Формирование исследовательских умений у младших школьников через организацию практической деятельности с цифровым микроскопом




Скачать 173.75 Kb.
Дата 04.10.2016
Размер 173.75 Kb.
Формирование исследовательских умений у младших школьников через организацию практической деятельности с цифровым микроскопом

Шеко Ирина Вячеславовна

Микроскоп – это прибор, который предназначен для получения увеличения изображений. Его линзы позволяют увеличить изображение структур или объектов, плохо видимые или невидимые невооружённым глазом. Цифровой микроскоп позволяет в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов.



Цифровой микроскоп - это простое в использовании устройство обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера вы можете наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов.

Микроскоп позволяет:

  • превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования

  • формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера

  • просматривать изображение на экране монитора или с помощью мультимедийного проектора передавать его на большой экран

  • делать видеозаписи

Цифровой микроскоп используется на уроках природоведения и окружающего мира, биологии, химии, физики, экологии, в освоении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий. (http://www.int-edu.ru/object.php?m1=439&m2=2&id=1351)

В начальных школах области преобладают цифровых микроскопов Digital Blue QX7 и MicroLife ML-12-1.3. Поэтому далее приводим основные сравнительные характеристики данных цифровых микроскопов



Таблица 1

Сравнительные характеристики цифровых микроскопов

Характеристики

Цифровой микроскоп

Digital Blue QX7

Цифровой микроскоп

MicroLife ML-12-1.3

Питание

USB

USB, блок питания для стационарной сети

Увеличительные линзы

х10, х60, х200

х4, х10, х40

Сменные объективы

нет

х2, х10, х16

Подсветка

Верхняя и нижняя

Верхняя (в виде ручки – необходимы две батарейки) и нижняя (включается при подключении в электросети)

Светофильтр

нет

7 цветов

Установочный диск

есть

есть

Предметные стёкла

7 чистых и 5 образцов (надписи на английском языке)

5 чистых и 5 образцов (надписи на русском языке)

Дополнительное оборудование

нет

Нож, инкубатор, пинцет, образцы (дрожжи, смола, морская соль, яйцеклетка креветки)

Программное обеспечение

Ulead VideoStudio 7 SE VCD

Ulead VideoStudio 7 SE VCD,

Future WinJoe


Далее представляем технологическую карта по работе с микроскопом.



Обратите внимание на технику безопасности при работе с цифровыми микроскопами! Микроскопы подключение к компьютеру при выключенном компьютере.

Подключение микроскопа Digital Blue QX7 к компьютеру.

Алгоритм работы с цифровым микроскопом Digital Blue QX7

Практическая работа № 1

  1. Организуйте своё место комфортабельно. Во время работы следите за расстоянием от глаз до монитора и за правильной осанкой.

  2. Соберите микроскоп. Для этого присоедините тубу с микроскопом к предметному столику до щелчка.

  3. Подсоедините кабель USB к микроскопу.

  4. Подсоедините микроскоп к компьютеру через USB-разъём

  5. Включите компьютер.

  6. Откройте программу Untitled – Ulead VideoStudio 7.0

  7. Выберите в меню команд настройку Capture.

  8. Выберите слева в меню команд в строке Source настройку USB2.0 Camera. При этом на микроскопе вверху загорится зелёная лампочка.

  9. Микроскоп имеет три вида увеличения: в 10 раз, в 60 раз, в 200 раз. Установите увеличение в 10 раз до щелчка. Аккуратно приближая или удаляя тубу с линзами, рассмотрите свой ноготок. Выполните снимок ноготка, используя фотоаппарат. При этом фотоаппарат подсветится зелёным цветом, а снимок отобразиться на панели справа.

  10. Рассмотрите при этом же увеличении шерстяную нить. Сделайте фото.

  11. Поставьте увеличение в 60 раз. Рассмотрите шерстяную нить. Сделайте фото.

  12. Поставьте увеличение в 200 раз. Рассмотрите шерстяную нить. Сделайте фото.

  13. Закройте программу Untitled – Ulead VideoStudio 7.0

  14. Ваши изображения сохранились в папке: Пуск → Компьютер → BOOTCAMP (C) → Пользователи → User → Мои документы → Ulead VideoStudio → 7.0

  15. Вы можете выбрать место сохранения изображения.



Подключение микроскопа Digital Blue QX7 к компьютеру.

Алгоритм работы с цифровым микроскопом

MicroLife ML-12-1.3

  1. Организуйте своё место комфортабельно. Во время работы следите за расстоянием от глаз до монитора и за правильной осанкой.

  2. Соберите микроскоп. Для этого подсоедините тубу для просмотра с помощью компьютера

  3. Подсоедините кабель USB к микроскопу.

  4. Подсоедините микроскоп к компьютеру через USB-разъём

  5. Включите компьютер.

  6. Откройте программу FutureWinJoe

  7. Нажмите кнопку , чтобы инициировать захват изображения.

  8. Задайте папку для сохранения файлов изображений.

  9. Вращайте транслятор объектива до нужного положения. Начинать настройку нужно с маленькой кратности, опустите объектив до самого нижнего положения.

  10. Кнопка позволяет установить атрибуты изображений, включая яркость или контраст.

  11. Для большего увеличения подсоедините к микроскопу блок питания. Теперь вы можете просматривать образцы как с помощью компьютера, так и традиционным способом (глядя в окуляр).

  12. Выберите соответствующий источник света: верхний – для просмотра непрозрачных образцов, нижний – для просмотра прозрачных образцов, верхний и нижний – для просмотра полупрозрачных образцов.

Внимание! Некоторые образцы не годятся для просмотра на максимальном увеличении. Всегда медленно вращайте маховик настройки положения предметного столика, чтобы избежать столкновения предметного стекла и объектива.
Далее предлагаем тематику практических работ, которые можно выполнить, используя цифровые микроскопы.

Таблица 2

Тематика практических работ с использованием цифровых микроскопов




п/п

Учебный предмет

Тема, где возможно использование цифрового микроскопа и электронных датчиков

Класс

Исследуемый объект

Цель исследования, ожидаемый результат исследования

1

Окружающий мир

Кто такие птицы?

1

Перья птиц

Сравнить строение пуховых и кроющих перьев.

2

Окружающий мир

Пришла зима

1

Снег и лёд

Определить свойства снега и льда.

Вывод, что снег и лёд – всё это различные состояния воды. Исследовательский проект "Почему нельзя есть снег"



3

Окружающий мир

Растения – часть живой природы

1

Семена

Рассмотреть строение семян, н-р, гороха.

Растения растут и размножаются (наблюдение за развитием растения).



4

Окружающий мир

Лиственные и хвойные растения

1

Листья и хвоя

Найти различия в строении листьев и хвои.

5

Окружающий мир

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

1

Насекомое, перо птицы, чешуя рыбы, шерсть.

Выявить условия приспособления к жизни в различных средах обитания.

6

Окружающий мир

Как ты воспринимаешь мир

1

Кожа человека, пальцы рук

Исследовать пальцы рук. Сравнение отпечатков пальцев.

7

Технология

Царство тканей. Лабораторная работа: «Знакомимся с тканью»

1

Различные виды ткани.

Познакомиться со структурой ткани.

8

Технология

Работа с иглой и ниткой. Виды ткани.

1

Текстильные материалы

Общее понятие о ткани растительного происхождения,

их виды и использование.




9

Технология

Гофрирование бумаги.

«Птичка». «Солнышко»




1

Гофрированная бумага, картон, бархатная бумага

Различать виды бумаги

10

Окружающий мир

Инструменты и приборы

2

Электронные датики, микроскопы

Рассмотреть приборы, выяснить их назначение.При помощи приборов и инструментов человек может поставить опыты

11

Окружающий мир

Тела, вещества, частицы

2

Кожица лука

Доказать, что все живое состоит из клеток

12

Окружающий мир

Свойства воды

2

Вода в различных состояниях

Увидеть удивительные превращения воды в природе

13

Окружающий мир

Кому и для чего нужна вода?

2

Капля воды

Посмотреть строение воды

15

Окружающий мир

Условия необходимые для роста растений и прорастания семян

2

Пророщенное семя фасоли

Рассмотреть семя фасоли При правильно созданных условиях семя дает росток, питание получает из семядолей.

16

Окружающий мир

Условия, необходимые для жизни растений

2

Семена фасоли

Определить процесс и порядок проращивания семян

17

Окружающий мир

Как растения готовят себе пищу

2

Лист бальзамина.

Рассмотреть строение листа.

Строение листа имеет устьица.



18

Окружающий мир

Части растений

2

Срез стебля

Клеточное строение растений

19

Окружающий мир

Грибы

2

Плесень

Визуально доказать принадлежность к грибам

20

Окружающий мир

Папоротники, мхи, водоросли

2

Мхи, папоротники

Есть ли части растений? Какие?

21

Окружающий мир (микроскоп)

Насекомые


2

Лапа мухи

Посмотреть строение лапы мухи

22

Окружающий мир

Органы чувств человека

2

Органы чувств обучающихся

Исследовать органы чувств, составить таблицу, используя фотографии исследований. При помощи органов чувств человек познает мир

23

Окружающий мир

Расти здоровым.

2

Кожица яблока.

Рассмотреть кожуру вымытого и невымытого яблока.

Яблоко, купленное в магазине содержит на поверхности грязь.



23

Окружающий мир

Расти здоровым.

2

Капля воды из-под крана и из реки.

Сравнить две капли воды, взятые из разных источников.

В капле из водоёма обнаружены микроорганизмы.



25

Окружающий мир

Если хочешь быть здоровым

2

Соскоб с грязных зубов

Увидеть микробы, находящиеся в зубном налёте

26

Окружающий мир

Полезные ископаемые

3

Известняк (ракушечник)

Рассмотреть структуру

Ракушечник содержит раковины древних моллюсков.




27

Окружающий мир

Полезные ископаемые

3

Гранит


Формирование умения определять основные свойства полезных ископаемых при помощи постановки опытов

28

Окружающий мир

Состав песка и глины

3

Песок глина

Увидеть отличие состава песка и глины

29

Окружающий мир

Вода и жизнь.

Практическая работа « Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра»



3

Капля грязной и очищенной воды

Сравнить состав грязной и очищенной воды, сделать вывод о необходимости использования фильтров

30

Окружающий мир

Вода – растворитель. Растворы в природе.

3

Капля воды.

Рассмотреть каплю чистой воды и каплю, с растворёнными в ней веществами (песок, глина)

Некоторые вещества не растворяются, делают воду мутной.




31

Окружающий мир

Что такое почва?

3

Почва

Изучить состав почвы

32

Окружающий мир

Почва и её состав

3

Почва

Формирование умения определять состав почвы при помощи постановки опытов.Определение состава почвы опытным путём.

33

Окружающий мир

Корни и стебли растений

3

Цветочная почка и листовая почка

Сравнение строения листовой и цветочной почек.

Умение различать цветочную и листовую почки



34

Окружающий мир

Для чего растет цветок

3

Цветок

Исследование строения цветка.

Увидеть тычинки, пестик, пыльцу



35

Окружающий мир

Развитие животных

3

Скорлупа яйца

Доказать, что скорлупа яйца пронизана мельчайшими дырочками-порами. Во время развития зародыша через них испаряется белок, поступает свежий воздух

36

Окружающий мир

Органы очистки организма

3

Кожа человека

Исследование поверхности кожи.

Увидеть бороздки, бугорки, складки, волоски на коже



37

Окружающий мир

Органы чувств

3

Ухо человека

Исследование строения ушной раковины.

Увидеть слуховой проход, барабанную перепонку, серу, волоски



38

Окружающий мир

Что такое деньги?

3

Монеты разного достоинства

Рассмотреть и познакомиться со строением монеты (легенда)

39

Технология

Свойства бумаги

2

2 листа бумаги

Определить, когда бумага разорвется ровнее – при направлении волокон вдоль или поперек.

Дети с помощью цифрового микроскопа определяют направление волокон в бумаге и приходят к выводу: необходимо складывать лист вдоль.



40

Технология

Свойства ткани

3

Плотная и тонкая ткань

Узнать, почему люди зимой одеваются в одежду из плотных тканей, а летом – в тонкие.

Вывод: обучающиеся, работая с цифровым микроскопом, определяют, что у тонких тканей отверстия больше и воздух просто проходит через эти отверстия, а у плотных тканей отверстия меньше и ткань задерживает воздух.



41

Технология

Свойства ваты

3

Вата

Работая с цифровым микроскопом, обучающиеся делают следующие выводы: вата состоит из мельчайших переплетающихся между собой волокон. Раздвигаясь , эти волокна словно сцепляются, держатся друг за друга, сцепляют одну нить с другой, образуются мельчайшие переплетения.

42

Технология

Свойства и состав ткани

3

Плотная и тонкая ткань

Обучающиеся, работая с цифровым микроскопом, определяют, что у тонких тканей отверстия больше, а у плотных тканей отверстия меньше.

43

Технология

Способы переплетения нитей в тканях

3

Различные виды тканей (атласное, полотняное, сатиновое, саржевое)

Выяснить, какой вид ткани подойдет для изготовления бахромы и мережки.

Обучающиеся опытным путем должны выяснить, что атласное переплетение необходимо для изготовления бахромы.



44

Окружающий мир

Какие полезные ископаемые применяют в строительстве

4

Мел

Исследование мела. Разглядеть останки скелета древних животных (ракушек).

45

Окружающий мир

Водоёмы нашего края

4

Ряска

Рассмотреть строение болотного растения, выяснить способы приспособления к условиям жизни.

46

Окружающий мир

Путешествие в мир клеток.

4

Микропрепараты.

Рассмотреть, как выглядят ткани разных органов.

Все клетки имеют единый план строения, но отличаются внешне и по функциям.



47

Технология

Свойства пенопласта

4

Пенопласт

Обучающиеся, работая с цифровым микроскопом, выясняют степень заполнения материала порами. Вывод: пенопласт обладает высокой пористостью, что позволяет резать его ножницами, продавливать в нем бороздки тонким предметом.

48

Окружающий мир

Самый большой орган чувств

4

Кожа человека

Рассмотреть поверхностный слой кожи, его строение.

Ожидаемые результаты.

Выводы: Кожа как бы разделена бороздками

на ромбовидные и треугольные дольки. В их углах заметны

небольшие отверстия — поры, из которых выходят волоски.

Продукты сальных желез выделяются через эти отверстия по стержню волоса; заметно, что кожа блестит.



49

Технология

Ваза для осеннего букета

4

Бумажный шпагат и льняной шпагат

«Рассмотреть и сравнить свойства бумажного и льняного шпагатов. Ожидаемые ответы: «Льняной и бумажный шпагаты серого цвета»; «Бумажный шпагат толще, чем льняной»; «Льняной шпагат прочнее, чем бумажный».)

50

Технология

Тема «Футляр из ткани»

4

Ткань

«Определить направление нитей своей ткани по положению кромки (направление кромки совпадает с направлением долевой нити). Проверить: ткань легче растягивается в поперечном направлении.(Ожидаемый результат  «Ткань растягивается легче в поперечном направлении потому, что она менее прочная и более рыхлая, чем в долевом».)

Далее представляем фрагменты учебных занятий с использованием цифрового микроскопа



Фрагмент урока по теме «Когда появилась одежда?

Вступительное слово учителя:

Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну тканей!


Дидактическая

структура

урока


Методическая подструктура урока

Признаки

решения


дидактических

задач


Методы

обучения


Форма

деятельности



Методические

приемы и их

содержание


Средства

обучения


Способы

организации

деятельности


Практическая работа «Переплетение тканей»

частично-поисковыйпракти-ческий


Учащиеся

Выполняют практическую работу по инструкции



Приёмы работы с цифровым микроскопом (подключение, настройка, обработка данных, фиксирование результатов, техника безопасности)

Ноутбук, цифровой микроскоп, инструкция, образцы ткани № 1 – марля, № 2 – хлопок с полотняным переплетением, № 3 - вата

Работа в паре

Наблюдение за различными видами переплетения тканей. Вывод: все ткани имеют переплетение

Инструкция для проведения практической работы (у каждого учащегося):

  1. Собери и подключи микроскоп

  2. Включи компьютер, выбери программу для работы с микроскопом

  3. Выбери увеличение х10, настрой изображение.

  4. Результаты наблюдений занеси в таблицу




Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

5. Рассмотри по очереди образцы № 1, № 2, № 3. Можно ли сделать вывод, из чего состоит каждый образец?










6. Измени увеличение на х60, рассмотри образцы. Как расположены нити, из которых сделаны образцы? Зарисуй.










7.Растяни каждый образец. Есть ли среди них такой, чья форма не изменилась? Связано ли это с его переплетением?










8. Сделай общий вывод




9. Закрой программу, выключи компьютер. Разбери и сложи микроскоп.

Дополнительный материал для учителя: А переплёл эти ткани (образец 1 и 2) специальный ткацкий станок! Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать) -Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся

Если кусочек ваты, намочить и скручивать пальцами, а при этом  немножко растягивать, тополучится нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками



А процесс скручивания коротких волоконец в длинную нить называется прядением. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница