Тенденции развития мировых транспортных перевозок: место и роль россии




Скачать 111.66 Kb.
Дата 06.10.2016
Размер 111.66 Kb.


Недашковская Л.В.

магистрант Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток



Терский М.В.

д.э.н., профессор Школы экономики и менеджмента ДВФУ


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК: МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

В основе анализа тенденций развития мировых транспортных перевозок лежат следующие критерии [1]:



  • транспортоемкость мирового производства;

  • транспортная подвижность населения;

  • соотношение грузовых и пассажирских перевозок;

  • соотношение видов транспорта при перевозке различных видов грузов и пассажиров.

В современной мировой экономике доля транспорта составляет около 6 процентов. В валовом внутреннем продукте развитых стран - 4-5 процента, развивающихся - 10-12 процентов. На транспорте занято от 3-х до 9-ти процентов рабочей силы. В развитых экономиках на одного жителя в среднем производится 22-25 тонн продукции, в развивающихся - в два раза меньше. Каждая тонна общественной продукции требует 860-900 т/км работы транспорта, включая морские перевозки.

В 2010 году в мире функционировало около 37 млн. км. транспортных путей: протяжённость автомобильных дорог — 24 млн. км, железнодорожных путей — 1,25 млн. км, трубопроводов — 1,9 млн. км, воздушных путей — 9,5 млн. км, речных — 0,55 млн. км. Длина транспортных сетей развитых стран составляла 78% общей длины мировой транспортной сети, и на них приходится 74 % мирового грузооборота. В последнее десятилетие общий ежегодный прирост стабилизировался на уровне 3,8-4,0 процентов. По оценкам экспертов данная тенденция сохранится до 2020 года [2].

За период 1970-1990 гг. мировой грузооборот вырост 1,8 раза (рис.1) [1]. С середины 90-х гг. ХХ века наметилась тенденция снижения грузооборота. За период 2000-2010 гг. грузооборот сократился на 1,2%. По оценкам экспертов данная тенденция носит долгосрочный характер и к 2030 г. общий мировой грузооборот сократится относительно 2010 г. на 15%. Это обусловлено переходом мировой экономики к новому технологическому циклу развития, для которого ключевыми характеристиками являются снижение материалоемкости и повышение энергоэффективности производства.

Рис. 1. Тенденции мирового грузооборота в 1970-2030 гг., тыс. млрд. Т/км


За период 1970-2010 гг. мировой грузооборот увеличился с 28,9 трлн. Т/км в 1970 г. до 49,5 трлн. Т/км в 2010 г., что обусловлено опережающим ростом объемов мирового ВВП (рис. 1) (в 19,1 раз с 3,3 трлн. дол. США в 1970 г. до 63,1 трлн. дол. США в 2010 г.) и мировой торговли товарами (в 46,8 раза — с 0,4 трлн. дол. США в 1970 г. до 18,7 трлн. дол. США в 2010 г.), вследствие чего транспортоемкость мирового хозяйства сократилась с 8,8 т/км / $ 1. США в 1970 г. до 0,8 т/км / $ 1. США в 2010 г.

В 1970-2020 гг. произошли существенные изменения и в структуре перевозок видами транспорта (рис 2). Доля железнодорожных перевозок сократилась с 18,9% до 10,6 %. Доля морского транспорта сократилась с 62,7% до 59,5%. Доля автомобильного транспорта выросла в 1,7 раза с 8 до 13,5% . Доля воздушных перевозок удвоилась с 0,1 до 0,2 %. Изменения в структуре перевозок обусловлены следующими изменениями мирового хозяйства [3]:



  • увеличение доли внутрирегиональных перевозок. За 2000-2010 гг. внутрирегиональные перевозки росли с темпом на 2,8% выше межрегиональных;

  • опережающий рост внутринационального спроса в развивающихся странах.

  • В 2005-2010 гг. темпы внутринационального спроса в развивающихся экономиках росли с темпом на 1,9% выше чем внешняя торговля;

  • сокращение доли перевозки необработанный продукции.

Рисунок Мировой грузооборот по видам транспорта 1970-2010, в


Рис. 2. Структура перевозок мирового транспорта
в 1970-2010 гг., в %.
В 2011 г. транспортным комплексом России было перевезено 8 337 млн. тонн грузов или около 4 % всего мирового грузопотока (табл. 1). Наибольший удельный вес приходится на автомобильный транспорт - 67,93%, на железнодорожный - 16,7%, на морской – 0,4%, внутренний водный - 1,51%, на воздушный - 0,014%.

Таблица 1. Динамика перевезенных грузов транспортным комплексом России в 1970-2011 гг., млн. тонн





1970

1975

1980

1990

1995

2000

2005

2010

2011

Автомобильный

7 853

11 650

13 597

15 347

6 305

6 125

6 753

5 236

5 663

Внутренний

водный

311

406

481

562

106

129

139

102

126


Воздушный

1,4

1,9

2,4

2,5

0,8

0,9

0,9

1,1

1,2

Железнодорожный

1 648

2 040

2 048

2 140

911

1 058

1 312

1 312

1 382

Морской

69

91

111

112

59

34

25

37

34

Транспорт -

всего


10 185

14 617

16 815

19 265

8 168

8 200

9 300

7 750

8 337

Трубопроводный

303

428

576

1 101

785

853

1 070

1 061

1 131

За период 2000-2011 гг. объем перевезенных грузов транспортным комплексом России увеличился на 1,6%. В основном этот прирост обеспечил железнодорожный транспорт, объем перевезенных по российским железным дорогам вырос на 30,62%. Наибольший объем прироста перевезенных грузов обеспечил воздушный транспорт - плюс 33,3%. Объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом сократился на 7,5%, морским - остался без изменений, внутренний водный сократился на 2,4%.

На рубеже ХХI века мировое производство входит в качественно новый этап технологических изменений. Меняется структура международной торговли, что ведет к коренной перестройке всех схем транспортного обеспечения. В основе этих изменений лежат принципиальные сдвиги в структуре грузовой базы. В эпоху индустриального развития в международных перевозках преобладали дешевые сырьевые и массовые товары. В цене товаров транспортная составляющая достигала 30-40 процентов. Поэтому главной задачей перевозчиков было снижение удельных затрат на транспортировку. Достигалось это за счет увеличения грузоподъемности транспортных средств. Переход мировой экономики к постиндустриальному этапу развития ставит перед транспортными отраслями совершенно новые задачи.

В чем суть этих перемен? В международной торговле снижается доля добывающих и первичных отраслей (рис. 3).

Рис. 3. Продуктовая структура мировых перевозок в 1980-2010 гг., в %

Как видно из графиков в структуре грузов доля промышленных товаров с высоким удельным весом стоимости и низкой материалоемкостью растет опережающими темпами (синий график). Доля товаров с высоким физическим объемом (сырье, продовольствие, горючие материалы) – сокращается. В 1980-2010 гг. опережающими темпами росли контейнерные перевозки промышленных товаров. Их доля выросла в 2,5 раза с 19,9% в 1980 г. до 48,7 в 2010 г. Доля нефти в общем объеме грузоперевозок сократилась с 22,3 % до 18,5%. Самое существенное сокращение пришлось на группу необработанных промышленных товаров. Группа этих товаров в структуре мировых перевозок сократилась в 2.3 раза с 28,4 % в 1980 г. до 12,1% в 2010 г.. Доля сырьевых товаров сократилась в 1,5 раза с 9,4 % до 6,2%.

За последние 20 лет доля транспортной составляющей в международной цене товара снизилась в среднем до 5-10 процентов. В то же время резко возросла стоимость перевозимого товара. Это привело к росту мировых страховых ставок. В 2010 году по сравнению с 1980 годом они выросли в 8,5 раза. В прогнозах на 2020 год сохраняется устойчивая тенденция их роста. В этих условиях на первый план выходят качественные факторы транспортных услуг. На языке транспортников они звучат как четыре «С» - скорость, стоимость, сервис, сохранность. Именно они определяют уровень конкурентоспособности национальных транспортных систем.

В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [4] суммарный объём перевалки грузов за период с 2011 г. по 2030 г. возрастёт по различным сценариям в 1,8 - 2,4 раза и оценивается в объемах 985,1– 1286,8 млн. тонн (табл. 2). Наибольшие темпы роста обеспечиваются опережающим ростом объемов мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и освоением Арктических месторождений.

Таблица 2 . Прогноз объемов перевалки грузов через морские порты России на период до 2015-2020-2030 года, млн. тонн



Вид груза

2011

факт


2015

2020

2030

базовый

экспертн

базовый

экспертн

базовый

экспертн

ВСЕГО ГРУЗОВ,

в том числе:



535,6

725,0

665,9

879,0

863,4

985,1

1286,8

наливные

300,8

397,5

384,7

435,2

479,2

459,1

522,9

сухогрузы

234,8

327,5

281,2

443,8

384,2

526,0

763,9

Доля портов сопредельных стран в общем объёме перевалки российских внешнеторговых грузов сократится с 17 % в настоящее время до 4 % к 2030 году.

Подводя итог, можно выделить четыре основных тенденции в развития мировой транспортной сети на долгосрочную перспективу [3]:

Первая тенденция – это углубление специализации транспортного процесса по грузам и направлениям доставки. Со стороны транспортных компаний опережающими темпами растет спрос на узкоспециализированные транспортные средства, новые виды упаковок, специализированные терминалы. Примером могут служить перевозки на грузовых самолетах, через специальные международные терминалы. Это снижает себестоимость более чем в 2 раза по сравнению с перевозками грузов на пассажирских самолетах;

Вторая тенденция – это дальнейшее слияние транспортных и экспедиционно-распределительных предприятий. Крупные международные транспортно-распределительные Центры создаются в узлах, обеспечивающих стыковку морского, воздушного и сухопутного видов транспорта и имеющих надежные каналы связи. В АТР – это Шанхай, Сингапур, Лос-Анжелес, Пусан. Всего в мире, согласно портовому справочнику Port Guide Fairplay, насчитывается около 9400 морских портов и терминалов, суммарный грузооборот всех морских портов мира в 2010 году оценивается ЮНКТАД в объеме 14,96 млрд. тонн. Российские порты, соответственно занимают менее 1% по количеству и около 4% по грузообороту. С учетом объема российских грузов, ежегодно следующих транзитом через порты сопредельных государств (страны Балтии и Украина), доля российских портов в мировом грузообороте приближается к 5%. По грузовому потенциалу морской торговли Россия входит в число 6 ведущих стран мира (наряду с КНР, США, Японией, Великобританией и Австралией);

Третья тенденция – это повышение надежности перевозок. В том числе путем создание дублирующих транспортных коммуникаций мирового значения. Международные транспортные коридоры по территории России позволяют обходить нестабильные «горячие» точки на Ближнем Востоке, Центральной Америке и Центральной Азии. В целом это оказывает существенное влияние на уровень страховых платежей, что является одним из факторов инвестиционной привлекательности российских транспортных коридоров;

Четвертая тенденция – это рост специализированных контейнерных перевозок (рис.4). В 2010 году морской оборот контейнеров достиг 162 млн. единиц. Сегодня в них перевозится около 50 % генеральных грузов. Ежегодный прирост составляет 5-6 процентов и опережает рост мирового производства. В ведущих портах мира контейнеры обеспечивают подавляющую часть всей перевалки генгрузов: в Роттердаме более 80%, в Гонконге – 87 %, в Сингапуре – 92%, в Гамбурге – 96%, в Лонг-Бич – 99%.

На страны Южной и Юго-Восточной Азии и страны Западной Европы в 2010-2015 гг. будет приходиться более 70% мирового морского контейнерного трафика. При этом доля российских портов в мировом морском контейнерном грузообороте пока крайне незначительна: из 610,4 млн. TEU в морском мировом контейнерном грузообороте в морских портах России в 2010 г. было переработано 3,6 млн. TEU или менее 1%.



Рис. 4. Контейнерные перевозки направление АТР-ЕС-США в 2005-2020г., млн. TEU.


Список литературы

1. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под ред. Королева И.С. – М.: Юристъ, 2003.

2. Лукьянович Н.В. Морской транспорт в мировой экономике. - М.: Воениздат, 2008.

3. Морской транспорт России на фоне мировых тенденций / Ред.: Терский М.В., Меламед И.И. - М.: Современная экономика и право, 2008.



4. Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года / «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»; ООО «Инфра Проекты»; ООО «Морские транспортные проекты»; Maritime and Transport Business Solutions, Netherlands; ОАО «Союзморниипроект»; ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт морского флота». - http://www.rosmorport.ru/seastrategy.html.



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница