Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
города МОСКВЫ
-
-
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
-
|
-
«Утверждаю»
Проректор по научной работе ГБОУ ВПО МГПУ
_____________________Е.Н. Геворкян
«_____» ________________2014 г.
|
-
-
-
-
Программа кандидатского экзамена
по научной специальности 13.00.03 –Коррекционная педагогика
(логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика)
Москва, 2014
Пояснительная записка
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.03 — «Коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика)» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов и соискателей педагогических университетов.
На современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, поисков путей обеспечения его высокого качества, в том числе качества научно-исследовательских работ аспирантов, значимость целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает. В связи с этим актуальность разработки программы кандидатского экзамена по специальности не вызывает сомнений. Специальная педагогика, являясь составной частью педагогики, включает теорию и историю специальной педагогики и специального образования лиц с ограниченными возможностями и предметные области составляющего специальную педагогику научного и практического знания об образовании отдельных категорий лиц с особыми образовательными потребностями ( с нарушениями сенсорной сферы, интеллекта, речи и др.).
Структурно содержание экзамена представлено тремя частями: часть I — «Специальная педагогика»; часть II — «Отрасли специальной педагогики», часть III-«Актуальность диссертационного исследования ». Такое разделение соответствует сложившейся традиции проведения данного экзамена на факультете специальной педагогики.
Программа представлена пятью разделами: специальная педагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Каждая из частей программы завершается списком рекомендованной литературы.
Программа кандидатского экзамена ориентирует аспиранта, соискателя в основных проблемах специальной педагогики и каждого ее раздела, определяя обязательный объем знаний и необходимую литературу. Подготовка к кандидатскому экзамену предполагает самостоятельное, глубокое и систематическое изучение специальной педагогики, основанное на знании соответствующих вузовских дисциплин и накопленном аспирантом, соискателем опытом практической и научно-исследовательской работы по специальности. Все это способствует успешной организации и проведению углубленного научного исследования (теоретического и эмпирического) по избранной теме.
Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание трудов классиков специальной педагогики, современной отечественной и зарубежной литературы по проблематике образования лиц с ОВЗ, проявлять самостоятельность и эвристичность в суждениях и выводах, в личном отношении к освоенному материалу и материалам собственной научно-исследовательской деятельности.
Готовящийся к сдаче кандидатского экзамена руководствуется настоящей программой и постоянными консультациями научного руководителя. От научного руководителя аспирант, соискатель получает указания, расширяющие и детализирующие круг вопросов по избранной для исследования проблеме, а также дополнительный, к имеющемуся в программе, список литературы на русском и иностранных языках. Эти дополнения, связанные с темой диссертации, вводятся в объем кандидатского экзамена. Соискатель должен показать знание новейшей литературы и периодической печати по специальной педагогике.
Современные требования к подготовке научных кадров и проведению кандидатского экзамена по специальной педагогике обязывает аспирантов, соискателей обратить особое внимание на:
-
основательное и глубокое усвоение методологии педагогической науки;
-
овладение специальной педагогикой как системой научных знаний о развитии, образовании лиц с особыми образовательными потребностями;
-
обстоятельное изучение и осмысление с позиций проводимого
исследования различных методик, которые применялись ранее исследователями по избранной соискателем тематике;
-
изучение специальной литературы, в том числе публикаций в
периодических изданиях;
-
изучение диссертационных работ по темам, имеющим значение для исследуемой проблемы;
-
выявление связей теоретических проблем специальной педагогики с практикой системы специального образования, с решением практических вопросов обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями при проведении диссертационного исследования;
-
знание актуальных проблем и перспектив развития специальной педагогики, новых и альтернативных систем обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре и соискателей к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание разделов программы
РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Тема 1 Теория специальной педагогики
Специальная педагогика как отрасль педагогической науки.
Понятийный аппарат специальной педагогики. Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Систематика специальной педагогики.
Научные основания специальной педагогики:
философские основы (выдающиеся философы и мыслители о проблемах человека с психофизическими отклонениями от общепринятой нормы). Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения теории и истории специальной педагогики. Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики. Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: переход от культуры полезности к культуре достоинства);
социокультурные основы (роль социологии и культурологии в развитии теории и практики специальной педагогики). Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями. Образ жизни и его составляющие: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями как современный способ решения социокультурных проблем этой категории населения. Место и роль специальной педагогики в решении социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями);
правовые основы (современные международные правовые акты, направленные на охрану и защиту прав лиц с ограниченными возможностями). Важнейшие российские нормативно-правовые документы (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями. Законодательная и правовая основа специального образования в России. Перспективы ее развития);
экономические основы (понятие о благотворительности, ее конфессиональный и социокультурный смысл, экономическая целесообразность); краткая история экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России. Экономическая политика в области специального образования в СССР. Финансирование специального образования за рубежом. Постсоветские экономические проблемы специального образования. Экономическая целесообразность существующей системы специального образования. Экономические основы интеграции. Экономические проблемы жизнеобеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью;
клинико-физиологические основы (отклонения в развитии с точки зрения патофизиологии). Основные закономерности психофизического развития развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии. Виды детских отклонений в развитии и их причины. Аномалии врожденные и приобретенные. Понятие недостатка, ограничения. Сложность структуры и особенности процесса отклоняющегося развития;
психологические основы (гуманистическая психология и специальная психология как базовые психологические основы специальной педагогики); Л.С.Выготский о сложной структуре аномального развития; понятия компенсации, коррекции, адаптации в специальной психологии; общие принципы работы с «исключительным ребенком", предложенные Л.С.Выготским; роль и место современной специальной психологии как научной основы специальной педагогики;
общепедагогические основы (специальная педагогика как составная часть общей педагогики); общность целей при своеобразии путей и способов их достижения; общность основного понятийного аппарата, принципиальных вопросов теории и методологии; дидактических принципов и методов при их своеобразии в специальной педагогике; общность перспектив: гуманизация образования лиц с особыми образовательными потребностями через интеграцию и иные формы социокультурного взаимодействия; «школа для всех»; гуманизирующее влияние специальной педагогики на общую педагогику – «коррекционная педагогика».
Методология и методы исследования в специальной педагогике.
Предметные области современной специальной педагогики, возможности ее дальнейшей дифференциации.
Перспективы развития специальной педагогики и специального образования.
Тема2История развития специального образования и специальной педагогики как науки.
Норма и отклонения в развитии человека в истории человеческой цивилизации. Современные представления о норме и ограничении возможностей в контексте различных наук (философия, медицина, психология, социология, педагогика).
Основные вехи в истории возникновения и развития специального образования, общие закономерности его становления и развития: социальное неприятие и агрессия в отношении лиц с ограниченными возможностями; осознание необходимости помощи; призрение; спорадические попытки обучения и осознание ценности специального образования; становление дифференцированной сегрегационной системы специального образования; интеграция как возможность выбора в современной системе образования.
Первые научные исследования проблемы отклонений в развитии человека. Развитие науки и влияние этого процесса на возникновение специальной (лечебной) педагогики как отрасли педагогического знания. Выдающиеся мировые и отечественные ученые и практики. Основные вехи развития советской дефектологии. Выдающиеся советские ученые-дефектологи и их вклад в теорию и практику специальной педагогики, специальной психологии и специального образования. Развитие специальной педагогики и специального образования в постсоветский период.
Тема3 Педагогика и специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
|