< Приложение1 >
Результаты контент-анализа сочинений «Компьютер в моей жизни» представлен в таблице 1.
В таблице приведены данные о количестве учащихся, затронувших в своем сочинении ту или иную тему (субкатегорию), связанную с компьютером (в % от общего числа учеников в параллели). Жирным шрифтом выделены те субкатегории, которые содержат критические, негативные оценки роли компьютера.
Таблица 1.
Контент-анализ сочинений «Компьютер в моей жизни»
Категории
|
Субкатегории
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
10 класс
|
Компьютер в жизни людей
|
Профессиональная деятельность
|
39
|
20
|
17
|
60
|
Учеба
|
29
|
18
|
17
|
25
|
Игры, досуг
|
51
|
14
|
15
|
34
|
Общение
|
32
|
16
|
17
|
17
|
Информация
|
39
|
25
|
39
|
60
|
Развитие личности
|
20
|
2
|
5
|
4
|
Экономия времени
|
5
|
5
|
17
|
2
|
Вреден для здоровья
|
22
|
14
|
5
|
2
|
Вреден для личности
|
7
|
-
|
17
|
21
|
Компьютер для меня сегодня
|
Учеба
|
58
|
45
|
54
|
53
|
Развитие своей личности
|
7
|
11
|
12
|
2
|
Игры, досуг
|
39
|
59
|
44
|
47
|
Общение
|
20
|
20
|
37
|
32
|
Информация
|
29
|
43
|
54
|
36
|
Интернет
|
17
|
30
|
42
|
38
|
Компьютер-друг, помощник
|
15
|
-
|
7
|
11
|
Уход в виртуальную реальность
|
2
|
5
|
10
|
6
|
Не заменит друзей
|
5
|
11
|
37
|
21
|
Не главное в жизни
|
34
|
20
|
32
|
32
|
Вообще не нужен
|
5
|
11
|
-
|
4
|
Компьютер для меня в будущем
|
Учеба
|
15
|
2
|
2
|
2
|
Профессия
|
10
|
16
|
7
|
11
|
Игры, досуг
|
15
|
-
|
-
|
-
|
Все высказывания были объединены нами в три категории: (1) «Компьютер в жизни людей» – высказывания о пользе или вреде компьютера вообще; (2) «Компьютер для меня сегодня» – высказывания о роли и значении компьютера лично для автора сочинения в его сегодняшней жизни; (3) «Компьютер для меня в будущем» – высказывания, связанные с тем, как автор видит роль компьютера в своей будущей жизни.
Как видим, наиболее детально проработанными оказываются первые две категории, высказываний о роли компьютера в будущей жизни немного, и они касаются главным образом, будущей профессии. Заметим, что здесь не встречаются негативные характеристики.
В отношении первой категории отметим, что с возрастом снижается число высказываний о том, что компьютер важен для проведения досуга, для игр и т.п. (субкатегория «Игры, досуг»), и растет число высказываний, отражающих важность компьютера для получения информации и работы с ней. Обратим также внимание на то, что если в седьмых и восьмых классах возможный вред видят в угрозе здоровью и прежде всего зрению, то в девятых и десятых классах этот вред видят в угрозе деградации личности, возникновению компьютерной зависимости, в том, что компьютер может не только экономить время, но и отнимать его у человека (субкатегория «Вредно для личности»).
Наибольший интерес для нас представляют высказывания второй категории – о роли компьютера в актуальном периоде жизни подростков. Заметим, что данные по разным параллелям лишь незначительно различаются между собой. Несколько увеличивается число высказываний о роли компьютера в работе с информацией, а также высказываний о том, что общение с компьютером, равно как и общение с другими людьми по интернету не может заменить реальных друзей и живого общения с ними. Важно, что для многих подростков этот вывод – не абстрактное суждение, а итог собственного жизненного опыта: они пишут о том, что раньше сидели в интернете, играли по многу часов в компьютерные игры, а сейчас поняли, что это не главное, что из-за этого теряешь настоящих друзей.
Но как бы то ни было, первое место по числу высказываний занимает субкатегория «Учеба». Больше 50% учащихся отмечают, что компьютер помогает им в учебе. Но как помогает? Ответ на этот вопрос по сути дела один и тот же - «удобно писать (скачивать) рефераты и доклады». Действительно, учащимся уже в 7 классе и впоследствии учителя довольно часто дают задания подготовить доклады, сообщения, рефераты. Очень редко кто самостоятельно читает литературу и готовит эти тексты, но, похоже, взрослых это устраивает, а подростки считают компьютер своим другом и помощником. Насколько это полезно? Ответ очевиден – не слишком. Не случайно в высшей школе все больше разговоров о том, чтобы вообще расстаться с такой формой работы как малоэффективной и для развития мышления, и для получения информации, которая превращается в сугубо отчужденную.
|