Перемещение при прямолинейном равномерном движении




Скачать 80.5 Kb.
Дата 03.09.2016
Размер 80.5 Kb.

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ
Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Тип урока: Изучение нового материала

Класс: 9

Цели урока:

  1. Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела.

    • Научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении.

    • Научить учащихся строить и читать графики зависимости скорости и координаты от времени.

  2. Развивающие. Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)

  3. Воспитательные. Формировать коммуникативных умений учащихся.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Время

Действие

1. Орг.момент

(2 мин.)

Готовность класса к уроку

2.Повторение предыдущего материала

(10 мин.)

Повторение предыдущего материала

3.Изучение нового материала

(15 мин)

Изучение нового материала

4.Закрепление материала

(10 мин)

Закрепление материала

5.Домашнее задание

(3 мин)

Домашнее задание


Ход урока

  1. Орг.момент

(Приветствие учеников)

2. Повторение предыдущего материала и проверка домашнего задания

В начале урока проверяется у учащихся знания: написание проверочной работы по теории изученного материала:

I вариант

  1. Что называется материальной точкой?

  2. В каких случаях поезд можно считать материальной точкой? Объясните, почему.

    1. поезд движется из Барнаула в Бийск;

    2. осуществляется посадка пассажиров.

  3. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:

    1. самолет совершает перелет;

    2. человек движется в лифте;

    3. футболист на поле.

  4. Что такое траектория, путь, перемещение?

  5. В каких случаях проекция перемещения на ось положительная, в каких отрицательна?

  6. Какое движение называют равномерным?

II вариант

  1. Что такое система отчета?

  2. В каких случаях человека автомобиль можно считать материальной точкой? Объясните, почему.

    1. производится ремонт двигателя;

    2. автомобиль совершает переезд.

  3. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:

    1. движение трамвая;

    2. подводная лодка в океане;

    3. автомобильные гонки.

  4. В чем отличие пути от перемещения?

  5. Дайте определение скорости равномерного прямолинейного движения.

  6. В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?




  1. Изучение нового материала

Равномерным прямолинейным движением называют такое происходящее по прямолинейной траектории движение, при котором тело (материальная точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Перемещение тела в прямолинейном движении обычно обозначают s. Если тело движется по прямой только в одном направлении, модуль его перемещения равен пройденному пути, т.е. |s|=s. Для того, чтобы найти перемещение тела s за промежуток времени t, необходимо знать его перемещение за единичное время. С этой целью вводят понятие скорости v данного движения.



Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную векторную величину, равную отношению перемещения тела к промежутку времени, в течение которого было совершено это перемещение:

v=s/t. (1)

Направление скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением перемещения.

Поскольку в равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения, скорость такого движения является величиной постоянной (v=const). По модулю

v=s/t. (2)

Из формулы (2) устанавливают единицу скорости.

Единицей скорости в СИ является 1 м/с (метр в секунду); 1 м/с есть скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.

Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а x0 является координатой начальной точки движения тела. Вдоль оси Ох направлены и перемещение s, и скорость v движущегося тела. Из формулы (1.1) следует, что s=vt. Согласно этой формуле, векторы s и v*t равны, поэтому равны и их проекции на ось Ох:




S

V

X


sx=vx·t. (3)

Теперь можно установить кинематический закон равномерного прямолинейного движения, т. е. найти выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени. Поскольку х=x0+sx, с учетом (3) имеем



х=x0+ vx·t. (4)

По формуле (4), зная координату x0 начальной точки движения тела и скорость тела v (ее проекцию vx на ось Ох), в любой момент времени можно определить положение движущегося тела. Правая часть формулы (4) является алгебраической суммой, так как и х0, и vx могут быть и положительными, и отрицательными.



Графическое представление проекции скорости:

Vx, м/с

t, c

0

Sx=Vx*t

Vx, м/с

t, c

0

Sx=Vx*t

Vx>0

Vx

Sx>0

Sx


x, м
Графическое представление уравнения движения:


х=x0+ vx·t


x0


t, c




х=x0- vx·t




  1. Закрепление материала.

Vx, км/ч

50

0

-70

t

Построить графики зависимости проекции векторов скорости от времени для двух автомобилей, движущиеся прямолинейно и равномерно, ели один движется со скоростью 50 км/ч, а другой движется в противоположную сторону со скоростью 70 км/ч.



Вопросы по закреплению материала:

  1. Какое движение называется равномерным?

  2. Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?

  3. Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?


5. Домашнее задание. Прочитать §4 (стр16-19), упражнения 4 (стр20)


План-конспект урока по физике по теме: Равномерное прямолинейное движение тела

Цель урока: выяснить, какой вид движения принимают за прямолинейное равномерное; что понимают под скоростью прямолинейного равномерного движения; учимся решению задач.



Ход урока

1. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса

А) Что понимают под траекторией движения?

Б) В зависимости от формы траектории движения могут быть…?

В) Какой графически вы представляете траекторию движения:

- центра колеса автомобиля относительно шоссе?

- точки на покрышке колеса относительно центра колеса и относительно шоссе при движении автомобиля?

Г) Как можно описать движение материальной точки?

Д) Запишите уравнения движения материальной точки в координатной форме.

Е) Что представляет собой система отсчета?

Ж) Что называется вектором перемещения?

З) Чему равен модуль перемещения:

- если направление оси координат совпадает с направлением вектора?

- если вектор направлен под углом α к направлению оси координат?

2. Изучение нового материала методом эвристической беседы:

А) Опишите подробно движение автомобиля по шоссе. Всегда ли он движется равномерно?

Б) В каких случаях движение тела можно считать равномерным?

В) Что называется прямолинейным равномерным движением?

Г) Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?

Д) Какой вид имеет формула скорости прямолинейного равномерного движения? (V=S/t)

Е) Чему равен модуль скорости? ( V=ΔS/ Δt)

Уравнение движения материальной точки для прямолинейного равномерного движения в векторной форме записываются, таким образом: r=r0+Vt

В координатной форме, только без знака – вектор. x=x0+Vxt; y= y0+Vyt; z=z0+Vzt

На графике равномерное прямолинейное движение изображается в виде – площади прямоугольника которая равна: S=Vxt из этого уравнения следует: x- x0= Vxt . Значит изменение координаты тела численно равно площади прямоугольника.



V






Решение задач, для закрепления, полученных знаний

1. Точка движется равномерно и прямолинейно в положительном направлении оси Ох. В начальный момент времени точка имела координату x0=-10м. Найти координату точки через 5с от начала отсчета времени, если модуль её скорости равен V=2м/с. Чему равен путь , пройденный точкой за это время?

Дано: Координату точки, движущейся равномерно и прямолинейно, найдем по x0=-10мформуле: x=x0+ VXt

T=5cТак как направление вектора скорости совпадает с направлением оси

V=2м/скоординат, проекция вектора скорости Vx=V; тогда находим

Х=-10+2· 5= 0(м) Пройденный путь найдем S=Vt; S=2·5= 10(м)

S – ?, х – ?



Подвести итоги урока

Домашнее задание: § 9, 10, № 21,22


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница