Ткаченко Наталия Николаевна



Скачать 133.49 Kb.
Дата 17.09.2016
Размер 133.49 Kb.


30/10/2010


Ткаченко Наталия Николаевна



МОУ Гимназия № 3

г. Белгорода

Информационные технологии и их роль в развитии познавательного интереса учащихся






Компьютеризация изучения истории предполагает использование в учебном процессе системы ЭВМ с целью повышения эффективности и качества изучения исторических дисциплин.

Компьютер – одно из названий электронно-вычислительной машины.

ЭВМ – принятое в вычислительной технике сокращенное обозначение названия электронно-вычислительной машины.
Уровни компьютерных программ.

Уровень – ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития.

Реформирование системы образования в стране неизбежно приведет к широкому использованию компьютерной техники на всех уровнях образовательной лестницы.

При наличии программиста в школе, учитель может разработать сценарий-кадроплан – описание информации, предназначенной к вводу в компьютер, а также порядок её извлечения и отработки пользователем (учащимся).

Современная, доступная каждому учителю практика предполагает разработку и использование четырех уровней компьютерных программ по истории.



Первый уровень – это программы, содержащие вопросно-ответное преподнесение учебного материала с экрана компьютера. Они могут выглядеть так (фрагмент).

«Вопрос: Что такое волюнтаризм?



(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Ответ: Деятельность, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих её лиц.



(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Вопрос: Кому из руководителей Советского Союза был поставлен в вину волюнтаризм в управлении смены кадров?



(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Ответ: Н.С. Хрущеву



(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Вопрос: ……… И т.д., и т.п.»

Программы первого уровня несколько примитивны. Тем не менее, они могут использоваться в условиях недостаточного количества необходимых источников по истории или в работе со слабоуспевающими учащимися.
Второй уровень – это программы, позволяющие учащемуся сделать выбор правильного ответа из нескольких предложенных. Они могут выглядеть так:

«Вопрос: Что называется реформой?



(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Ответы:


  1. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающие основы существующей социальной структуры.

  2. Нововведение любого содержания, независимо от полученных (положительных или отрицательных) результатов.

  3. Изменение состояния дел в пользу определенных социальных сил.

  4. Улучшение функционирования всех институтов власти, осуществленное на основе экономической заинтересованности людей».

Учащийся выбирает, на его взгляд, правильный ответ и получает одну из двух оценок – «отлично» или «неудовлетворительно».

Недостатки такой программы очевидны. Они рассчитаны на вспоминание, угадывание, не требуют активной мыслительной деятельности в выработке ответа. Кроме того, весьма велика случайность получения учащимся отличной оценки, в приведенном случае – 25 % (при выборе одного из четырех ответов).

Тем не менее, программы такого типа легко модернизируются, что быстро собьет с толку любителей угадывания. Варианты такие:



  1. на вопрос дается 5 – 6 ответов при одном правильном;

  2. на вопрос дается любое количество ответов, и все они неправильные;

  3. на вопрос дается любое количество ответов, и все они правильные и т.д.

При использовании вариантов б) и в) требуются дополнительные вопросы, нацеленные на разбор выбранных пользователем ответов, уточняющих, подтверждающих закономерность полученной оценки.


Третий уровень – это программы, требующие от учащегося выработки так называемого свободно конструируемого ответа на поставленные вопросы и ввода их в компьютер. Только после этого пользователь получает оценку.

Программы могут выглядеть так (фрагменты).


«Вопрос: Каковы основные последствия опричнины Ивана IV Грозного?

(Ответ наберите на клавиатуре.)

  1. производительные;

  2. сельскохозяйственные;

  3. уничтожение;

  4. собственники;

  5. разрушение;

  6. торговля и ремесло;

  7. уменьшение;

  8. черносошные;

  9. нарушение;

  10. система;

  11. войска.

(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Оценки:

Отлично – в изложении ответа использованы все 11 положений.

Хорошо – в изложении ответа использованы положения 1 – 8, или 3 – 11, или 1, 2, 5 – 11, 1 – 4, 7 – 11, 1 – 6, 9 – 11.

Удовлетворительно – в изложении ответа использованы положения 1 – 6, или 1 – 4, 9 – 11, или 1 – 2, 7 – 11, или 3 – 8, или 5 – 11, или 1 – 4, 7, 8, или 3, 4, 7 – 11.

Неудовлетворительно – любые другие варианты.

(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Надо. Основные последствия опричнины: подорваны производительные силы в сельскохозяйственной сфере, уничтожен класс собственников, разрушены крупные торгово-ремесленные центры, уменьшилось число свободных (черносошных) крестьян, нарушена система комплектования и организации войска».
Учитывая, что большинство слов имеет синонимы, в программы наряду с основными терминами вводятся и они.

Программы такого типа выглядят так (фрагмент).

«Вопрос: Каковы основные причины раздробленности единого Древнерусского государства?

(Ответ наберите на клавиатуре.)


  1. раздел (дележ, расчленение, раздробление, разъединение);

  2. территория (земля, владение);

  3. наследник (преемник, сын);

  4. усобица (междоусобица);

  5. рост (увеличение, усиление);

  6. земля (владения, угодья);

  7. натуральное (естественное);

  8. хозяйство (экономика);

  9. ремесло (промысел);

  10. город (град, горожане, городские);

  11. местный (периферийный);

  12. управление (руководство).

(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Оценки:

Отлично – в изложении ответа использованы все 12 положений или их синонимы.

Хорошо – в изложении ответа использованы положения 1 – 10, или 4 – 12, или 1 – 3, 5 – 12, или 1 – 4, 7 – 12, или 1 – 6, 9 – 12, или 1 – 9, 11 – 12 или их синонимы.

Удовлетворительно – в изложении ответа использованы положения 1 – 9, или 4 – 1, или 5 – 12, или 1 – 3, 7 – 12, или 5 – 10, или 7 – 12, 1 – 1, или 1 – 4, 9 – 12 или их синонимы.

Неудовлетворительно – любые другие варианты.

(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Надо. Основные причины: раздел территорий между наследниками; княжеские усобицы; рост крупного землевладения; натуральный характер хозяйства; активное развитие ремесел; рост и обособление городов; усиление местного аппарата управления».

И еще очень важный для составителя сценария-кадроплана вопрос. Компьютер – дело тонкое, в него что вложишь, то и получишь. Если программист с подачи учителя введет в ответ за экраном слово «император» в именительном падеже, то и пользователь должен употреблять это слово только в именительном падеже. Правильно сформулированный ответ, но с использованными словами в других падежах или склонениях, принесут учащемуся отрицательную оценку.

Выход из этого положения прост. Надо во всех используемых словах исключить окончания, а кое в каких и суффиксы. Программа такого типа может выглядеть так (фрагмент).
«Вопрос: Назовите концепции происхождения названия «Русь».

(Наберите ответ на клавиатуре.)


  1. славян*;

  2. плем*народ*люд*;

  3. варяг*норманн*скандинав*;

  4. дружин*войск*воен сил*окруж*близк*;

  5. ари*;

  6. Волг*;

  7. болгар*булгар.

(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Оценки:

Отлично – в изложении ответа использованы все семь положений или их синонимы.

Хорошо – в изложении ответа использованы положения 1 – 5, или 3 – 7, или 1 – 2, 4 – 7, или 1 – 3, 5 – 7, или 1 – 4, 6 – 7 или их синонимы.

Удовлетворительно – в изложении ответа использованы положения 1 – 4, или 4 – 7, или 1, 2, 5, 6, 7, или 3, 4, 5 или их синонимы.

Неудовлетворительно – любые другие варианты.

(Нажмите на клавишу смены кадров.)

Надо. Концепции:

Русь – название одного из славянских племен.

Русь – синоним слова «варяг».

Русь – дружина князя и его ближайшее окружение.

Русь – арийское племя.

Русь – народ, живший на Волге между болгарами и славянами».
Четвертый уровень – это программы для тех, кто стремится учится только на «отлично», экстерников, а также лиц, обучающихся дистанционно.

Программы первых трех уровней не требуют от пользователей отличной оценки, они констатируют то, что он заработал. Программа четвертого уровня будет «работать» с пользователем до тех пор, пока он не получит высший балл.

В основе программы четвертого уровня лежит тот же принцип структурирования, что и у программ третьего и частично второго уровней. Но при получении за ответ на любой вопрос не отличной оценки, учащийся ориентируется в поиске нужных знаний до тех пор, пока не достигнет цели.

Программа такого типа может выглядеть так (схема фрагмента).


«Вопрос: В чем заключается основной смысл «Табели о рангах» Петра I?

(Ответ наберите на клавиатуре.)

………………………………..



(Нажмите на клавишу смены кадров.)


Неудовлетворительно

Наберите ещё раз

Неудовлетворительно

См. источники: …

…….

Наберите ответ

с учетом новых знаний



Хорошо

Отлично!

Молодец!


Наберите ответ

с учетом новых знаний


См. источники: …

…….

См. источники: …

…….


(Нажмите на клавишу смены кадров.)».
Здесь дана схема действий пользователя, затрачивающего по одной попытке на получение более высокой оценки (кроме первой). Попыток может быть больше. При рекомендации источников учитывается их наличие у учащихся.

Контролирующие программы.
Контролирующая программа – дидактическое средство, обеспечивающее в сжатые сроки качественный и всеобъемлющий объективный контроль за ходом усвоения изучаемого материала.

Основное предназначение контролирующих программ – в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учащихся по любому объему учебного материала – разделам, параграфам, темам, терминологии, хронологии и т.д.

Выявление и оценка знаний с использованием контролирующих программ имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, колоссальная экономия времени. За один урок без использования компьютеров учитель сможет оценить 5 – 6 среднеуспевающих учащихся. За это же время, но с использованием компьютеров, все (!) учащиеся подвергнутся проверке знаний по 5 – 6 вопросам (6 – 8 мин. на вопрос). Если проверяется знание хронологии, то в несколько раз больше.

Во-вторых, учащийся проявляет полную самостоятельность в работе: сам высвечивает вопрос на экране дисплея, сам обдумывает его, сам формулирует и набирает ответ на него.

В-третьих, особое психологическое состояние учащихся. Оно проявляется: в настороженном отношении к «ящику с мозгами»; в радости (при получении отличной оценки); в огорчении (при получении плохой оценки) и т.д.

Разработка сценария-кадроплана контролирующей программы включает пять блоков.



1. Разработка круга вопросов, изучаемых учащимися и подлежащих контролю

2. Формулирование отобранных вопросов с учетом конкретности и непродолжительности ответов

3. Выработка полных ответов на сформулированные вопросы

5. Структурирование и составление сценария-кадроплана для ввода в компьютер

4. Выделение из ответов основополагающей (ключевой) терминологии, без использования которой получить правильный ответ будет невозможно

Какие виды работ включают блоки?

  1. Выбор круга вопросов для контроля. Имеются общегосударственные и региональные стандарты, программы, учебники, используемые в конкретной школе. Ими руководствуется учитель – разработчик сценария-кадроплана.

  2. Формулирование вопросов. Вопросы ставятся разнообразно: часть – на репродуктивной основе, часть – на продуктивно-познавательной основе, часть – на проблемной основе. Таким образом, отвечающему на такие вопросы предстоит что-то вспомнить, о чем-то подумать, а где-то и решить историческую задачу.

  3. Выработка полных ответов на отобранные вопросы. Это является наиболее сложным делом в подготовке программы. Ответы должны быть предельно сжаты и лаконичны.

  4. Выделение из сформулированных ответов ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. От правильности выбора этих слов зачастую зависит качество ответов учащихся.

  5. Верстка сценария-кадроплана. При этом важно соблюсти спокойный оптимистичный тон, корректный стиль общения в связке «учитель – ученик».


Сценарий-кадроплан готов. Вскоре программист введет его в компьютер, учитель – отработает на себе и программа готова к употреблению.

Где и как используются контролирующие программы?

П е р в ы й в а р и а н т. Учащийся по своей инициативе желает выяснить ход усвоения им курса истории (отдельной темы, вопроса и т.п.).

В т о р о й в а р и а н т. Учащиеся постоянно вне урока обращаются к дисплейной технике с целью осуществления систематического контроля за ходом изучения курса истории.

Т р е т и й в а р и а н т. При использовании в учебном процессе рейтинговой оценки знаний.

Ч е т в е р т ы й в а р и а н т. При использовании в учебном процессе специальных групповых занятий по выявлению индивидуальных знаний у всего класса (группы) по теме, разделу за четверть, полугодие и т.д. (Назовем его индивидуальным контрольным занятием).
Какова методика проведения занятия по четвертому варианту?

В первой части занятия учитель, наряду с общепринятой постановкой целей и задач, знакомит учащихся с правилами работы на компьютерах. Каждый учащийся получает задание – ответить на вопросы:


  1. для всех одинаковые;

  2. по нескольким вариантам;

  3. по персональным вариантам (последняя форма наиболее эффективна).

На 35 – 40 минут работы на уроке количество вопросов может составить 4 – 6. Распределение вопросов, вариантов осуществляется таким образом, чтобы было исключено заимствование учащимися у рядом или впереди сидящих одноклассников готовых ответов с экранов компьютеров.


Вторая часть занятия посвящена работе учащихся по выработке, формулированию и набору на клавиатуре компьютера ответов на вопросы собеседования.

Существующие программы обеспечивают выставление оценок каждому пользователю за каждый ответ. По итогам работы учитель получает распечатку ответов и журнал контроля, где в обобщенном виде представлены результаты работы каждого учащегося: сколько и за какие ответы получены отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, а также общая оценка за индивидуальное собеседование.

Во время работы учащихся учитель наблюдает за их поведением, реакцией при получении ими оценок (иногда эмоции приходится гасить), за методикой и организацией выработки и формулирования ответов на вопросы и т.д.
Третья часть занятия посвящена разбору работы учащихся на компьютерах. Учащиеся, получившие низкие оценки, ориентируются на отработку слабо усвоенных ими вопросов.
Завершается занятие постановкой задания на самоподготовку, определением форм контроля и отчетности на завершающем этапе изучения очередной темы или раздела.

Обучающие программы.
Обучающая программа – дидактическое средство, обеспечивающее посредством ЭВМ управляемую работу учащихся в усвоении необходимого материала.

Обучающая программа включает три составляющих её части – вступительную, основную и заключительную.




Обучающая программа



Заключение


  • Направления дальнейшего изучения материала

  • Методические средства для эффективной самостоятельной работы

  • Учебно-практические задания


Основная часть

  • Текстово-графическая информация

  • Ориентировка в усвоении материала

  • Промежуточный и итоговый самоконтроль за усвоением темы








Вступление

  • Название темы

  • Цель изучения

  • Время на отработку (примерное)

  • Справочная литература

  • Структура самостоятельной работы на компьютере

Разработка вступления не представляет собой сложности. Разговор (через текст) максимально доброжелателен и корректен.

В структуру основной части программы входит текстовый материал, средства наглядного выражения материала (схемы, таблицы, графики и т.п.), вопросы для самоконтроля за ходом усвоения знаний.

Текстовой материал формируется компактно, без лишних слов, выглядит читабельно и понятно.

Средства наглядности конкретны, несут в себе большую смысловую нагрузку, отражаемые в них знания носят, как правило, обобщенно-сравнительный характер.

Вопросы для самоконтроля за ходом изучения темы ставятся разнообразно – как по месту, так и по характеру.

П о м е с т у: после изучения одного положения; после изучения нескольких однородных положений; после изучения каждого вопроса; по итогам изучения темы.

П о х а р а к т е р у: в соответствии с уровнем компьютерной программы (см. статью: Компьютеризация изучения истории: уровни компьютерных программ).

Важно, чтобы учащийся работал, осознавая: либо он усваивает материал, либо нет.

Заключительная часть программы содержит оценочные показатели за самостоятельную работу (оценки за ответы на вопросы в обобщенном виде) и ориентиры на подготовку к очередному занятию в компьютерном классе.

Работа с обучающей программой всегда носит индивидуальный характер, независимо от места нахождения учащегося – в классе или дома. Но если в школе учитель всегда сориентирует учащегося в его работе, то обучающимся экстерном или дистанционно приходится работать в совершенно автономном режиме. Поэтому ко всем видам программ, а к обучающим особенно, требуется соответствующее наставление, выполнение которого поможет пользователю работать в высшей степени эффективно. Что оно включает?

П е р в о е. Не усвоив сути одного изучаемого вопроса, не переходите к следующему.

В т о р о е. Обязательно добивайтесь полных правильных ответов на контролирующие вопросы.

Т р е т ь е. Не допускайте продолжительных интервалов при изучении одной темы.

Ч е т в е р т о е. Завершив изучение темы, «пройдитесь» по программе ещё раз, но в более быстром темпе.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница