Страдания по кибермании




Скачать 418.52 Kb.
Дата 16.09.2016
Размер 418.52 Kb.
Здоровьесберегающая технология.
СТРАДАНИЯ ПО КИБЕРМАНИИ

Круглый стол, посвященный проблеме компьютерной зависимости

Компьютеры - это такие ма­шины, которые предназначены для решения

проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели ком­пьютера.

Форма проведения классного часа - круглый стол - позволяет детям высказаться, развивает навыки дискуссии. Очень важно, чтобы учитель-ведущий сумел организовать обсуждение. Дискуссия за круг­лым столом состоит из 3 блоков: 1 информационный (информация по проблеме компьютерной зависимости) и 2 блока обсуждения («Кто виноват» и «Что делать?»). Действия ведущего в каждом блоке: сначала дать слово «гостям», потом - остальным детям. При этом в информа­ционном блоке нельзя допускать обсуждения. После сообщений «гос­тей» детям предлагается дополнить их выступления новыми фактами. В блоках обсуждения они уже могут высказывать свои мнения.

Желательно, чтобы учитель постоянно подчеркивал, что в резуль­тате дискуссии должно быть выработано общее мнение, которое учи­тывает мнения большинства. Поэтому очень важно в конце каждого блока подвести итог, сформулировать общую мысль.

Все реплики подробно выписаны в сценарии, но это не значит, что их нужно раздать всем детям. Это превратит круглый стол в отрепети­рованный утренник, который будет неинтересным для девятикласс­ников. Для них важно именно высказаться и быть услышанными. Тем более тема близка и понятна каждому. Тексты можно раздать только «гостям», предупредив их, что они даны не для зубрежки, а для ори­ентира (по времени и содержанию).



Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компью­терных игр, дать представление об Интернет-зависимости; форми­ровать положительное отношение к таким качествам характера, как

самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к уча­стию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосо­вершенствованию.



Форма проведения: Круглый стол

Подготовительная работа: распределить роли среди де­тей: мамы (2), врачи (2), программисты (2), обеспечить всех текстами. Всех детей посадить за парты, а «гостей» - лицом к классу у доски.

Оформление: написать на доске тему, эпиграф.

План классного часа

  1. Мотивационная беседа.

  2. Круглый стол «Страдания от кибермании».

1 Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы».

  1. Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»

  2. Третий блок дискуссии. «Что делать?»

  1. Заключительное слово.

  2. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Мотивационная беседа

Классный руководитель. Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры?

Было такое, что вы пропускали уроки, чтобы поиграть в игро­вом зале?

Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх, кодах, уровнях и т. д.?

Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Приходилось ли вам обманывать близких, говоря, что вы писали реферат или искали информацию, в то время когда вы просто играли или общались?

Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компь­ютером?

Откладываете ли вы важные дела ради компьютера?

Любите ли вы поиграть за компьютером в минуты грусти, подав­ленности?

Ругают ли вас родители за то, что вы слишком много денег тратите на игры и Интернет? (Ответы детей.)

Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедить­ся, страдает ли человек компьютерной зависимостью. Я задала эти вопросы, чтобы вы трезво посмотрели на себя со стороны, критиче­ски оценили свое отношение к компьютеру. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.

II. Круглый стол «Страдания от кибермании»

Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы»

Классный руководитель. Зависимость от компьютера - новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе ут­верждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный син­дром». Кто в этом виноват и что делать? Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы в ходе круглого стола, который мы назвали «Страдания от кибермании».

Представляю наших гостей. Точку зрения родителей озвучат (име­на, фамилии). Точку зрения врачей изложат (имена, фамилии). Мнение компьютерных специалистов выскажут (имена, фамилии). Начинаем обсуждение. Первое слово - родителям.

Мама 1. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что маль­чик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike. Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг

Мама 2. Еще один страшный факт-12-летний подросток из Ека­теринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Врачи детской больницы, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, по­павшему в зависимость от компьютерных игр. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в игровых клубах.

Мама 1. А вот и криминальные факты: 13-летний подросток ог­рабил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет-кафе. Старшеклассник, наигравшись в DOOM, жестоко избил со­седских малышей. Таких историй достаточно в каждом отделении милиции. Десятки тысяч мальчишек и девчонок ради виртуального мира бросают учебу, теряют друзей, конфликтуют с родителями.

Мама 2. От компьютеров страдают не только дети, но и взрос­лые! В последнее время в мире появились компьютерные вдовы. Это женщины, чьи мужья кибералкоголики. Так называют людей, одержимых компьютероманией. Они до 18 часов в день проводят за компьютером, перестают следить за своей внешностью, неделями не бреются и не моются, ходят по дому в грязной одежде, а вылазки на улицу и вообще сводят к минимуму. Бедные женщины действи­тельно чувствуют себя соломенными вдовами - вроде муж и рядом, но совершенно в другом измерении.

Классный руководитель. Что могут добавить к этому наши участники? Только факты! Можете ли вы привести подобные факты? Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир? Можете ли вы привести противоположные факты, когда активисты компьютерных игр не попадали ни в какую зависимость? (Дети высказываются.)

Итак, люди бьют тревогу, видя, как их близкие уходят в виртуаль­ный мир. Что скажут врачи?

Врач 1. Западные медики однозначно утверждают, что компь­ютерная и Интернет-зависимость существует. Появился даже такой диагноз: «кибермания» или «патологическое использование компь­ютера» (игры, Интернет). Пока, правда, компьютеромания не является официальным диагнозом, но некоторые ученые предполагают, что со временем кибермания будет признана заболеванием номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В Финляндии даже были случаи, когда призывники по­лучали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России пока мало людей обращаются за медицинской помощью, родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками.

Врач 2. В чем проявляется кибермания? Прежде всего в том, что люди предпочитают больше времени проводить не в реальной жизни, а в компьютерных играх и Интернете - до 18 часов в день!

Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быст­ро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе вир­туальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я».

Врач 1. В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство, причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие.

Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить вир­туальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.

Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

Врач 2. Но самая страшная опасность в том, что компьютеромания может перейти в другой вид зависимости - от алкоголя, нар­котиков.

Классный руководитель. Даю слово нашим участникам.

Согласны ли они с выводами врачей? Считаете ли вы, что компь­ютерные игры повышают агрессивность?

Уменьшилось ли количество ваших друзей от того, что вы увлек­лись компьютерными играми?

Предпочитаете ли вы есть за компьютером?

Какие победы вы одержали в реальной жизни за последний год?

Приходилось ли вам общаться в чатах? Вы выступали под своим реальным именем или под вымышленным? Чувствовали себя при этом свободными, раскрепощенными?

Какие дети, по-вашему, сильнее всего подвержены компьютерной зависимости? (Дети высказываются.)

Пришло время высказаться компьютерным специалистам. Дейст­вительно ли так опасен компьютер? Может ли быть общение в чатах анонимным? Все ли игры построены на насилии? Даю слово програм­мистам.

Программист 1. Компьютер может быть опасен. Ведь это ис­точник электромагнитного излучения и неионизирующей радиации. А это негативно воздействует на человека. Но если соблюдать санитар­ные правила, он может быть безвредным. Во всех организациях прави­ла работы на компьютере должны находиться прямо на рабочем месте. Но у нас, к сожалению, эти правила мало кто знает и выполняет.

Например, согласно этим правилам, взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более 10-20 минут, в зависимости от возраста. Компьютер обязательно нужно «заземлить», нельзя работать за компьютером беременным и кор­мящим женщинам. В развитых странах эти правила очень строго со­блюдаются. А у нас предпочитают расплачиваться своим здоровьем.

Программист 2. Есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изуче­ния школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Во Всемирной паутине каждый может создать свой сайт, сделать его популярным, стать звездой Ин­тернета. Так что Интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, са­мовыражения.

Программист 1. Что же касается анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и мож­но легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему хакеров почти всегда находят. Поэтому, оказавшись в чате и придумав себе какой-то ник, не теряйте самоконтроля - как бы потом за это не при­шлось отвечать.

Программист 2. Например, в 2006 г за антирусские высказы­вания в Интернете был привлечен к суду 37-летний пользователь из Новосибирска. Ему пришлось заплатить штраф в 130 тысяч рублей. На суде он пытался уйти от ответственности, но провайдеры доказали, что существующие технические средства позволяют со стопроцент­ной гарантией определить, какой именно пользователь сети выходил в Интернет и был на этом конкретном сайте. Кстати, эти же техниче­ские средства могут отследить, какие сайты чаще всего посещаются с этого компьютера.

Классный руководитель. Как видим, ни в самом компью­тере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость. Что могут добавить к этому наши участники?

Может быть, кто-то хочет сказать слово в защиту компьютер­ных игр?

У кого есть свой сайт? На каких форумах и чатах вы бываете? Ка­кую информацию ищете в сети?

Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером?

Не боитесь ли вы, что кто-то может узнать о ваших путешествиях в Интернете?

Что интересного для себя вы открыли в Интернете?

К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и родителей? (Да, есть.)



Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»

Классный руководитель. Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами наркологических больниц и по­лучают диагноз «кибермания»?

Сначала слушаем мнения специалистов.

Варианты мнений:

Мамы:


  • Хозяева Интернет-клубов, а также провайдеры, которые нажи­ваются на здоровье наших детей.

  • Местные власти, которые получают взятки от этих структур.

  • Санитарные станции, которые не контролируют работу этих клубов.

  • Учителя, которые не проводят беседы об охране жизни и здо­ровья детей.

Врачи:

  • Виноваты родители втом, что дают детям деньги, не спрашивая, как они их потратят.

  • Виноваты дети, которые ищут только удовольствий и развле­чений, не желая трудиться.

  • Виноваты власти, которые не создали детям условий для заня­тий спортом, для развития способностей и талантов.

  • Виноваты учителя, которые не могут увлечь детей каким-то интересным делом.

Программисты:

  • Виноваты производители компьютеров. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены по­стоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость.

  • Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются.

  • Родители виноваты. Если бы они сами освоили компьютер, они бы могли понять, что можно, а чего нельзя ребенку. А так им ка­жется, что раз они купили детям компьютер, то об их развитии можно не заботиться. Тогда об этом позаботятся дяди и тети из Интернета и игровых клубов.

  • Врачи тоже виноваты. Нужно было ставить эти вопросы перед правительством, привлекать к обсуждению прессу, телевидение.

  • Виновато правительство. Оно могло принять законы, которые бы запрещали детям ночью сидеть в игровых клубах, могло бы вообще закрыть эти клубы или вывести их за черту города.

Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависи­мость?

Примерные ответы:

  • Виноваты сами дети.

  • Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ру­гают, поучают. Вот дети и убегают в виртуальную реальность.

  • Виновата школа. В ней такая серость и скука, а в виртуальной реальности ты герой, победитель, от тебя зависят судьбы ми­ров и цивилизаций.

Классный руководитель. Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты ро­дители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.)

Третий блок дискуссии. «Что делать?»

Классный руководитель. Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попро­буем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Слово нашим гостям.



Примерные варианты мнений:

Мамы:

  • Закрыть все игровые клубы.

  • Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых.

  • Уволить начальника санитарной станции, директора школы, переизбрать мэра и т. п.

  • Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета.

  • Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями.

Врачи:

  • Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр.

  • Ввести наказание для родителей, чьи дети стали интерентзависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день.

  • Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.

  • Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду наси­лия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов.

Программисты:

  • Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чай­ником.

  • Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр.

  • Хорошо бы всем школьникам заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми.

  • Детям нужно вообще поменьше играть. Пусть каждый попро­бует создать свой сайт, тогда понадобится что-то рассказать о себе, показать, в чем твоя уникальность. А это подтолкнет к саморазвитию.

Классный руководитель. Слушаем предложения наших участников. Может быть, кому-то из них удастся найти компромисс­ный вариант решения проблемы компьютерной зависимости? (Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения.)

И как итог этого этапа обсуждения формулируем вывод: что мы можем сделать, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)

И как можно сформулировать общий итог нашей дискуссии?

(Можно задать наводящие вопросы: Существует ли компьютер­ная зависимость? Кто виноват в ее появлении? Как бороться с этим злом?)



Примерный результат дискуссии:

  • Компьютерная зависимость существует.

  • Это результат распущенности детей, безответственности роди­телей, беспечности властей, жадности представителей игорно­го бизнеса.

  • Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответ­ственность родителей и представителей бизнеса.

Классный руководитель. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя. Он об­суждал в Интернете проблему компьютерной зависимости и в заключение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть, черпаю информацию из Интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот малень­кий ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной*

  1. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о ком­пьютерной зависимости. Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения. Но мы и не стремились решить ее во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слу­шать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению - именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах. Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему классному часу (читает). Желаю вам, чтобы ваш компьютер создавал для вас как можно меньше проблем.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня? Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение? Что дал вам сегодняшний классный час? (Ответы детей.)
СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ

Час общения, посвященный проблеме сквернословия

Нет ничего заразнее слова.



Восточная мудрость

От гнилого сердца и гнилые слова.



Русская пословица

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явле­нием. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни. Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).



Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здо­ровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравст­венному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих информа­ционного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами (достаточно одной ксерокопии информационного блока).

Оформление:

  • написать на доске:

а) тему, эпиграфы;

б)слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;

в)рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться;


  • оставить место для памятки.

План классного часа

  1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».

  2. Игра «Эстафета добрых слов».

  1. Информационный блок «Заразные слова».

  2. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

  3. Творческие задания.

1 Памятка «Как избавиться от сквернословия?».

2. Антиреклама сквернословия.



  1. Заключительное слово.

  2. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни - «копролалия»? (Дети отвечают.)

Это тяжелое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознатель­но или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи (читает).

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думае­те, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (Дети высказываются.)

Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворе­нии мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

(Можно предложить детям прокомментировать эти слова, поделиться своей информацией.)

Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осу­ждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, бол­товня - вот сколько слов, в которых содержится осуждении пустопо­рожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово - серебро, а молчание - золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое сло­во гнев побеждает», «Ласково слово, что вешний день». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Ска­жешь не более 7 слов в день - спасешься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведет ко греху?



Примерные ответы детей:

  • В словах люди красуются друг перед другом - это грех.

  • Многословие рождает споры, раздоры.

  • Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.

  • Пустые разговоры ведутся вокруг примитивных, низких тем, человеку некогда задуматься о Боге, о смысле жизни.

Классный руководитель. Мы, жители современной Рос­сии, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте еще одно стихотворение А. Ахматовой.
Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!


Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, ко­гда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фа­шистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах - и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чис­тым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы детей:

  • Много слов иностранных, английских.

  • Много исковерканных слов.

  • Слова пересыпаны матом, ругательствами.

  • Молодежь употребляет всего 30-40 слов, ничего не читает.

  • Очень много сквернословия.

Классный руководитель. Да, судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

Еще одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами мож­но убить, какими - спасти, какими - вдохновить? (Читает слова, за­писанные на доске.)

II. Игра «Эстафета добрых слов»

Классный руководитель. Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человече­ским словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут под­нять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой це­лебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас в классе ста­ло как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

III. Информационный блок «Заразные слова»

Классный руководитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Вернемся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное об­ращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психи­ческом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у мно­гих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Назва­ние происходит от греческого колрос. - кал, грязь и \akia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотече­ственников. Наши ребята (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большин­ства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные ученые, используя новейшее оборудование, пыта­лись доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась це­лебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нару­шениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские при­знаки). С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат - это обоюдоострое оружие, как меч без ру­коятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово - это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова - от гнилого сердца» Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современ­ной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное сло­во, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое сквер­ное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыд­но употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - рань­ше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».



IV. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с факта­ми, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.



  • Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать ку­мирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)

  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкуль­турой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы счи­таете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

  • Сквернословие - это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Нар­комания, курение, токсикомания, наркомания, телемания, иг-романия, компьютеромания и т. п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)

  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

  • Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

  • Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (ту­ризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

V. Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Классный руководитель. Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Дети высказываются.)

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:



  • перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезг­ливость к сквернословию;

  • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензур­ные слова;

  • читать русскую классическую литературу;

  • запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («елки-палки», «блин», «фиг» и т. п.). Но этого делать не сто­ит. Это все равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей оту­чили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов го­ворить: «Ро-до-ден-дрон» (цветок такой). И кому-то это помогало*

Составление антирекламы сквернословия

Классный руководитель. Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 руб­лей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например (читает):



  • Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

  • Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

  • Наше условие - долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (Дети выполняют задание, читают свои лозунги.)

Примерные варианты лозунгов:

  • Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат)!

  • Мат - это помоев ушат.

  • Мат - дорога в ад.

  • Мат уродует девчат.

  • Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

  • Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.

  • Мат - это ядов концентрат!

  • В классе мы найдем управу на словесную отраву!

  • Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!


VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Сейчас в России много трудно­стей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и куре­ние. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, ко­торая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.



VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отноше­нии к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы детей.)


АЛКОГОЛЬНАЯ ТРЯСИНА

Час общения, посвященный алкогольной зависимости

Цели: расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным на­питкам, алкоголизму побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию, саморазвитию; развивать ком­муникативные навыки и умения.

Форма проведения: Час общения.

Подготовительная работа: распределить роли: врачи (3 ученика), провокатор (1). Обеспечить их текстами.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, цифры.

План классного часа

  1. Вступительное слово.

  2. Информационный блок «Алкогольный яд».

  1. Творческие задания по теме «"Дорогие"алкоголики».

  2. Дебаты по теме «Муравьиный урок».

  3. Упражнение «Умей сказать "нет"».

  1. Заключительное слово.

  2. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры име­ют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

II. Информационный блок «Алкогольный яд»

Классный руководитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Точку зрения медицины изложат {имена, фа­милии).

Врач 1. В справочнике по токсическим веществам (токсиче­ским - значит ядовитым) говорится, что алкоголь - это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает все­ми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Вин­ный спирт - яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную сис­тему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г Всемирная организация здравоохранения признала: «Ал­коголь - наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Врач 2. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг в зависимости от уровня отравления мозга разли­чают 6 степеней опьянения.



Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашли­вость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумли­вость, самонадеянность.

Вторая степень - буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень - параличность - нарушается координация дви­жений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не ут­рачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным спосо­бом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, по­этому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном вы­павшей изо рта сигаретой.

Врач 3. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм -тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его пере­носимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота - так организм борется с отравой. Посте­пенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В наро­де говорят: «Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт - она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.



III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отме­чали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Пред­лагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нуж­но убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.



Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употреб­ление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

Первая группа:

  • Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

  • Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

  • Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

  • Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет не­управляемой.

  • На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обла­дать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать ви­новником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обхо­дится на транспорте.

Вторая группа:

  • Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

  • Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

  • Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

А если пьяница окажется работником атомной станции - даже страшно представить, что может произойти! Современное производство насыщено сложной техникой, пью­щий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкого­лизм на производстве - это большие затраты.

Третья группа:

  • Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не зани­маются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

  • Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьян­ки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

  • Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

  • Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или дру­гую аварию.

  • Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье прихо­дится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Четвертая группа:

  • Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

  • В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время кото­рых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчива­ются убийствами.

  • По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как престу­пления.

  • Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опья­нение усугубляет вину.

  • Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, сво­бодой, кому-то - собственной жизнью.

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок»

Классный руководитель. Очень хорошей иллюстраци­ей убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кор­мят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев явля­ется наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигать­ся, а из их личинок выходят муравьи-уроды. Вскоре гнездо вырожда­ется и исчезает, а жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества? Прошу отвечать «да» или «нет». (Ответы детей.)

Кто не определился? (Дети поднимают руки.)

Итак, мнения разделились. У нас есть группа «Да» и группа «Нет». Предлагаю провести дебаты. Дебаты - это обсуждение вопроса с двух противоположных позиций. Побеждает в дебатах тот, кто более убе­дительно, доказательно отстаивал свою точку зрения. Оценивать результаты дебатов будут те, кто еще не определился. Приглашаю к доске группу экспертов (называет имена 5-6учеников).



(Эксперты выходят к доске.)

Напоминаю вопрос. Можно ли считать историю из мира живот­ных иллюстрацией к проблеме алкоголизма? Постарайтесь в течение 5 минут выдвинуть по 3 аргумента в защиту своей позиции. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Слушаем аргументы группы «Да». (Дети приводят аргументы.)

Теперь слушаем, что скажет группа «Нет». (Дети приводят аргу­менты.)

Даю еще 5 минут на то, чтобы найти контраргументы, которые могут опровергнуть точку зрения соперников. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Свои контраргументы выдвигает груп­па «Нет». Только не все сразу, а по одному. (Дети высказываются.)

Что скажет в ответ группа «Да»?

(Учитель предоставляет слово группам, следя за тем, чтобы от каждой группы выступил только один ученик.)

И в заключение - слово представителям групп: изменилась ли их позиция под влиянием аргументов соперников?






Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»




- Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит.

- Но человек может не обращать на них внимания, у него для этого есть разум.




- Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве.

- Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть.




- Да, у алкоголиков тоже рождают­ся неполноценные дети, которые не могут работать на благо обще­ства.

- Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих не­путевых родителях позаботятся!




Примерные аргументы группы «Нет»

Примерные контраргументы группы «Да»




- Нет, человек более сложное суще­ство, он может сознательно прекра­тить употребление алкоголя.

- Это случается очень редко.






































- Люди столетиями пьют, и общест­во не развалилось, как муравейник.

- Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее.

- Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

- Соблюдение меры только не­множко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

- Пример с муравейником показа­телен для человеческого общества, но, действительно, у человека есть разум, и он может вовремя остановиться.

- У человека действительно силен разум, но не всегда он им руковод­ствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Дебаты закончились. Что скажет группа экспертов? Мнение какой группы было более убедительным? (Эксперты высказываются.)


V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководитель. Дебаты - это хорошая трениров­ка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от ал­коголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись пока­заться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я мамень­кин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоя­тельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении гово­рить «нет». (Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?



(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.



(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

  • Ну что, слабо? Боишься выпить?

  • Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

  • Выпей! Ты уже не маленький!

  • Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз! (Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избе­жать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомле­ны, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе аме­риканский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают но­вые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.



VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы детей.)


Литература

1 Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: 7-11 классы. М.. Педагогическое общество России, 2004.



  1. Неотложная помощь при острых отравлениях: Справочник по токси­кологии. М., 1977

  2. Углов Ф.Г. Ломехузы. Л., 1991


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница