Составитель М. Н. Бородин




Скачать 240.16 Kb.
Дата24.08.2016
Размер240.16 Kb.

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № ___

от « » _______ 2014



Согласовано

на НМС


протокол №___

от « » _______ 2014



Утверждено

директором

приказ № ____

от « » _________ 2014



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №3»
Рабочая программа

по информатике и ИКТ для учащихся 11 A класса

базовый уровень

(70 часов в год, 2 часа в неделю)



Год разработки программы 2014-2015 уч.г.
Срок реализации программы 2014-2015уч.г.
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

(Бородин М.Н. , М: Лаборатория базовых знаний, 2012)


Программу составил Шпехт Алексей Юрьевич

г. Ханты-Мансийск

2014-2015 учебный год


  1. Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г., примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ на профильном уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009), методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Угриновича Н.Д. (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008). Программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе Н.Д. Угриновича.



Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.




  1. Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатика и информационные технологии — предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в соответствии со стандартом. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:



  • Определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;

  • Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире.


Основными содержательными линиями в изучении предмета «Информатика и ИКТ» являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 30 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Задача организации проектной деятельности — познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.


В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровье сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.

Применение информационно-коммуникационной технологии позволяет осуществлять:



  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • выработку навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Применение здоровье-сберегающей технологии позволяет:



  • создавать благоприятного психологического фона на уроках,;

  • использовать приемы, способы появления и сохранения интересов к учебному материалу;

  • создавать условия для самовыражения учащихся.




  1. Содержание учебного предмета


Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, в 1 полугодие — 32 часа; во 2 полугодие -38 часов

Содержание курса информатики и информационных технологий в 11 классе общеобразовательной школы в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.


  1. Основы логики и логические устройства компьютера (22 часа)

Основные понятия: Высказывания, логические операции: инверсия, дизъюнкция, конъюнкция, истинность высказывания, формулы преобразования логических выражений.

Темы для изучения:

Формы мышления

Алгебра логики

Логические основы устройства компьютера

Практическая работа «Логические выражения и таблицы истинности»

Практическая работа «Логические законы и правила преобразования логических выражений»

Учащиеся должны знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.




  1. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (16 часов)

Основные понятия: Назначение информационных систем и баз данных, классификация баз данных, структура реляционных баз данных, элементы РБД: главный ключ, имя, значение и тип поля, назначение СУБД и режимы работы СУБД;

Темы для изучения:

Табличные базы данных

Система управления базами данных

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Сортировка записей в табличной базе данных

Печать данных с помощью отчетов

Иерархические базы данных

Сетевые базы данных



Практическая работа «Создание формы в табличной базе данных»

Практическая работа «Сортировка записей в табличной базе данных»

Практическая работа «Создание отчета в табличной базе данных»

Практическая работа «Создание генеалогического древа семьи»
Учащиеся должны знать/понимать:

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.




  1. Коммуникационные технологии (12 часов)

Основные понятия: локальные и глобальные компьютерные сети, основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы, технология Word Wide Web (WWW), поиск информации.

Темы для изучения:

  • Язык HTML

  • Основные теги HTM:

  • Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML


Учащиеся должны знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.

  1. Построение и исследование информационных моделей с использованием электронных таблиц (10 часов)
    Основные понятия: модели и моделирование, исследование моделей, виды моделей
    темы для изучения:

  • Электронные таблицы

  • Модели и моделирование

  • Исследование моделей

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Основные этапы разработки и исследования моделей

  • Методы исследования моделей в электронных таблицах

  • Виды моделей

Учащиеся должны уметь:

  • Строить графики функций в электронных таблиц

  • Определять этапы исследования моделей

  • Уметь использовать формулы электронных таблиц для исследования различных видов моделей




  1. Подготовка к ЕГЭ. Итоговое контрольное тестирование. Повторение. (10 часов)




  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 11-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.



В результате обучения информатике учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации;

  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов;

  • распознавать, описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту или процессу;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе и гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью диаграмм;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными информационными системами и эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • соблюдения правил техники безопасности и гигиены, эргономики и ресурсосбережения при использовании средств ИКТ.




  1. Учебно-тематический план
    по информатике 11 класса
    (2 часа в неделю, 70 часов)







Тема урока

Дата

проведения




I. Основы логики и логические основы компьютера (22 часа)






Формы мышления. Техника безопасности.

4.09



Алгебра высказываний

4.09



Логические выражения и таблицы истинности.

11.09



Логические выражения и таблицы истинности.

11.09



Логические выражения и таблицы истинности. Урок в иной форме. Тестирование на сайте www.hm-shkola.ru

13.09



Логические выражения и таблицы истинности. Урок в иной форме. Тестирование на сайте www.hm-shkola.ru

15.09



Логические функции.

18.09



Логические функции.

18.09



Логические законы. Решение задач

25.09



Логические законы. Решение задач

25.09



Правила преобразования логических выражений.

2.10



Решение задач.

2.10



Практическая работа «Логические законы и правила»

9.10



Практическая работа «Логические законы и правила»

9.10



Логические схемы.

16.10



Логические схемы.

16.10



Логические основы работы компьютера

23.10



Логические основы работы компьютера

23.10



Решение логических задач

30.10



Решение логических задач

30.10



Решение задач

13.11



Контрольная работа.

13.11




II. Базы данных. Системы управления базами данных - СУБД (16 часов)






Табличные базы данных. СУБД

20.11



Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.

20.11



Создание табличной базы данных

27.11



Создание табличной базы данных

27.11



Поиск записей в табличной базе данных запросов.

4.12



Поиск записей в табличной базе данных запросов.

4.12



Сортировка записей в табличной базе данных

11.12



Сортировка записей в табличной базе данных

11.12



Использование формы для просмотра и редактирования записей.

18.12



Использование формы для просмотра и редактирования записей.

18.12



Создание отчета в табличной базе данных

25.12



Создание отчета в табличной базе данных

25.12



Иерархическая и сетевая модели данных

15.01



Иерархическая и сетевая модели данных

15.01



Контрольная работа

22.01



Контрольная работа

22.01




III. Коммуникационные технологии (12 часов)






Адресация в сети Интернет. Протоколы передачи данных TCP/IP.

29.01



Адресация в сети Интернет. Протоколы передачи данных TCP/IP.

29.01



Web-сайты и Web-страницы

5.02



Web-сайты и Web-страницы

5.02



Форматирование текста

12.02



Создание списков

12.02



Размещение графики на Web-страницах

19.02



Гиперссылки на Web-страницах

19.02



Формы на Web-страницах

26.02



Инструментальные средства создания Web-страниц

26.02



Разработка Web-страницы

5.03



Разработка Web-страницы. Контрольная работа

5.03




IV. Построение и исследование информационных моделей с
использованием электронных таблиц (10 часов)







Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

12.03



Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

12.03



Построение и исследование физических моделей

19.03



Построение и исследование физических моделей

19.03



Приближенное решение уравнений

2.04



Приближенное решение уравнений

2.04



Биологические модели

9.04



Биологические модели

9.04



Контрольная работа

16.04



Контрольная работа

16.04




V. Подготовка к ЕГЭ (10 часов)






Подготовка к ЕГЭ «Алгоритмизация и программирование»

23.04



Подготовка к ЕГЭ «Алгоритмизация и программирование»

23.04



Подготовка к ЕГЭ «Системы счисления»

30.04



Подготовка к ЕГЭ «Системы счисления»

30.04



Подготовка к ЕГЭ «Базы данных, электронные таблицы, логика»

7.05



Подготовка к ЕГЭ «Базы данных, электронные таблицы, логика»

7.05



Итоговое контрольное тестирование

14.05



Итоговое контрольное тестирование

14.05



Обобщающее повторение.

21.05



Обобщающее повторение.

21.05




  1. Описание учебно-методического комплекта

  1. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 класс. / авт. сост. Смыковская Т.К. – М.: Глобус, 2008.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.

  3. Информатика. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 класса. Профильный уровень – М.: БИНОМ, 2010.

  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 класса. Базовый уровень– М.: БИНОМ, 2011.

  6. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2007. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса).

  7. Фиошин М.Е., А. А. Рессин, С. М.Юнусов Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 - 11 классов. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2009




  1. Литература и другие средства обучения

  1. Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

  2. «Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы» сост. Т.К. Смыковская - М.: ГЛОБУС, 2008г.

  3. Сборник задач по информатике углубленный уровень. Гай В.Е. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  4. Turbo Pascal для школьников. В. Б. Попов – М.: «Финансы и статистика», 1999.

  5. Паскаль для школьников. Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова – Питер, 2005 г.

  6. Основы программирования. С. М. Окулов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. Справочные материалы по программированию на языке Паскаль. Житкова О.А., - Кудрявцева Е.К.- М.: Интеллект-Центр, 2002 г.

  8. Журнал «Информатика и образование», газета «Информатика» (приложение 1 сентября)

  9. www.new-school.ru

  10. СD-диск. Сдаем ЕГЭ. Информатика.

  11. computer-museum.ru repeetitor.1c.ru computer-museum.ru

  12. http://schools.techno.ru/sch444

  13. СD-диск. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс. Учебное пособие.

  14. СD-диск. Информатика. Экзамен на «Отлично»!

  15. СD-диск. Информатика. 9-11 класс. Экспресс подготовка к экзамену.

  16. СD-диск. Основы информатики. Информатика в видеосюжетах.

  17. http://www.bhv.ru

  18. СD-диск. Соловьева Л.Ф. Сетевые технологии. Учебник-практикум.

  19. СD-диск. Соловьева Л.Ф. Учебник информатики.


Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер.


Программные средства:

  • операционные системы Windows, Altlinux;

  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office, Libre Office;

  • язык программирования Turbo Pasсal.




  1. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;

  • тест;

  • творческая работа.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической — или контрольной работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Критерии и нормы оценки

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются различными способами. Так, требования «знать, понимать» оцениваются в ходе устного опроса, набора заданий, тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения практических работ на компьютере. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять операции с файлами и данными, умение работать в различных средах.


При проверке качества знаний при выполнении теста или набора заданий можно выделить следующие критерии оценок:

«5» - Материал полностью усвоен. Выполнено 95% - 100% предложенных заданий. Ученик легко справляется с нестандартными заданиями и заданиями повышенной сложности.

«4» - Материал полностью усвоен. Выполнено 75% - 94% предложенных заданий. Ученик легко справляется с предложенными заданиями, но может допускать негрубые ошибки.

«3» - Материал усвоен частично. Выполнено 50% -74 % предложенных заданий. Ученик справляется с частью предложенных заданий, допускает ошибки.

«2» - Материал не усвоен. Выполнено 0% -49 % предложенных заданий. Ученик либо вообще не справляется ни с одним из предложенных заданий, либо выполняет лишь небольшую их часть, возможно и с ошибками.
При проверке качества умений и навыков при выполнении практической работы можно выделить следующие критерии оценок:

«5» - Практическая работа полностью выполнена. Ученик самостоятельно справляется с предложенной работой и в силах выполнять дополнительные, творческие задания или задания повышенной сложности.

«4» - Практическая работа выполнена с небольшими недочетами. Ученик справляется с предложенной работой, но либо с помощью учителя, либо допускает негрубые ошибки.

«3» - Практическая работа выполнена частично. Ученик справляется с частью работы при помощи учителя, допускает ошибки.

«2» - Практическая работа не выполнена. Ученик либо вообще не справляется с работой, либо выполняет лишь небольшую ее часть с помощью учителя и с грубыми ошибками.
При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:

«5» - Материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит собственные примеры, высказывает свою точку зрения на предложенную тему.

«4» - Материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки.

«3» - Материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.



«2» - Материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов, либо отвечает на часть вопросов, но с помощью учителя или одноклассник, допускает грубые ошибки.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница