Правила обследований и испытаний масты I трубы правiлы абследаванняў I выпрабаванняў Издание официальное Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь




Скачать 0.7 Mb.
страница 1/3
Дата 01.09.2016
Размер 0.7 Mb.
  1   2   3


ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-3.03-60-2009 (02250)

УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ



МОСТЫ И ТРУБЫ

Правила обследований и испытаний

МАСТЫ I ТРУБЫ

Правiлы абследаванняў i выпрабаванняў



Издание официальное



Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Минск 2009


УДК 624.21:620.17(083.74) МКС 93.040 КП 01
Ключевые слова: обследования, статические испытания, динамические испытания, обкатка, мосты, трубы, контрольные измерения, инструментальные съемки
Предисловие
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации».
1  РАЗРАБОТАН научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм» (РУП «Стройтехнорм»), техническим комитетом по стандартизации в области архитектуры и строительства «Сооружения транспорта» (ТКС 07)
ВНЕСЕН главным управлением научно-технической политики и лицензирования Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
2  УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 сентября 2009 г. № 306
В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры
и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.03 «Сооружения транспорта и транспортная инфраструктура»
3  ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь СНиП 3.06.07-86)

© Минстройархитектуры, 2009


Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строитель­ства Республики Беларусь


Издан на русском языке

Содержание

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Термины и определения 2

4 Общие положения 3

5 Обследования мостов и труб 4

5.1 Общие требования 4

5.2 Подготовка к проведению обследования 4

5.3 Общее обследование 6

5.4 Детальное (инструментальное) обследование 6

6 Испытания и обкатка мостов 8

6.1 Общие требования 8

6.2 Статические испытания 9

6.3 Динамические испытания 11

6.4 Обкатка 12

7 Оценка технического состояния сооружений по результатам обследований и испытаний 12

8 Оформление результатов обследований и испытаний 13

9 Безопасность труда при выполнении работ по обследованиям


и испытаниям мостов и труб 14

Приложение А (рекомендуемое) Характерные дефекты


и повреждения конструкций мостов и труб 16

Приложение Б (рекомендуемое)  Перечень рекомендуемых приборов


и методика статистической обработки результатов
инструментальных исследований прочности бетона 23

Приложение В  (рекомендуемое)  Рекомендации по анализу


и оценке результатов обследований и испытаний мостов 25

Библиография 29

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

МОСТЫ И ТРУБЫ

Правила обследований и испытаний
МАСТЫ I ТРУБЫ

Правiлы абследаванняў i выпрабаванняў
Bridges and culverts

Inspection and testing procedures



Дата введения 2010-01-01


1 Область применения

1.1 Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) распространяется на мостовые сооружения (мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, пешеходные мосты и водопропускные трубы (далее — мосты и трубы)) и устанавливает правила обследований, статических и динамических испытаний и обкатки мостов и труб на автомобильных дорогах общего и необщего пользования, на железных дорогах, а также на улицах и дорогах в городах и населенных пунктах.

1.2 Требования настоящего технического кодекса распространяются на обследования и испытания законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом сооружений при приемке их в эксплуатацию, сооружений, находящихся в эксплуатации; на обследования и испытания мостовых сооружений, запроектированных под особые виды нагрузок, временных мостовых сооружений, а также на обследования эксплуатируемых сооружений для разработки проектов ремонта и реконструкции.

Настоящий технический кодекс не распространяется:

— на исследовательские испытания, проводимые до разрушения конструкций;

— на контрольные обследования и испытания конструкций, узлов и деталей, выполняемые при изготовлении и монтаже;

— на обследования, выполняемые при диагностике в рамках системы управления состоянием мостов СУСМ «Белмост»;

— на текущие и периодические осмотры, выполняемые эксплуатирующей организацией с целью выявления дефектов и организации текущих ремонтных мероприятий.



2 Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА):1)

ТКП 035-2006 (02191)  Приемка в эксплуатацию автомобильных дорог и искусственных сооружений, законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом

ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)  Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры


и строительства. Основные положения

ТКП 45-1.03-40-2006 (02250)  Безопасность труда в строительстве. Общие требования

СТБ 1168-99  Бетоны. Метод контроля коррозионного состояния стальной арматуры в бетоне
и защитных свойств бетона

СТБ 1481-2004  Бетоны конструкций мостовых сооружений. Метод определения степени карбонизации

____________________________

1) СНБ имеют статус технического нормативного правового акта на переходный период до их замены техническими нормативными правовыми актами, предусмотренными Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

ГОСТ 166-89  Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75  Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1497-84  Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 7502-98  Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 12997-84  Изделие ГСП. Общие технические условия

ГОСТ 17624-87  Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 19281-89  Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 21105-87  Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод

ГОСТ 21718-84  Материалы строительные. Диэлькометрический метод измерения влажности

ГОСТ 22690-88  Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904-93  Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защит­ного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 27751-88  Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
по расчету

ГОСТ 28570-90  Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

СНБ 1.04.01-04  Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации.

Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены,


то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими опре­делениями:



3.1 временные сооружения: Мостовые сооружения и водопропускные трубы, построенные для пропуска транспортных средств на время строительства, реконструкции и ремонта существующих соо­ружений или других целей.

3.2 грузоподъемность: Предельная вертикальная подвижная нагрузка, размещаемая на ездовом полотне сооружения, которую можно допустить, не нарушая условий прочности, устойчивости, выносливости, жесткости и трещиностойкости, соответствующих достижению предельных состояний
I или II группы по ГОСТ 27751.

3.3 дефект: по СНБ 1.04.01.

3.4 динамические испытания: Испытание сооружений динамической нагрузкой, которая является переменной во времени и пространстве и вызывает в конструкциях сооружения колебательные движения и инерционные силы.

3.5 испытание моста: Загружение моста нагрузкой с целью контроля его технического состояния и выявления соответствия его работы проектным параметрам и расчетам.

3.6 обкатка: Пропуск по сооружению тяжелых автомобилей с целью выявления реального по­ведения конструкций под воздействием обращающихся на дороге наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок.

3.7 обследование мостов и труб: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние сооружения
и определяющих режим дальнейшей эксплуатации и необходимость ремонтов, реконструкции или замены сооружения.

3.8 оценка технического состояния: Установление степени соответствия технического состояния сооружения предъявляемым к нему требованиям по грузоподъемности, пропускной способности
и безопасной эксплуатации.

3.9 повреждение: по СНБ 1.04.01.

3.10 режим эксплуатации: Комплексная характеристика условий функционирования сооружения (по СНБ 1.04.01).

3.11 реконструкция: по ТКП 45-1.01-4.

3.12 ремонт: по ТКП 45-1.01-4.

3.13 специализированная организация по обследованию зданий и сооружений: по СНБ 1.04.01.

3.14 статические испытания: Испытания сооружений статической нагрузкой, величина и направление которой за время испытаний не меняется.

4 Общие положения

4.1 Обследования и испытания мостов и труб должны выполняться специализированными организациями в области мостостроения, оснащенными необходимой приборной базой и имеющими в своем составе квалифицированных и опытных специалистов.

Обследования водопропускных труб диаметром до 1,5 м включ. и мостов длиной до 25 м включ. после капитального ремонта, без повышения их грузоподъемности, допускается выполнять комиссиями, назначаемыми заказчиком.



4.2 Обследования технического состояния больших мостов проводятся не реже 1 раза в 5 лет, остальных мостов и труб — не реже 1 раза в 10 лет.

4.3 Обследования и испытания мостов и труб проводятся с целью выявления дефектов, оценки технического состояния сооружений и назначения режима их эксплуатации.

Обследования могут проводиться как самостоятельный вид работ (без проведения испытаний).

Испытания и обкатку сооружений допускается проводить только после выполнения обследования и с учетом полученных результатов.

4.4 Для решения отдельных вопросов, возникающих при проведении обследований и испытаний, по предложению организации, выполняющей обследование, заказчик должен привлекать к совместной работе организации, осуществляющие специальные виды работ (водолазные станции, лаборатории и т. д.).

Привлеченные организации должны работать под общим методическим руководством организаций, выполняющих обследования, а полученные в результате проведенных работ данные должны учитываться при принятии решений о техническом состоянии сооружений.



4.5 При приемке в эксплуатацию все мосты, законченные строительством, капитальным ремонтом или реконструкцией, должны быть обследованы; мосты, указанные в 4.6, должны быть обследованы
и испытаны, а мосты, указанные в 4.7, — обследованы и обкатаны.

