Методическая разработка урока литературы " Великая сила любви!" по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет"




Скачать 261.66 Kb.
Дата 23.09.2016
Размер 261.66 Kb.
Методическая разработка урока литературы

Великая сила любви!” (по рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)


Аннотация


Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна открывает изучение литературы на втором курсе. Их произведения являются переходными и, скорее, тяготеют к классике ХIХ, поэтому учащиеся читают их с лёгкостью и интересом. Особенно если речь идёт о рассказах, посвящённых теме любви. Но даже в этом ряду «Гранатовый браслет» занимает особое место. В изображении обоих писателей любовь возносит человека над серой действительностью, но, в отличие от «Тёмных аллей» и «Лёгкого дыхания», любовь у А.И. Куприна возвышенна, целомудренна, соответствует самым строгим правилам морали, на что учащиеся, в силу возрастных психологических особенностей обращают особое внимание. Они охотно откликаются на обсуждение сюжета и идеи произведения, высказывают своё согласие или несогласие с автором. Вопрос о настоящей любви личностно значим для каждого подростка.

Для учителя рассказ «Гранатовый браслет» даёт также отличную возможность провести опережающую работу с терминами «символ», «художественная деталь», «музыкальность» и т.д., которые уже в скором будущем станут основой для изучения поэзии «серебряного века».

Основная задача при построении урока – с одной стороны, не испортить излишним анализом текста хрупкое впечатление от истории о любви, которая «сильна, как смерть», а с другой стороны, не вызвать излишней помпезностью и нравоучительностью скептическое отношение учеников к рассказу. Нужно выдержать своего рода «баланс», чтобы сразу достигнуть две цели: и воспитательную (отношение к любви как к высшей ценности, определяющей духовный мир человека), и учебную (анализ художественного строя рассказа).

В учебно-тематическом планировании на изучение этой темы отводится 2 часа, поэтому мне кажется целесообразным дать учащимся на дом перечень опережающих вопросов, чтобы ориентировать их уже при первом чтении текста. Как уже сказано выше, рассказ не вызывает у учащихся трудностей в восприятии, поэтому опережающие вопросы позволяют значительно сэкономить время на уроке. В данной разработке я также предлагаю разделить вопросы по группам, чтобы учащиеся наиболее сосредоточенно анализировали определённые отрывки, а не весь рассказ, что могло бы отрицательно сказаться на внимании к финалу произведения. Однако к определению основной идеи «Гранатового браслета» должны самостоятельно подойти все учащиеся, несмотря на предмет анализа в подгруппе. При грамотном построении урока сюжет и идея «Гранатового браслета» остаётся надолго в памяти учащихся.

По итогам данного урока учащиеся должны знать, как А.И. Куприн изображает влияние любви на человека, и усовершенствовать умения анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: развёрнутая беседа с классом

Цели:


  • Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

  • Пробудить желание студентов философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.

  • Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

Методическая оснащённость: текст, CD-диск со слайдами (презентация), компьютер, экран, магнитофон, карточки-задания

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа



Методические приёмы:

  • аналитическая беседа;

  • проблемные вопросы;

  • выразительное чтение;

  • рассказ учителя;

  • сочинение-миниатюра

Виды деятельности учащихся.

  • Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос.

  • Выразительное чтение отрывков из повести.

  • Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.

  • Анализ образа героя.

  • Самостоятельная формулировка вывода урока.

План урока

  1. Организационный момент. 5 мин.

- проверка присутствующих

- постановка целей урока

  1. Изучение нового материала. 50 мин.

- вступительное слово учителя

-сообщение учащегося

- работа по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”



  1. Самостоятельная работа. 24 мин.

  2. Домашнее задание, выставление оценок за урок. 2 мин.

Ход урока


Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви.

К.Паустовский. «Поток жизни.
Заметки о прозе Куприна»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире.



А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Многие произведения А.И.Куприна посвящены богатому, сложному и не всегда объяснимому чувству любви. Писатель касался разных граней этого «тонкого и хрупкого» чувства, которое требует от личности духовной одарённости, душевной щедрости. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами одно из самых замечательных созданий А.И. Куприна рассказ «Гранатовый браслет». Сам писатель называл его «милым» и признавался, что ничего более целомудренного не писал». Посвящено это произведение вечной теме- теме любви. В основе рассказа лежит реальный факт- история любви скромного чиновника, которую однажды случайно услышал автор.



Предыстория создания рассказа (сообщение учащегося) СЛАЙД 2

К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

“Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай - разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля”, зимой 1911 года.

Фронтальные вопросы

Почему так разрослась в объёме эта анекдотическая история? Что изменил в ней автор? (История перестала быть анекдотом, а стала историей о возвышенной любви, случающейся один раз в тысячу лет)

Когда вы читали произведение, я думаю, вы обратили внимание на то, что этот рассказ о любви очень символичен, здесь каждая деталь имеет скрытое значение, выражая авторскую идею. В связи с этим обратимся к самому началу.



Выразительное чтение начала рассказа (описание природы).

Какова общая тональность пейзажных зарисовок в рассказе? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? (Тревога, появление мотива смерти, которые вдруг сменяются светлой грустью ясных осенних дней)

Какое отношение этот пейзаж имеет к сюжету рассказа? (Осень в природе совпадает с осень в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной. Но и осень способна неожиданно, как бы напоследок, осветить жизнь ярким солнцем, этим солнцем для княгини Веры станет любовь Желткова.)

Работа по группам (ответы подтверждаются цитатами)

Первая группа: Образ Веры Николаевны Шеиной СЛАЙД 3

Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства)

Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”)

Считает ли она свой брак счастливым? (В разговоре в Аносовым она уверена, что её судьба сложилась единственно правильным образом. Своё жизненное спокойствие она принимает за счастье. Единственное, что не сложилось у них с мужем – отсутствие детей)

Чтобы оттенить образ Веры Николаевны автор вводит в повествование ещё один женский персонаж – её сестру Анну.



Четвёртая группа: Второстепенные персонажи

Сравните внешность и характеры двух сестёр. (Вера представляет собой западную аристократическую красоту, в основе которой лежит сдержанность, а Анна унаследовала восточную привлекательность, страстность натуры, эмоциональность.)

Как сложилась судьба Анны Николаевны Фриессе (Она вышла замуж по расчёту за глупого человека, который ничем не интересуется, презирает его, но хранит верность, родила ему двух детей.)

Фронтальные вопросы:

Что общего в столь разных замужествах двух сестёр: Анны Николаевны и Веры Николаевны Шеиной? (Они обе живут в браке без любви, любовь ушла из жизни людей.)

Какие ещё истории взаимоотношений мужчины и женщины есть в рассказе? Перескажите их. (Пересказ историй Аносова).

Включение этих рассказов многие литературоведы оценивали как сюжетные излишества. Как вы думаете, с какой целью Куприн включает их в основной сюжет? (Чтобы оттенить возвышенность чувств Желткова. Эти пошлые истории о любви представителей высшего света, которые считают себя выше других не только по табели о рангах, но и по интеллектуальному уровню и нравственным достоинствам, подчёркивают душевное превосходство полунищего мелкого служащего, который обнаружил такую высоту любви.)

Кто из героев рассказа утверждает, что люди утратили любовь, и пытается объяснить почему? (Генерал Аносов)

Работа по группам:



Третья группа: Образ Аносова СЛАЙД 4

Почему слова генерала Аносова имеют большой вес в рассказе? (Аносов – незаурядный, добрый, достойный и очень мудрый человек, много повидал в жизни, пользуется уважением окружающих, имеет заслуженный своей принципиальностью, непререкаемый авторитет. Пересказ его истории.)

Почему он считает, что любовь ушла из жизни людей? (Он анализирует свои истории любви и истории отношений, которых был свидетелем. Выразительное чтение истории его женитьбы)

Прослушать отрывок, ответить на вопросы.

Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее… Во-вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.



Вопросы:

  1. Какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их смысл?

  2. Какие фразы из его слов являются фразеологизмами? Каково их значение?

  3. Почему Аносов не считает брак Шеиных счастливым?

  4. Почему именно любовь Желткова Аносов считает той, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»?

Промежуточный итог:

Рассказ можно условно разделить на две части. Первая часть посвящена размышлениям об утрате человеком любви. А вторая утверждает эту самую истинную любовь на примере Желткова.

Фронтальные вопросы:

Как мы впервые узнаём о Желткове? (Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет)

СЛАЙД 5

Чем отличался этот подарок от остальных? (Все остальные подарки были доргими, а этот « был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», но посередине был очень редкий зелёный гранат; это семейная реликвия Желткова, которая, по его словам, «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».)

Какой мистической силой, по мнению Желткова, обладает браслет? (Женщин наделяет даром предвидения, а мужчин ограждает от насильственной смерти)

Что мы понимаем о хозяине подарка? (Браслет в сравнении выглядит низкопробной безделушкой, но Желтков в отличие от других дарит самое ценное, что у него есть.).

Подтвердилась ли вера Желткова в силу браслета? (Да, Вера Николаевна почувствовала тревогу с первого взгляда на браслет, и после разговора мужа и брата с Желтковым почувствовала, что «этот человек убьет себя)

Как вы думаете, почему гранатовый браслет вынесен в название рассказа? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя)

Работа по группам



Четвёртая группа: Второстепенные персонажи СЛАЙД 6

Когда и как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание)

Когда Князь Василий Львович поменяет своё мнение о личности и чувстве Желткова? (После того как он вместе с Булат-Тугановским придут заставить Желткова «прикончить эту историю»)

Кто подталкивает Василия Львовича к разговору с Желтковым? (Его шурин Николай Николаевич Булат-Тугановский)

Какова роль в рассказе князя Булат-Тугановского? Почему именно он сопровождает Василия Львовича к Желткову? (Николай Николаевич имеет удивительно чёрствую душу. Ставя себя на самую верхнюю ступень в социальной иерархии, он совершенно не считается с чувствами тех, кто находится ниже него, более того, считает оскорбительным то, что Желтков осмелился полюбить его сестру, несмотря на то, что не имеет ни титула, ни состояния. Он груб, самолюбив и неблагороден. Его образ оттеняет образ Василия Львовича на основе контраста. Василий Львович – человек интеллигентный, сочувствующий, рассуждающий. Он способен понять Желткова и проявляет благородство. Именно поэтому в течение разговора желтков начинает обращаться только к Василию Львовичу. совершенно игнорируя Николая Николаевича).

Вторая группа: Образ Желткова СЛАЙД 7

Каким предстаёт Желтков перед нежданными гостями? Опишите героя и его дом. (Желтков «был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
Он заметно волнуется, о чём говорят следующие детали: его руки постоянно бегают по пуговицам пиджака, он два раза предлагает гостям присесть, говорит сбивчиво, всё время извиняется)

Как и почему меняется его поведение во время разговора? (Поведение меняется после того, как Николай Николаевич угрожает Желткову обратиться в полицию. Его чувству не смогли помешать ни сословные рамки, ни время, ни безразличие Веры Николаевны. Тем более ему не смогут помешать «власти». Его любовь – не преступление, унижающее человека, а возвышающий его «дар Божий».)

Почему Желтков принимает решение уйти из жизни? (Для него нет другого способа «покончить» со своей любовью, и, когда он узнал, что его чувство досаждает княгине Вере Николаевне, он сразу же решает расстаться с жизнью.)

Перед смертью Желтков оставляет прощальное письмо для Веры Николаевны. Вспомним его содержание (прослушать отрывок). Отвечает вторая группа:

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить.



Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”.

Вопросы:

  1. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Он нисколько не винит Веру в своей смерти и даже не сообщает о ней)

  2. Какой смысл, на ваш взгляд вкладывает Желтков в слова «Да святится имя Твоё». Почему слово «Твоё» написано с прописной буквы?(Он почитает Веру, как Бога. Она – его божество.) *Какая ещё деталь в рассказе подтверждает вашу мысль? (Возвращённый браслет Желтков завещает повесить на икону Богоматери)

  3. Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею?

  4. Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа? (По мнению А.И. Куприна, любовь выпадает человеку случайно – об этом свидетельствуют слова Желткова: «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить».)

Так что же такое любовь? Герои повести высказывают своё мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Какое из этих высказываний, по вашему мнению, наиболее ёмко выражает природу любви и почему? СЛАЙД 8

  1. Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.

  2. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

  3. Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя Твоё…”

  4. Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

Вопросы для первой группы СЛАЙД 9

Какое решение принимает Вера Николаевна после прочтения прощального письма Желткова и почему? (Вера хочет понять, что это было за чувство: сумасшествие или любовь, которая случается «раз в тысячу лет». Кроме того, она чувствует вину перед ним, хочет воздать должное человеку, невидимо находившемуся рядом на протяжении 8 лет.)

Какой ответный прощальный подарок делает Вера Желткову? Что он символизирует? (Вера кладёт ему под голову красную розу – символ любви.)

Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти», как она сказала, или есть другая причина? (Она поняла, что мимо неё прошла настоящая любовь).

Фронтальный вопрос

Каково содержание последней записки Желткова? (Напоминает Вере о сонате Бетховена, которая так совпадает с его чувствами.)

Волею судьбы именно под эту музыку в финале рассказа Вера слышит в своём подсознании последнее обращение Желткова (прослушать отрывок).



Отвечает 1 группа:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”.

“Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твоё”.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе”.

Вопросы:


  1. Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твоё”, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью)

  2. Почему несколько раз повторяются слова «Да святится имя Твоё»? (Чтобы показать, что любовь героя выше всего земного. Она божественного происхождения)

  3. «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки», - говорит Желтков. Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство героя оставалось безответным? (Желтков имеет в виду прощальный визит Веры, когда она в знак своей любви подарила ему красную розу.)

  4. Действительно ли безнадёжная любовь Желткова сделала его несчастным? Почему плачет Вера Николаевна? От осознания своей вины перед Желтковым? От жалости к нему? Или отчего-то ещё? (Желтков вовсе не считает себя несчастным. Напротив, любовь стала главным смыслом его жизни, возвысила его над обывателями. Куприн показал великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев: Пушкина и Наполеона. Вера же поняла, что её размеренное существование было лишь подобием жизни, трагедия Желткова раскрыла ей глаза на окружающий мир и место человека в нём)

«… смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью», – считает литературовед Е. Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?

Так, что же хотел сказать читателю А.И. Куприн своим рассказом «Гранатовый браслет»? Ответить на этот вопрос нам помогут слова критика.



Четвёртая группа читает текст и отвечает на вопросы: СЛАЙД 10

Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью?

Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем.

Вопросы:

  1. Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

  2. Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа?

  3. Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте

СЛАЙД 11

Задание: попробуйте самостоятельно обобщить всё услышанное на уроке, добавить своё личное восприятие и письменно сформулировать идею рассказа.



Литература

1. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.

2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 1984. – с.335 (Классики и современники).

3. Куприн А.И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.– с.688 (Статьи: Крутикова Л.В., Куприн А.И.; Паустовский К.Г. Поток жизни. Заметки о прозе).

4. Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.

5. Любимов Л.Н. На чужбине. – М., 1963.

6. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 22–27.

7. Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. –  № 9 – с. 56–57.

8. Петрова Т.А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998.– № 3. – с.135.

9. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.

10. Шапошников В.Н. От «серебряного века» до наших дней. Очерки русской литературы ХХ века. – Новосибирск: СО «ДЛ», – с.304

11. Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.

12. Н.С. Лаушкина «Открытый урок по литературе». М.: «МЛ». 2001 г.

13. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века ».М.: «ВАКО».2003 г.

Приложение. Задания для групповой работы

1 группа: Образ Веры Николаевны Шеиной

Вопросы по тексту рассказа «Гранатовый браслет»:


  1. Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?

  2. Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

  3. Считает ли она свой брак счастливым?

  4. Какое решение принимает Вера Николаевна после прочтения прощального письма Желткова и почему? Какой ответный прощальный подарок делает Вера Желткову? Что он символизирует?

  5. Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти», как она сказала, или есть другая причина?

Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”.

“Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твоё”.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе”.

Вопросы:


  1. Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?

  2. Почему несколько раз повторяются слова «Да святится имя Твоё»?

  3. «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки», - говорит Желтков. Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство героя оставалось безответным? Действительно ли безнадёжная любовь Желткова сделала его несчастным? Почему плачет Вера Николаевна? От осознания своей вины перед Желтковым? От жалости к нему? Или отчего-то ещё?

2 группа: Образ Желткова

Вопросы по тексту рассказа «Гранатовый браслет»:



  1. Каким предстаёт Желтков перед нежданными гостями? Опишите героя и его дом.

  2. Как и почему меняется его поведение во время разговора?

  3. Почему Желтков принимает решение уйти из жизни?

Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы.

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”.



Вопросы:

  1. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?

  2. Какой смысл, на ваш взгляд вкладывает Желтков в слова «Да святится имя Твоё». Почему слово «Твоё» написано с прописной буквы?

  3. Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею?

  4. Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа?

3 группа: Образ Аносова

Вопросы по тексту рассказа «Гранатовый браслет»:


  1. Почему слова генерала Аносова имеют большой вес в рассказе?

  2. Перескажите историю жизни генерала.

  3. Почему он считает, что любовь ушла из жизни людей?

Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы.

Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее… Во-вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.



Вопросы:

  1. Какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их смысл?

  2. Какие фразы из его слов являются фразеологизмами? Каково их значение?

  3. Почему Аносов не считает брак Шеиных счастливым?

  4. Почему именно любовь Желткова Аносов считает той, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»?

4 группа: Второстепенные персонажи

Вопросы по тексту рассказа «Гранатовый браслет»


  1. Сравните характеры двух сестёр. (Вера представляет собой западную аристократическую красоту, в основе которой лежит сдержанность, а Анна унаследовала восточную привлекательность, страстность натуры, эмоциональность).

  2. Как сложилась судьба Анны Николаевны Фриессе.

  3. Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

  4. Когда Князь Василий Львович поменяет своё мнение о личности и чувстве Желткова? Кто подталкивает Василия Львовича к разговору с Желтковым?

  5. Какова роль в рассказе князя Булат-Тугановского? Почему именно он сопровождает Василия Львовича к Желткову?

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью?



Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем.

Вопросы:

  1. Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

  2. Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа?

  3. Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница