Требования к личности учителя предметов морально нравственного цикла



Скачать 182.32 Kb.
Дата 16.09.2016
Размер 182.32 Kb.


Требования к личности учителя

предметов морально – нравственного цикла
Емакова Н.В.

преподаватель предмета «Истоки»,

муниципальное автономное образовательное



учреждение города Костромы «Лицей №20»
Предложенная тема, с первого взгляда, кажется простой и хорошо известной. Но очень скоро приходит понимание, что именно в этом и заключается её сложность.

Не составляло труда отыскать общепринятые теоретические положения.

Но возникло желание самостоятельно рассмотреть заявленную тему. Попытаться проанализировать собственный, пусть очень небольшой, опыт.

Краткие сведения по теме представлены в раздаточном материале. Автор позволит себе не останавливаться на них.

Сразу перейдём к авторскому рассмотрению темы.

Прежде всего, определим понятийный аппарат: личность, учитель, мораль, нравственность, требование, цикл предметов.

Понятия о морали и нравственности присущи только человеку.

Предметы морально-нравственного цикла обращаются к душе учащихся. Изучением души занимается психология. Возможно, попытка объединить усилия предметов цикла и психологии окажется весьма полезной.

В качестве структуры темы был выбран анализ четырёх основных проявлений человека, как социального существа.

Это: сознание, личность, общение, деятельность.

Начать следует с основных свойств человеческого сознания.

1) Сознание - это система знаний человека об окружающем мире. Пример. Вопрос об особых морально-нравственных устоях, отличавших российское воинство от армий других европейских государств, можно объяснить, используя знания о способах их формирования.

В России солдатами становились крестьяне. Они приносили в армию устои сельской общины: уважение к старшим, трудолюбие, неприятие лжи и воровства, взаимовыручку.

Западные армии набирались путем вербовки наёмников. Нередко договор с вербовщиком подписывали преступники.

Некоторые полки являлись собственностью вельмож. Их солдаты смотрели на службу как на средство наживы, а российские солдаты понимали, что служат Родине.

Эту информацию можно подтвердить фактами из литературных произведений. В романе Вебера «Фан-фан – Тюльпан» показана сцена вербовки во французскую армию. В комедии Бомарше «Женидьба Фигаро» граф Альмавива является владельцем полка.



Вывод. Для учителя необходимо свободное владение материалом многих дисциплин.

2) Сознание способно отличать отделять «Я» от «не –Я».



Пример. Недостатки человека не являются неотъемлемой частью его личности. Они проникают в его душу постепенно. Проводниками являются деструктивные страхи: страх остаться одиноким, страх ошибиться.

К конструктивным страхам относятся: страх перед природной стихией, страх перед высотой. Они предупреждают человека о реальной опасности.

Деструктивные страхи затуманивают сознание человека, сковывают его волю. Не случайно, в христианстве состояние уныния считается предосудительным. Это - база для возникновения недостатков.

Когда человек понимает, что недостаток является чужеродным элементом, исправление проходит более успешно.



Вывод. Учитель должен отделять недостатки человека от его личности.

3) Сознание способно к целеполаганию.

Формулировки тем уроков цикла часто включают абстрактные понятия нерегистрирующего класса.

При работе с такими понятиями приходится учитывать несколько вариантов развития урока, имеется опасность отойти от целевой установки.

Для сравнения: одна из тем математики: порядок выполнения действий в примере. Учитель имеет дело с конкретными понятиями. Здесь целевая установка исключает возможность спонтанного развития урока.

Вывод. Учитель должен уметь оперативно корректировать урок.

4) Сознание – это система отношений человека к действительности.



Пример. В конце XX века в СМИ обсуждалась ситуация вокруг ДТП, в которое попал автомобиль Патриарха Алексия II. Эпизоду нередко давалась превратная трактовка. Патриарха обвиняли в чёрствости, так как он не подошёл к девушке, управлявшей другим пострадавшим автомобилем, а пересел в автомобиль охраны и уехал.

Эти люди упорно не хотят принимать во внимание ситуацию, которая тогда существовала в стране. Террористические акты в Москве происходили с печальной регулярностью. Разумеется, охрана Патриарха обязана была принять необходимые меры по обеспечению его безопасности и убедиться, что ДТП не является частью спланированного терракта.

Страшно представить, к каким последствиям привело бы покушение на патриарха в неспокойные годы рубежа веков.

Патриарх проявил не чёрствость, а гражданскую зрелость, подчинившись требованиям профессионалов, отказавшись от показного милосердия, которое добавило бы ему популярности, но могло поставить под угрозу стабильность в стране.

Патриарх в тот же день предложил девушке помощь. Но это сообщение прошло в СМИ почти не замеченным.

Вывод. Учитель должен уметь оценивать события в системе общечеловеческих ценностей.

Перейдём к структуре личности. Начнём с познавательных процессов.



Ощущения и восприятие обеспечивают поток информации в сознание человека. Надо знать их природу и значение для жизни человека.

Иначе трудно противостоять антигуманным молодёжным культам.

В СМИ появляются сведения о культах, утверждающих, что возможно отцифровать личность человека и поместить его в виртуальное пространство, где он сможет жить вечно.

У этих культов появляются адепты, некоторые даже берут займы для оплаты этой процедуры.

Абсурдность таких культов очевидна. Даже если предположить возможность виртуального существования человека, то какая жизнь была бы ему уготована. В виртуальном мире нет тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений. Людей ждала бы участь матросов с корабля «Чёрная жемчужина» из фильма «Пираты Карибского моря».

Надо воспитывать у учеников благодарность за простые повседневные радости. Они даны человеку свыше, лишать человека этого дара – преступление.

Но человек должен разумно пользоваться этими радостями. Иначе наступает пресыщение, и человек перестаёт ценить этот дар. Неслучайно, все мировые религии призывают человека к умеренности в удовольствиях.

Вывод. Учитель должен уважительно относиться к природе человека.

Теперь перейдём к памяти.

Необходимо работать со всеми видами ассоциаций.

Ассоциации позволяют увидеть разнообразие окружающего мира при его глубинном единстве.

Кроме того, ассоциации основаны не только на логике, но и на эмоциях. Учащиеся видят, что, не смотря на специфические особенности, душа и разум человека едины.

Вывод. Учитель должен уметь находить единство в разнообразии.

Поговорим о внимании.

Понятийный аппарат цикла требует умелого использования приёмов управления вниманием. Разумеется, выбор приёма зависит от возрастных особенностей аудитории.

Кстати, термин «Внимание», на родственном украинском языке звучит как «Увага». Сравнительная этимология позволяет уточнять значение слов. Проявляя внимание, человек проявляет уважение.



Вывод. Учитель должен уважать ученическую аудиторию и учитывать её возрастные особенности.

Теперь об основе учебной деятельности – мышлении.

Мышление изучает наука логика. Опыт показывает, что владение логикой для преподавателя цикла очень полезно.

Формальная логика всегда была уважаема духовными авторами, они были образованными людьми, умеющими вести сложные научные диспуты.

Иисус Христос, согласно преданию, спустился в ад, чтобы вывести оттуда великих людей древности, среди которых был создатель формальной логики – Аристотель.

Вот несколько примеров.



А) Существует три научные стратегии мышления: дедукция, индукция, аналогия.

Но мышление человека несовершенно, оно нередко совершает ошибки.

Иногда, мышление человека скатывается к ложной стратегии – трансдукции, где мысль идёт от произвольного к произвольному.

Так возникают весьма живучие ярлыки.



Пример. Во время путешествия Петра I в Европу, западные дворы были поражены поведением его свиты. Подобное поведение было перенесено на весь российский народ.

Но где юный царь и его приближённые могли почерпнуть подобный стиль поведения?

Источником была немецкая слобода – Кукуй. Разумеется, среди его обитателей были и аристократы, но в основном его населяли изгои европейского общества.

Пётр и его приближенные стали частыми гостями в немецкой слободе.

Неопытным юношам представлялось, что это и есть европейские прогрессивные нравы. Оказавшись в Европе, они старались вести себя свободно, стать своими для европейцев, не подозревая, что в образованном европейском обществе принят другой стиль поведения.

Европа увидела вовсе не российские нравы, а нравы своего социального дна. Но признать этого не захотела. Проще было приписать такое поведение России. Так появился ярлык, который оказался весьма живучим.

Печально, что некоторые современные молодые люди повторяют ошибку Петра. Они черпают знания о стиле поведения западного общества из низкопробных боевиков и копируют это поведение. Они уверены, что ведут себя раскрепощённо и незакомплексованно, а на деле способствуют сохранению старого ярлыка.

Б) Логические операции.



Пример. Существует мнение, что официальное бракосочетание никакой роли не играет. Утверждается, что если два человека любят друг друга и живут вместе, то это уже брак, и формальности тут не нужны.

Однако, учащиеся соглашаются с рассуждением, основанном на логике.



Алгоритм рассуждения.

а) Брак – понятие неоднородное.

б) Объёма неоднородного понятия раскрывает операция деления.

в) Производить операцию деления можно только по одному признаку.

(Например: нельзя утверждать, что люди делятся на мужчин, женщин и детей. Здесь, деление производилось по двум признакам: полу и возрасту.)

г) Для классификации деление должно производиться только по существенным признакам.

д) Для классификации понятия «Брак», необходимо найти существенный признак этого понятия.

е) Существенным признаком понятия «Брак» является акт его признания.

(Этот признак был найден в результате нескольких проб и ошибок.)

ж) В результате деления понятия «Брак» по признаку «Акт признания» была получена следующая классификация:

- брак, признанный церковью,

- брак, признанный государством.

Была сделана попытка дополнить эту классификацию понятием «Брак, признанный обществом». Но так как в признании брака обществом отсутствует сам акт признания, предложенное понятие было признано несуществующим.

(Например: существенным признаком понятия «Предложение» является наличие грамматической основы. Предложения делятся на простые и сложные. Если грамматическая основа отсутствует, то это - не предложение, а словосочетание.)

з) В результате рассуждения был сделан вывод, что если союз мужчины и женщины не утверждён каким-либо актом признания, он не является браком.

Важно, что учащиеся пришли к этому выводу сами. Разумеется, возник вопрос: «А нужен ли брак вообще?»

Но очень быстро пришло понимание, что вне брака теряют смысл понятия «Муж» и «Жена».

Этот итог рассуждения заставил многих задуматься: «Если живущие вместе мужчина и женщина – не муж и жена, то кто они? Каковы их обязанности? Что может защитить и гарантировать их права?»

Значит, институт официального брака вовсе не устарел. Только он может чётко и недвусмысленно присвоить людям статус супругов.

Кстати, государство и церковь относятся с большим уважением к актам признания брака, принятым для каждого из них.

То обстоятельство, что в этом рассуждении нет никакого морализирования, никаких нотаций, которые можно объявить «устаревшими и ханжескими», а только - чистая логика, заставило подростков отнестись к его результату достаточно серьёзно.

Разумеется, переубедить удалось не всех, но задумались многие, а это уже не мало.

В) Установление отношений между понятиями.

Пример. Тема: «Нравственный смысл стремления к правде».

Сюжет оперы Чайковского «Иоланта» построен на том, что от дочери короля скрывают правду. Иоланте не лгут, ей только не говорят, что она слепа от рождения. Окружающие берегут её от горькой правды. В результате у Иоланты не возникает желания прозреть. Эта ошибка в воспитании грозит страшным приговором – пожизненной слепотой. И только случайное вмешательство рыцаря Вадемона открывает Иоланте правду, пробуждает желание видеть и приносит прозрение.

Показательно, что правда и прозрение приходят в жизнь Иоланты вместе с любовью.

Г) Построение доказательств.

В старших классах нередко приходится вести серьёзные дискуссии. Учителю необходимо знать алгоритмы доказательств и опровержений.

Но ещё более важно знать запрещённые приёмы доказательства.



Пример. Двойная мораль. Иногда трёхсотлетнее монголо-татарское иго преподносится как доказательство склонности российского народа к рабству.

Между тем, мавританское иго над Испанией длилось почти восемь веков.

Но это иго некоторые историки представляют как благо, на том основании, что мавры не стремились обратить в ислам местное население.

Но монголо-татары тоже не вмешивались в вопросы религии Руси.

И русичам, и испанцам было чему поучиться у своих завоевателей.

Значит, наличие в истории народа длительного периода иностранного владычества не является признаком склонности к рабству.

Предложенные примеры показывают важность логики. Кроме того, не следует забывать, что логические действия относится к метапредметным умениям. Это соответствует требованиям новых ФГОС.

Вывод. Учитель должен владеть логикой и уметь вести научные диспуты.

Теперь о воображении.

Воображение необходимо не только для придания учебному материалу яркости, но и для определения его степени достоверности.

Пример. Если представить картину сожжения княгиней Ольгой древлянского города Искоростеня, не остаётся сомнений в легендарности этого события.

Во-первых, оперение птиц немедленно бы загорелось. Во-вторых, птица никогда не принесёт такую смертельную опасность, как огонь, в своё гнездо.

Численность гарема Великого князя Владимира, в котором якобы содержалось триста наложниц, тоже явно преувеличена.

Стоит только представить, сколько потребовалось бы отапливаемых помещений, и становится ясно, что при таком гареме всё состояние князя в буквальном смысле вылетело бы в трубу.

Разумеется, быту славян были свойственны черты, традиционные для всех языческих обществ. Отрицать это невозможно. Но недопустимо принимать всерьёз летописные вставки, умышленно представляющие славян в неприглядном свете.

Вывод. Учитель должен иметь развитое воображение, соотнесённое со здравым смыслом.

Переходим к эмоционально-волевой сфере.



Эмоциональные переживания показывают отношение человека к окружающему миру.

Во время урока учитель в основном работает с чувствами и эмоциями.



Виды чувств и эмоций: моральные, аморальные, интеллектуальные, эстетические, праксические.

Разумеется, очень важны моральные чувства, ведь к ним относятся «Любовь», «Патриотизм», «Сострадание».

Надо учить подростков распознавать в себе аморальные чувства и давать им правильную нравственную оценку.

Вывод. Учитель должен обладать богатым эмоциональным миром и высокой эмоциональной культурой.

Сигнальная функция эмоций заслуживает особого внимания.

Человеку даны 9 базовых эмоций: гнев, интерес, презрение, отвращение, радость, страдание, страх, стыд, удивление.

Из них: 6 – отрицательные, и только 3 – положительные. Это не случайно.

Отрицательные эмоции предупреждают человека об опасности, помогают ему выжить. Чтобы справиться с опасностью, человек должен обратить на неё внимание. Поэтому человек проявляет повышенный интерес к тем объектам, которые вызвали у него отрицательные эмоции.

Этот принцип распространяется и на информацию. Не случайно все сказки заканчиваются, когда их герои достигли счастья и благополучия.

Негативные новости вызывают повышенный интерес.

Недобросовестные журналисты используют это явление. Они старательно выискивают негатив и усиленно транслируют эту информацию. Такой приём позволяет приобрести быструю популярность.

Но постепенно вырастают люди, заранее разочарованные в жизни, не способные уважать ни свою страну, ни самих себя. Особенно этому подвержены подростки.

Неуважение к себе формируется постепенно. Сначала возникает к себе жалость. Затем - желание пожаловаться на свои незаслуженные страдания. Эти печальные повествования находят заинтересованных слушателей. Подросток быстро соображает, что быть неудачником не так уж плохо. Внимание окружающих достаётся без особых усилий.

Педагог должен противостоять настойчивому прессингу негатива.

Разумеется, нельзя бросаться в другую крайность и увлекаться только позитивом. Это противоречит закономерностям эмоциональной жизни человека и выглядит фальшиво.

Надо учить подростков адекватно оценивать происходящее, показывать им, что все явления имеют положительную и отрицательную стороны.

Вывод. Учитель должен обладать эмоциональным балансом.

Переходим к воле.

Волевое действие имеет структуру. Очень важен интеллектуальный блок.

Итог волевого действия и его нравственное значение во многом зависят от того, с какой мысли оно начиналось.

Необходимо приучать подростков давать нравственную оценку волевого действия и мотивов, которые его породили.

Для этого педагог должен сам уметь анализировать своё поведение.



Вывод. Учитель должен обладать развитой рефлексией.

Очень важная составляющая личности человека – его индивидуальные психологические особенности.

Сначала – о темпераменте.

Принято выделять четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Темперамент даётся человеку от рождения.

Нет «плохих» или «хороших» типов темперамента. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны.

Вывод. Учитель должен уважать личностные особенности учащихся.

Темперамент служит основой для формирования характера.

Четыре блока характера отражают отношение человека к другим людям, к труду, к вещам и к самому себе.

Характер не даётся от рождения, а формируется в течение жизни.

Невозможно воспитывать отдельную черту характера, необходимо воспитывать весь блок в целом.

Вывод. Учитель должен обеспечивать системность в воспитании.

Теперь о способностях. Способности проявляются только в деятельности.

Уроки цикла позволяют не только развивать способности учащихся, но и воспитывать у них чувство ответственности за свои дарования. В этом отношении особенно важна притча о закопанном в землю таланте.

Вывод. Учитель должен нацеливать учащихся на самореализацию.

Личность проявляет себя в общении.

Общение включает в себя три взаимосвязанных стороны. Рассмотрим их.

Коммуникативная сторона общения обеспечивает обмен информацией между людьми.

Педагогу часто приходится противостоять попыткам СМИ преподносить тенденциозно истолкованную информацию.



Пример. Россиян пытаются убедить в том, что склонность к рабству – их прирождённая черта. В качестве доказательства приводится присутствие в Российской истории таких явлений, как крепостное право и Гулаг.

Эти утверждения не обоснованы. Крепостное право – неизбежный период истории земледельческих народов.

В Европе крепостное право установилось раньше, чем в огромной России, где у крестьян долгое время сохранялась возможность укрыться от власти феодала. Поэтому в Европе крепостное право раньше себя изжило. В России оно тоже должно было пройти все необходимые этапы. Это – объективный исторический процесс. Как только созрели необходимые предпосылки, крепостное право было отменено.

Действительно, в Англии, крепостное право было уничтожено несколько раньше, чем окончательно изжило себя.

Но такое, превентивное, уничтожение крепостного права не принесло счастья и благополучия английским крестьянам.

Началось «Огораживание». Дворяне сгоняли крестьян с наделов, и на освободившейся земле разводили овец.

Производство было ещё не готово принять такое количество свободных наёмных рук. Английские города наполнили толпы бродяг. Государство издавало кровавые законы, по которым их ждали кнут и виселица.

Разумеется, нелепо идеализировать этот период в российской истории. Но крепостное право в России, при всей его суровости, не лишало крестьян возможности честным трудом обеспечивать себя и свою семью, избавляло от унизительной участи попрошаек и преступной жизни разбойников.

Русский крестьянин мог заниматься уважаемым в обществе делом хлебороба, он сохранял самоуважение и внутреннюю свободу.

О духовном рабстве не было и речи. Русский народ сохранил природное свободолюбие. Это он доказал, разгромив Наполеона и Гитлера, перед которыми склоняли головы народы стран, где крепостное право было отменено гораздо раньше.

И страшный Гулаг показал несокрушимую волю россиян к свободе, которую невозможно сломить никакими репрессиями.

Ведь иначе Гулаг просто бы не возник, в нём не было бы необходимости.



Вывод. Учитель должен уметь противостоять тенденциозности.

Интерактивная сторона общения состоит в организации взаимодействия между людьми.

На уроке взаимодействие между учителем и учащимися, чаще всего, облечено в форму диалога и монолога.

Диалог требует меньше внимания к структуре речи. Мышление занято содержанием, а не формой обсуждаемого вопроса.

Поэтому при диалоге чаще наступает озарение, приходят оригинальные мысли, нестандартные решения.

Монолог способствует развитию речи, повышению речевой культуры. Дисциплинирует мышление, приучая чётко оформлять мысль словами.

Вывод. Учитель должен умело использовать на уроке диалог и монолог.

Перцептивная сторона общения обеспечивает восприятие людей друг другом и установление взаимоотношений между людьми.

Эта сторона исторически не связана напрямую с выживанием, поэтому нуждается в особом внимании со стороны воспитателя.

Современные средства коммуникации дополнительно усложняют процесс развития социальной перцепции у подрастающего поколения.

Специфика уроков цикла позволяет учащимся в ходе собственных рассуждений осознать, что: «Счастье, это тогда, когда тебя понимают».



Вывод. Учитель должен быть для учащихся примером доброжелательности, такта и деликатности.

Три стороны общения можно объединить в треугольник. Как известно, треугольник – самая устойчивая фигура. Единство сторон общения обеспечивает его эффективность.

Вывод. Учитель должен учитывать все стороны общения.

Личность проявляет себя в деятельности.

Деятельность учителя состоит во взаимодействии со многими людьми.

Существует пять стратегий взаимодействия: соревнование, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

Понятно, самыми продуктивными являются стратегии «Компромисс» и «Сотрудничество».

Кроме того, эта схема позволяет лучше понять, соотношение отрицательных и положительных эмоций у человека.



Вывод. Учитель должен уметь взаимодействовать с людьми в рамках компромисса и сотрудничества и воспитывать это умение у учащихся.

Таким образом, был сформулирован перечень требований к личности преподавателя предметов морально-нравственного цикла с учётом положений науки психологии и двухгодичного опыта преподавания предмета «Истоки». Разумеется, он требует доработки и уточнения.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница