«Глаголы с -тся, -ться»




Скачать 58.81 Kb.
Дата 06.10.2016
Размер 58.81 Kb.
Конспект урока русского языка в 4 «в» классе.

Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №21

Долматова Ольга Александровна

Тема: «Глаголы с –тся, -ться».

Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем.

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

Цель: расширение и закрепление знаний о глаголах.

Задачи: 1.Учить отличать глаголы от других частей речи.

2.Познакомить детей с суффиксами –ся, -сь.

3.Формировать умения различать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме и в 3 лице ед. и мн. числа, развивать орфографическую зоркость.

4.Развивать речь, мышление, память, внимание детей.

5.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

6. Создать атмосферу сотрудничества на уроке, воспитывать чувство коллективизма.

Применяемая на уроке технология - проблемное обучение, метод - исследование.

.Оборудование : схема – опора «глаголы с –тся, - ться»,карточки с заданиями, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Повторение об известных частях речи.

-----Узнай часть речи. Учитель называет слова, а учащиеся хлопают 1 раз, если слово является существительным, 2 раза, если- прилагательным, 3 раза, если - глагол и объясняют, как различают знакомые части речи.

(школа,светлый, лисица, пишут, радостное, увлечение, изучать, рассказываем)

-- Устно составьте предложения, используя глаголы, какими членами предложения бывают глаголы?



2. Чистописание.

а). Продолжить строку, соблюдая закономерность: ся сья сь сься ся ……..

_Могут ли какие-либо из этих сочетаний букв встречаться в составе глагола? Какой частью слова являются -ся или –сь?

б). Учить - учиться, учит - учится, моют - моются, показывать - показываться.

Изменяется ли значение глаголов при появлении суффикса–ся ? На кого направлено действие в каждом из случаев?

Вывод: при наличии суффикса –ся действие направлено на сам предмет, поэтому глаголы с суффиксами –ся и называются возвратными. А что произносится в конце возвратных глаголов? (ца)



3.Определение темы урока.

. Какие ошибки можно допустить при написании возвратных глаголов?

Какая тема нашего урока сегодня? (На доске открывается тема урока)

Задачи:


  • рассмотреть глаголы, которые оканчиваются на –тся, -ться;

  • сделать вывод.

  • Каким образом легче работать? ( парами, в группах, коллективно)

4.Работа в группах. Исследовательская работа.

На карточках слова, при произношении которых в конце слышим ( ца), а что надо писать, подумайте: пти…(ца), гре…(ца),соревнова….(ца), грею….(ца), учени….(ца), ули..(ца),смея…(ца), соревнуе…(ца), смеё…(ца).

1 группа выписывает те слова, в которых в конце так и пишется ЦА,

2группа—слова с – ТСЯ,

3 группа -- слова с -ТЬСЯ,

4группа -- слово ВОДИ…(ЦА) ( надо выбрать, в который столбик следует записать слово и почему).

По 1 ученику от группы (после обсуждения в группах) записывают слова в 3 столбика на доске и объясняют почему.


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ГЛАГОЛЫ 3 ЛИЦА ед. и мн. числа

ГЛАГОЛЫ НЕОПР. ФОРМЫ

-ЦА

-ТСЯ

-ТЬСЯ

1.птица

2.ученица

3.улица

4.водица


1.греются

2.соревнуется

3.смеётся

4.водится



1.греться

2.смеяться

3.смеётся

4.водиться



ВЫВОД:ГЛАГОЛЫНЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ

( ЧТО ДЕЛАТЬ?что сделать?) -ться

Глаголы 3 ЛИЦА (ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО ДЕЛАЮТ?) -тся

(таблица и вывод с помощью проектора появляются на интерактивной доске)

5.ПИСЬМО ПОДДИКТОВКУ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ и сверкой с текстом на доске.

Учащиеся объясняют написание слов по теме. На интерактивной доске с помощью стилуса дописываются слова.



Мир освещае……. солнцем, а человек – знанием.

Не стыдно не знать, а стыдно не учи…… .

Тот труда не бои…….. , кто умеет труди……. . Вьё…….. метели…… , в окна стучи….. .

Мир освещается солнцем, а человек-

знанием.

Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Вьётся метелица, в окна стучится.

6.Физкультминутка. - Я буду называть глаголы, а вы на себе показывать действия: умываться, одеваться, потягиваться, наклоняться, здороваться, улыбаться, садиться.( можно под музыку)

7. Творческое задание. Работа в парах.

-От данных слов образовать однокоренные глаголы в неопределённой форме с возвратным значением.

ТРУД, УЧЁБА, ГОРДОСТЬ, РАДОСТЬ.

(ТРУДИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, ГОРДИТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ)

- Какое можно составить предложение( или 2 предложения) с использованием полученных глаголов?

Если нужна помощь друга, продолжите работу в группах. Примерные предложения демонстрируются через проектор на интерактивной доске с выделенными –ться и –тся в конце глаголов.

Нужно много трудиться, хорошо учиться. Тогда тобой смогут все гордиться и радоваться твоим успехам.

8.Домашнее задание.

а). Найти и написать 1-2 загадки в которых есть глаголы с –тся, -ться. Объяснить написание этих глаголов.

б). Составить небольшой рассказ (4-5) предложений на любую тему, в котором употребить глаголы -тся, -ться. Объяснить написание этих глаголов.

9.Фронтальная работа. Использование интернет-ресурса из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.

( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db8d5791-c8b2-4d3f-9bb6-a9f43d43f645/%5BNS-RUS_4-15%5D_%5BQS_036%5D.html)



10.Подведение итога урока.

-Чему мы сегодня учились на уроке? В чём испытывали затруднение?

11.Рефлексия. Поставьте + те, кто считает, что написание глаголов с –тся, -ться усвоил хорошо и сможет помочь понять другому,

* те, кто считает, что понял не совсем хорошо,

_ те, кто считает, что понял плохо и нуждается ещё в помощи.

Дополнительный материал к уроку.



ИГРА «Секретный приказ».

Лишь буквы – те, что в этих строчках

Даны не более чем раз, -

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМ

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

Ответ: Будь врагом лени.

ПРИЛОЖЕНИЕ

пти…(ца), гре…(ца), соревнова….(ца), грею….(ца), учени….(ца), ули..(ца),смея…(ца), соревнуе…(ца), смеё…(ца).

пти…(ца), гре…(ца), соревнова….(ца), грею….(ца), учени….(ца), ули..(ца),смея…(ца), соревнуе…(ца), смеё…(ца).

пти…(ца), гре…(ца), соревнова….(ца), грею….(ца), учени….(ца), ули..(ца),смея…(ца), соревнуе…(ца), смеё…(ца).

ВОДИ …(ЦА)

ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМ

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ


ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМ

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ


ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМ

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ


ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМ

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница