуся повседневной жизни (школа, дом, хобби, медиа);
-
активное обучение и творческий подход: предпочитаются методы обучения, активизирующие учащихся и проявляющие их творческие способности;
-
новаторство: в духе сквозной темы «Технология и инновация» предпочитаются новаторские технологии и решения;
-
совместное обучение: как на уроках информатика, так и в домашних работах предпочтительны совместные методы обучения;
-
созидание знаний: новые знания постигаются в ходе совместного творчества, а не путем запоминания устаревшей информации;
-
бесплатное программное обеспечение и открытое содержание: по возможности коммерческим программам предпочитают бесплатные;
-
безопасность: школа обеспечивает учащимся безопасную рабочую веб-среду и пропагандирует безопасные способы поведения в сетевой среде;
-
интегрированность: в учебных заданиях (напр., рефератах, презентациях) используются темы из других учебных предметов;
-
независимость от производителя программного обеспечения: обучение не должно быть построено на применении только одного производителя программного обеспечения или только одной платформы; школа обязана знакомить и с альтернативами.
Информатика легко интегрируется со всеми остальными учебными предметами, поскольку информационная и коммуникационная технология составляет естественную часть современной учебной среды. Эта интеграция происходит по обоим направлениям: с одной стороны, при составлении учебных заданий по информатике используются темы других учебных предметов, чтобы обучение было осмысленным, а с другой стороны, компетенции ИКТ формируются путем составления рефератов и презентаций, сбора и анализа данных в других учебных предметах. Отдельно следует отметить возможности сильной интеграции между обновленной программой по обществоведению и информатикой при рассмотрении тем э-государства, э-вовлечения и виртуальных сообществ. Программа по информатике помогает создать предпосылки для интеграции технологии и новаторства в качестве сквозной темы в другие учебные предметы.
Рассмотрение предмета информатики обычно является концентрическим, к ранее изученному материалу на каждой следующей школьной ступени возвращаются более углубленно. Основной акцент ставится на практическое применение компьютера при изучении различных учебных предметов.
На I школьной ступени темы, связанные с информационной и коммуникационной технологией, рассматриваются в интеграции с другими учебными предметами; в отдельном курсе информатики нет необходимости. В конце II школьной ступени рекомендуется пройти первый курс данной предметной программы «Компьютер как средство работы» и на III школьной ступени – второй курс «Технологии информационного общества».
Учебная деятельность
При планировании и организации учебной деятельности:
-
исходят из базовых ценностей учебной программы, общих компетенций, целей учебного предмета, содержания обучения и ожидаемых результатов учебы, поддерживают интеграцию с другими учебными предметами и проходящими через всю программу темами;
-
добиваются, чтобы учебная нагрузка учащегося (в т.ч. объем домашних работ) была умеренной, равномерно распределялась в пределах учебного года, и чтобы оставалось достаточно времени для отдыха и занятий по интересам;
-
дают возможность учиться самостоятельно и вместе с другими (самостоятельные работы, работы в паре и группе), чтобы способствовать формированию активных и самостоятельных учеников;
-
применяют дифференцированные учебные задания, содержание и степень сложности которых способствуют индивидуализированной трактовке и повышают мотивацию к учебе;
-
применяют современные, основанные на информационных и коммуникационных технологиях учебную среду, учебные материалы и средства;
-
расширяют учебную среду: природная среда, компьютерный класс, школьный двор, музеи, выставки, предприятия и т.д.;
-
имеется в виду, что основной акцент ставится на формирование умения создавать персональную учебную веб-среду;
-
обеспечивается, чтобы на протяжении обучения учащийся усвоил общепринятые нормы поведения в веб-среде, в том числе в виртуальных сетях и официальных инфосистемах (э-школа, э-учебная среда, сайт школы и самоуправления);
-
совместно с учителями-предметниками изучаемые темы следует увязать и скоординировать с изучением обществоведения, иностранного и родного языка. В середине курса учащиеся начинают работу над проектом развития (в маленькой группе или в паре), связывая дальнейшие изучаемые темы с этим проектом;
-
учащиеся могут сами выбирать темы проектов, исходя из рекомендаций или заказа других учителей-предметников, родителей, местных предпринимателей, самоуправления или какой-либо социальной сети;
-
в конце курса учащиеся представляют созданные в рамках проектов материалы и решения.
|