4.6 Испытаниям при приемке в эксплуатацию должны, как правило, подвергаться мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями.

Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в таких случаях должна быть обоснована.



4.7 Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям (4.6) железнодорожные мосты
и мосты под пути метрополитена, а также автодорожные мосты под нагрузки АБ (автомобили особо большой грузоподъемности) должны быть обкатаны.

4.8 Испытания эксплуатируемых сооружений должны проводиться в случаях, когда решение вопросов, связанных с эксплуатацией сооружений, не может быть получено только расчетным путем по данным обследований.

Необходимость проведения испытаний эксплуатируемых мостов обосновывается организациями, осуществляющими обследование сооружения. Решение о проведении испытаний принимает организация, на балансе которой находится сооружение.



4.9 Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения по мосту и под мостом
в период испытаний, заделка мест отбора проб, отрывка шурфов и др.), должны выполняться:

— на вводимых в эксплуатацию сооружениях — строительной организацией, возводившей объект;

— на эксплуатируемых сооружениях — организацией, на балансе которой находится объект.

4.10 При обследовании эксплуатируемых мостов работы должны выполняться при наличии технических средств организации дорожного движения в соответствии с [1].

4.11 Средства испытаний, измерений и контроля, применяемые при обследованиях и испытаниях мостов, должны быть подвергнуты своевременной поверке в установленном порядке и соответствовать ТНПА по метрологическому обеспечению.

Использование при обследованиях и испытаниях нестандартных приборов допускается, если


по их применению имеются методические указания, утвержденные в установленном порядке.

4.12 При выполнении работ по обследованиям и испытаниям мостов следует руководствоваться требованиями охраны труда по ТКП 45-1.03-40 и настоящего технического кодекса.

4.13 Обследования и испытания мостов и труб, как правило, следует проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа устанавливаемых измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, при соблюдении правил и требований охраны труда.

4.14 Запрещается проведение испытаний при температуре наружного воздуха ниже минус 20 °С
и обследований — при температуре воздуха ниже минус 30 °С.

4.15 При обследованиях и испытаниях не допускается выполнять работы на высоте при скорости ветра более 15 м/с, при гололедице, грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ.

4.16 При обнаружении во время производства работ повреждений и дефектов, которые могут привести к резкому снижению грузоподъемности моста или обрушению конструкций, следует немедленно сообщить об этом эксплуатирующей организации и заказчику работ.

5 Обследования мостов и труб

5.1 Общие требования

5.1.1 Основной задачей обследования вводимых в эксплуатацию мостов и труб (далее — сооружений) является установление соответствия сооружения утвержденному проекту и требованиям ТНПА
к качеству работ и материалов.

5.1.2 Основными задачами обследования эксплуатируемых сооружений являются установление
и оценка их технического состояния, проверка соответствия его требованиям ТНПА, а также установление режима дальнейшей эксплуатации сооружений.

5.1.3 Обследование сооружений следует выполнять, руководствуясь указаниями настоящего технического кодекса и на основании технического задания, выдаваемого заказчиком.

В техническом задании должны быть приведены объем и состав дополнительных работ, выполняемых при обследовании, не оговоренных в настоящем техническом кодексе.



5.1.4 Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться для разработки проектов ремонта или реконструкции, при разработке маршрута пропуска тяжеловесных крупногабаритных транспортных средств (ТКТС) или сверхнормативных нагрузок (СНН), уточнении расчетной грузоподъемности сооружений и в других целях.

5.1.5 При обследовании мостов и труб следует применять систему нумерации и обозначения элементов сооружения, принятую в проекте. Эта система используется как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.

При отсутствии проектной документации нумерацию элементов сооружения в продольном направлении следует принимать по ходу роста километража дороги, в поперечном направлении —


от верховой стороны к низовой (для мостов) и слева направо по ходу роста километража дороги (для путепроводов).

При отсутствии проектной документации для городских сооружений нумерацию элементов сооружений в продольном направлении следует принимать по ходу роста номеров зданий, в поперечном направлении — от верховой стороны к низовой (для мостов) и слева направо по росту нумерации зданий (для путепроводов).



5.1.6 Обследование сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа:

— подготовка к проведению обследования;

— общее обследование;

— детальное (инструментальное) обследование.



5.2 Подготовка к проведению обследования

5.2.1 Подготовительные работы осуществляют с целью:

— ознакомления с объектом обследования, с планировочными и конструктивными решениями;

— сбора и анализа исполнительной и производственно-технической документации (комплект исполнительной документации; копии сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации; копии технических свидетельств, паспорта и другие документы, удостоверяющие качество; акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки; журналы производства работ; журналы на специальные виды работ; протоколы и акты испытаний строительных материалов; журналы лабораторного контроля; карточки подбора состава цементобетона; материалы выполнявшихся ранее обследований, карточка и книга сооружения).

5.2.2 Представление необходимой технической документации осуществляется при обследованиях и испытаниях:

— сооружений, законченных строительством, ремонтом или реконструкцией, — генподрядной строительной организацией или, по ее поручению, субподрядной строительной организацией, осуществлявшей строительство (ремонт, реконструкцию) моста;

— эксплуатируемых сооружений — организацией, в ведении (на балансе) которой находится сооружение.

5.2.3 Состав производственно-технической и исполнительной документации, которая должна быть представлена для ознакомления при обследовании вводимых в эксплуатацию сооружений,
определен в 5.1.10 ТКП 035.

5.2.4 При ознакомлении с производственно-технической и исполнительной документацией при обследовании вводимых в эксплуатацию сооружений следует обращать внимание:

— на правильность оформления отступлений от утвержденного проекта;

— на соответствие физических, механических и химических характеристик примененных строительных материалов требованиям проекта и ТНПА;

— на наличие сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации;

— на соответствие условий выполнения работ (погодные условия, температура воздуха, влажность и т. д.) требованиям проекта и ТНПА;

— на наличие и правильность оформления актов освидетельствования скрытых работ и актов промежуточной приемки согласно [2].



5.2.5 Состав производственно-технической и исполнительной документации эксплуатируемых мостов включает в себя карточку сооружения, книгу сооружения, материалы проведенных ранее обследований и испытаний, а также комплект исполнительной документации.

5.2.6 При ознакомлении с производственно-технической и исполнительной документацией при обследовании эксплуатируемых сооружений следует обращать внимание на:

— степень выполнения выданных ранее рекомендаций по поддержанию сооружения в исправном состоянии;

— выполнение работ по содержанию и текущему ремонту сооружения и длительных наблюдений по рекомендациям организаций, проводивших обследование.

5.2.7 В результате изучения и анализа производственно-технической и исполнительной документации устанавливают:

— тип и конструктивную схему сооружения;

— грузоподъемность сооружения (проектную и на момент обследования);

— габариты по ширине и по высоте;

— проектную организацию, главного инженера проекта (ГИПа), основные ТНПА на проектирование и год проектирования;

— строительную организацию, время строительства;

— сведения о проведенных ранее капитальных ремонтах и реконструкциях;

— сведения об авариях при строительстве и при эксплуатации сооружения;

— сведения о проведенных ранее обследованиях и испытаниях;

— сведения о примененных конструкциях, геометрические размеры элементов и сооружения в целом;

— характеристики материалов, из которых выполнены конструкции;

— сертификаты и паспорта на примененные изделия и материалы;

— сведения о грунтах основания;

— сведения о пересекаемом препятствии;

— отступления от проекта и др.

5.2.8 На этапе подготовительных работ, при необходимости, составляют программу работ по обследованию, в которой указывают: цели и задачи обследования, перечень подлежащих детальному обследованию узлов, элементов; места и методы инструментальных исследований; места вскрытия конструкций и отбора проб материалов, исследований образцов в лабораторных условиях, перечень необходимых поверочных расчетов и др.

Необходимость разработки программы устанавливает заказчик по предложению организации, выполняющей обследования.



5.3 Общее обследование

5.3.1 Общее обследование проводят для предварительной оценки технического состояния кон­струкций и сооружения по внешним признакам. При этом осуществляют сплошной осмотр конструкций
и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы, микроскопы и пр.).

5.3.2 При общем обследовании выявляют и фиксируют видимые дефекты и повреждения, производят контрольные обмеры, делают описания, зарисовки, фотографии дефектных участков, составляют схемы и ведомости дефектов и повреждений с фиксацией их мест и характера. Проверяют наличие характерных деформаций сооружений и отдельных строительных конструкций (прогибы, крены, выгибы, перекосы, разломы и т. д.).
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница